Апофеоз любви, 46-53

Александр Подвижников
Учение Храма, т.1, ч.1

НАСТАВЛЕНИЯ 46-53

НАСТАВЛЕНИЕ 46

К прискорбию моему, но все же не к отчаянию, то тут, то там Я вижу, как какое-либо дитя Храма погружается в трясину уныния, выпуская из рук штурвал корабля жизни, шатаясь под нелегким грузом, возложенным на себя по неведению, грузом, слишком тяжелым для любого человеческого существа, – и все оттого, что человек на время утратил способность к восприятию Божественной энергии, единственной, что могла бы устремить его к постижению божественных и совершенных замыслов, являющихся наследием каждого сына Живого Бога, тех замыслов, в которых воплощены силы, повелевающие и движением солнц в пространстве, и устремлением паука плести свое тончайшее обиталище.
С первым же пробуждением человеческой души к постижению своей божественности и к познанию характера той субстанции, в которой она обрела форму, просыпаются и кармические результаты ее предыдущих жизней, идущие по линии чувственных удовольствий, вызывая в ней ужас и отвращение. Временами этот ужас погружает ее в пучину страха; страха, что она согрешила слишком сильно, чтобы надеяться на искупление; страха от бессилия сокрушить обступивших ее демонов. И наконец, в отчаянии она решает создать идеал и стремиться к нему методом исключения. Она выбирает в себе наиболее очевидный недостаток и рьяно принимается за его искоренение. На какое-то время ей удается подавить этот недостаток или, вернее, затолкнуть его в глубины своего аурического тела, но едва эта трудная задача выполнена, как до ее сознания доходит, что иная форма того же самого порока или другой, не менее ненавистный недостаток занимает его место. Тогда душа начинает понимать, что существует гораздо более глубоко укоренившаяся причина ее неудачи – что-то неправильное в самом сердце ее бытия. Должно быть, сама субстанция, в которой она воплощена и из которой образована, вибрирует не в унисон с сердцем Великой Сверхдуши. Обескураженная бессилием уничтожить своих мучителей, она решает прибегнуть к иному способу, который, как ей кажется, будет безошибочным. И вот она делает усилия победить эти элементарные силы, поднимая их к более высоким вибрациям. И может статься, что там, где сейчас проявляется жажда власти и положения в обществе, сила воли обратит ее на столь же сильное стремление к возвышенным и праведным вещам. Она посвящает весь избыток своей энергии для преуспеяния в какой-либо религиозной или общегуманной цели и некоторое время верит, что наконец-то обрела покой осуществления, но настает день, и она вдруг прозревает, что это все та же, лишь чуть измененная жажда власти, другая разновидность того же алчного желания, и теперь это чудище с головой гидры крепко держит ее в своих когтях. Тогда наступает период полного уныния и отчаяния. Тяжело ступая, с поникшей головой, бредет она сквозь мрачную, обступившую ее со всех сторон пустыню. И не видит она конца своему труду, и не знает надежды. Но вот однажды она соприкасается с другой душою, погрузившейся в какую-нибудь трясину зла еще глубже, и данное ей самим Богом сострадание отзывается на обращенный к ней зов. И как спадает с плеч грязная накидка, так спадают с ее сознания оцепенение, безнадежность и отчаяние. Она протягивает руку помощи страдающему брату, и в этот момент в ее собственном сознании, прямо от Христовой Звезды Эроса, вспыхивает луч света, которым освещена вся Вселенная, – Самоотверженная Любовь. Любовь, которая отбрасывает всякий страх и побуждает к добрым делам; Любовь, что порождает мир, радость и счастье даже в страданиях, тревогах и волнениях физической жизни; Любовь, что входит прямо в самое сердце вещей и изливается оттуда, полная благословения для всех, кто открывает ей свои сердца.
Явным свидетельством пробуждения Любви в человеческой душе будет появление непреодолимого желания отдать и себя и все, чем она владеет, на благо всех. И только тогда, когда мы способны отдать всего себя Любви, мы можем обрести жизнь во всей ее полноте. Но – увы! – самообольщенные ищут не там. Они направляются на поиски источника мудрости, воды которого есть брызги этой Любви, с уже готовыми представлениями не только о том, из чего Она состоит, но и о том, где ее следует искать, – и не находят ничего, кроме чада алчного желания, которое вскоре затемняет все остальные их чувства и в конце концов оставляет их сердца вдесятеро более голодными, чем они были в начале исканий. Часто, о как часто вы слышали слова: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». И тут Я настоятельно прошу приложить все ваши силы к тому, чтобы правильно понять все то, что заключено в этом выражении – все то, что оно означает для вас лично. Прежде всего, это совершенная вера, бескорыстная любовь и доверие. Ведь только тогда, когда на действия ребенка стараются повлиять старшие, он выбирает путь, противоположный тому, по которому идет так называемый грешник. Для Любви все люди равны. Она ничего не берет и дает все. С расцветом этой могущественной силы в нашем сердце она начинает убедительно говорить через наши глаза. Мощью интуиции Любовь притягивает к нам мудрость и силу, которых мы не можем достичь никаким иным способом; она бросает наши грязные лохмотья самооправдания в огонь, восходящий из сердца великого Храма Жизни, и заново одевает нас в незапятнанные одежды, сотканные из нитей, что лежат, свернувшись, в каплях пота, выжатого из наших мук в тот момент, когда мы находимся в самом средоточии центрального пламени, где рано или поздно должен стоять каждый ученик Великой Белой Ложи, пока он не очистится.
Ах, дети Мои, ничто другое из нашего существования не идет в счет, кроме Любви. «Если вы не любите вашего брата, которого вы видите», – если брата, обманувшего вас в делах, вы не любите так же, как и брата, ставшего вам опорой в тяжелый час; а сестру, предавшую вас и ваше доверие, – так же, как и ту, которая была вашим вдохновением; если вы не любите своих братьев, идущих сейчас по темной стороне жизненного пути, – не всегда по своей воле, но нередко оттого, что вы же или вам подобные оттолкнули их от солнечной стороны, – если вы не можете любить их, нуждающихся в вашей любви больше, нежели остальные, то «как же вы можете любить Бога, которого не видели»? Бога, в котором эти, ныне ненавидимые, «живут, движутся и имеют свое бытие»?
Пока вы в гневе и отвращении отворачиваете свои лица от самых низких тварей, которым дарована жизнь; пока вы склоняете, или соблазняете, поступать таким же образом другое человеческое существо, до тех пор засовы врат, которые отделяют вас от вашего достояния, остаются недвижимыми, а вы все так же продолжаете брести на ощупь в полной тьме.
Слова «Не судите, да не судимы будете» были сказаны вам в такой же степени, как и тем другим частицам божественного, которые, находясь в свете Духовного Солнца, стремились рассеять окружающие их густые тучи. Но этот свет был сфокусирован на экране их жизней с такой силой, что на время они лишились способности справедливого суждения благодаря зажженным таким образом огням. Но с вами дело обстоит иначе. Вы так долго находились в лучах этого Солнца, что его свет вошел в ваше сознание и наделил силой самообладания, воздержания от осуждения и даяния любви там, где в ней нуждается слабый или заблуждающийся брат.
Возвратитесь ко мне, дети Мои, бредущие вдалеке, окольными путями, проложенными безверием, осуждением и отсутствием Любви; вернитесь, пока не настало то время, когда вы не сможете более услышать Моего голоса и видеть Мою протянутую руку. Откройте ваши сердца той божественной любви, которая, как в зеркале, отражает наше единство. Помните, что грех вашего брата – это ваш грех, слабость вашей сестры – ваша слабость. Помните, что подобно тому как Великий Учитель не может обрести покоя, пока не соберет воедино всех овец, Ему принадлежащих, так же и вы не сможете обрести принадлежащего вам достояния, пока не одарите любовью сердца, которые являются частью вашего сердца. Не выпуская руки Моей, вместе со Мною ищите ваших заблудших собратьев и окружайте их любовью, которая есть апофеоз всего, – любовью, побеждающей все, даже саму смерть.
Когда звуки произносимых вами слов достигают невидимых царств; когда свет от зажженных вами огней проникает далеко за пределы земного видения, эти звуки и свет возвращаются к той форме энергии, неотъемлемой частью которой они являются, и могут быть вызваны теми, кто приобрел силу обращаться с этими формами энергии, – не обязательно в виде повторения произнесенных слов или таких же вспышек света, а в виде элементарных воплощений, подчиняющихся контролю. Подобным же образом мысли любви, сострадания и преданности, бьющие ключом в человеческом сердце, распространяются гораздо дальше, чем полагают их породители, и сливаются с родственными им силами в духовных царствах. И они также подчиняются призыву и приходят, как ангельские гости, к тем, кто приготовил для них обиталище.
Тем же, кто на все написанное или сказанное с целью пробудить человека к осознанию мощи Любви смотрит как на нечто ненужное и банальное, как на бесполезную трату времени, которое лучше посвятить какой-либо материальной выгоде, Я отвечу: даже с самой практичной точки зрения развитие силы Любви принесет достижение всего, что они так высоко ценят, ибо, бесспорно, Любовь является наиболее могущественной формой энергии во Вселенной. Тот, кто приобрел способность любить, имеет в своем распоряжении и все меньшие формы силы; но только речь идет о той Любви, которая все отдает, а не о той, которая все тянет к себе, ибо, как это ни парадоксально, отречение равносильно обладанию.

ПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА

НАСТАВЛЕНИЕ 47

Можно усвоить бесчисленное количество уроков, наблюдая действие современных деловых принципов. Прошлый цикл рукопашных конфликтов между людьми и нациями за обладание престижем, могуществом и богатством, близится к концу, но уже начался и быстро набирает силу другой цикл такой же всемирной борьбы, в которой уже человеческий мозг будет являться орудием и нападения, и защиты. Любые циклы всегда перекрывают друг друга в той или иной степени.
«Храбрый рыцарь» уже не пользуется переполненной зрителями ареной, дабы выказать свою доблесть и получить награду. Сцена кровавой резни изменяется, и теперь куда более великие битвы происходят в деловых конторах вздымающихся каменных глыб – небоскребов. В роскошно обставленных приемных, представляющих собою преддверие к настоящей сцене действия – всей планете, разрабатываются грандиозные планы, результаты которых проносятся по всему миру, оставляя за собою, как в кильватере корабля, горечь, отчаяние, самоубийства и убийства, толкая тем самым бесчисленные множества мужчин, женщин и детей на улицу – просить милостыню или еще того хуже. И в то же время возникает целый класс чрезмерно деятельных, оптимистически настроенных людей, без умолку разглагольствующих о быстром развитии цивилизации. Финансовые магнаты, как называют многих из них, – это люди, которые бессердечно используют любое преимущество перед несчастными жертвами обмана и очень искусно манипулируют правами и привилегиями людей для своей личной выгоды. Последние же раболепствуют и преклоняются перед своими временными идолами до тех пор, пока в своем безумном стремлении урвать хоть что-нибудь от накопленного идолом богатства они находят лазейку, достаточно широкую, чтобы через нее можно было просунуть руку. Если же это им не удается, то ревность, зависть и отчаяние заставляют их сбрасывать идолов с пьедесталов, повергать в прах и предавать прежде уважаемые имена злословию и поношению. Точно так же в старину идолопоклонники повергали ими же сотворенных и раболепно обожаемых идолов, когда законы, управляющие жизнью, оборачивались против них, и бессилие идолов отвратить несчастье и вполне заслуженное наказание становилось мучительно очевидным. До тех пор пока теплилась надежда получить от них ответ на свои просьбы, идолы пребывали в безопасности. Но как только они оказывались неспособными исполнять все возрастающие просьбы, то все, что их создатели уже получили и, возможно, из того же самого источника, – все это забывалось, и в бешеной ярости люди разносили в щепки то, во что они вкладывали прежде свою веру.
И не имеет значения, будет ли это идол, король, правительство или же обыкновенный индивидуум, – эгоистичная, неблагодарная, предательская низшая человеческая природа в своей ярости вновь и вновь повторяет в каждом веке одну и ту же, давнюю трагедию. А того, кто, узрев призраков грядущего кризиса, становится посреди бурлящей толпы, чтобы предупредить, уговорить, научить, – того неизбежно ожидает та же судьба, какая постигла Спасителей человечества от начала времен. И хотя все сказанное Мною уму непосвященного покажется явным пессимизмом, на самом деле это далеко не так, ибо сам факт перенесения сцены действия из низшего, или материального, плана на высший, или ментальный, уже является моментом искупления во всей этой достойной сожаления ситуации. Пока человечество не прочувствовало всего ужаса и всей грубости телесной борьбы и стычек, оно не могло (и не хотело) воздержаться от своего похотливого желания иметь физическое господство и выгоду. Так и сейчас: пока человек не достиг полного понимания конечных следствий еще более ужасного, хотя и бескровного умерщвления невинных, что сейчас имеет место под видом бизнеса, а также того, что его сегодняшние орудия пыток вдесятеро более опасны и пострадавших от их использования будет вдесятеро больше, а грех от содеянного распространится намного дальше (ибо ментальная энергия гораздо выше и сильнее, нежели простая грубая сила), – до тех пор он не сможет даже приблизительно представить всей серьезности ситуации, в которую он попал. И до тех пор пока он не очнется, он не сделает и попытки изменить положение. Век за веком из Беспредельного Сердца Сострадания посылались Великие Души, заслужившие свой венец бессмертия; их разрывали на части и отбрасывали назад – к источнику бытия – подобно отвергнутому дару, который сначала измарают и осквернят грязными руками, а потом швыряют в лицо дарителю, и все из-за слепоты и эгоизма тех, чье зрение заволоклось кирпично-красным туманом страсти, застилающим их внутренний взор. И тем не менее битва только началась.
Стоит ли удивляться, что бедная, слабая человеческая плоть теряет почву под ногами при мысли о том остракизме, презрении, а также дубинке и веревке, что ожидают ее при встрече с теми, кто стоит на защите права и справедливости? Но самым жалким и низким из всех трусов рода человеческого является тот мужчина или та женщина, кто, болтая о братстве, о божественной любви и о божественном законе, прикрывает свою волчью шкуру одеждами добродушия и справедливости с целью сделать своей добычей слабых братьев; или не имеет хотя бы мужества обличения; или может оставаться безучастным при виде своих сотоварищей, получающих пощечины, избиваемых и разрываемых на части переполняющими их внутренними и внешними силами возмущения и бунта, и даже пальца не поднимет, чтобы помочь и поддержать их, а напротив, присоединяет и руку и голос к рукам и голосам общих врагов, чтобы уничтожить своих собратьев. И самое удивительное в этом странном, ненормальном положении такого человека – отсутствие у него понимания, что он навлекает на себя и на своих близких и любимых. Он не способен заметить, во что он вырядился, а если и замечает, то не желает сознаться в этом даже самому себе и, таким образом, продолжает опускаться в болото предательства и отрицания Братства, зная в то же время, что, будучи частью Единой Жизни, он не может нанести удара своему брату, без того чтобы этот удар не опустился на его же собственную голову.
Но даже и к таким, как эти, истинная душа обратится с жалостью и любовью, ибо она знает: ничто не может быть утеряно из мирового сердца – сердца всех вещей и созданий; что и заблудшая душа рано или поздно возвратится в свой прежний дом. Быть может, она вернется, как та птица, которая, налетев на скалы, разбила крылья и утратила силу свою: безжизненной, беспомощной она падает на землю, становясь добычей для диких животных и забавой для небесных ветров; но она должна вернуться, ибо в Божественной Вселенной нет ни единого места, где хотя бы одна частица Бога могла затеряться навсегда.
Физическая боль и терзания ума могут довести до состояния беспомощности даже самого мужественного; но до тех пор, пока существует эгоизм, должна жить и боль, чтобы выполнять свою работу совершенствования. Изгоните эгоизм – и причина, и следствие боли уйдут вместе с ним, ибо эгоизм живет и развивается за счет потворства своим желаниям.
В часы вашей муки, скорби и слабости ваши мысли устремляются к высшему «Я» – Богу, Учителю или Спасителю. Вы осознаете вашу слабость и пытаетесь руками вашей души дотронуться в темноте до руки, которая придала бы вам мужество и устремляющую вверх силу, чтобы подняться, выйти из долины мрака и вступить на суровую стезю жизни. Когда вас постигает несчастье и фортуна отворачивается от вас – из-за предательства других или из-за недостатка собственной мудрости, – вы также впадаете в подобное состояние слабости и снова тянетесь за помощью к Великому Безмолвию. Вы будете скрывать эту кажущуюся слабость, этот зов о помощи от окружающих; и если вы были искренни, то ответ на вашу просьбу придет, как приходит всегда, если она разумна; но, увы, – все ваши усилия прекращаются с получением божественного ответа. Возвратившиеся к вам бодрость и энергия, дела, требования окружающих вас людей отвлекают ваш ум; данные вами клятвы остаются невыполненными, а подчас и вовсе забытыми; свет, в какой-то момент наполнивший вашу душу, гаснет, ибо вы закрыли окна души, через которые этот свет входил. Сострадание к тем, кто страдает теперь, как прежде страдали вы сами, подавляется в битве за материальные выгоды; сердце ваше ожесточается; иными словами, ваша душа умирает от голода, ибо вы не сумели обеспечить ее единственно нужной ей пищей, которая может быть получена лишь одним способом: послушанием закону спроса и предложения, обращения и получения. Ваши жены и мужья, дети и друзья болеют, страдают и, случается, умирают или же несут какие-либо иные тяжелые потери, в точности соразмерные той, что претерпело сердце Всего Сущего из-за вашей трусости, неблагодарности и неспособности продолжить духовные обращения, которые помогли бы Божественному Отцу-Матери снабдить вашу душу пищей, необходимой для ее индивидуального роста.
Даже с поверхностной точки зрения покажется странным, чтобы обычный, умный, проницательный и исполнительный делец был бы столь неспособен применить законы, приносившие ему до сих пор успех в материальной плоскости, в отношении души или духовной жизни, – когда для него результат такого успеха оказался бы почти всем, что только стоит иметь, ибо позволяет удовлетворить желания, которые более непосредственно относятся к органам чувств души. Ведь его жизнь протекает в борьбе не из-за одних только телесных удобств и комфорта, но ради возможности наполнить эту жизнь прекрасными вещами с целью воспитать и удовлетворить его ум, ибо желание сосредоточено главным образом в уме. И все же такой человек почти всегда будет совершенно игнорировать высшее действие этих законов и не сделает и попытки оценить его. Он знает, что если он хочет выиграть в жизненной борьбе, то должен быть в состоянии удовлетворить или создать спрос на рынке. Он знает, что он, или его товары, должны вызвать такую оценку, чтобы ее результатом стала ответная волна благодарности в виде долларов. Он знает, что должен повторять свои усилия, удовлетворяя или создавая спрос снова и снова; что недостаточно сделать это лишь один раз и на этом успокоиться. И все же, при всем его знании действия этих универсальных законов, ему редко приходит в голову, что, продолжив свои усилия и пользуясь преимуществом действия тех же самых законов, с затратой лишь сотой доли той же самой энергии, он смог бы доставить себе бесконечно большее удовлетворение, напитать и поддержать свой ум и душу и таким образом достигнуть высшего развития, которого не может дать активность в низшей сфере действия. Его неспособность заметить утраченные им возможности заключается в том, что он не берется проследить логические следствия действия этих законов выше той точки, где материальные результаты уже не воспринимаются его физическим зрением; и вместе с тем он посмотрел бы на вас с усмешкой, если бы вы сказали ему, что позитивные и негативные законы, управляющие электричеством, отменили свое действие при сиянии какой-нибудь одной электрической дуги или что законы, управляющие звуком, прекратили бы свое действие при звучании какой-то одной ноты. Он знает, что каждый закон продолжает действовать во всей видимой Вселенной, совершая в точности одно и то же при одних и тех же обстоятельствах, и что он сам является неограниченным властителем тех обстоятельств, которые касаются действия этих законов на него лично. Поэтому, если бы он только довел свои умозаключения до логического конца, то едва ли ошибся, поняв бессмысленность всяких рассуждений о каких-то иных способах действия, кроме тех, что привели его к материальному успеху.

ПУТЬ СВЕТА

НАСТАВЛЕНИЕ 48

Дети Мои!
Первое семилетие цикла данной фазы работы Храма уже истекает. Остается совсем немного времени, чтобы оно ушло в Великое Безмолвие со всеми своими рекордами усилий, успехов и неудач, а также возможностями, мудро осознанными и благоразумно использованными или же упущенными и отвергнутыми. Ни одно дитя Храма, если оно будет правдиво, не может сказать, что ментально и духовно не стало более приспособленным для контакта с миром, более просвещенным и в большей степени способным поддерживать других в восхождении на неприступные высоты жизни, если оно верно следовало данным Мною указаниям. Что же касается тех учеников, которые своевольно и сознательно или же по невежеству отказались следовать этим указаниям, пренебрегая советом, который мог бы помочь им во многих трудностях, и кто поэтому не способен заметить ни одного признака духовного продвижения ни в себе, ни в других, тем Я могу сказать лишь то, что если у них хоть сколько-нибудь развито чувство справедливости и они способны на честный самоанализ (не обращая внимания на возможное ущемление их гордости и эгоизма), то они признают, что в этом только их вина.
Если Я излагаю ученику совершенно ясное и точное положение относительно благих или порочных следствий какой-то определенной линии поведения, положение, основанное на фундаменте непреложного и неизменного закона, и оно не принимается в его истинном значении и никак не влияет на ученика, – Я могу сказать только то, что сделал все, что сейчас в Моих силах, чтобы помочь такому ученику в этом отношении, пока горький опыт не научил его подходить к спорному вопросу с беспристрастной и разумной точки зрения. Это, казалось бы, очевидный факт. Тем не менее среди вас есть определенное число тех, кто ложно оценивает значение некоторых Моих утверждений, игнорируя или отрицая их, и не сделав при этом никакого усилия, чтобы уразуметь их истинные основания – и все лишь оттого, что они не согласуются с их собственными теориями; или, как это бывает в некоторых случаях, даже соглашаясь с истинностью высказанных Мною утверждений, эти ученики не в состоянии их принять, ибо тогда они не смогут оправдать перед своей совестью те привычки, от которых пока не готовы отказаться. Во всех тех случаях, где Я наблюдал подобные результаты, Я видел принятие как раз обратных утверждений лжеучителей, и такое принятие, несмотря на всевозможные опровержения, неизбежно вело к разрыву тех уз, что соединяют истинного Учителя Белой Ложи с его учениками, и так же неизбежно обрекало учеников на служение противостоящим силам, хотя бы и бессознательное. Я уже сказал вам, что любое проявление нетерпимости по отношению к собрату-ученику непременно пробудит полусознательную активность соответствующей элементальной силы в вашей собственной ауре; той силы, которая до этого времени была лишь в потенциале и которая, если только не подавлена более высокой мощью, вызовет какое-нибудь умственное или физическое расстройство, и лишит вас способности к достижению более высокой ступени развития, к чему вы так стремитесь. И если вместо того, чтобы принять Мои утверждения и действовать в соответствии с ними, вы стараетесь оправдать ваши собственные действия или уверить себя в том, что ваше поведение объясняется влиянием других, плохой наследственностью или приобретенными чертами характера, которые тем не менее вы весьма снисходительно терпите, то вы лишаете Меня возможности помочь вам в управлении этими элементальными стихиями. Я не говорю, что вам будет легко изменить или исправить такие влечения и склонности, но это должно быть сделано, а потому не начать ли прямо сейчас, вместо того чтобы своим равнодушием ежедневно усиливать власть дурных привычек над собою?
Если вы честны с самими собою, то знаете, способны ли вы или нет правильно обращаться с более великими тайнами оккультизма, – к примеру, с тайнами жизни и смерти; с силой, способной изменять вибрации живой субстанции, за неразумное использование которой вы будете в ответе перед Ложей, – вы, кто почти или даже совсем не в состоянии держать под контролем то, что вы называете «плохим характером», с которым, если ему потворствовать, при соответствующем развитии таких сил вы можете убить жертву вашего гнева одним лишь взглядом или мыслью. А ведь многие из вас все еще настолько заражены проклятием мира, или накоплением богатства за счет своих собратьев, что не удержались бы от использования божественной силы для самовозвеличивания, будь она в вашем распоряжении.
Я никогда не давал вам советов или указаний, за которыми не стояло бы знания о действии некоего космического закона, способствующего более быстрому развитию какого-нибудь важного центра в вашей ауре или же тормозящего и подавляющего развитие какого-либо нежелательного явления. Давая наставление за наставлением, Я объяснял вам modus operandi таких законов, чтобы вы могли более осмысленно соблюдать их и пользоваться ими, и вместе с тем объяснял, по каким причинам Я подчеркиваю многие аспекты даваемых наставлений. Поэтому, когда Я говорю вам, что какой-то поступок или действие разбудит разрушительную силу в вашей ауре, то Мне уже нет необходимости вслед за этим детально развивать такое утверждение, чтобы вы поняли, что эта сила не может действовать в ваших ментальных, астральных и физических телах, без того чтобы не разрушить или же серьезно повредить какой-либо важный орган или плексус и тем самым сделать вас неспособными стать центром действия определенного вида энергии, которая бы при нормальных условиях проявляла себя через этот плексус или орган, и что это основательно нарушит вашу целостность.
Я говорил вам, что некоторые действия и поступки неизбежно ведут к черной магии и их сознательное и постоянное повторение рано или поздно лишит вас защиты Белой Ложи. И все же Я вижу, как некоторые из вас ради удовлетворения любопытства и ненасытной жажды неестественного роста сознательно совершают подобные поступки; и в некоторых случаях – под влиянием некомпетентных наставников, жадно впитывая и тот яд, что содержится в их указаниях; а порою позволяют себе даже такие действия, которые обойдутся им многими воплощениями, исполненными горчайших страданий, как моральных, так и физических. Я также слышал, как иные критикуют Мои слова, называя «затасканными и избитыми» указания, основанные на многовековом опыте. И Я страдал от душевной тоски при очевидной невозможности передать истину огромной важности, заключающуюся в, казалось бы, такой простой мысли и облеченную в еще более простые слова, из-за невозможности донести до вас тот факт, что именно эта простота и древность являются самыми верными свидетельствами их ценности. Если бы эти указания были до сего времени усвоены и приложены к жизни, то отпала бы необходимость в их постоянном повторении, поскольку они достигли бы своей цели. Скажите, что бы вы подумали о своем самом дорогом друге, если бы он остановился и стал тщательно обдумывать грамматическую конструкцию предостерегающей вас фразы в тот момент, когда за вашей спиной свернулась кольцами готовая к броску кобра; если бы его бездействие было вызвано мыслью о том, что вы стали бы возражать против тех словесных форм, которые ему придется использовать для привлечения вашего внимания?
Существуют определенные, строгие и неизменные, правила для развития ученика до уровня Посвященного, и все они просты в своем изложении и столь же стары, как звезды и планеты Солнечной системы. И если их возраст, построение и содержание оказываются утомительным чтением или скучным нравоучением для того, кто вечно ищет какой-нибудь новый и более легкий путь подъема по лестнице жизни, то это доказывает лишь то, что такое лицо не может быть истинным учеником. Но зато очень часто такой человек подпадает под приговор закона, когда, безжалостно измотанный неумолимыми врагами, утративший веру, лишенный любви и всего того, что разумная жизнь предлагает человеку в своей кажущейся щедрости лишь для того, чтобы выхватить из-под протянутой было руки, если он не способен завладеть этим даром, он спускается к подножию лестницы жизни и находит, что все его желания рассеялись, а воля его разбита. И в конце концов, поверженный на землю, он достигает Великого Безмолвия, в котором только и может душа говорить с Богом; и лишь тогда он понимает, что сам навлек на себя большую часть своих страданий, понимает, с какой радостью его Старшие Братья помогли бы ему на его пути, если бы он сам не противился этому.
Если бы человек смог отрешиться от эгоизма своего личного «я» (который обычно противопоставляется всеобщему идеалу эгоизма Божественного) и понять, что в конечном счете есть лишь одна Душа, одно Эго – результат веков проявленной жизни, – тогда его презрительное отношение к простым на вид вещам претерпело бы значительные изменения, ибо, как это ни парадоксально, но чем проще кажутся вещь или число, тем более великими и сложными являются они в действительности.
Человек, не умеющий ни читать, ни писать, может быть настолько же выше вас на истинной шкале жизни, насколько вы сами превосходите низшие формы, если только он развил мощь и волю отдавать себя Служению в полной мере, в то время как вы все еще цепляетесь за мирские идеалы; при этом в мире вещей он может находиться в самом невыгодном положении и даже быть не в состоянии установить необходимое соотношение между различными материальными планами.
«Малых вещей не бывает». Каждое великое событие имеет в основе своей что-то малое и простое. Можете быть уверены: ни один Посвященный Ложи не станет напрасно тратить время, силу и знания, предлагая вам пустые головоломки или же забавы ради направляя к выполнению бесполезной задачи. Отказываясь выучить азбуку жизни, вы никогда не сможете понять ее языка, а тем более говорить на нем.


ЗНАЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЙ

НАСТАВЛЕНИЕ 49

Астролог, астроном или геолог скорее, чем многие другие исследователи в космических областях, признают, что и одной какой-либо области исследований более чем достаточно, чтобы посвятить ей всю свою жизнь, все свое время и внимание. Однако, если кто-либо из них ограничится исключительно одной областью, он обнаружит, что его способности к обобщению и синтезу постепенно отмирают, иными словами, атрофируются. Чтобы сохранить эти способности во всей их полноте, их следует постоянно применять. Обращение к мельчайшим подробностям в какой-либо одной области труда должно пробуждать желание исследовать соответствующие детали и в других областях, ибо, лишь комбинируя и объединяя мельчайшие явления всех состояний материи, принадлежащих к одной и той же октаве вибраций, можно рассмотреть ту идеальную форму, что дала начало всему этому классу явлений. Утратив способность находить первопричину и сосредоточивать все свое внимание на ней как на центре, из которого проистекают все эти мельчайшие свойства любой степени материи, исследователь становится косным и негибким. Он суживает свою природу и видение вещей до столь малой точки обзора, что превращается в настоящего раба мелочей; энергией своих сконцентрированных усилий он привязывает себя к «малым вещам» жизни вместо больших и редко когда способен замахнуться на исследование первопричин.
В Моих сообщениях Я старался помочь вам избежать этой опасности путем частой смены угла зрения, понуждая вас обратить свое внимание на различные планы и состояния сознания. Я не придерживался какой-то одной линии исследований, но старался дать общие очертания наряду с более подробными описаниями, предоставляя вам возможность дополнить эти наброски мелкими деталями из личного опыта. Я был уверен, что в конце концов вы не только сможете найти место для каждого из более крупных подразделов на Космической шкале Материи, Силы и Сознания, но и получите сравнительно хорошее представление о каждом из этих подразделов по мельчайшим составляющим его элементам. Таким образом, в Моей кажущейся бессвязности гораздо больше методичности, нежели могут допустить Мои критики.
Я мог бы, к примеру, взять священное слово «АУМ» и, сосредоточившись на нем одном, в течение многих месяцев рассматривать различные определения, данные этому слову; мог бы взять любую его букву и проследить через архивы времен ее историю от самого первого ее произнесения, или же дать вам подробный отчет о всех трудностях, испытанных теми, кто пытался найти его верное толкование; но после Моего обзора ваши знания об истинной силе и субстанции этого слова остались бы точно такими же, как и вначале; и потому можно продолжить пользоваться этим словом в качестве последующей иллюстрации Моих кратких наставлений относительно рассматриваемых принципов.
Это священное слово символизирует собою манифестацию трех величайших форм энергии, высшие потенции которых подчиняются воле совершенного человека и Бога. Многие полагают, что мощь этого слова заключается в одном только правильном произношении его букв, но это большое заблуждение. Мощь его таится в тех энергиях, которые символизируются его буквами, а правильное произношение лишь пробуждает вибрации определенной степени каждой из этих форм энергии. При использовании этого слова должны быть также четко определены цель и устремление того, кто его произносит. Буква «А» символизирует огонь (пламя), буква «У» – тепло, а буква «М» – воду. Древнейшие легенды утверждают, что первый звук, символизированный буквой «М», то есть его взрывоподобное произнесение Космическим Строителем, собрал воедино рассеянные элементалы и сотворил Великие Глубины – Воды, а волнообразное движение, переданное Акаше движением элементалов, продолжило подобные взрывы посредством сближения и соединения водорода с кислородом, потенциально пребывающих в Акаше, породив таким образом первый потоп, или водные планы. В действительности нам сказано, что буква «М» означает космический центр манифестации, и всякий раз, когда бы и где бы мы ни увидели каплю воды, мы будем знать, что она была создана посредством взрыва газов, или извергающим усилием природы. Вода есть женский принцип жизни, и каждый из трех проявляющихся в ней центров зарождения символизируется сдвоенными черточками, образующими одну треть буквы «М». Каждое такое подразделение символизирует союз мужского и женского принципов – равновесие, возникающее в результате позитивного и негативного действия.
Какой-нибудь один или же комбинации из двух или трех вышеупомянутых центров зарождения создают фундаментальный слой, заключая в себе потенциальную форму каждого живого существа или вещи во всех царствах природы от камня до Бога, как в случае оси, вокруг которой собираются малые жизни кристаллизации. Внутри и вокруг такой оси развивается каждая молекула растения, цветка и плода, а также центральный нуклеус всех зерен и семян. Различные комбинации этих трех центров образуют нуклеусы мозга, сердца и репродуктивных органов у человека. На подсознательных планах, где вибрации всех субстанций усиливаются, огненные свойства, обозначенные двумя первыми буквами «А» и «У», начинают действовать более мощно. Водный элемент «М» поглощается жаром «У», который ранее был порожден пламенем «А»; и так же, как соединены отдельные буквы Священного «АУМ», образуя слово, так и принципы Пламени, Тепла и Воды соединены в нуклеусе всякого творения, или мира. И тогда произнесение Слова утрачивает свою долготу и становится уже не «ААА-ООО-МММ», а АУМ. Вода перестает быть водою; она трансмутируется, возвышается, так же как физическое тело неофита трансмутируется в огненный столб в чертоге великого Посвящения, превращаясь в итоге в скопление подчиненных контролю воли энергий, которые могут уплотниться и стать осязаемыми для физического зрения и слуха, подобно тому как сконденсированные посредством взрыва водород и кислород предстают взору в виде воды. Возьмите кусок льда, нагрейте его – и он станет водой; увеличьте тепло – он превратится в пар; подвергните этот пар давлению – и получите энергию. Аналогичным образом физическое тело становится телом духовным. Огненное тело Посвященного является подобной конгрегацией энергий, и усилием Своей очищенной воли Он может уплотнять и концентрировать их до различных степеней вибраций, соответствующих планам вышеупомянутых феноменов.
Если исследователь явления кристаллизации удовлетворится лишь тем, что ограничит свои изыскания исключительно ее материальным аспектом, то получит не только сравнительно узкое поле исследований, но, помимо этого, постепенно утратит интерес к другим областям изысканий и в конце концов утратит свою способность искать и находить основные принципы кристаллизации, которые гораздо удобнее наблюдать в соответствующих флюидических принципах. Поэтому, повторяю, не удовлетворяйтесь исследованиями исключительно в одной плоскости, но для каждого наблюдаемого вами объекта или какой-то его части ищите соответствие во всех иных царствах природы; ибо вы никогда не найдете основного принципа какого-либо состояния материи или субстанции в том ее определенном состоянии, или степени, которое наиболее явно проявляется для физических чувств.


ЗОНЫ ЦВЕТА

НАСТАВЛЕНИЕ 50

Как бы ни был мудр учитель, он не может передать ученикам достаточно знаний в тех привычных фразах, в которые ему приходится облекать свои идеи и мысли; как не сможет он передать никакой жизненной истины, если при этом его слова не достигнут органа слуха души. Слова – это всего лишь символы, изменчивые и преходящие, в то время как знание вечно. Слова нужно оживлять, оплодотворять пранической силой, чтобы придать им хотя бы временную прочность, а этого можно достигнуть лишь при концентрации. Именно в родовых муках концентрации рождается способность постижения, или, если быть чуть более точным, переносится с духовного на ментальный план.
Занимаясь изучением символизма, ученик, если он хочет добиться не одних только поверхностных знаний, должен стараться одновременно развивать силу концентрации. Он должен научиться улавливать и представлять себе идею или объект в целом по любой их составной части, и делать это мгновенно, иначе в случае интерпретации какой-нибудь идеи или сообщения он может упустить самый важный его аспект, заостряя свое внимание на интерпретации связующего или иного символа второстепенной важности. Понимая, что все проявленные вещи являются символами вечной истины, взяв любой объект и сосредоточив на нем свой ум – сначала усилием и напряжением воли, а затем прекращением движений ума, – можно услышать, как душа старается сообщить ему некоторые сокровенные истины относительно исследуемого предмета. Фактически сознание наблюдателя и предмет его наблюдений становятся тождественны, и личное эго начинает ощущать все то, что находится в сознании (или душе) объекта. Но, как правило, при таких опытах ученики довольно быстро лишаются уверенности в себе. Они впадают в отчаяние оттого, что испытывают некоторые затруднения при попытках остановить блуждания ума, одновременно прислушиваясь к звучанию внутреннего голоса. Они, видимо, полагают, что это должно быть чисто естественным процессом, не требующим с их стороны никаких продолжительных усилий. Они совершенно согласны с тем, что необходимы годы изучения и практики, чтобы приобрести познания в какой-либо научной области, и в то же время мысль о куда более меньших затратах времени и усилий на приобретение силы, что поистине безгранична, вызывает у них протест и они теряют надежду на конечный успех. Ни в одной области оккультизма пытливый ученик не найдет столько интересного и поучительного для себя и для других, как при рассмотрении всех явлений с точки зрения цвета.
Вряд ли кто догадывается, что географическое деление на широту и долготу в основе своей было продиктовано целью разметить зоны обитания различных видов элементалов цвета. Лишь Посвященные владели этим знанием, тайна которого охранялась.
Астральные условия, существующие в центре каждой очерченной таким образом зоны, сравнимы с теми, что существуют вокруг солнечного сплетения человека, и элементалы цвета какого-либо луча оказывают здесь большее влияние, чем на любой другой участок, поэтому они в значительной степени влияют на все вещи и народы, которые там обитают.
Подобно тому как существует взаимосвязь между различными частями Земли и соответствующими частями Космоса, имеет место и взаимосвязь между ними и всеми населяющими ее человеческими существами, и доминирующий цвет каждой цветовой зоны оказывает особое воздействие на людей, принадлежащих к данному Лучу. В очень большой степени этому влиянию подвержены волосы, глаза и кожа. Такая зона является естественной средой обитания для тех, кто принадлежит к управляющему ею Лучу. За ее пределами эти люди обречены на вырождение, а раса – на упадок. Редко когда изучающим тайны жизни ученикам приходит в голову, что случаи потери здоровья могут быть связаны главным образом с несоответствующей цветовой средой, но тем не менее это так. Данная территория Калифорнии находится в центре цветовой зоны Красного Луча. Следуя вдоль 35-й и 36-й параллели, вы обнаружите те части земной поверхности, где найдут для себя естественную среду обитания красные расы. Среди этих рас будут ацтеки, индейцы и арийцы.
Влияние цвета настолько тонко и мощно, что если переселить представителей расы или даже просто изменить их привычное сообщество и окружение за счет нововведений, привнесенных людьми другой, принадлежащей к иному цвету расы, то те из них, в ком действие обоих цветов выражено наиболее сильно, будут развиваться, приобретая силу и превосходство, зато другие станут постепенно вымирать или же их потомки смешаются с основным населением и позаимствуют у него наиболее яркие черты и особенности телосложения. Для каждого человека, животного, растения и даже минерала существует на поверхности земли определенная зона, в которой он при прочих равных условиях будет чувствовать себя «как дома» и где все будет способствовать его продвижению к наивысшей точке развития. Одним из следствий наступления «золотого века» станет обретение людьми знания, как искать свой истинный дом, свою зону, а вместе с ним и те необходимые благоприятные условия, которые позволят всем расам земли достичь наивысшей возможной для них точки развития. Отдельные умы уже начинают догадываться о необходимости серьезных исследований в этой области. Однако прилежный ученик оккультизма в своих изысканиях не остановится на этих проявлениях цвета со всеми их следствиями; он захочет знать, что же скрывается за этими цветовыми зонами и их очевидным влиянием на человеческую расу, и это заставляет Меня вернуться к началу данного сообщения. Способность разрешить эти тайны и удовлетворить заключенную в самом человеческом естестве жажду знаний зависит от того, насколько ученик понимает и способен удержать в памяти соответствия – язык символизма, – а также от его умения при помощи концентрации и анализа проследить всю цепочку следствий до скрывающихся за ними причин. Это не такая уж трудная вещь, как может показаться на первый взгляд. Возьмите, к примеру, красную расу. Красный плексус земли, та ее часть, которая управляется преимущественно Красным Лучом, находится между 30-м и 40-м градусом от экватора; это и есть истинный дом всех народов, которые духовно принадлежат к Красному Лучу
Существует также множество людей, воплощенных в настоящее время в смешанных расах, которые принадлежат к Красному Лучу, но находятся на грани перехода в какой-либо иной Луч; ибо следует помнить, что в начале каждой новой Манвантары готовые к воплощению монады приходят под владычеством какого-то иного качества жизни, или цвета Луча, нежели тот, в котором они воплощались ранее. Те из них, что воплощены сейчас в Красном Луче, станут в следующей Манвантаре частью Синего Луча, а те, что принадлежат к Синему, станут частью Красного, если только они уже не прошли через эту фазу существования, в случае чего они, а также монады, принадлежащие в настоящее время к Красному и Синему Лучу, перейдут в начале следующей Манвантары в Фиолетовый.
Пока вы не захотите принять тот факт, что каждый цветной Луч, так же как и каждый иной подраздел Космоса, является воплощенной сущностью на некоем плане бытия, вы не будете в состоянии принять и Мое утверждение о том, что у этой сущности, которую мы именуем Красным Лучом, есть соответствующий этой красной цветовой зоне земли плексус – космический плексус, – представленный планетой Марс, если говорить о плане, доступном человеческому зрению; а также другие подобные плексусы, или, вернее, энергетические образования, которые соответствуют своему плексусу на каждом из невидимых планов. Если вы способны осознать, что все эти различные плексусы, проявляющиеся в каждом состоянии материи, силы и сознания, в своей совокупности суть единая сущность, то вам будет нетрудно понять, что неизбежно должна существовать очень могучая сила притяжения между красной цветовой зоной земли и народами красной расы.


САМОУБИЙСТВО ДУШИ

НАСТАВЛЕНИЕ 51

Самый последний трус в случае крайней необходимости может набраться уверенности и выступить в защиту своей позиции. Но только герой из героев способен спокойно принять упрек и чистосердечно признаться в совершенной ошибке перед теми, чьим добрым мнением он дорожит, а затем, скрывшись из виду, поработать над ее исправлением. Именно из таких созидается Царство Небесное, о них пекутся Великие Души, таких притягивают они в свои сферы как можно скорее. Но тот вид мужества и отваги, что проявляют человекоубийцы, или опьяненные денежной наживой, или храбрецы на полях сражений современной действительности, не придает человеку никакой силы и не несет миру никакой помощи.
Пока человек не может смело сознаться в своих неправильных действиях и признать свои ошибки, а вслед за этим так же мужественно принять то прощение или наказание, что были ему предложены, не чувствуя себя при этом незаслуженно обиженным или униженным и потому имеющим причину для вползающей в его сердце ненависти к тому, с кем был несправедлив и кем был прощен, – он недостоин даже развязать сандалии своему прежнему противнику. Его недостойность заключается не в изначальной ошибке; сама по себе она не имеет, относительно говоря, такого уж большого значения, ибо главное не то, что мы совершаем, а то, что мы есть, чем мы стали в результате нашего деяния. Недостойность заключается в основной причине занятой им позиции, ибо за этой позицией скрывается уязвленное самолюбие. Для него в тот момент совершенно неважно, что, быть может, его противник был прав, а он – нет; возможность далеко идущих последствий его ошибки кажется ему едва ли достойной его внимания; единственное, что имеет для него значение, так это разъедающее пятно, повредившее доспехи его самолюбия.
И поскольку самоотречение является замковым камнем свода человеческого развития, такие мужчина и женщина не допускаются до врат истинного ученичества.
Земля пропитана кровью жертв человеческого эгоизма. Каждый Дэва, каждый Спаситель, каждый истинный Учитель, который когда-либо прикасался к человеческому сознанию, прилагал отчаянные усилия, умоляя своих слушателей во имя милосердия к себе же самим сокрушить демона эгоизма, влекущего их к погибели. Все крепче и крепче становятся удушающие объятия этого демона в нынешнем веке; все глубже и глубже проникают его ядовитые когти в души людей; все громче и громче раздаются вопли его жертв, – вопли, дошедшие ныне до самых небес и требующие воздаяния. И – увы! – все стремительнее и стремительнее приближается великий день расплаты. И тогда последует эра переустройства, придет тот день, когда человек за одну только отвергнутую им некогда возможность охотно отдаст все, чем владеет на земле.
Вместо того чтобы стать живым подобием великого Идеала, запечатленного в его уме на заре мира, человек впал в рабство гораздо более худшее, нежели то, которое когда-либо знавал на земле самый презренный раб. И ты, о мужчина, не могущий простить человека, тобою же оскорбленного и униженного! И ты, о женщина, из прихоти порвавшая струны сердца другой, что стояла на пути твоего успеха; или той, что превзошла тебя в каких-нибудь мелочных притязаниях и которую ты ненавидишь, потому что боишься; или той, которая не позволила тебе грубо вторгаться в тайники своей души! Не обманывайте себя! Не мужчину и женщину вы ненавидите – но Бога! Вы разжигаете пламя, которое истребит жниво ваших же жизней. Вы роете ямы, в которые сами же упадете, ибо «знаете, что творите». И вы не сможете больше прикрывать наготу вашей собственной жестокости, ваших недостойных желаний или вашего честолюбия одеянием неведения.
Сами небеса содрогаются от тягости горестных мучений тех, кто страдал и кто страдает ныне, силясь запечатлеть на зеркале ваших умов эту непреложную истину. Слыша или читая о подобных мученичествах, вы обсуждаете основные аспекты этих печальных историй, грамматическую конструкцию предложений, в которых они выражены, а затем отбрасываете все это и продолжаете жить так, будто никогда о них и не слышали. Высеченные временем вокруг ваших глаз и ртов складки расскажут истину даже самому поверхностному наблюдателю; колючая, жестокая искра в глубине ваших глаз; постоянно сжатые в кулак пальцы; беспокойные движения тела – все рассказывает ту же самую историю.
Достаточно хорошо зная о безграничной мощи мысли, о силе личного влияния, вы все же говорите: «Но почему я должен стараться обрести качество самоотречения, если я окружен свидетельствами отъявленного эгоизма в других?» Увы, вы не видите, что человек стоит сейчас на распутье, приблизившись к высшей точке развития животного естества. Ныне эгоизм достиг своего апогея, и человек должен или скатиться назад, к своим прежним, грубым животным инстинктам и привычкам, или же пересечь мост, разделяющий животное и человеческое царства; ибо, за редким исключением, человек пока еще не достиг в своем развитии истинно человеческого состояния. Камни, из которых строится этот мост, и есть камни жертвенности, камни бескорыстных усилий, и вы не сможете перейти этот мост до тех пор, пока не сделаете из самого себя еще один камень, что послужит опорой для другого, идущего за вами странника.
Ни один человек не может совершить путешествие в истинно Человеческое Царство, перейдя через этот мост, и вернуться назад к прежним условиям тем же самым человеком. Перемена, происходящая в его жизни, подобна той перемене, которая следует за переходом через еще более длинный мост смерти, когда человек встречается лицом к лицу со своей собственной душой. Ноты Песни Жизни, звучащие в мелодии ветра, играющего в ветвях лесных дубов, не похожи на те низкие тона, что доносятся до вашего слуха из великих пространств травяных прерий, и все же это та же самая песня. Но в звучании песни вашего сердца при совершении какого-либо бескорыстного поступка очень мало сходства с хриплыми, квакающими звуками, исходящими из того же сердца при эгоистичном действии.
Вы, быть может, полагаете, что эгоизм – это какой-то вид движения, неопределенное качество, нечто нематериальное, ненаучное, что рассеется в пространстве с оставлением физического тела. Вы не осознаете, что форма энергии, называемая нами эгоизмом за неимением более подходящего термина, является антитезой Беспредельного Самоотречения, истинного «Я». Там, где один все отдает, другой все поглощает; и в этом стремлении взять он притягивает и объединяет все злобные элементарные силы негативного полюса жизни, убивает и душит в своих смертельных объятиях все живое. Самоубийство телесное является незначительным по сравнению с самоубийством души, а непрекращающийся эгоизм и есть, вне всяких сомнений, такое самоубийство души. Зная это, стоит ли удивляться, что бесчисленное множество мужественных и самоотверженных душ проявили великое самоотречение, пожертвовав своей жизнью ради того, чтобы научить людей этому в высшей степени великому уроку самоотверженности.


АСТРАЛЬНЫЕ ОТБРОСЫ

НАСТАВЛЕНИЕ 52

Тем, кто полагает, что уже открыл тайны Вселенной, и перед кем жизнь не ставит больше никаких вопросов, кто, к своему собственному удовлетворению, уже очертил границы всей материи, силы и сознания; тем, кто вследствие самопотворства и бесчеловечности выжег тот жизненный эфир, что истекает через каждое нервное окончание органов чувств, чтобы затем вновь появиться – уже без облекающей его оболочки – в соответствующих эфирных проводниках сенсорных импульсов астральных тел нормально развитых человеческих существ, – тем мне нечего сказать. Но для озаренных, для тех, кого коснулись божественное вдохновение и восторг познания, для смиренных искателей ключей к тайнам, что встречают их в жизни на каждом шагу, – для них Я попытаюсь еще и еще раз приоткрыть некоторые страницы великого фолианта Бытия. Ни одна из этих страниц не представляет большего интереса, более глубокой истины, нежели та, на которой записаны рекорды гибельного воздействия на мышление воплощенного человека определенных воплощенных эфирных сил, обитающих на плане кама-рупа. Особенно это касается тех неблагоразумных, высокомерных отрицателей психических феноменов, а также тех своенравных и непослушных учеников первых ступеней оккультизма, которые либо пренебрегают, либо не повинуются настойчивым предостережениям Посвященных Белой Ложи против увлечения непозволительными видами черной магии, такими, как спиритические сеансы, некромантия, обрядовая магия и т.д.
В настоящее время, как это было и в соответствующие периоды более ранних цивилизаций, появился целый класс авантюристов, которые навлекли и продолжают навлекать дурную славу на некоторые аспекты Религии Мудрости благодаря так называемым исследованиям ее приверженцев и их легкомысленному и поверхностному отношению к тайнам природы, которые они совершенно не способны постигнуть. Но даже если умом они и в состоянии что-то понять, то при этом слишком грубы и безнравственны, чтобы установить необходимые духовные и ментальные соотношения, которые только и могут дать им верный ключ к этим Тайнам. Так, вторгаясь в запретные области, они извлекают оттуда лишь распадающиеся скелеты – остатки и отбросы из лаборатории природы, – подсовывая их своекорыстным и любопытствующим подстрекателям в качестве истинных откровений духовной жизни и мощи.
Каждое разоблачение, каждое усилие поставить таких людей перед судом общественного закона, каждое разбитие чаши с вином жизни, разрушение интеллекта или иные следствия неповиновения Божественному Закону дают определенному разряду светских людей всего лишь еще один повод для издевательской критики и плоских шуток. Им и в голову не приходит, что за каждым таким происшествием стоит страшная трагедия – трагедия, к которой они причастны куда более, нежели полагают, и если бы они это осознали, то содрогнулись бы от ужаса. Ибо все эти случаи грубого нарушения божественного закона обусловлены главным образом их бездумным поощрением, их снисходительностью и поддержкой тех, кто на начальной стадии этого безумия совершил эти преступления против Святого Духа.
Чтобы заполнить часы безделья каким-нибудь щекочущим нервы развлечением или выведать о потаенных вещах, позволяющих угадать место на скачках, удовлетворить развратные желания или сорвать куш в биржевой игре, – тайком и у всех на глазах используются услуги предсказателей судьбы, спиритистов, гипнотизеров и прочей шелухи, которая некогда была человеческими душами. Все это развращает и разрушает мозги тех слабых душ, что бьются за то, чтобы удержаться в этом мире вещей и заработать на жизнь для себя и своих близких. Удивительно ли, что они хватаются за этот, сулящий легко достижимую выгоду способ использования своей недоразвитой психической силы, если пример тех, кто научил их стремлению к превосходству, всегда перед ними? Пускаясь по этому пути, они даже не осознают, что если будут уличены в своих слабо скрываемых попытках наживиться на своих ближних, то, в свою очередь, станут объектами презрения, унижения и насмешек со стороны тех, кто в действительности ответствен за их падение. Велик грех обоих, и таково же – сравнительно с их грехом – будет и наказание. Немного серьезного изучения принципов Религии Мудрости дало бы всем вышеназванным лицам возможность правильно определить причину и следствия такой катастрофы и пробудило бы искреннее сострадание в не иссушенных самоугождением сердцах.
Ни один человек не может совершить резкий скачок с одного полюса жизни на другой. Чтобы святой превратился в грешника и vice versa, требуется весьма длительный период времени, а также воздействие значительных психических и ментальных сил. Всякий сенситивный психик мог бы поведать вам, что в самом начале своей медиумистической карьеры его сердце было исполнено чистейшими желаниями и образами любви, стремлением к благотворительности и служению на пользу всему человеческому роду. И это было бы истинной правдой, ибо та самая сила, которой они были одарены (или прокляты), была приобретена ими в результате их устремления и усилий, направленных по верному пути.
За падение многих чувствительных людей ответственны ортодоксальные представления о небесах и аде. Они напитали их умы верой в то, что всякий план бытия, который производит или воспроизводит то, к чему страстно устремлял их смертный инстинкт – удовлетворение чувственных желаний и вожделений, неизбежно должен принадлежать небесам, а все, что вызывает отвращение и страх, – аду. Им не приходило в голову, что могут существовать промежуточные планы жизни, в которые отображаются первичные формы того, что было или могло бы быть земными удовольствиями и удовлетворениями чувств, – образы, исполненные жизнеспособности; воплощенные формы, существующие лишь как безответственные силы и лишь до тех пор, пока не исчерпается присущая им энергия. Но пока эта энергия остается, они следуют зову тех, чья воля может управлять их движением, и как только индивидуальная воля получает удовлетворение и ее энергия отзывается, продолжают блуждать в астральном пространстве, нередко пользуясь умственной сферой какого-либо воплощенного человека лишь как почвой для наслаждения. Эти ученики могли бы также узнать о существовании бесчисленного множества человеческих обломков, выброшенных из жизни вследствие самоубийства, убийства или насильственной смерти, разъяренных от своих тщетных попыток удовлетворить личное желание и полностью зависящих от воплощенных сензитивов в том, что касается его удовлетворения, и они все нашептывают и нашептывают в ухо слабого существа: «Сделай это, и мощь и богатство будут твоими», «Сделай то, и все царства мира будут принадлежать тебе». Все та же старая и вместе с тем вечно новая история. И наконец, такие ученики могли бы увидеть, как хитроумно и настойчиво искушаются эти несчастные жертвы, как они пристращаются к совершению дел, которых их души гнушались в прежние дни.
И что, кроме жалости, могут испытывать сердца истинно Великих и Благих по отношению к этим упомянутым Мною человеческим обломкам?
Что, кроме сострадания и глубокого сожаления, может быть в сердцах «Тех, Кто знает» по отношению как к искусителю, так и к искушаемому – ко всем жертвам этой величайшей из всех трагедий? Ах, вы сами не знаете, что творите, слепые лидеры незрячих, упорствующие в своем невежестве руководители и управители закона человеческого! Да укроет вас всех под своею сенью, подобно крыльям могучего орла, безграничное милосердие!

РАЗВИТИЕ ВОЛИ

НАСТАВЛЕНИЕ 53
Принятие Истины массами, сколь бы ни препятствовали этому, неохотно признавая или же утаивая Истину различные толкователи, может быть предметом глубокого интереса лишь для тех хранителей ее сокровищ, чьи первые усилия найти ей выражение отсылают нас на много веков назад и кто в отличие от современных толкователей и якобы открывателей Истины не ищут за свои труды ни признания, ни награды. Я намеренно сказал «якобы открыватели», ибо Истина никогда не была открыта человеком; истина открывается, или разоблачает себя сама, перед серьезным и бескорыстным искателем в частной области его исследований. Она всегда с нами, всегда здесь и была здесь всегда. Просто материальная пленка сходит с ментального глаза человека, готового к восприятию истины, в результате воздействия присущей ей силы на эту «пленку», которая до этого ограничивала его возможности наблюдения. Еще никогда истинность всего вышесказанного не была так очевидна, как в настоящем веке.
Новообращенные в Религию Мудрости прошлых веков символически отображали факты, касающиеся строения материи, в псалмах, прозе и поэзии. Их повторяли и читали повсеместно, и хотя многие относились к ним с насмешкой и пренебрежением, все же некоторые принимали эти символы и находились под их влиянием.
Когда Белая Ложа дала миру «Тайную Доктрину», то в одном этом бесценном труде было собрано воедино все, что мир когда-либо знал, и все, что он когда-либо узнает в настоящей Манвантаре о первопричинах и фундаментальных принципах всех степеней материи в пределах познаваемого человечеством в его нынешнем состоянии. Это достаточно огульное утверждение, но тем не менее оно истинно; и в этом может убедиться каждый серьезный ученик, изучающий «Тайную Доктрину». Но эти великие истины не могут быть раскрыты массам, пока уровень развития, достигнутый человеком, не будет достигнут всеми степенями субстанции-материи, с которыми эти массы отождествляются. Вероятно, многие и не заметили, что между недавним переворотом в цветочной, фруктовой и зерновой индустрии, случившимся в результате замечательного скрещения жизненных токов, и значительно ускорившимся развитием ментальной и психической силы в человеке существует особая связь. Однако за этим стоит нечто большее, чем простая связь. Развитие того и другого класса живых существ обязано действию одного и того же закона, выполняемого одними и теми же порядками жизни и совершенного в течение одного и того же периода времени.
Ныне на земле воплощено несколько даровитых умов, великих душ, через которые работает Белая Ложа, чтобы осуществить эти изменения в растительном и человеческом царствах. Особая группа душ, о которых Я говорю, воплотилась 50-75 лет назад. Их личные усилия прекратятся в пределах следующих двадцати пяти лет, и в этот период кульминационная точка их работы проявится в новой подрасе как человеческого, так и растительного царств. Все здесь сказанное Мною в равной степени справедливо и для других подразделов проявленной жизни, но обсуждение этих вопросов отняло бы больше времени и усилий, нежели Я могу сейчас уделить. Поэтому оставим их на будущее.
Человечество en masse подходит сейчас к иному аспекту своего достояния; и именно этот аспект налагает на него огромную ответственность за надлежащее использование тех сокровищ Мудрости, что были унаследованы им в результате многовековых трудов и жертвы. Изобретение за изобретением дает в руки человеку средства, с помощью которых он может исследовать скрытые причины видимых следствий. И ни в какой другой области не проявляется это столь очевидно, как в области взаимодействия, движения и сочетания Огненных жизней.
Хотя научные исследования уже показали, что вся материя, в том числе и огонь, состоит из атомов, но тем не менее атомное строение сознания, то есть высшего огня, и его неотделимость от всей остальной материи еще не установлены. Каждый лайя-центр , каждый атом представляет собою самосознающую жизнь, составную часть более сложной и более совершенной жизни; настолько более великой, нежели он сам, с внутренней точки зрения, насколько верблюд больше муравья с точки зрения внешней. И все же окончательное раскрытие глубин материи все еще не достигнуто и предстоит в весьма отдаленном будущем, не поддающемся временному исчислению.
Человек вполне способен при помощи механических средств хотя бы приблизительно оценить суммарное количество энергии, производимой всеми волнами Тихого океана, но никакими методами и никакими средствами ему не измерить ту огромную энергию, что хранится в атомном центре, в одной-единственной огненной жизни. Если вы сможете принять такое утверждение, то получите некоторое представление о колоссальных возможностях роста.
Поскольку центр огненной жизни проявляет в большей степени характер позитивного, а не негативного электричества, то его первый покров – слизистая оболочка – проявляет в большей степени характер негативного электричества; иначе субстанция, из которой состоит эта слизистая оболочка, не могла бы быть переведена из одного плана жизни в другой. Именно временное нарушение равновесия, изменяя характер субстанции, заставляет ее проявляться; и первое ее проявление в форме начинается в промежуточном состоянии, между физическим и астральным планами.
Похоже, обычному исследователю в этой области не приходит в голову, что различие между человеческим и земным электричеством заключается в том, что огненные жизни последнего лишены той слизистой оболочки, которая и отличает их от первых. Они еще не столь развиты и не смогут обрести этих защитных покрытий, пока не соединятся с другими в более сложные организмы, в живое органическое тело. Человеческая воля должна преодолеть эти защитные оболочки, прежде чем она сможет управлять заключенными в них огненными жизнями и, как следствие, личной волей людей. Иначе обстоит дело с Божественной Волей: все вещи и все жизни рождаются подчиненными ей, и пока человеческая воля не откажется от рабского подчинения своему «я» и не отождествит себя с Волей Божественной, она не будет иметь силы проникнуть через эти слизистые оболочки. Опыт как будто противоречит сказанному Мною; но в случаях гипноза, осознает это оператор или нет, происходит подобное временное объединение, и одна из самых серьезных опасностей гипноза заключается в том, что это объединение не постоянно, и резкий переход из одного состояния в другое оказывает воздействие гораздо более сильное, нежели циркулирующий в нервах жизненный эфир может вынести, без того чтобы не разрушились клетки мозга, через которые он должен выполнять свои функции. Пытаясь проникнуть через слизистую оболочку огненных сущностей с помощью сверхусилий концентрации, человеческий ум часто не выдерживает такого напряжения. Клетки мозга разрушаются, и оператор, претендующий быть проводником божественного, предоставляется на милость безответственных сил, в чьи владения он невежественно вторгся; в результате чего возникает болезнь или безумие.
Постепенно, шаг за шагом, приоткрываются эти великие истины, но пока исследователь ограничивает свои изыскания лишь одной областью знаний, исключая все другие, он обречен на неудачу.