Путевые записки Дрезден часть 1

Татьяна Минаева-Антонова
 На фото: на переднем плане ХОфкирхе, справа театр, а слева - королевский замок   


 "Флоренцией на Эльбе", "жемчужиной барокко" называют город на Эльбе. Это очень древний город, первое упоминание о нем относят к ХIII веку. На рубеже XVIII и XIX веков. Дрезден становится культурной столицей немецкого Просвещения и крупным центром немецкого романтизма. Промышленное развитие начинается в первой половине XIX века, в том числе и потому, что по Эльбе начинают ходить пароходы, но мануфактуры размещают за пределами центра, чтобы не портить облик города.
     Дрезден является столицей Федеративной земли – Свободного государства Саксония – Freistaat Sachsen, самой восточной из 16 немецких земель. Город расположен на левом и правом берегах реки Эльбы недалеко от границы с Чехией – до границы всего 20 км. В Дрездене проживает чуть более полумиллиона человек, а сам город поделен территориально на 10 районов.
     Центральный район Дрездена – Старый город (Альтштадт) расположен на левом (южном) берегу Эльбы, которая делит город петлей на две части, соединяя их пятью мостами, и как раз здесь расположены самые значительные архитектурные и культурные достопримечательности.    
     Выходим из автобуса у ресторана «Итальянская деревушка», построенного в начале ХХ века. Свое название ресторан получил от стоящих ранее рядом жилищ итальянских камнетёсов, строящих дворцы и церкви.
     Театральная площадь! Большая и парадная… В центре установлена конная статуя  из бронзы короля Иоганна Саксонского на 3х-метровом цоколе, где изображены достижения саксонского народа. Этот король заслужил славу просвещенного короля, юриста и лингвиста, известного тем, что перевел «Божественную комедию» Данте. Памятник королю установлен здесь потому, что именно по его инициативе было начато строительство оперного театра. Благодарные потомки помнили его за то, что он проводил реформы и способствовал созданию единой Германии.
      В глаза резко бросается темный цвет камня, используемого в строительстве сооружений старого города. Песчаник Саксонии содержит слишком много железа, которое окисляется со временем и камень темнеет, хотя окислы защищают песчаник от разрушения.
      Знаменитый театр Земперская опера  в стиле итальянского ренессанса – одно из украшений площади. Фасад выполнен в виде триумфальной арки, наверху ее колесница с Дионисом – греческим богом вина, веселья и его женой Ариадной. Колесница запряжена четверкой пантер, они очень агрессивны и застыли в стремительном движении.
      По краям входа в театр установлены каменные сидящие скульптуры Шиллера и Гете (скульптор Эрнест Ритчел), в нишах установлены фигуры Еврипида, Софокла, Шекспира и Мольера, а фигуры на карнизах изображают персонажи произведений. Театр подвергался разрушениям несколько раз, но восстановлен самим же архитектором, ставшим в то время уже всемирной знаменитостью. Театр славится великолепной акустикой.
       Бывший дворец-резиденция со сторожевой башней поражает своим величием и великолепием, выполнен он в различных стилях, начиная от барокко и неорессанса. Башня со шпилем высотой 100м – основной ориентир города. Здесь была расположена резиденция королей до самого 1918 года, теперь в нем размещены несколько музеев.
       Кафедральный собор Святой Троицы - Хофкирхе, католическая придворная церковь, построен в середине ХVIII века в стиле римского барокко с элементами романского стиля по проекту итальянского архитектора Кьявери. Балюстрада собора по всему периметру украшена 78 скульптурами апостолов, святых и деятелей церкви. Трехъярусная, ажурная колокольня возвышается на 85 метров. На колокольне находится четыре колокола. В подвале в склепах хранятся саркофаги 49 королей.
       Галерея старых мастеров, а попросту известная всему миру Дрезденская картинная галерея была построена в середине ХIХ века архитектором Земпером из песчаника в стиле итальянского Ренессанса.
       - Дрезденская галерея закрыта,- сообщает нам гид.
       - Эх… Не удастся мне посмотреть ни «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, ни знаменитую «Шоколадницу» Лиотара, ни "Девушку с письмом" Вермеера,ни знаменитый автопортрет Рембрандта… Такая жалость…