Иногда...

Ирина Санникова
Иногда накатывает- воспоминания, не такие уж древние, но достаточно рельефные, противоречивые в своем анализе. Кто прав, кто виноват? Почему поступила так? Почему не сделала эдак?

Иногда возникают и проигрываются жизненные ситуации. И малейший процент возможности поступать по-другому постоянно отодвигают точку бифуркации в моей жизни: значит, не созрел чёртов чирей!

Как было: полугодовые задержки зарплаты, а потом её резкое уменьшение в перестроечные годы. Получка в виде мешков с сахаром и мукой, 20-килограммовые картонные коробки со спагетти. На переменах закрывали кабинеты, потому что в каждом кабинете стояли мешки, почти у каждого учителя. Те, кто имел автомобиль, грузовой или легковой, свой или служебный, перевозили как можно раньше свою "зарплату" домой, а у кого не было такой роскоши, таскали вместе с тетрадками и ручками авоську с мешочками по 2-3 кг-муку или сахар. Старались побыстрее, потому что мешки за ночь могли уменьшаться в весе. Но когда отведёшь 13 уроков в день,появляется и неотступно преследует только одно желание- побыстрее добраться до дома, что-то приготовить "новенькое и вкусненькое" из уже до смерти поднадоевших продуктов, чтобы накормить семью, поговорить с ними, и, уставившись в отупении на стенку, просто молча посидеть, желательно в тишине. И поэтому побыстрее перенести свою "зарплату" домой как-то всё не получалось: это сколько дней надо перетаскивать 100кг по 2-3 кг в день? Такие, как я, при "живом" муже "соломенные вдовы", были и есть в каждом коллективе. Ждали снега, чтобы на санках перевести мешки.

...Так как приходилось много проводить уроков, чтобы прожить, по магазинам за промышленными товарами не оставалось времени и сил - такие же горемыки приносили в больших клетчатых китайских сумках носки, трусы, дешевую косметику, мыло. Однажды пришла в школу женщина с полной сумкой тапочек. Сказала, что выдали зарплату товаром- она шила эти тапочки. Что оставалось нам делать? Кто мог себе позволить купить не совсем нужные тапочки, покупал.

На переменах делились рецептами приготовления несложных блюд из продуктов, которые всегда были под рукой: из капусты,кабачков, картошки,сушеных или соленых грибов,сала, муки, сахара. Продуктовые карточки(колбаса или мясо1 кг, сливочное масло 200г, водка-1бутылка, мыло 100г) отменили, мясо в магазинах не продавалось, надо было ехать на рынки, любое масло было редкостью. Устраивали в кабинете труда "общественную столовую"-те,кто приносил то, что было, варили из продуктов какой-нибудь изыск, собирались и в грустной тишине питались, как в домах презрения.

Периодически возникали ажиотажи- то мыло выкинут в "свободную продажу", то порошок, то детские носки,колготки, то пряжу, то зонтики. Счастлив был тот, кто успевал купить, кому хватало товара. Очереди исчислялись сотнями...

Однажды в качестве подарка к 8 марта ученица принесла мне живого крольчонка. А куда его деть, если ещё 7 уроков? Я поместила его в ящик своего стола - крольчонок был маленький,ушастый, пушистый и какой-то необыкновенной окраски. Периодически я открывала ящик, чтобы крольчонку было легче дышать...Весть о таком подарке было разошлась по школе и дети, пришедшие на урок, спрашивали:"А что это у Вас в ящике?" "Подарок". После трех проведенных уроков крольчонка пришлось переместить в пристенный шкафчик...И как я обрадовалась, когда пришла её мама, обнаружившая пропажу!



В то время ходил анекдот: едет мужик в переполненном троллейбусе, одет кое-как, рядом женщина. На ухабах троллейбус встряхивает своих пассажиров. Женщина говорит:"Мужчина, держитесь, Вы наступили мне на ногу". Мужик:"Это троллейбус, не я". "Да что Вы говорите, одеты, как бомж... и туда же. Извинились бы лучше."

"Но Вы не лучше одеты..."

"Я учитель.""И я тоже"....


Прошло время- 2013 год. Январь. Позади перестройка, перестроились.

Учительские будни- кто-нибудь, узнавший о распродаже, говорит, приезжая на работу об этом, весть потихоньку распространяется по учреждению.
Громко объявленная губернатором зарплата учителей по Курганской области в 15 тысяч снова превращается в мыльный пузырь. И даже повышение "минималки" до 5 с чем-то тысяч становится недосягаемой. Потому что учительская минималка- 2тыс 136 рублей. Вот и перестроились. Но в Кургане есть гимназии, лицеи, развивающие детские центры и т.д; существуют разные категории; разные виды доплат. Но вкупе вывод неутешителен: молодежь не стремиться работать с детьми. Это становится пожизненным призванием более старшего возраста-они привыкли ограничивать себя, они более экономны. Хочешь работать с детьми- учителем, педагогом, тренером- преподавателем, забудь об обеспеченной жизни, личной жизни,  стань волонтером!

Иногда накатывает и становится очень грустно - для чего всё?

Какие приоритеты образования- воспитывать кого и как?

Всё покупается, всё продается.

А где власть денег, там нет власти душевности, заботливости.

Иногда просто заставляешь себя не искать ответы на такие вопросы - иногда...