Исповедь бывшего генерального директора...

Владимир Кокинос
Наступил февраль 2010г. Во дворе кроме морозов и метелей по-прежнему бушует так называемый мировой финансовый кризис, хотя, я уверен, что в России он был искусственно раздут для рядового обывателя. На самом деле главной задачей кризисодуев, на мой взгляд, было следующее: нужно было обанкротить массу рентабельных предприятий и произвести очередной передел собственности. На фоне кризиса быстро сориентировались собственники предприятий и нашли «серьезный» повод, чтобы уволить «лишних» сотрудников, а уцелевшим от увольнения срезать добрую часть зарплаты – треть как минимум, а то и половину, в зависимости от жадности хозяина. Мои поиски новой работы были тщетны и безуспешны. Мне, за спиной которого было пять лет директорского стажа и три компании, организованные и выведенные мной на конкурентный уровень в качестве наемного директора, предлагали всего-навсего должности рядовых сотрудников со смешными окладами. В итоге, спустя какие-то шести месяцев, что, в-принципе, во вселенном летоисчислении вообще пустяк - значительно меньше размера песчинки, я махнул на всё рукой и решил организовать свое дело. Итак!

ИЮНЬ 2010

Мировой финансовый кризис продолжается! Денег, чтобы вложить в фирму практически нет – всего лишь 100000, причем, ни евро и даже ни долларов, а наших «деревянных». Поэтому мне нужно было выбрать такое направление  деятельности, чтобы можно было крутиться на чужих деньгах. У сестры моей жены на тот момент, уже года три была своя личная транспортно-экспедиционная фирма, из которой она выдаивала весьма приличные деньги, если точнее: тысяч так сто в месяц. Которые она тратила на то, чтобы кормить себя, своего бой-френда и дочь, включая расходы на всякие там женские побрякушки и рестораны. Как раз в этом бизнесе на первом этапе оборотные средства практически не нужны. Дело в том, что задача экспедиторской фирмы – найти организацию, у которой есть необходимость доставить свой груз, к-примеру, из Самары в Москву, а затем останется только отыскать перевозчика, который согласится его туда отвезти. Причем, грузовладелец заплатит экспедиторской фирме через неделю-две после доставки груза. Перевозчики, как правило, ждут, когда сей факт произойдет, и поэтому свои собственные деньги вкладывать не обязательно. Проанализировав всю эту схему, я понял, что грузоперевозки – это как раз то, что мне в тот момент было нужно. Тем более, что с одного отправленного рейса можно было зарабатывать от трех до десяти тысяч. И даже более.

ИЮЛЬ 2010

Решение об открытии своей фирмы было принято. Теперь было нужно его реализовывать на практике. Для начала придумал интересное и редкое название, которое по понятным причинам упоминать не стану, за что перед вами, уважаемые читатели, искренне каюсь.  Подыскал подходящий по географическим и ценовым параметрам офисный центр. Договорился об аренде небольшого кабинета порядка двенадцати квадратов по четыреста рублей и получил заветную бумагу от арендодателя, где он подтвердил факт предстоящего моего въезда в офис. С сим документом, паспортом, двенадцатью тысячами в кармане, а именно во столько оценила свои услуги, ранее найденная мною юридическая фирма, я зашел в ее двери.
Молодая девушка-юрист с умным видом сделала необходимые документы, в коих я аккуратным образом поставил свой автограф.
- Я вам позвоню и скажу, когда нужно будет пойти в банк и внести уставный капитал в размере десяти тысяч рублей на временный счет фирмы. До встречи!- сказала она мне и, напоследок, улыбнулась.
Как выяснилось позже, эта милая особа разбиралась в вопросах регистрации фирм примерно так же, как гитарист в фортепиано – вроде бы всё понятно, но что-то сыграть не получается. Из-за ошибок, которые она наделала при подготовке документов для налоговой, пришлось ждать регистрации фирмы на две недели больше положенного. Ну, да и ладно. Зато в конце июля я держал в руках учредительные документы и печать на свою собственную фирму. Я начинал с ней отношения с чистого листа! И как, наверное, всякому мужчине, сей факт был как-то даже приятен!

АВГУСТ 2010

 Купил кое-какую мебель, компьютеры, факс, лицензионную версию 1С. Нанял приходящего пару раз в неделю главбуха с зарплатой семь тысяч в месяц. Зарегистрировал фирму на сайте АвтоТрансИнфо (www.ati.su), где в режиме on-line работают все экспедиторские фирмы России, выкладывая для общего обозрения информацию о своих грузах и водителях. Но самой главной задачей было найти опытных менеджеров по грузоперевозкам. Они обычно называют себя логистами, несмотря на то, что к логистике их деятельность имеет весьма косвенное отношение. Возникла проблема: опытные логисты в молодую фирму идти не хотели, а неопытных нужно было учить. Честно говоря, я в этом деле в тот момент разбирался примерно также, как заяц в мармеладе. Поэтому был вынужден ухватиться за кого угодно, лишь бы этот кто-то хотя бы немного знал дело. На очередное собеседование, которое было организовано мной для потенциальных кандидатов, пришла единственная девушка с нужным опытом. Она была достаточно крупных размеров по своей фактуре с прокуренным и грубым голосом. Но других вариантов не было, принял ее к себе на работу. Когда она говорила, создавалось впечатление, что между ней и собеседником большущая металлическая труба, в которую она направляла свои звуковые волны.  Так вот эта особа запомнилась тем, что была первой в моей жизни сотрудницей, которая позволяла себе по отношению ко мне, кстати, ее директору, допускать наглость и откровенное хамство.
Однажды я попросил ее съездить неподалеку по небольшому рабочему вопросу.
- Не хочу,- ответила она мне в дерзкой форме, - Тебе надо, вот ты сам и едь.
Когда мое терпение пришло в негодность, пришлось уволить. Принял на работу трех девушек без опыта, приступил к их обучению. Вскоре стали приносить небольшой доход, но свою зарплату 10000+10% пока не окупали. Фирма работала в убыток, но, в-принципе, для молодой компании в режиме start-up это вполне нормально.

СЕНТЯБРЬ 2010

Подписал договор с одним местным заводом, у которого был свой парк грузовых автомобилей. Вообще говоря, самыми востребованными автомобилями на этом рынке являются двадцатитонные фуры с объёмом восемьдесят два куба и несколько таких фур теперь было в моем распоряжении. Это мечта любого экспедитора, у которого нет своих личных фур, а только, так называемый, привлеченный транспорт! Фактически теперь завод был моим перевозчиком, которому можно было при необходимости оплачивать перевозки с большой задержкой. Все рабочие моменты решались с одним из сотрудников транспортного цеха завода. Ну а чтобы совместная работа была приятна и выгодна не только нам, но и ему, он по документам занижал цену за перевозку. Договариваться с ним об «откате» долго не пришлось, вернее сказать, не пришлось вообще. Это было само собой разумеющемся.
- Ок! Давай поработаем. С каждого рейса будешь отдавать мне две-три «тыщи». Я сам буду смотреть по ситуации. Документы сделаю, как надо!» - сказал он мне в процессе разговора по телефону.
В-принципе, ничего особого в его словах для меня не было. Откат – это обычное дело. Свыше девяноста процентов снабженцев и лиц с аналогичной функциональностью берут эти пресловутые откаты. Причем, в любых структурах: и в коммерческих, и в федеральных. Увы, но это так. И никак иначе.
Таким образом, родной и горячо любимый завод недополучал, зато верный и преданный делу сотрудник с каждого рейса клал себе в карман две-три тысячи рублей. Честно говоря, я его за это не осуждаю: зарплата на заводах в стране мизерная, заводское руководство деньги, откровенно говоря, зажимает, вот и сотрудники вынуждены, так сказать, отжать своё кровное.

ОКТЯБРЬ 2010

Окончательно закончились все мои денежные резервы. Сотрудницы, по-прежнему, убыточные. Приходится зарплату им платить из денег, которые должен был перечислить перевозчику – тому самому заводу. Возникла новая проблема, причем, эта проблема всероссийского характера. Моя фирма работает в общем налоговом режиме, то бишь платит НДС 18%, а подавляющее большинство перевозчиков – индивидуальные предприниматели (ипэшники), которые не платят НДС, работая по так называемой упрощенной системе налогообложения. Если я заплачу ипэшнику напрямую с расчетного счета своей фирмы, то сразу автоматически попаду на 18% и все мои рейсы сразу станут убыточными. Как это звучит ни парадоксально, но наша неполноценная и ущербная налоговая система сама вынуждает весь российский бизнес идти на налоговые преступления и пользоваться фирмами-однодневками. Ведь если поставить между моей фирмой и ипэшником такую фирму, то потеряешь всего 0,5% от суммы за пересылку денег с однодневки на ипэшника. Такая операция называется «транзит». Если нужно обналичить деньги, то за это придется выложить в районе четырех-пяти процентов от суммы. Но, согласитесь, никак не 18%! Так все и делают. Вся страна! Весь малый бизнес вынужден фактически совершать налоговые преступления, работая с однодневками.  Фирмы-однодневки, которые занимаются «обналами» и «транзитами», понятное дело, рекламу в прессе и интернете о себе не дают. Поэтому информация о людях, которые занимаются фирмами-однодневками, передается только своим проверенным людям из уст-в-уста. Это серьезный теневой бизнес при банках. Но, так получается, что именно этот нелегальный бизнес спасает весь российский, и в первую очередь, малый бизнес от налоговой экспансии. Вот такая забавная коллизия!  Мне пришлось подумать, где найти человека из фирмы-однодневки, позвонил знакомым, поспрашивал. Один знакомый коммерсант дал мне сотовый телефон «обнальщика»:
- Звони по этому номеру, скажешь, что от меня. Человек проверенный, не кинет. Сам работаю уже лет пять».

Чтобы не терять время, я сразу набрал его номер, сказал ему, что от нашего общего знакомого по вопросу обнала.
- Обнал - четыре-пять процентов, в зависимости от суммы. Транзит – полпроцента. Давай свой электронный адрес, пришлю учредительные документы на несколько фирм, выберешь, какое название фирмы больше подходит. Документы, какие тебе будут нужны от этих фирм, будешь сам себе делать. Печать любой из них в оснастке – пятьсот рублей, - уверенным голосом отчеканил мне мужчина-обнальщик.

- Главное, перед тем как отправлять деньги, позвони и предупреди, чтобы я знал, от кого деньги, - добавил он и, пожелав удачи, закончил сеанс связи.

Как показало время, это был действительно надежный и ответственный человек, с которым ни разу не возникало каких-либо проблем.

НОЯБРЬ 2010

Положение шаткое и нестабильное. Денег не хватает. Задолженность перед заводом-перевозчиком достигла ста тысяч рублей. Перспектив заработать реальные деньги совместно со своими сотрудниками практически никаких не было. Сотрудники-менеджеры в полном составе написали заявления об увольнении.
- Мы решили от вас уйти. Извините, но нас не устраивает, что в следующем месяце мы можем остаться без зарплаты, - виновато пробормотали мне те, в кого я верил и  на кого возлагал большие надежды.
Я спокойно их выслушал и, улыбнувшись, подписал заявления этим же днем без  отработки. Дал главбуху распоряжение произвести расчет и их уволить.
Конечно, понять их можно: подружились все между собой, набрались опыта, теперь можно поработать и в более стабильной компании. Тем более, что стоимость сотрудника с опытом значительно выше. Но для меня в тот момент их уход оставался наглым и бесцеремонным предательством. Я относился к своим сотрудникам так, как бы сам хотел, чтобы ко мне относилось руководство,  кормил их авансом, рассчитывая на отдачу в перспективе. Но, увы, этого не случилось. Они ушли, а я остался с долгом сто тысяч рублей перед заводом-перевозчиком. Лучше бы тогда я сказал себе «стоп» и остановил свой «бизнес». Но… я не из тех, кто опускает руки на полпути и сдается!

ДЕКАБРЬ 2010

Весь декабрь я искал себе новых сотрудников. При собеседовании предпочтение отдавал девушкам, исключительно по той причине, что предыдущая трудовая практика научила меня одной вещи: сотрудники-мужчины более жуликоватые, нежели их коллеги противоположного пола. Того и гляди, чтобы втихаря не прикарманили кусок прибыли или того хуже – как бы не сбежали, прихватив клиентскую базу, и открыли бы свою фирму. Но этой истории было суждено случиться позже. Стал всё чаще звонить завод-перевозчик, напоминая об оплате долга в размере ста тысяч. Но где мне было их взять. Увы, негде! Единственным утешением в декабре месяце было, что скоро Новый год и Рождество! Поэтому, утешая себя этой мыслью, продолжал искать клиентов-грузовладельцев и, честно говоря, всегда им удивлялся: вместо того, чтобы самим абсолютно бесплатно зарегистрироваться на сайте АвтоТрансИнфо и напрямую заключать договора с перевозчиками, они платили и ныне продолжают платить, а порою немалые деньги, таким посредникам, как я. Коих в России свыше ста тысяч.
- А у вас есть страховка? На какую сумму? – любимый вопрос клиентов.
Открою маленький секрет: чтобы завоевать грузовладельца, экспедиторы кичатся своей страховкой на сумму три-пять миллионов рублей. На самом деле эта страховка – это не страхование груза, а всего-навсего лишь страхование гражданской ответственности экспедитора. И если что-то случится с грузом, ни одна страховая компания не выплатит ни рубля – сразу найдутся сотни юридических аргументов для этого. Фактически, страховой сертификат – не более чем красивая бумажка в руках экспедитора. Своего рода, мыльный пузырь. Но так уж сложилось исторически, наши люди падки на всякие красиво оформленные «шедевры» бумажной промышленности. От того, кстати, часто страдают. Видимо, ничего здесь уже не поделать.


ЯНВАРЬ 2011

Наступил новый год, короткий январь, а вместе с ним пришли новые, еще более крутые проблемы. Завод-перевозчик перестал мне напоминать о моем долге. Окончательно перестал напоминать – теперь он жестко требовал. 
- Если не погасишь долг в течение недели, приедут мордовороты-костоломы из заводской службы безопасности и объяснят «политику партии», - вежливо сказал мне человек с завода.
Честно говоря, я не являлся любителем выслушивания лекций о «политике партии». А с другой стороны, я всегда являлся сторонником порядочности во всех вопросах, включая бизнес. Поэтому пошел в банк, оформил потребительский кредит на себя в размере четырехсот пятидесяти тысяч рублей (сто для завода, остальное – на «раскрутку»), внес деньги на расчетный счет в виде взноса учредителя. И полностью рассчитался с заводом. В дальнейшем продолжал с ним работу без задержек оплаты.





ФЕВРАЛЬ 2011

Наконец-то, принял девушку с большим опытом работы в грузоперевозках. Правда, теперь я не платил ни какого фиксированного оклада, дабы не наступить вновь на те же грабли. А предложил оплату 40% от маржи, которую менеджеры по грузоперевозкам смогут принести фирме. Мой расчет был прост: такие эксклюзивные условия оплаты должны были привлечь ко мне лучших в этом деле людей, которые смогут приносить фирме сто пятьдесят-двести тысяч прибыли ежемесячно. Планировал принять на работу человек десять-пятнадцать. Но… никто из них не верил, что такие условия оплаты возможны в принципе. Видимо, тогда еще не было замечательной рекламы по телевизору, где звучало: «Возможно всё! …».
- Этого не может быть. А где подвох?! - сказала мне по телефону одна девушка, которую я пытался пригласить на собеседование и увести от конкурента.
Парадокс! Но практически никто не верил. Единицы. Которых я стал без промедления принимать на работу.

МАРТ 2011

Мы переехали в другой кабинет, больший по площади, да еще и с мебелью. Принял постоянного главбуха, еще молодую девушку на должность обычного бухгалтера, в задачи которой входило упаковывать документы для клиентов в конверты и каждый вечер отправлять их им по почте. Документы в сфере грузоперевозок – очень важное дело. Если клиент не получит оригинал товарно-транспортной накладной, пиши пропало, не оплатит. И баста. Поэтому все письма должны быть заказные, чтобы потом через интернет можно было отслеживать дату их получения. Дабы потом не сказали: «Ой, а вы знаете, документы к нам еще не дошли. Так что платить не будем». С этой даты у клиентов считается срок оплаты нам. И этот срок очень важен, поскольку наш перевозчик тоже считает дни и ждет оплату. Если задержать оплату водителю намного, то можно нарваться и на скандал. Всё зависит от того, на кого нарвешься.
Занимаемся обзвоном потенциальных клиентов. Мои наблюдения убедили в том, что свыше девяноста процентов секретарей в компаниях и заводах об деловой этике телефонных разговоров не имеют ни малейшего понятия. То не представят организацию и скажут просто «алло», то что-то непонятное буркнут в трубку, то, не попрощавшись, просто бросят трубку. Практически, все секретари на вопрос о присутствии шефа норовят ответить, что он либо «отъехал», либо «отошел». Даже не ведая о том, что «отъезжают» наркоманы «по вене», а «отходят» в мир иной, нежели в наш грешный.
- Вы знаете, шеф только-что «отъехал», - отвечает мне секретарь одного руководителя.
- «Отъехал» «чисто» или реально? – ради смеха спрашиваю ее.
После небольшой паузы, поняв смысл и иронию моего вопроса, она отвечает мне смеясь:
-Реально!



АПРЕЛЬ 2011

Принимаю на работу еще несколько сотрудников, двое из которых опытные в грузоперевозках молодые люди. Работа идет активно, выходим в прибыль. Сняли в аренду еще один кабинет, где расположились новички. Как покажет время, отдельно дислоцированные новобранцы – это была тоже одна из моих ошибок. Но об этом позже.
Одна фура с грузом загорелась по дороге, часть груза пришла в негодность. Посчитали ущерб – сто шестьдесят тысяч, к-счастью, опять же наших деревянных. Так как экспедиторская фирма всего лишь посредник между владельцем груза и перевозчиком и, в-принципе, ни за что не отвечает, поэтому вся ответственность в полном объеме за этот ущерб перешла на перевозчика. В таких случаях фирмы ООО-шки имеют явное преимущество перед ИПэшками.
- ООО рискует в пределах своего уставного капитала, который составляет десять тысяч рублей, ИПэшник рискует всем, что нажито годами тяжелым и непосильным трудом, - объясняла мне при встрече знакомая девушка-юрист.

МАЙ 2011

Штат сотрудников вместе со мной и двумя бухгалтерами достиг десяти человек. Фирма работает как часы четко и слаженно и имеет репутацию надежного перевозчика. Самые серьезные клиенты «сидят на откатах». Это везде и всюду. С каждого рейса ответственному за поиск перевозчиков представителю клиента капает минимум одна-две тысячи. Без отката работать с большинством грузовладельцев не получится – возить грузы будет та фирма, которая предложит «откатить». Такова уж суровая российская действительность. Всепоглощающая и повальная коррупция.
Как-то раз довелось спросить у представителей немецких бизнес-кругов работают ли они с Россией?
- Найн!. Что вы. Боимся. В России ведь коррупция! – с выпученными глазами и с диким испугом ответили они мне.
После их слов стало как-то грустно, но вполне понятно, что они имели ввиду, и в какой стране мы все живем.
Но у меня не было другого выбора, пока я живу в России, поэтому, несмотря на коррупцию, беззаконие, воровство и прочие известные всем атрибуты нашей современности, я продолжал работать…

ПРОШЛО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ

За это время новички, работающие во втором кабинете, сдружились, если не сказать точнее, что спелись. Самый шустрый из них, а вернее сказать, самый наглый и ушлый, посчитал, что положит себе в карман гораздо больше денег, если будет работать на себя, а не на меня. Открыл свою фирму, увел к себе двоих сотрудников и всех клиентов, с которыми они работали. И не поминайте лихом!  Хотя при сорокапроцентной оплате отношения между мной и сотрудниками были более чем партнерскими.
- Нее! На таких условиях мне своя собственная фирма даром не нужна. Зачем лишняя головная боль, - так отвечал вышеупомянутый молодой человек при приеме на работу на мой вопрос о собственном бизнесе.
 Из оставшихся шестидесяти процентов я оплачивал  аренду, межгород, интернет, зарплату бухгалтерам, налоги и т.д. В итоге, зарабатывали деньги все, кроме меня. А я постоянно еле-еле сводил концы с концами.
Поэтому «на меня» никто из них уж точно не работал, только на себя. Причем, как ни парадоксально, только одна сотрудница из них кое-как приносила около ста тысяч прибыли в месяц, из которых сорок была ее зарплата. Другие были ленивые, и их устраивал заработок десять тысяч. Заставлять работать было бесполезным делом.
Один стабильный клиент остался должен за перевозку его грузов сто тысяч рублей и объявил себя банкротом.
- Можешь подать на меня в суд или напустить ОБЭП. Мне все равно. – нагло и дерзко заявил мне при очередной встрече с ним по поводу долга.
Арбитраж бы ничего не дал, поэтому я даже не стал связываться с этим гнусным делом. Кинул, значит кинул. Такое на рынке грузоперевозок дело обычное, некоторых кидают на несколько миллионов.
Еще одна фура с грузом «канула в Лету» - перевозчик оказался вором и использовал при подписании договора по факсу данные «левой» фирмы. Ущерб – пятьсот тысяч рублей. Еще легко отделался: «уход» груза – обычное дело, иногда воруют грузы стоимостью пять-семь миллионов. Я, как экспедитор, здесь опять «не при делах» - то, что перевозчик оказался вором проблема, извините, не моя, а соответствующих органов. Нихай себе рыщут и ищут. Как оказалось позже, и не рыскали, и не искали, и ничего они не могут. Вообще.
Тем временем фирма стала вновь убыточной, каждый месяц минус пятьдесят тысяч долга. Обмолвился сотрудникам, что я вынужден опустить планку оплаты с сорока до тридцати процентов.
- Мы сразу все уволимся, только сорок процентов. - быстро сориентировавшись в ситуации, заявили мне они в ультимативной форме.

Перспектива снова остаться одному с долгами меня явно не устраивала, но в то же время я четко понимал, что это уже наглый и бесцеремонный шантаж и нужно срочно действовать.
И стал действовать! К этому времени моя фирма имела на рынке грузоперевозок раскрученное имя, и это был ее главный нематериальный актив. Через некоторое время нашел покупателя, который купил ее за двести тысяч рублей, как действующий бизнес, со всеми сотрудниками, долгами, мебелью, компьютерами и т.д. и т.п. На момент продажи фирмы оставался должен банку триста пятьдесят тысяч. Чтобы полностью закрыть кредит и забыть о нем, как о страшном сне, пришлось продать свой джип, купленный еще на предыдущей работе. На оставшиеся деньги купил подержанную иномарку-седан и до сих пор не нарадуюсь: гораздо мягче ход и расход бензина в полтора раза меньше, что при нынешних ценах на бензин ощутимо. Даже весьма!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

До сих пор счастлив, что избавился от своего собственного «бизнеса»! Работать на хозяина куда выгоднее и надежней!
Понял для себя очень важную вещь: весь малый бизнес в России обречен заниматься налоговыми преступлениями, иначе он не то, что не выживет, просто даже вообще не сможет существовать. Не удастся малому бизнесу также разойтись путями-дорожками с фирмами-кидалами и криминалом. Обязательно где-нибудь и когда-нибудь пересекутся.
Убедился также в правдивости теории, что чем лучше относишься к своим сотрудникам, тем скорее они сядут на голову. От себя могу добавить, что еще ножки свесят и будут понукать. И никогда ни за что хорошее, сделанное для подчиненных, они даже не подумают сказать спасибо. По крайней мере, подавляющее большинство из них.
Самое главное: у меня теперь нет никакого желания иметь свой бизнес. В России уж точно. Ни за что!