Кучер Селифан

Сергей Малыгин
Не так давно мне на Прозе довелось прочитать работу, в которой автор приводит высказывания школьников о русской классике. 

Общее мнение: читать скучно, тяжело, невыносимо, муторно; произведения непонятные, слишком длинные, депрессивные,  занудные, унылые, мрачные… и так далее.

Автор, естественно, возмущён: куда мы катимся?! Толстой, Достоевский, Гоголь, Салтыков-Щедрин – ведь это наше всё!..
Вот он, план Даллеса, в действии!..
И ещё много других слов обличения и возмущения.

А я считаю, что ребята правы: очень многие работы русских классиков для детей 14 – 16 лет сложны, непонятны, скучны и неинтересны.

Для примера возьму «Мёртвые души» Гоголя, всего лишь несколько первых строк.

«В ворота … въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»

Что такое – рессорная бричка? Кто-нибудь её видел? Или представляет, как она выглядит?

Далее: «… встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах…»

Что такое панталоны, дети хорошо знают: их носят бабушки под юбкой. Такие, величиной с Чёрное море, розового или голубого цвета.

А что такое – «канифасовые»?

Я и в детстве этого не знал, и сейчас не знаю.

Затем мы встречаемся со слугой «в длинном демикотонном сюртуке со спинкою…»
Вот объяснил бы кто-нибудь детям (и мне заодно), что это такое – демикотонный сюртук?

И так далее, до самых последних страниц.

Я считаю, что дети имеют право читать о вещах, которые они знают и понимают.  Уже и мне в прошлом веке многое из классики казалось непонятным и давным-давно устаревшим.

И что, дети должны будут изучать русскую классику 19-го века и в 21-м веке, и в 22-м, и через 500, и через тысячу лет?

А знакомить детей с произведениями современников категорически запрещено? Или это будет высочайше позволено лет этак через 300, не раньше?

Возможно, произведения современников школьники проходят в самых старших классах. А почему бы не сделать наоборот? Вначале изучать то, что проще и понятнее, а уже потом то, что сложнее?

Длинными, нудными, непонятными текстами можно убить у школьника интерес к литературе. Причём, навсегда. Дети на всю жизнь запомнят: классика – это что-то очень скучное, занудное, страшное!

Такая, слишком сложная для детей, литература способна внушить  отвращение к любому чтению.

Да и внушила уже: современная молодёжь очень мало читает. И, мне думается, в немалой степени «помогли» ей в этом уроки литературы с программой, включающей в себя произведения давно ушедших эпох.

… Ах, да, литература же сеет разумное, доброе и вечное! Как сказал Пушкин, «чувства добрые я лирой пробуждал».

Не знаю, какие добрые чувства может пробудить шизик-убийца Раскольников на пару с прожжённой проституткой.

Мне могут возразить, что у Сони Мармеладовой, мол, - чистая, незапятнанная душа.

Но, если копнуть, то и у любой современной проститутки обнаружится точно такая же чистая и безгрешная душа.

Ну, тёмный я человек, не понимаю!
А дети, думаете, понимают и просто-таки все, поголовно влюблены в роман Достоевского?

Я так не думаю. И дети, оказывается, так не думают.

Сколько русских писателей было в 19-м веке? Наверное, несколько десятков или чуть больше сотни.

А сколько русскоговорящих писателей сегодня?
Мне думается, многие тысячи. Есть, из чего и из кого выбирать.

Если самые лучшие произведения современности включить в школьную программу, тогда наши дети получили бы возможность читать про наших современников, которые ходят отнюдь не в панталонах, а, к примеру, в джинсовых костюмах, разъезжают не на бричках, а на хорошо всем известных автомобилях и разговаривают по сотовым телефонам.

И, по-моему, было бы очень хорошо, если бы дети имели возможность прочитать рассказ или повесть о своих сверстниках. А ещё лучше, если бы эти работы были написаны живым, разговорным языком.

И такие авторы и такие работы есть; их можно найти, например, в литературных журналах.

… Пишу и представляю себе искажённые праведным гневом лица; вижу, как преподавательница с 50-летним стажем хватается за сердце и медленно сползает со стула…

- Чтобы дети читали современных авторов?!..  Да вы что?!.. Низззя!.. Дети имеют право и должны – нет, обязаны! -  читать только лишь про брички, канифасовые панталоны, демикотонные сюртуки и кучера Селифана!.. А современных авторов можно будет изучать не ранее, чем через 200 лет!.. И кто это выдумал, что чтение должно доставлять детям удовольствие?! Нет, не удовольствие, а глубокое отвращение!.. Мы в своё время мучились, так пусть теперь и они помучатся!..

… Оговорюсь: у Гоголя (и не у него одного) имеется ещё целый вагон и маленькая тележка таких же чудных, непонятных слов.

Вот про это читать детям можно! Это - хорошо, это очень полезно!
Как рыбий жир.

И позвольте задать вопрос: для кого пишут современные авторы, в том числе, и молодёжные, если изучение их произведений школьной программой не предусмотрено?

Допускаю, что школьник может прочитать произведения современников самостоятельно. Но кто ему поможет сориентироваться в океане бумажной и электронной литературы? Кто, как не школьный учитель, способен (и должен) указать ребёнку правильные ориентиры?