Юбилей крыльев Родины

Роберт Качев
                К  100- летию  Военно-Воздушных  Сил  России.               

 29 августа 1997 г. Президент России своим указом объявил дату 12 августа Днём Военно-Воздушных Сил. Не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Началом освоения воздушного пространства можно считать конец XVIII в., когда во Франции в 1783 г. прошло успешное испытание воздушного шара. Российский полномочный посол во Франции князь И.С. Барятинский поспешил ознакомить императрицу Екатерину II с новыми разработками французов. Развитие воздухоплавания вызвало большой интерес у русских военных, реально оценивавших возможности воздушных шаров в будущих войнах. Русский полководец А.В. Суворов сказал: «Кабы мог я быть птицей, владел бы не одной столицей». Он мечтал о возможности создания в России воздушного флота. В начале XIX в. эта идея была поддержана военным ведомством, а в июле 1803 г. генерал от инфантерии С.Л. Львов первым из россиян поднялся в воздух. Летом следующего года летательные аппараты были использованы в научных целях: с борта аэростата российский академик Я.Д. Захаров провёл первые в России аэрологические наблюдения. Военное министерство выразило серьёзные намерения использовать аэростаты в военном деле. Военный управляемый аэростат с экипажем до 40 человек, со значительной бомбовой нагрузкой и специальными пороховыми ракетами должен был войти в состав русской армии накануне Бородинского сражения. К сожалению, из-за поломок аэростат не смог принять в нём участие.

   Своё первое боевое крещение воздушный флот России получил в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Для применения аэростатов в боевой обстановке Военным министерством в соответствии с решением императора Николая II в апреле 1904г. была создана специальная полевая часть — Сибирская воздухоплавательная рота, сыгравшая немаловажную роль в действиях на Дальневосточном театре войны. В то же время в России проводились работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Начало практической разработке первого отечественного аэроплана было положено русским морским офицером А.Ф. Можайским. Идеи Можайского получили развитие в деятельности целой плеяды первых российских создателей воздушных судов: А.И. Шабского, Я.М. Гаккеля, С.В. Гризодубова, И.И. Сикорского и многих других.

  Развитие в России воздушного флота нашло поддержку в структурах законодательной и исполнительной власти страны. Было предусмотрено наряду с существовавшей уже военно-воздухоплавательной службой приступить к созданию специальной авиационной. 30 июля  (по новому стилю 12  августа) 1912 г. приказом военного министра  №397 (при одобрении Николая II) все функции, связанные с организацией военного воздухоплавания  и авиации, передавались в ведение Главного управления Генерального штаба, в котором была создана специальная воздухоплавательная часть. Эта дата завершения первого этапа оформления военной авиации в России и стала по Указу  Президента Днём Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.

   К началу Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире -  263 самолёта, к сентябрю 1917 г. их количество достигло 700. На  1 января 1917 г. производительность всех авиастроительных заводов составила 215 военных самолётов в месяц. Если сопоставить аэропланы русских конструкций с аналогичными по классу образцами иностранных машин, то видно, что Россия в области строительства тяжёлых четырёхмоторных самолётов и летающих лодок шла впереди западноевропейских стран. Остальные отечественные машины по скорости, грузоподъёмности и радиусу действия почти не уступали аналогичным заграничным образцам.

   Авиация становится основным средством разведки фронта и глубокого тыла немецко-австрийских войск. Особенно эффективной была разведка крепостных районов, в частности Перемышля. Поручик Н.А. Мулько неожиданно для артиллерии противника на бреющем полёте пролетел над всей крепостью и сфотографировал её. Боевая работа русских лётчиков немало способствовала успешной осаде Перемышля. Пролетая над Львовом, наши лётчики, в том числе П.Н. Нестеров, фотографировали военные объекты города. Благодаря наличию в составе русского воздушного флота четырёхмоторных самолётов «Илья Муромец», Россия в начале войны была единственной из воюющих стран, использовавшей авиацию для глубокой разведки тыла и военных объектов противника. Эти самолёты обладали наибольшим радиусом действия по сравнению с находившимися на вооружении за границей. Авиация стала незаменимым средством подготовки крупных операций. В начале 1916 г. русские военные лётчики проделали огромную работу, проведя плановые съёмки всех передовых позиций противника от Чёрного до Балтийского морей. Снимки в смонтированном виде были переданы в штаб верховного главнокомандующего и во многом помогли в разработке оперативных планов.

   Не ограничиваясь разведкой, лётчики сбрасывали на военные объекты противника небольшие бомбы. Специальных бомбодержателей в начале войны ещё не было, бомбы укладывали на коленях и в нужный момент сбрасывали за борт. Таким образом уже в 1914 г. было положено начало бомбардировочной авиации. В это же время в России из самолётов «Илья Муромец» было сформировано первое в мире соединение тяжёлых бомбардировщиков  -  эскадра воздушных кораблей, к середине 1916 г. в ней насчитывалось около 30 самолётов. «Муромцы» совершили за время войны более 400 боевых вылетов, сбросив около 65 тонн бомб. Они наносили удары по объектам в глубоком тылу противника, успешно отражая атаки  немецких истребителей. В июле 1916 г. «Муромец» капитана Лаврова подвергся нападению четырёх «Фоккеров», три из которых были им сбиты, а один повреждён. Лавров благополучно вернулся на свой аэродром. Немецкие лётчики считали, что «Муромцы» неуязвимы, за всё время войны противнику удалось сбить только один самолёт этого типа.

   В начале войны самолёты не имели стрелкового вооружения, так как верховное командование русской армии не придавало никакого значения воздушному бою. Встретив в воздухе самолёт противника, лётчики могли только погрозить ему кулаком или  обстрелять из личного оружия, что нередко и делалось. Они сами пытались найти средство борьбы с самолётами противника, например, к хвостовому костылю прикрепляли нож для разрезания обшивки крыльев или пытались использовать гирю на стальном тросе, чтобы опутать винт вражеского самолёта.

   Начало нового этапа в истории военной авиации связано с именем штабс-капитана П.Н. Нестерова, который впервые выполнил «мёртвую петлю». Его мастерство высшего пилотажа стало школой для многих прославленных русских асов. Он был первым, кто ещё накануне войны утверждал, что участие авиации в будущей войне сведётся к борьбе между самолётами. Нестеров был убеждён в неизбежности воздушных боёв. В Галиции нашим войскам особенно досаждали интенсивные полёты австрийских самолётов-разведчиков.  11-му корпусному авиаотряду, которым командовал Нестеров, было приказано  помешать противнику выполнять боевые задачи в воздухе. 26 августа 1914 г. Нестеров два раза безуспешно пытался догнать австрийский самолёт типа «Альбатрос». Когда противник появился в третий раз, Нестеров быстро взлетел, настиг вражеский самолёт  и таранил его. «Альбатрос» начал беспорядочно падать, машина Нестерова также рухнула на землю. Посмертно он был награждён высшим русским боевым орденом Святого Георгия 4-й степени. Вскоре самолёты стали оснащаться пулемётами, а весной 1916 г. появились первые истребительные авиаотряды, специально предназначенные для борьбы с самолётами противника. К концу 1917 г. воздушный флот России безраздельно господствовал в небе Юго-Западного и Румынского фронтов, успешно решая задачи на всём Восточно-Европейском театре войны.

   После окончания гражданской войны были восстановлены авиационные предприятия, налажен выпуск самолётов отечественных конструкций. На вооружение советской авиации были приняты истребители И-2,3,4,5, разведчик Р-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и -3. В 1932 г. Военно-Воздушные Силы СССР получили статус самостоятельного рода войск, а в 1933 г. структурно была оформлена тяжёлая бомбардировочная авиация как средство главного командования, способное выполнять самостоятельно оперативные задачи. Однако ко времени начавшейся в Европе Второй мировой войны боевая готовность ВВС Красной Армии в силу различных причин не совсем отвечала требованиям складывающейся обстановки. Недостаточная готовность авиации к отражению внезапного нападения противника привела к тому, что в первые дни войны германские ВВС смогли нанести массированный удар по советским войскам вдоль западных границ СССР, в том числе по 66 аэродромам, на которых базировалось до 65% авиации приграничных военных округов. За первые двое суток войны самолётный парк ВВС только на Северо-Западном и Юго-Западном направлениях сократился на 3922 самолёта. Несмотря на значительные потери, наша авиация сумела достойно ответить врагу. В воздушных боях с превосходящими силами противника советские лётчики-истребители проявили массовый героизм. Фронтовая авиация, несмотря на большие потери в первые дни войны, сохранила свою боеспособность. Дальняя бомбардировочная авиация совершила серию удачных налётов на важнейшие объекты в глубоком тылу противника. Уже в августе 1941 г. авиация Балтийского флота нанесла воздушный удар по столице фашистской Германии Берлину. Однако существовавшая организационная структура авиационных соединений не обеспечивала оперативного управления ими. Уже в 1942 г. ВВС всех действующих фронтов реорганизованы в воздушные армии. Было сформировано семнадцать воздушных армий фронтовой авиации и одна (18-я) авиации дальнего действия. В боях за Москву получила рождение гвардия советских Военно-Воздушных Сил. За мужество и героизм 6 авиационных полков были преобразованы в гвардейские. К середине лета 1943 года советские ВВС прочно завоевали стратегическое господство в воздухе.

   За годы Великой Отечественной войны Военно-Воздушными Силами в боях уничтожено 64 тысячи самолётов противника. За мужество и отвагу свыше 280 тысяч военных лётчиков были награждены орденами и медалями, 2513 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоились этого звания дважды и двое — трижды (А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб).

   В послевоенный период основным направлением в совершенствовании ВВС стал переход от поршневой к реактивной авиации. На вооружение поступили реактивные самолёты МиГ-9, Як-15, а затем МиГ-15, Ла-15, Ил-28 и др. Были разработаны и более эффективные методы уничтожения воздушного противника. Противовоздушная оборона постепенно становилась воздушно-космической. Создавались принципиально новые самолёты с изменяемой в полёте стреловидностью крыла. Военно-Воздушные Силы сегодня оснащены современными типами самолётов, в том числе стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-160, Ту-95МС, фронтовыми бомбардировщиками Су-24М, штурмовиками Су-25, истребителями Су-27, МиГ-29, МиГ-31 и другими самолётами, а также вертолётами. Перевооружение ВВС направлено на повышение оперативных и боевых возможностей авиации.

   На территории нашей области в г. Иваново уже много лет действует военный аэродром «Северный». К началу войны здесь находилась Высшая школа штурманов. Обучение проводилось на самолётах ТБ-1, ТБ-3 и СБ. С первых дней войны личный состав школы принимал участие в боевых действиях. В сентябре 1941г.школа была эвакуирована в Среднюю Азию, а на аэродроме разместилась 6-я запасная авиабригада, готовившая лётные кадры для фронта. В конце 1942 г. на аэродром стали поступать полученные по ленд-лизу английские истребители «Харрикейн», американские бомбардировщики В-25 «Митчелл» и другие самолёты. 29 ноября 1942 г. на Северном аэродроме встречали 58 французов, в том числе 14 лётчиков. Они стали основой истребительной авиаэскадрильи «Нормандия», которая 4 декабря 1942 г.  была включена в состав советских ВВС как отдельная эскадрилья. В декабре начались учебные полёты , к середине марта французские лётчики завершили курс переучивания на истребитель Як-1Б, и 22 марта эскадрилья «Нормандия» вылетела на Западный фронт.
 
   В 1944 г. на аэродром «Северный» вернулась Высшая школа штурманов, которая до своего расформирования в 1957 г. готовила лётный состав для бомбардировочной авиации. С 1958 г. на аэродроме стал базироваться 229-й транспортный авиаполк. В 1969 г. в его составе появились первые стратегические военно-транспортные самолёты Ан-22 «Антей»,а через год  в Иваново была создана первая в ВВС СССР авиационная часть, укомплектованная этими машинами — 81-й военно-транспортный авиационный полк. К сожалению, в 90-е годы полк расформировали. Ещё в 1968 г. из Сещи (Брянская область) в Иваново  перевели 25-е офицерские курсы, на базе которых в 1974 г. был создан 610-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава военно-транспортной авиации ВВС, который существует до настоящего времени. Подготовка в Центре идёт практически по всем основным авиационным специальностям. За годы работы он дал Военно-Воздушным Силам тысячи специалистов для военно-транспортной авиации.

   В настоящее время на аэродроме «Иваново-Северный» базируется единственная в России авиационная часть, оснащённая самолётами радиолокационного дозора и наведения А-50.

   Сегодня Военно-Воздушные Силы, выступая в качестве мощного фактора стратегического сдерживания любого агрессора против России, являются важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности нашего государства.

На фото: штабс-капитан П.Н. Нестеров. (Снимок из интернета).
                Р. Качев, капитан запаса.
         7.08.2012г.