За службу и храбрость

Роберт Качев
         С древнейших времён награды за службу существовали всегда и везде. В русских летописях содержатся сведения о выдаче первых особых знаков отличия. Это были золотые и серебряные гривны (слитки определённого веса и объёма), а позже — золотые и серебряные монеты. Сохранилось письменное свидетельство, относящееся ко времени правления царя Фёдора Иоанновича, в котором говорится: «Тому, кто отличится храбростью перед другим или окажет какую-либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением Святого Георгия на коне, который носят на рукавах или шапке. И это почитается самою большою почестию, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу.» Первый орден в нашей стране был учреждён Петром I в 1698 году — это был орден Святого Андрея Первозванного, который и в наши дни является высшей государственной наградой России.

        После своего восшествия на престол императрица Екатерина II занялась разработкой проекта  исключительно военного ордена. 26 ноября 1769 года  такой орден был учреждён и назван в честь Святого Георгия, который искони почитался на Руси покровителем воинов -   Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Он предназначался для награждения воинских чинов за боевые подвиги и имел четыре степени. Знаками ордена были белый эмалевый крест с изображением в центре Святого Георгия на коне, лента из трёх чёрных и двух оранжевых полос и четырёхконечная вызолоченная звезда с изображением Георгия в центре и девизом ордена «За службу и храбрость» вокруг. Крест 1-й степени носился на ленте через правое плечо, а 2-й и 3-й — на шее. Две старшие степени дополнялись звёздами. Орден 4-й степени носился в петлице. Награждённые орденом  Святого Георгия имели значительные привилегии. Они не делали единовременных взносов в казну, как это предусматривалось при получении других Российских орденов. Они могли и после увольнения с военной службы носить военный мундир. Награждённые орденом получали ежегодные пенсии и могли присутствовать при дворе на всех торжествах. Уважение к этой награде было очень велико. Стоило только Георгиевскому кавалеру войти в любое собрание, как все присутствующие вставали перед ним. По Статуту орден Св. Георгия никогда не снимался, «ибо оный приобретается заслугами».

        Первым по времени Георгиевским кавалером, получившим награду за боевой подвиг, стал подполковник 1-го Гренадерского полка Ф.И. Фабрициан. Во время Русско — турецкой войны 1768 — 1774 годов его отряд в 1600 человек был окружён семитысячным турецким отрядом. Несмотря на явное неравенство сил, Фабрициан отразил нападение врага и, перейдя в атаку, обратил противника в бегство и взял город Галац. За этот подвиг русский подполковник был удостоен креста ордена Святого Георгия 3-й степени. В той же войне особенно проявился военный талант полководца П.А. Румянцева, который, одержав победу над превосходящими силами турок на реке Ларга, стал первым кавалером ордена Святого Георгия 1-й степени. Младшим офицерам, выслужившимся из солдат (а таких в 18 веке было немало), награждение орденом Святого Георгия  4-й степени давало право на потомственное дворянство. За всё время существования Российской империи лишь 25 человек были награждены 1-й степенью этого ордена и только четыре генерал-фельдмаршала  удостоились высочайшей военной награды — ордена Святого Георгия всех четырёх степеней. Полными кавалерами ордена стали М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, И.И. Дибич и И.Ф. Паскевич. В это число не входит А.В. Суворов, награждённый сразу 3-й степенью ордена без получения четвёртой, так как к моменту учреждения ордена был в генеральском чине.

       Особое значение ордена Св. Георгия как военного ордена за храбрость осознавалось с самого начала его существования. Примером тому может быть случай со знаменитым адмиралом Фёдором Ушаковым. В 1788 году, будучи ещё капитан-бригадиром и командуя авангардом Черноморского флота, он нанёс поражение турецкой эскадре у острова Фидониси. Как только рапорт о битве достиг Петербурга, последовал высочайший указ о награждении Ушакова орденом Св. Владимира 3-й степени за отличное руководство боем. Через некоторое время в Петербурге стали известны подробности сражения, в котором Ушаков рисковал жизнью, находясь под огнём неприятеля. Поэтому через два месяца следует другой указ о награждении его за тот же бой орденом Святого Георгия 4-й степени. Противоречия в этом не было — два награждения за один бой различались по вложенному в них смыслу: Владимирским орденом Ушаков был награждён как командир, выполнивший долг, Георгиевским — как офицер, отличившийся особой храбростью.

        За всю историю существования ордена Святого Георгия был один случай, когда эту высокую награду присвоили целому полку. В декабре 1774 года 3-й Кирасирский полк стал именоваться  «Кирасирским Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия полком», в котором все штаб- и обер-офицеры были кавалерами этого ордена.

        Этим изначально мужским орденом были удостоены две женщины (кроме Екатерины Великой, как основательницы ордена): королева Обеих Сицилий Мария-София-Амалия, награждённая орденом 4-й степени в 1861 г. за участие в походе против Гарибальди и сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова, которая в Первую Мировую войну после гибели всех командиров приняла на себя командование ротой; после боя она скончалась от ран и посмертно была удостоена ордена 4-й степени.

        Орденом Святого Георгия награждались только офицеры. В 1807 г. император Александр  Первый прибавил к нему Знак отличия Военного ордена — серебряный крест на Георгиевской ленте, учреждённый для награждения нижних чинов за храбрость. Крест был чисто солдатской и самой известной русской наградой, которую в народе стали называть «Георгиевским крестом». Знаками отличия награждали только за подвиги на поле сражения. Награждённые ими исключались из податного сословия и освобождались от телесных наказаний. Кроме обыкновенного жалования им выдавалось ещё и дополнительное.  В 1856 г. этот Знак  был разделён на четыре степени: первые две — золотые, третья и четвёртая — серебряные. У Знака 1-й и 3-й степени к ленте прикреплялся бант. Награждённого Знаком отличия Военного Ордена всех четырёх степеней называли полным Георгиевским кавалером, или имеющим полный бант. В 1913 г. Знак отличия  официально стал называться Георгиевским крестом. В этом же году к комплексу Георгиевских наград была добавлена Георгиевская медаль «За храбрость», также имевшая четыре степени.

        Одной из почитаемых боевых наград в Русской армии издавна считалось офицерское Золотое оружие с надписью «За храбрость». Эфес оружия украшал темляк из Георгиевской ленты. Все офицеры, награждённые таким оружием, были причислены к кавалерам  ордена.

        В Российской армии  Георгиевскими отличиями награждались за боевые подвиги и целые воинские части. Такими наградами были Георгиевские знамёна и Георгиевские трубы.

        День учреждения Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия стал считаться праздничным Днём Георгиевских кавалеров, который должен был ежегодно праздноваться как при Высочайшем Дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста». Местом проведения главных торжественных церемоний был Георгиевский зал  Зимнего  дворца. Последний раз в Российской империи георгиевские кавалеры отмечали свой орденский праздник 26 ноября 1916 г. Существует также Георгиевский зал в Большом Кремлёвском дворце. В 1849 г. было принято решение об увековечивании имён георгиевских кавалеров и воинских частей на мраморных досках между витых колонн зала. На них размещено свыше 11 тысяч фамилий офицеров, награждённых разными степенями ордена с 1769 по 1885 г. Среди них  есть и мой прапрапрадед, участник многих сражений майор Эдуард Данилович Бруно, награждённый орденом Святого Георгия в 1849 г.

       После октябрьского переворота 1917 г. советским правительством был издан указ, по которому упразднялись все царские ордена и медали, в том числе и Орден Святого Георгия.

       В 1992 г. комиссия по государственным наградам при Президенте Российской Федерации начала работу по восстановлению ордена Святого Георгия, но только 8 августа 2000 г. указом Президента России были  утверждены Статут ордена Святого Георгия и Положение о знаке отличия — Георгиевском кресте. Согласно статуту орден Святого Георгия является высшей военной наградой Российской Федерации. Им награждаются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, ставших образцом военного искусства, за подвиги, которые служат примером доблести и отваги для всех поколений защитников Отечества. Георгиевским крестом награждаются младшие офицеры, солдаты и сержанты за подвиги и отличия в боевых действиях, храбрость, самоотверженность и воинское мастерство.

        Первые награждения состоялись в 2008 г. Награждены военнослужащие, проявившие мужество и героизм во время вооружённого конфликта в Южной Осетии. Первым кавалером ордена  Святого Георгия стал командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник С.А. Макаров за успешное проведение операции по принуждению Грузии к миру. За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в этой миротворческой операции 8 генералов и офицеров были награждены орденом и 263 военнослужащих — Георгиевским крестом.

        Был восстановлен и праздничный день Георгиевских кавалеров, который с 2007 г. отмечается как День Героев Отечества.

На фото: Военный орден Святого Георгия 1-й степени. (Снимок из интернета)
                Р. Качев
                15.06.2011г.