Дождь Данаи

Вольфганг Акунов
ABRAXAS

Раньше были времена,
А теперь - одни моменты.
Вряд ли муж или жена
Наших дней войдёт в легенды.
Олимпийский вряд ли бог
Вдруг, прельщённый девы видом,
К ней дождём сквозь потолок
Hизойдет с вершины Иды...
Спит Даная (иль не спит?)
В медном тереме подземном.
В полумраке чуть коптит
Лампа тусклая. Царевна,
Сняв хитон, лежит в поту,
Разметавшись на кровати.
Ей терпеть невмоготу
Эту пытку, и проклятья
Рвутся с уст уже...Как вдруг
В душном мраке подземелья
РаздалсЯ какой-то звук
Необычный. На постели
Приподнявшись, в темноту
Устремила взор Даная,
Позабыв про духоту,
Звуку новому внимая.
Ей почудилось, что дождь
Барабанить стал по крыше -
Так всё то, чего ты ждёшь
Вдруг становится всё ближе,
Стоит только пожелать
Неизвестного всем сердцем.
В чём причина? Как узнать?
Кто раскроет тайны дверцу?
Капли тёплого дождя
Стали падать часто-часто
И, сквозь крышу проходя,
Заполнять собой пространство.
Дождевые капли те
Были вовсе не простые -
Редкие по красоте
И, представьте, золотые!
Золотые пузыри
Удивительного вида,
Ярче утренней зари,
Ввергли в трепет Акрисиду./1/
Вот весь пол уже залит
Жидким золотом небесным.
Телом узница дрожит
Всем под тем дождём чудесным,
Словно бы заключена
В дивном золотом сосуде.
Капли падают ей на
Кудри, очи, шею, груди
И стекают по плечам,
Орошая девы тело
Чистым золотом. Она
Уж давно того хотела
В глубине своей души -
Пусть признаться и не смея
В том себе, томясь в тиши
И во мраке подземелья.
К потолку подняв чело,
Заливаемое златом,
Что журчало и текло
По плечам её покатым,
Ноги под себя поджав,
Робко разведя колени,
С головы до пят дрожа,
В ожиданьи и томленьи,
Золотом ослеплена -
Слиплись от дождя ресницы -
С трепетом ждала она,
Что же с нею приключится,
И не в силах разомкнуть
Плотно сомкнутые веки.
На трепещущую грудь
Капли падали...На веки
Вечные Даная так,
В позе лотоса, готова
Под землёй остаться. Мрак
Уж не страшен. Золотого
Шум чудесного дождя
В жизни девы перемены
Дивные сулит. Придя
В возбужденье, на колена
Встав и руку протянув,
Дочь Акрисия младая,
Дивной влаги зачерпнув,
Ощутила, что златая
Влага на глазах у ней
От прикосновений пальцев
Девы стала всё плотней
Становиться, наливаться
Силой, твёрдой становясь,
И упругой, словно свечка.
И царевна, не страшась,
Для свечи нашла местечко,
Сев с размаху на неё,
В истекающее лоно
Соком вмиг впустив её
С громким, но коротким стоном,
Ощутив - свеча дошла
До пупка в одно мгновенье...
Так Даная понесла...
Здесь - конец стихотворенья.


ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Древнегреческий эпитет «Акрисида» (соответствующий нашему отчеству), означает «дочь Акрисия». Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать предначертанного роком, Акрисий заключил свою дочь Данаю  в подземный медный терем, по другой версии - в медную башню, по третьей - в подземные покои из бронзы и камня. Однако полюбивший Данаю верховный бог олимпийского пантеона - Громовержец и Тучегонитель Зевс -  проник к аргосской царевне в виде золотого дождя. Орошенная и оплодотворенная золотым дождем, Даная (происходившая, по материнской линии, в пятом колене, от одной из первых земных возлюбленных Зевса - красаицы Ио, правнучке богини Земли Геи, которой сам Зевс приходился внуком) зачала и родила героя Персея. Испуганный Акрисий поместил дочь и внука в сундук и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море.

Даная и Персей спаслись, когда их сундук прибило волнами к острову Серифос.

Первоначально Персей воспитывался в доме серифского вельможи (по другой версии, рыбака) Диктиса, а затем был отправлен царем Полидектом, братом Диктиса, влюбившимся в Данаю, за головой Горгоны Медузы — крылатого чудовища с медными когтями и клыками и с ядовитыми змеями вместо волос, взгляд на которое обращал человека в камень.

Олимпийские боги Афина и Гермес помогли Персею (своему сводному брату по отцу - Зевсу Громовержцу). Нимфы подарили герою крылатую шапочку и крылатые сандалии, давшие Персею возможность летать по воздуху, а богиня Афина - волшебный щит, отполированный до зеркального блеска. По другой версии, бог Гермес одолжил Персею свой крылатый шлем и свои крылатые сандалии, а колченогий бог-кузнец Гефест — серп из адаманта (которым в свое время бог Кронос (отец Зевса) оскопил своего отца - бога Неба Урана, а Зевс. в свою очередь - самого Кроноса. Этим же серпом стоокий, или (тысячеокий) Аргос (Аргус) - олицетворение Звездного Неба - рассек пополам змеедеву Ехидну и страшного аркадского сатира Айгипана, молочного брата Зевса, выкормленного, вместе с ним, молоком божественной козы Амалфеи. Согласно третьей версии, Гермес подарил Персею свой кривой волшебный меч, способный рассечь все и вся. По четвертой версии, юный Персей стал возлюбленным Гермеса и своего собственного дяди (по отцу) - грозного бога подземного царства Аида (Гадеса, от имени которого, кстати, происходит и наше обозначение преисподней - ад) и получил от Аида в подарок волшебный шлем (не имевший крыльев, но зато способный превращать того, кто надевал его, в невидимку). По пути к логову Горгон Персей посетил гипербореев, приносящих особо почитаемому ими сребролукому богу Фебу-Аполлону (еще одному сводному брату Персея) гекатомбу (жертву из ста животных) ослов.

Согласно четвертой версии мифа, герой Персей, по совету олимпийских богов, до того, как отправиться в рискованное путешествие за головой Горгоны Медузы, сначала разыскал трёх вещих старух — сестёр Грай (Граий), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у Грай зуб и глаз, которые вернул чудовищным старухам лишь в обмен на Таларии (крылатые сандалии), волшебный мешок (заплечную суму) и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к Горгонам. Гермес подарил сводному брату острый кривой нож. Персей прибыл к Горгонам, во всеоружии всех этих подарков. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, герой ухитрился отрубить голову подаренным ему Гермесом кривым ножом (по другой версии - не ножом, а адамантовым серпом, которым в свое время отец Зевса бог Кронос оскопил своего собственного отца - бога небес Урана, отделив тем самым землю от небес) смертной Медузе, одной из трёх сестер Горгон, глядя в отражение на блестящем щите Афины, поскольку взгляд Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в свою волшебную заплечную суму. Пока герой летел над Ливией (Африкой), капли крови Горгоны Медузы, просачиваясь через ткань заплечной сумы, капали с небес на землю, превращаясь в ядовитых змей, ставших с тех пор подлинным бичом жаркой Ливии.

Пролетая над Эфиопией, по пути домой, Персей увидел с высоты небес и спас прикованную к прибрежной скале царскую дочь Андромеду, отданную родителями на съедение морскому чудовищу. Поразив чудовище (либо огромную рыбу-кита, либо дракона) своим кривым ножом, адамантовым серпом или волшебным мечом (или же заставив чудовище окаменеть, показав ему отрубленную голову Горгоны Медузы), Персей и взял Андромеду в жёны, убив в жестокой схватке (или опять-таки обратив в камень при помощи головы Медузы) её жениха со всей его дружиной, явившихся за Андромедой на свадебный пир прямо в царский дворец. По одной из версий мифа, Персей, убив морское чудовище, омылся от пролитой крови в водоеме близ города Иоппы (Юпы, Яффы, Яфы, Яфо, Иопы, Иоппы, Иоппии, ныне - Тель-Авив в Израиле), вода в котором стала красной, как кровь.

Прибыв на Сериф, Персей застал свою мать Данаю нашедшей убежища в храме, где дочь Акрисия скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса. По одной из версий мифа, герой превратил в камень всех жителей Серифа. Этот эпизод многократно обыгрывался комическими поэтами, так как остров Сериф был очень скалистым.

Даная и Персей решили навестить Акрисия в Аргосе, но тот, помня зловещее предсказание, сулившее ему неминуемую гибель от руки родного внука, не впустил их на порог. Прошло много лет, и однажды на гимнастических играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и его престарелый дед Акрисий. Тяжелый бронзовый диск попал именно в голову аргосского царя, убив его насмерть. Согласно древнегреческому трагику Софоклу, Персей убил Акрисия диском не с первого, а только с третьего броска.

Не желая царствовать после нечаянного (хотя и предсказанного оракулом) убийства деда, Персей оставил аргосский трон своему родичу, а сам уехал в крепкостенный град Тиринф. Став царем Тиринфа, укрепив города Мидею и Микены, Персей отдал царство Аргоса Мегапенфу. По одному из мифов, именно Персей основал Микены - считалось, что «это известно всем эллинам». Согласно разным версиям, герой основал город Микены на том месте, где потерял наконечник (микес) ножен своего меча; либо же на том месте, где нашел гриб (микес) и напился дождевой воды, собравшейся в вогнутой шляпке этого гриба. На горе Апесант близ города Немеи Персей первым принес жертву Зевсу Апесантию. Среди развалин Микен показывали подземный источник Персея.

Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей. Детей Персея звали: Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор, Электрион и Горгофона (в кратком списке детьми Персея были названы Электрион, Алкей, Сфенел; сыном Персея называли также Эрифраса). Старший из детей героя, Перс, считался родоначальником персидского народа, Алкей — отцом Амфитриона, Сфенел — отцом Еврисфея, Электрион — отцом Алкмены. Алкмена, дочь Электриона и внучка Персея, вышла замуж за внука Персея же - Амфитриона, сына своего дяди Алкея. Выйдя замуж за Амфитриона, Алкмена была соблазнена принявшим облик Амфитриона неугомонным богом Зевсом, своим собственным прадедом). Сын Зевса, рожденный ему собственной правнучкой Алкменой - Алкид (Геракл) - стал величайшим героем Древней Греции. Таким образом, Геракл был и сыном Зевса (по отцовской линии), и его же праправнуком (по линии материнской). Мало того, при ближайшем рассмотрении выясняется парадоксальное обстоятельство: Геракл был и собственным прадедом, и собственным правнуком одновременно! Впрочем, ни сказителей легенд и мифов Древней Греции, ни их благодарных слушателей, это совершенно не смущало.

По одному из древнегреческих сказаний, бог вина Дионис вел войну с Персеем, но затем сводные братья (по отцу - Зевсу) примирились, и в Аргосе был возведен храм Диониса Критского. Рассказывают также, что Персей убил своего двоюродного деда - царя Тиринфа Прета, или Пройта (брата-близнеца своего родного деда Акрисия, враждовавшего с Акрисием всю жизнь, оспаривая у брата власть над Арголидой), после чего сам был убит сыном Прета героем Мегапенфом. Кстати, по одной из версий мифа о Данае, аргосская царевна зачала и родила Персея вовсе не от золотого дождя и даже не от проникшего к ней под видом золотого дождя бога Зевса, а от своего родного дяди Прета, каким-то образом ухитрившегося изнасиловать свою пребывавшую в заточении племянницу. Если это так, то получается, что Персей, сразивший впоследствии Прета, убил в его лице не только своего двоюродного деда, но и собственного отца...

Статуи древнегреческих героев от Персея до Геракла были воздвигнуты в Дельфах. По воле богини Афины Паллады, победитель Горгоны Медузы был после смерти взят на небеса и превращен в созвездие Персея. Миф о Горгоне и Персее был изображен на щите славнейшего героя древней Греции Геракла (также сводного брата Персея по отцу - Зевсу). Согласно одной из версий мифа о Персее, бог Гермес считался покровителем бега в гимнасии, где не раз отличался Персей.

Внук Акрисия и сын Данаи стал главным действующим лицом трагедий Пратина и Аристия «Персей», неизвестного автора «Персей», Софокла «Андромеда», «Ларисейцы». У Акция была трагедия «Персеиды».

Страбон («География», книга XIII, глава I), со ссылкой на Еврипида, приводит историю другой царвены героической эпохи - красавицы Авги, во многом аналогичную истории Данаи. Алей, отец Авги, открыл ее бесчестие, причиненное его дочери Нераклом. Разгневанный отец заключил дочь вместе с рожденным ею от Геракла сыном Телефом, в ящик и потопил в море. Но, попечением Афины, ящик был перенесен через море и попал в устье иалоазиатской реки Каика. Тевфронт, царь малоазиатской области Тевфрании, женился на приглянувшейся ему Авге и усыновил Телефа. Не правда ли, очень похожая история? А если вспомнить пушкинскую «Сказку о царе Салтане» с забитой в бочку и тайно брошенной в бездну вод царицей с приплодом...сюжет покажется нам совсем родным, знакомым с детства!