Наш позывной Погоня. Хроника одного полёта

Роберт Качев
               

      Солнечное летнее утро. Львовский аэропорт Скнилов живёт своей обычной жизнью. Взлетают и садятся пассажирские лайнеры, когда гул авиационных двигателей ненадолго стихает, в небе слышно пение жаворонка. А на военной стоянке готовится к вылету вертолёт Ми-6 с бортовым номером 30. Это воздушный командный пункт ВВС Прикарпатского военного округа, предназначенный для боевого управления авиационными частями. В его грузовой кабине размещаются узел связи и салон для офицеров штаба. Я, будучи старшим дежурным помощником начальника пункта управления системой связи и радиотехнического  обеспечения ВВС округа, вхожу в состав боевого расчёта  воздушного пункта управления  (ВзПУ). Наш позывной «Погоня». Сегодня нам предстоит участвовать в тренировке, которую проводит Главный штаб ВВС. С нашего аэродрома только что поднялся в воздух его воздушный командный пункт - Ил-22, мы ждём команду на взлёт. Получен сигнал, поднимаемся на борт вертолёта. Я занимаю своё место рядом с пилотской кабиной, усаживаясь в кресло с уложенным в чашку сиденья моим парашютом.

     Запуск! Гудение турбостартёра сменяется нарастающим гулом двух мощных газотурбинных двигателей, раскручивающих пятнадцатиметровые лопасти несущего винта. Тяжёлая машина медленно трогается с места стоянки. Выруливаем на взлётно-посадочную полосу, разворачиваясь напротив здания аэровокзала. Гул двигателей нарастает, вертолёт, поднявшись на высоту нескольких метров, зависает над бетонкой. Выполнив контрольное висение, наш Ми-6 вновь опускается на землю и, едва коснувшись колёсами полосы, начинает разбег. Колёса отрываются от бетонных плит, земля уходит вниз — мы в воздухе!  Внизу проплывают «миги» на стоянке авиаремонтного завода, казармы военного городка, шоссе, железнодорожная станция.Набирая высоту, разворачиваемся вправо, в сторону города. Замечаю на выпуклом стекле блистера большую каплю масла, которую через несколько минут сдувает воздушным потоком. Странно, когда взлетали, стекло было чистое.

     С высоты тысячи метров весь Львов как на ладони. Видны сверкающие на солнце купола, высятся башни, шпили одного из самых древних и своеобразных городов, основанного более семи веков назад выдающимся деятелем Древней Руси Даниилом Галицким. Причудливым образом в городе переплетены пласты истории, отразившиеся в архитектурных сооружениях разных времён. Древнерусские крестово-купольные строения, особняки эпохи Возрождения, стройные готические соборы, костёл в стиле пышного барокко. В этих домах и соборах живёт память о прошедших временах. А вот площадь Рынок, где каменные львы охраняют старинное здание ратуши. Вдали по левому борту видна Замковая гора, увенчанная ажурными переплетениями телевизионной вышки. Продолжаем набирать высоту, город остаётся позади, под нами Винники. Здесь, в восточном предместье Львова, находится приёмный радиоцентр, через который по радиорелейному каналу осуществляется  засекреченная телефонная и телеграфная связь. Наш вертолёт оснащён различными средствами связи, способными в боевых условиях обеспечить надёжное управление войсками.

     Высота 2700, под нами село с забавным названием Великие Дедеркалы. Мы входим в зону дежурства в воздухе. Погода отличная, ярко светит солнце, проплывают редкие кучевые облака. Внизу зеленеют поля Прикарпатья. Берём курс на Шепетовку. А мне вспомнился мой первый полёт на ВзПУ. Выполнив учебную задачу, мы возвращались во Львов. Неожиданно погода резко ухудшилась, вертолёт оказался в сплошной облачности и началось сильное обледенение. В выпуклое стекло блистера было хорошо видно, как на корпусе машины нарастают кристаллы льда. Лёд, срываясь с лопастей несущего винта, барабанил по обшивке. Ситуация становилась опасной для жизни экипажа. Лишь благодаря опыту и мастерству  нашего командира майора В. Солопова вертолёт пробил облачность и вышел из зоны обледенения. Нам тогда повезло.

     На борту идёт напряжённая работа боевого расчёта во главе с офицером оперативного отдела майором В. Белоусовым. Офицеры разведки, связи, тыла, шифровальщик — каждый занят своим делом. По каналам связи непрерывно передаются боевые распоряжения, доклады, сигналы. Я всё время поддерживаю связь с «илом» по закрытому радиотелефонному каналу.

    Под нами — утопающая в зелени садов Шепетовка. Разворачиваемся на обратный курс, набирая высоту 3000 метров. Солнечные лучи пляшут по кабине, слепят глаза. В этот момент пропадает связь по радиорелейным каналам. Так обычно бывает при развороте. Телефонная связь восстанавливается быстро, а с телеграфом нашим операторам и специалистам наземного узла связи приходится повозиться. Время идёт, нам надо успеть передать в части боевое распоряжение. А через полчаса снова разворот, и опять пропадёт связь. Наконец, связь восстановлена. Успели! Вновь Дедеркалы, разворот со снижением. И снова пропадает связь, но её быстро восстанавливаем.

     Мы барражируем в зоне дежурства уже более двух часов. Пора бы уже заканчивать тренировку, идти на посадку. Но на «большом» ВзПУ как-будто забыли о нас, Ил-22 ушёл далеко на восток, работает с другими командными пунктами. Ко мне подходит начальник бортового узла связи капитан Сергей Батаков: «Запроси разрешение на посадку». Вызываю «большого»: «Я - «Погоня», прошу режим номер... (называю условную цифру)». Ответ: «Ждите». До поворотного пункта ещё есть время, ждём. А горючего в баках всё меньше. Наверное, они думают, что вертолёт может летать без керосина. Запрашиваю снова, ответ тот же. Наконец «большой» выходит на связь, требует доложить причину перехода в режим дежурства на земле. Отвечаю: «Горючее на исходе». И снова слышу: «Ждите». Но ждать больше нельзя, и наш командир ведёт машину на посадку. Снижаясь до 300 метров, подходим ко Львову с курсом 312.  Под нами микрорайон Сихов, в ожиданиии разрешения на посадку становимся в круг. Под крылом нашего вертолёта цеха львовского электролампового завода «Искра», где я работал до призыва в армию, жилые кварталы. Дети машут с земли руками.

    Посадка разрешена, и вот уже перед нами скниловская бетонка. Плавное снижение, лёгкий толчок, короткий пробег. Мы на земле. Вертолёт заруливает на стоянку. Замолкают двигатели, открыта дверь, техник ставит лесенку. Выхожу из вертолёта. Всё так же светит солнце и поёт жаворонок. Члены экипажа вместе с техниками осматривают левый борт вертолёта, от двигателя до хвостовой балки залитый маслом. Вспоминаю масляную каплю, которую видел на стекле в момент взлёта. «Маслопровод лопнул», - говорит кто-то. Кажется, нам снова повезло.

   Прошли годы. Я работаю в системе гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, но проводя метеонаблюдения, всматриваясь в облака, я всегда вижу пробивающийся сквозь них вертолёт и слышу: «Я «Погоня», прошу посадку».

На снимке: вертолёт Ми-6, воздушный пункт управления ВВС Прикарпатского военного округа, на аэродроме Скнилов (Львов).
                Р. Качев, капитан запаса.
           21.02.2012г.