Бережливое проектирование, как фундамент повышения

Олег Радикович Мусин
«На современном этапе социотехнического развития систем, при относительно одинаковой производительности производства продукции скорость и качество разработки новой продукции по созданию большей ценности для потребителей будет главным фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий».
Говоря о неуклонном повышении конкурентоспособности предприятия многие компании, зациклились на инструментах и методах «бережливого производства», забывая о том, что основную ценность в продукте для конечного потребителя создают конструктора и разработчики этого продукта. Именно потребительская ценность, созданная в продукте конструкторами и разработчиками, определяет предпочтения Клиентов, влияющих на конкурентоспособность самой компании. Ведь если задаться риторическим вопросом:  Как подсистема производства, пусть даже бережливого, может повлиять на:
- ценность самого продукта, с точки зрения Потребителя,
- конструкторские особенности и решения, влияющие на: затраты, сроки, качество и надежность продукта…
- дизайн и технологию производства продукта,
- сроки модернизации или разработки нового продукта, которые в современных условиях быстро устаревают, что требует от разработчиков все новых и новых идей и решений…
Видна весьма скромная роль подсистемы производства на рост конкурентоспособности, как самого продукта, так и предприятия в целом. Напомню, 20% потерь (себестоимости производства продукции), в системе предприятия, составляет производство. Остальные 80% видов потерь приходятся на остальные подразделения, до 60% которых приходится на разработку продукции. Я, не в коей мере, не хочу принизить роль и значение специалистов, занимающихся внедрением инструментов и методов бережливого производства на своих предприятиях. Это, в условиях деградации отечественных предприятий, очень сложная и кропотливая работа, требующая определённой смелости, мужества и терпения от новаторов новых идей. Особенно, если руководители и собственники предприятий, возлагают на новаторов, полную ответственность за успехи и неудачи в реализации проектов по повышению конкурентоспособности. При этом оставаясь в стороне и не принимая личного участия в проектах.
1. В чем главная причина самоотстраненности руководителей и собственников при внедрении идей бережливого производства на собственных предприятиях?
Во – первых, привычный технократический подход в решении проблем (создание группы умников инженерно – технического состава, призванных решать технические проблемы).
Во – вторых, страх перед новыми идеями, не желание учиться самому и учить сотрудников, неуверенность в себе и в своих сотрудниках, неверие в возможность реализовать инновационные идеи на собственном предприятии, перемешанные с не способностью брать ответственность на себя.
В – третьих, не понимание того, что любые инновации, пусть даже в отдельном подразделении, влияют как на отдельные подразделения, так и на эффективность всей системы.
В – четвертых, привычное отношение к предприятию как к обычной технократической системе, в которой все проблемы можно решить за счет инженерных решений.
2. В чем решение этой проблемы (проблемы руководителей и собственников)?
Во – первых, необходимо обучать руководителей и собственников инструментам и методам бережливого производства, наравне со всеми сотрудниками предприятия.
Во – вторых, формировать отношение к предприятию не как технократической системе, в которой повышение конкурентоспособности предприятия зависит от инженерных решений проблем, а сотрудники это – «рабсила», которые тупо должны выполнять указания «умников». А как  социотехнической системе, в которой от гармоничного развития людей и технологий зависит конкурентоспособность предприятия. А подбор, обучение и развитие людей – это главная составляющая, непрерывного роста конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия в целом.
В – третьих, формировать у собственников и руководителей видение будущего системы своего предприятия, которое в процессе эволюционного развития должно совершить качественный скачок к идеальной (бережливой) системе предприятия. Т.е. целью совершенствования  должно быть преобразование линейно – функциональных организационно управленческих систем предприятий и организаций в «матричную» систему организации и управления. Матричная организационно – управленческая система предприятия – это система, в которой ресурсы компании (функциональные подразделения, оборудования, материалы…) распределены по потокам создания ценности в семействах продукции для потребителя.
В – четвертых, формировать у руководителей и собственников твердого убеждения в том, что внедрение инструментов и методов бережливого производства – это начало большого пути к созданию идеального предприятия, которое плавно должно перейти к развитию и внедрению системы бережливой разработки продукции.
3. Почему подсистема бережливой разработки продукции влияет не только на конкурентоспособность самого продукта, но и на создание идеальной системы предприятия?
 Для того, что бы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить законы диалектики развития систем. В данном случае развитие:
- технической системы продукта,
- технократической системы предприятия.
Согласно, закона диалектики развития технических систем, в т.ч. и социальных, системы  развиваются по S- образной кривой, стремясь к своей идеальности:
- зарождение,
- развитие,
- стабилизация,
- деградация (в случае, если инновационная система, своевременно не меняет устаревшую систему, как например: технократические системы предприятий, на социотехнические). Но рано или поздно происходит качественный скачек, который приближает систему к идеальности.
Для дальнейшего формирования значимости системы бережливой разработки продукции, как в повышении конкурентоспособности самой продукции, так и системы предприятия в целом, необходимо напомнить понятие система и идеальная система.
Система – это множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает определенными свойствами, в совокупности придающих системе свойства (функции) ради которой она создается.
Идеальная система – это система, которой вроде бы нет (нет элементов), но ее функции, для которой она создается – выполняются.
Аналогично идеальный технологический процесс – процесса, вроде бы нет, но продукция – создается.
На основании вышесказанного, рассмотрим влияние подсистемы бережливой разработки и проектирования, на развитие и повышение конкурентоспособности, как самой системы продукта, так и системы предприятия.
Согласно, законам диалектики - развитие технических систем происходит по законам развертывания – свертывания систем. Т. е на первоначальном этапе для того, что бы добиться необходимых свойств продукта (системы) -  увеличение полезных свойств, развитие идет за счет увеличения количества элементов, придающих необходимые свойства продукту. При этом растет количество нежелательных эффектов, например: увеличение размеров, стоимости и пр. В дальнейшем – по мере развития научно – технического прогресса (разработки новых материалов, создания новых элементов, разработки новых технических, физических, химических решений по устранению нежелательных эффектов…) начинается процесс свертывания технических систем, при котором сама система переходит в подсистему или надсистем (упрощается), но основные ее функции, ради которых она создана, усиливаются.
От сюда следует, вывод:
Конструктора, постоянно занимаясь совершенствованием продукции, влияют не только на повышение ценности системы самого продукта для потребителя, но и на  технологические процессы системы организации и управления производством этих продуктов, а так же и на организационно – управленческую  систему всего предприятия.
Руководители и собственники предприятий должны осознать, что конструктора и изобретатели – это главный и основной их ресурс в повышении конкурентоспособности предприятий, т.к. только они, влияют на создание большей ценности в:
1. системе создаваемого продукта для потребителя (технико – экономический анализ при разработке системы продукта),
2. системе технологии организации и управления производства продукции (экономико – технологический анализ организации и управления производством разработанной продукции),
3. системе эффективного использования ресурсов самого предприятия (показатели бережливого управленческого учета: операционные, мощности, финансовые, в ПСЦ семейства продукции).
Но как внедрить на предприятии подсистему бережливого проектирования, которая бы стала задающим генератором не только повышения конкурентоспособности:
- системы продукта,
- технологических процессов организации и управления производством созданного продукта,
- системы самого предприятия (бережливый маркетинг и продажи, бережливое проектирование, бережливое производство и обеспечение, бережливый учет),
нацеленных на создание большей ценности в выпускаемой продукции для конечного потребителя?
4. Основные этапы внедрения системы бережливого проектирования.
Внедрение системы бережливого проектирования можно разбить на два основных этапа:
Этап №1 Формирование бережливого мышления, на этапе внедрения инструментов и методов бережливого производства (Потребительская ценность, Потери, методы решения проблем, поток создания ценности, инструменты и методы бережливого производства) с целью  исправления существующих систем...
Этап №2 Формирование творческого мышления с использованием инструментов и методов функционально – стоимостного анализа (ФСА), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) с целью совершенствования и развития исправленных систем…
Причем, если первый этап в основном направлен на формирование межфункционального взаимодействия сотрудников с целью количественного совершенствования системы продукта и технологических процессов за счет инженерного решения проблем. То второй этап направлен на совершенствование межфункционального взаимодействия сотрудников с целью качественного совершенствования системы продукта и технологических процессов за счет изобретательского подхода к решению проблем.
В данной статье я не преследую цель довести до читателей основные инструменты и методы внедрения в организациях системы бережливого проектирования. Приведу лишь простой пример: Внедрение элементарных инструментов и методов бережливого производства с построение КПСЦ в технологическом процессе разработки продукции в среднем позволяет сократить время разработки продукции на 25%. А какой эффект вызывает комплексный подход с применением методов:
- оценки Ценности потребителем системы продукта и технологического процесса, и их сравнительной оценкой с фактической функционально – стоимостной оценкой и их балансировка,
- оценки мощности КБ и выбора стратегии повторного использования деталей с сертификацией Поставщиков…,
- применение инструментов и методов ТРИЗ (решения противоречий, вепольного анализа, АРИЗ) с целью качественного совершенствования систем продуктов и технологий их производства...
Не смотря на то, что «высокоэффективные» менеджеры за последние 20 лет уничтожили поколение высококвалифицированных конструкторов и технологов Советской школы, а вместе с ними и систему их подготовки и  обучения. Руководителям и собственникам необходимо заняться системой собственного обучения и подготовки конструкторов и изобретателей. Без возрождения своей школы, предприятие обречено на технологическую отсталость  и убогость…