День 2. По святым местам

Владимир Зезиков
            
             - И так, сегодня едем по святым местам. Попить водички, помолиться, поставить свечки за здравие и за упокой, и окунутся в купель. Бутылку для воды взяла?- обратился Мокушка к Клавдии.
            
             - Взяла. Я думаю, пол-литрушки хватит.
            
             - Надо Марии Ивановне отвезти и нам, бери две пол-литровые бутылки, лишнего не будет.
            
             Полностью упакованные 2-мя пол-литровыми бутылками для святой водицы, 2-мя крестиками для окунания в купель, юбкой и платком для посещение церквей и часовен, деньги на покупку свечей и заказа сорокоуста, Мокушки прибыли на «точку».
            
             Экскурсовод, Марина Ивановна, по крайней мере, так она представилась, оказалась очень грамотной и знающей женщиной неопределённого возраста. Экскурсию вела спокойно, голоса не повышала, и вокруг её была та умиротворённость, которая и должна быть на данной экскурсии. Её тихий голос доходил до души каждого человека и, казалось, там оседал. Слова, сказанные ей, были весомы и запоминались.
            
             - Добрый день, уважаемые господа. Сегодня у нас экскурсия по святым местам с дегустацией мёда. Я хочу ещё раз подчеркнуть: у нас не паломничество, а экскурсия, и в нашем автобусе могут быть люди любого вероисповедания, а мы все должны с этим смириться.
Причерноморье издавна является землёй православной. Здесь благовествовал слово Евангелия святой апостол Андрей Первозванный. Именно он, Андрей Первозванный, пройдя путём Причерноморья, привёл к православию местные племена. Только через тысячу лет после Рождества Христова, а именно в 988 году Православие пришло на русскую землю. Русская Православная церковь прославила князя Владимира как святого равноапостольного князя, потому что он принёс Православие на нашу землю.
            
             В Анапе сооружены и действуют несколько храмов.
            
             Мемориал памяти погибшим морякам Черноморского флота с храмом-памятником в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. Храм святого Ануфрия Великого. Храм Преподобного Серафима Саровского. Часовня в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Часовня памяти Свято-Осиевского храма.
            
             Сначала мы заедем на святой источник комплекса «Святая Ручка» Иоанна Крестителя. В этом комплексе несколько святых источников, такие как источник Святителя Николая, Святой Великомученицы Варвары, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Все эти источники освящались их молитвами, а водой из них исцелялись от разных болезней с верой приходящие. Название «Святая ручка» дано потому, что на одном из источников вода стекала по камню, очертания которого напоминали женскую руку. И эта рука воспринималась людьми как рука Пресвятой Богородицы, подающую благодать исцеления. Сегодня этой руки уже нет.
            
             Первую часовню у источника в 1914 году соорудил в честь Успения Божией Матери («Панагии») Колесиади в благодарность Богу за исцеление жены. Но ту часовню стёрла с лица земли прошедшая революция. В 1994 году по инициативе казаков и при поддержке греческой диаспоры было начато строительство новой часовни у источника Иоанна Крестителя и впоследствии и у святого источника Святителя Николая. Этот неописуемо красивый уголок Кубанской земли стал местом паломничества.
            
             Мокушка с Клавдией сидели не шелохнувшись. Тихий голос Марии Ивановны загипнотизировал их, и они боялись что-либо пропустить ею сказанное. А она продолжала:
            
             - Всех чудесных исцелений на источнике не счесть, но одно я хочу отметить особо. Дело в том, что в церковной лавке продаётся книга «История источника», и вы можете купить её и прочитать случаи исцеления, а этот случай не описан.
            
             Года два назад, в октябре месяце, когда туристический сезон уже закончился, к нам в фирму пришли муж с женой и попросили вызвать водителя, который возил их в августе этого года на святые источники. Номер автобуса был у них в памяти и найти его хозяина не составило труда. Когда же водитель пришёл, они попросили отвезти их на источник Иоанна Крестителя и обещали хорошо заплатить за поездку.
            
             Водитель недоумённо пожал плечами и сказал:
            
             - Хорошо, если заплатите, я вас отвезу, мне не трудно. Только автобус гнать более ста километров с двумя пассажирами как-то не очень разумно, а можно я вас отвезу на своём легковом автомобиле.
            
             - Можно.
            
             Сговорившись в цене, водитель отвёз мужчину и женщину к святому источнику. По пути разговорились, и в разговоре выяснилась цель, которую преследуют эти люди.
Они были женаты уже много лет и, как большинство семейных пар, мечтали о наследнике. Будет это мальчик или девочка, им было безразлично, они просто хотели малыша. Но судьба распорядилась так, что все их старания были напрасны, ребенка зачать они не могли.
И вот после посещения святого источника «Во имя Святителя Иоанна» женщина почувствовала, что в ней зарождается маленькое, долгожданное дитё. Что бы закрепить эту благодать Божию, эта пара приехала в Анапу повторно, и решила ещё раз побывать на источнике, но с тем же водителем, с которым они ездили на него в первый раз.
            
             Правда, потом, когда водители узнали эту историю, они её переделали на свой шоферской лад и, рассказывая, ухмылялись.
            
             - Извините, - вдруг сказала одна женщина, - а я тоже Николая чудотворца встречала. Нет, я не шучу. Мы с мужем отдыхаем в Анапе не в первый раз. И вот однажды, в 1978 году, мы зашли пообедать в столовую. Она находилась около центрального рынка, напротив входа в него по улице Красноармейская, кажется. Я взяла себе покушать лапшу, я ещё помню, её мне положили на тарелку слипшимся неприятным комком, а муж - борщ.            
             Напротив нас, за столиком, сидел какой-то старец с бородой, он мне казался знакомым, но я никак не могла вспомнить, где я его видела раньше. Старец перебирал на столе пригоршню металлических монет, каждую из них он внимательно рассматривал и, в конце концов, вздохнув, сказал, обращаясь к нам: «Вот денег много, а купить ничего не могу. Смотрите, какая монета». Он протянул мужу пятирублёвый металлический кругляш. Мы удивились этой монете. Во-первых, тогда не было в ходу пятирублёвых металлических денег, а во-вторых, на монете мы увидели какие-то непонятные цветочки, цифра 5 находилась не посредине, а с боку, и на обратной стороне был выбит двуглавый орёл. На год изготовления мы тогда внимание не успели обратить, потому что дедушка, извинившись, забрал у нас монету и сказал: «Эти деньги будут действительны через несколько лет, потом, а сейчас их ещё не принимают». Муж предложил старику свой борщ, а мы съели лапшу, которую взяла я.            
             Старик поблагодарил нас, и с аппетитом стал кушать. Закончили есть мы почти одновременно, унесли грязную посуду на предназначенное для этого место и направились к выходу. Старичок находился несколько впереди нас. Он открыл дверь и оказался на улице. Мы вышли вслед за ним, но его уже не было. Народу было мало, и затеряться в толпе он не мог, мы переглянулись, осмотрели прилегающую территорию, но старичка так и не нашли. Через некоторое время мы поехали на святые источники «Святая ручка», и там по портрету на иконе я узнала этого старичка, им оказался пресвятой Николай.
            
             - Замечательная история, подтверждающая веру, но мы начали отвлекаться, - сказала Марина Ивановна. И так, мы подъезжаем к святому источнику Иоанна Крестителя. Комплекс развёрнут слева у дороги. Он не очень большой, но сделан продуманно и хорошо.            
             Здесь есть Купель со святой водой, раздевалки, церковная лавка, сам источник, и часовня «Во имя святителя Николая» Всё это содержится в чистоте и порядке, народ ходит светлый и наслаждается пребыванием в святом месте.
            
             - Бутылки для святой водицы не забыла, - спросил Мокушка у жены.
            
             - Взяла, взяла, аж две – как ты сказал. Правда небольшие, но нам везти слишком далеко, так что хватит.
            
             - Давай сначала воды наберём, а затем купель примем.
            
             - Занимай очередь, а я пока свечки куплю, за здравие маменьки поставим в святом месте
            
             - Хорошо.
            
             Итак, пока Мокушка набирал святой водицы, Клавдия купила несколько свечей и, помолившись, поставила у стены, где их горело уже пара десятков. Затем они подошли к купели. Мокушка, сначала посмотрел, как люди её принимают, а затем сам переоделся в раздевалке и стал медленно спускаться в воду. Вода оказалась очень холодной, прямо как в родниках на родине, она сначала обожгла, а затем он её просто перестал ощущать. Он вспомнил, как в детстве, когда они хотели искупаться в Катуни, где и в летнюю жару температура воды не бывает выше девяти-десяти градусов, они с пацанами залезали в родничок, там некоторое время сидели, а затем с разбега прыгали в реку. И катунская вода после родниковой казалась им просто горячей. Так и здесь, сначала холодно, а затем, при полном осознании, что ты не просто лезешь в ледяную воду, а принимаешь купель со святой водой, холод отступает. Клавдия уже находилась в купели. Спокойно крестясь и читая молитву, она погружалась с головой, а затем выныривала, с достоинством неся свой крест. Мокушка, посмотрев на Клавдию, также без криков и эмоций стал принимать купель, соблюдая все правила, читая молитву и крестясь.
            
             Время на святом источнике Иоана Крестителя пролетело незаметно, и вот все сидят уже в автобусе, а Марина Ивановна продолжает экскурсию:
            
             - Мы закончили посещения этого красивейшего уголка «Святая Ручка» и выезжаем для того чтобы побывать на пасеке, попробовать наш кубанский мёд и посетить ещё одно святое место - пустыньку святого отца Феодосия.
            
             Мокушка просиял. Он о пчёлах и мёде знал столько, что любой экскурсовод не знал и десятой части.
            
             Марина Ивановна в своей речи рассказала; когда человек стал дружить с пчёлами, какой мед бывает, и Мокушка растерялся. Он, казалось, так много знал о пчёлах, но слабо разбирался в том, что мёд может быть и животного происхождения (падевый), и что здесь на Кубани есть и бортевой мёд, т.е. мёд, полученный от пчел, которые живут в лесу и устраивают свои гнёзда в дуплах деревьев. Он никогда не сталкивался так же с ядовитым мёдом, который добывается в районах Грузии и может быть использован только для внешнего употребления и производства лекарств.
            
             - Вот ведь, - сделал вывод Мокушка. - Век живи - век учись. Какой-то экскурсовод, а в своей экскурсии рассказал о мёде даже то, чего не знал он, пчеловод. Молодец!
            
             А Марина Ивановна продолжала:
            
             - В настоящее время существует угроза всему миру. По неизвестной пока причине пчёлы не земле стали исчезать. В некоторых странах их нет уже и половины того, что было пять – десять лет назад. Полное исчезновение пчёл может привести к исчезновению жизни на земле.
            
             После дегустации мы с вами посетим пустыньку Святого Феодосия Кавказского чудотворца.
            
             Родился иеромонах отец Феодосий, в мае 1841 года в Пермской губернии. Его родители Федор и Екатерина Кашины были из бедных крестьян.
            
             С детства мальчик полюбил Бога всей душой и часто уходил в лес, где залезал на любимый камень и молился. В один из дней он услышал голос: «Камень, на котором ты молишься, - Раев»
            
             Марина Ивановна очень понятным языком рассказывала о святом человеке, который из мальчика превратился в Феодосия Афонского, затем в Феодосия Иерусалимского, Феодосия Кавказского. Он прожил долгую тяжёлую жизнь, пережил революцию, сделал в этой жизни массу хороших дел и был вознаграждён и возведён в святые.
            
             Все люди в автобусе слушали Марину Ивановну затаив дыхание. И только шум от встречных машин иногда мешал и нарушал состояние умиротворения. Рассказ о Феодосии Кавказском закончился с остановкой автобуса. Перед выходом Марина Ивановна спросила, все ли идут на дегустацию мёда. Оказалось, что две женщины не могут пойти по причине болезни, а с остальных Марина Ивановна собрала по сто пятьдесят рублей и раздала жетоны. Дружной толпой люди, осветленные святым местом, проследовали в гости к Екатерине, хозяйке дегустационного зала.
            
             Зайдя во двор, Мокушки увидели райский уголок. Здесь было чудесное искусственное озерцо с кувшинками, в дупле первого же встретившегося дерева жил рой пчёл и усиленно работал. Это Владимир Иванович определил сразу. Слева находилась лавка, торгующая бортевым мёдом. На участке стояло несколько ульев с работающими пчёлами. Ульи были сделаны не как обычные, а они представляли из себя произведения искусства, яркие, красочные домики, с крылечками и оконцами, но если присмотреться, то можно было увидеть, что это не бутафория, в этих домиках жили и работали пчёлы.
            
             - Посмотри Володя, какая прелесть. А ульи, какие красивые, не такие как у нас, - тихо сказала Клавдия.
            
             - Так это нерабочие ульи, а так для потехи, для туристов. Но мне тоже понравились. Рабочие-то у них, очевидно, как и у нас, где-нибудь на поле или в лесу.
На крыльце любителей мёда встречала хозяйка дегустационного зала. Она всем туристам предложила зайти в помещение и указала места, на которые можно садиться. Зал был великолепно оформлен, чист и ухожен. Между столов сновали несколько работниц, которые накрывали столы и помогали туристам разместиться. На каждом столе были накрыты по три чаши с мёлом и чайники с чаем. Из чайников доносился чудесный запах местных трав, и этот запах конкурировал с запахом мёда. Около каждого дегустационного места стояла тарелка с двумя пышками, чашка для чая и ложечка.
            
             Мокушка у себя на пасеке уже давно не ел мёда, а здесь что-то захотелось.
- Здравствуйте, - сказала хозяйка дегустационного зала, - меня зовут Катя, и я представляю семью пчеловодов, которая занимается мёдом в четырёх поколениях. Самому старшему пасечнику у нас далеко за семьдесят лет, самому младшему едва исполнилось двадцать. Перед вами поставлен мёд трёх сортов: горный, из софоры японской и из расторопши. Пожалуйста, кушайте, но помните, что наряду с положительными свойствами, наш мёд обладает одним недостатком. Ответьте, пожалуйста, каким?
            
             Все туристы уже вовсю уплетали мёд с чаем и пышками. Но некоторые через полный рот всё-таки умудрились ответить:
            
             - Не знаем, а каким всё-таки?
            
             - Он очень быстро кончается, - сказала Катя, и все засмеялись.
В зале пропала настороженность, и наступила доверительная обстановка. Мокушки попробовали все три сорта мёда и с удовольствием попили чайку. Когда чай кончился, девушки сразу же принесли новые полные чайники с запашистым напитком.
Катя что-то говорила о пользе мёда, о том, какие болезни он лечит и ещё массу хвалебных слов этому сладкому и полезному продукту.
            
             После дегустации все дружно пошли покупать мёд. Мокушкам покупать мёд, конечно же, не было нужно. Подойдя к Екатерине, они поблагодарили её за чай и сказали, что они тоже занимаются пчёлами.
            
             - Хороший у вас мёд, Екатерина, а самое важное, что разный. К сожаленью, в наших краях мёд достаточно однообразный, в основном гречишный. У нас все поля распаханы, поэтому мало разнотравья. Стоимость этого мёда несколько ниже, чем других, но мы не жалуемся. Хотя Алтай большой, а в горах у нас тоже мёд разнообразный и пользуется огромным спросом.
            
             Они ещё задали Екатерине, для приличия, пару каких-то незначительных вопросов и пошли за экскурсоводом.
            
             А группа шла по ущелью дальше. Пройдя всего каких–то триста метров, все оказались в благодатном месте - тенистом ущелье, в котором и находилась «Горная пустынька». Справа церковь «Живоносный источник», сам источник – колодец, за колодцем - часовня Феодосия. Неподалёку лежал камень, на котором старцу являлась богородица. На камне был отпечаток Пречистой Стопы Девы Марии, и к нему прикладывались верующие и возжигали свечи.
            
             Вокруг было столько благодати, которая нисходила с небес, что было невозможно там шуметь и вести себя неблагочестиво. Все склоны заросли барвинком, который растёт только в святых местах.
            
             Попив святой водицы из источника, Мокушки сначала прошли до металлического креста, а за тем зашли в церковь. И хотя церковь была еще не достроена, но службы уже велись, и народу туда шло много. Мокушка присмотрел в церковной лавке ремень с молитвами, не удержался и купил себе на память о посещении святого места.
            
             К назначенному времени все были в автобусе, и он плавно двинулся в сторону Анапы.
На обратном пути Мокушка задремал и приснился ему сон. Он на родине и пытается сосчитать источники. Он очень устал. Он сбивается со счёта, досчитав до двухсот. Но боже, сколько же их, если река, ширина которой около его дома около двухсот метров, а начинается она всего в полутора километрах. А их, таких речек, рядом с селом четыре. А как считать ныряющие речки? Вот она течёт, а вот её и нет. Ушла под землю, провалилась сквозь камни. Среди этих сотен источников он хочет найти святой и ничего не выходит. Источников много, а святых нет. Очевидно, мало по времени люди живут в этих местах и не успели намолить ни один из них. Плохо. Мокушка разбит, его члены вялы.
            
             И хотя сегодня впереди у них была ещё вечерняя экскурсия на рыцарский турнир в замок «Львиная голова», у Мокушек хватило времени для того чтобы сходить искупаться и позагорать. По пути домой они купили путёвки на две экскурсии на завтра на Азавское море и на развлекательное шоу «Африканская деревня». Девушка продавец очень уж хвалила это шоу. А когда она сказала, что это эротическое представление, у супругов чувство любопытства передавило чувство стыдливости, и они согласились взять билеты..