Без вести пропавший

Алексей Кожевников 3
               
(Из цикла «Письма из прошлого»)

        Очень важное значение Ставка придавала освобождению Смоленска. Об этом говорит тот факт, что она направила на помощь командованию Западного и Калининского фронтов в подготовке к Смоленской операции, получившей кодовое название « Суворов», своего представителя маршала артиллерии Н.Н.Воронова. А 3 августа 1943 года на Западный фронт, которым командовал крупный военачальник генерал армии В.Д.Соколовский, прибыл сам Председатель Государственного Комитета Обороны И.В.Сталин. Его интересовали вопросы боевой готовности войск, меры маскировки, расстановка руководящих кадров, то есть практическая подготовка к операции по овладению междуречья Днепра и Западной Двины.
        Гитлеровское командование, используя условия лесисто-болотистой местности, возвело здесь мощный рубеж – «Восточный вал» с глубиной укреплений до 130 км…
        В зале Боевой Славы музея Северского трубного завода экспонируется письмо-треугольник, написанное  размашистым и красивым почерком:
                «п. Северский завод
                Полевского р-на
                Свердловская область 
                ул. Сталина, д. 45
                Лозовской Т. Р.
                Полевая почта 41186-Т
                Зелёный Б.И.               
                4.06.1943г.
        Сегодня, если я не ошибаюсь, мне исполнилось 20 лет. Можно сказать, день юбилейный, весьма значительный. Думаю, что этот день вы у себя чем-либо отметите. Поэтому как-то особенно чувствительно думается о доме, вспоминаются всякие приятные вещи. Неприятности конечно из старых времен в голову не идут. Их здесь достаточно.
        Пока жив - здоров. Даже заимел некоторые успехи по службе. Получил благодарность по батальону, переведён из своей роты в отдельную штурмовую группу. Кроме того, на днях мне было присвоено первое звание. Так что теперь я не красноармеец, а «гвардии ефрейтор». Звучит довольно таки внушительно и сердито. Но не привлекательно.
        Целые дни проходят в боевой учёбе, Бывают зачастую и ночные учения. Всё время готовимся к наступлению, к решающим ожесточённым боям.
        Меня сейчас с трудом можно узнать. Очень изменился. Высох, почернел, нос облупился и даже кажется ещё удлинился. Обмундирование довольно потрёпанное, фронтовое. Очень хотелось бы сфотографироваться! Но возможности нет.
        Когда на передовую – не знаю. Так всё надоело, что хочется как побыстрей до какого-нибудь уж конца добраться. Принял торжественную гвардейскую клятву. Опять жду получения значка. Теперь их выдают не всем, а лишь отличившимся или отличникам.
        Сегодня как раз заём, отдал две с половиной сотни. Остальные отдам, наверное, в фонд обороны при первой возможности.
        До последних дней погода стояла отвратительная, дождь, холод, грязь. Теперь вроде улучшилось, тепло. Как бы не сглазить! Смоленщина чёртова!
        Письма теперь получаю изредка, и приносят они теперь для меня особенную радость. Поэтому пишите как можно чаще. А я и так, как свободная минута – сразу писать. Так пишу с подъёма до отбоя, нередко бросая письмо недописанным, не успев написать.
        Буквально не минуты покоя. Целый день на ногах, все минуты на счету, всё рассчитано. Ну, что будет впереди со мной – неизвестно. Однако, бои предстоят жестокие. Чувствуется по подготовке и нашей тренировке, Моя часть пойдёт первая, на прорыв. Всё остальное отсюда вытекающее. Так что здесь действительно осуществится поговорка (считаю на свой счёт): или грудь в крестах, или голова в кустах.
        Буду жив – будет о чём вспомнить, о чём рассказать. А придётся отдать жизнь – даром она проклятым фашистам не достанется.
        В первом же бою обязательно вступлю в партию. Настроение, вообще моральный дух – высоко. А это, по-моему, в бою основное. Однако, сильно мешает  большое количество красноармейцев из южных республик, не понимающих ни хрена. Они только знают котелок и кухню. С ними приходится здорово возиться и мучиться.
        Ну, вроде пора кончать. Последнее письмо (как я сообщал прежде), полученное мною – от 2.3.43. Его мне переслали из запасного полка.
        Надеюсь, вы сегодня выпьете там за моё здоровье по чарке вина, пожелаете долгих дней здоровья и благополучия, несмотря на то, что я от вас нахожусь на расстоянии тысяч километров.
        Будьте здоровы, счастливы. Крепко – крепко вас обнимаю и целую. Привет всем знакомым в Северском»…

        Я попросил представителя известной многим на Северском заводе фамилии – Ноана Ионовича Зелёного рассказать о его старшем брате. И вот что он мне поведал.
        - Борис родился в 1923 году в Ленинграде, но учился в городе Макеевка, в Донбассе, где работали родители. Был круглым отличником, превосходно играл на пианино и собирался поступать в консерваторию.
        Школьный выпускной вечер состоялся 21 июня 1941 года. А 23 –го, вместе с одноклассниками, он отправился в военкомат. Но из-за плохого зрения в армию его не взяли. Тогда Борис стал работать на Макеевском металлургическом заводе – в механическом цехе осваивать токарное мастерство. Однако в начале октября 1941 года завод должен быть эвакуирован на Урал – в Нижний Тагил и брат принял участие в демонтаже станочного оборудования.
        После эвакуации предприятия, Бориса в составе комсомольско – молодёжного батальона, отправляют куда-то на формирование воинской части. Однако в пути юноши остались неожиданно без командования и тогда каждый из них поступил по собственному разумению.
        Борис с двумя одноклассниками добрались до Сызрани,  откуда его товарищей отправили в действующую армию, а Бориса – опять же из-за очень плохого зрения – в трудовую. Служил в уральском городе Серове, на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). 
        В марте 1942 года его демобилизовали из трудармии с белым билетом» - обострилась болезнь. И тогда он приехал к родителям в Северский и стал работать в цехе № 1 металлургического завода, где делали гранаты.
        Летом этого же года, успешно поступил на заочное отделение Уральского политехнического института им. С.М.Кирова и … тайно от родных подал заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт добровольцем.
        Его просьбу удовлетворили в этом же году, в декабре. В запасном полку Борис прошёл обучение и в апреле 1943-го, в составе десантно-пулемётного батальона, оказался на передовой.
        - А в конце июля, где-то под Калинином, пропал без вести, - закончил свой рассказ Ноан Ионович. – Мы до сих пор храним его фронтовые письма…
        Имя Зелёного Бориса Ионовича увековечено на мемориале, что расположен на площади Победы перед полевской школой №14…

             И снова о фронтовых сводках.
        Первыми пошли на прорыв «Восточного вала» штурмовые части, а за ними - 7 августа – ударная группа Западного фронта, 13-го – Калининского.
        Бои на смоленском направлении сразу же приняли упорный и ожесточенный характер.  За девять дней наступления советские войска продвинулись лишь на 40 км. Условия лесисто-болотистой местности крайне осложняли их борьбу  с сильной немецкой группировкой и продвижение на запад.
        И всё же 25 сентября 1943 года Смоленск был освобождён.               

                Март 2005 г.







-