Пара фраз об эротике

Выходец Из Арройо
Случайно налетел, бродя по страницам прозы.ру на интересную тему.
Вот ссылки на источники:

Мнемозина. Пара слов об эротике в искусстве
Дискуссионный Клуб Прозы
http://www.proza.ru/2013/01/09/338

Пара слов об эротике в искусстве
Мнемозина
http://www.proza.ru/2013/01/02/1334

Всё начиналось с переписки. В ДКП заинтересовала форма дискуссии. Сама дискуссия только начинается или уже развеялась. А тема-то интересная!
Итак...

ПАРА ФРАЗ ОБ ЭРОТИКЕ

Замечание под чужой рецензией:

"Разговор содержательный, но бегать по страницам не очень удобно. Нет ли у хозяев Клуба желания свести мнения на один лист и сделать "прицеп" к статье Мнемозины?
 
На личной странице автора статьи она была бы без прицепа и в рецензиях с замечаниями накопился бы разговор, обмен (иногда интересными) мнениями. Тут же профи дают пищу уму и не грех почитать да поучиться.
 
Если тут Клуб  ради Дискуссий, то порадуйте гостей, пожалуйста. Дискуссией. Пока вид: умные профессионалы перекинулись парой (десятков) слов. Покурили, любезно обменялись эмоциональными поглаживаниями, сменили сенсорный аппетит на призрак сытости и разошлись по своим делам. А гостя заинтриговали и бросили (что, кстати, некоторые красотки умеют делать так эротично, что хоть описывай!) в состоянии туманной фрустрации."

* * *

Из рецензии на статью Мнемозины

      В переписке под копией текста в ДКП было много интересного.
Поминался Набоков и педофилию не оставили без внимания. Удивило пренебрежение геронтофилией. Разве набоковская Ло не интересовалась Гумбертом? Маленькая хищница поиграла в "кто кого поймал" и тур за туром выигрывала, пока не проиграла почти всё. И жизнь.
      А мастер от лица зрелого мужчины красиво описал процесс разрушения личности жертвы (Гумберта). Не дать читателю наглядеться на героев было невозможно, стало бы скучно наблюдать самопоедание Гумберта. И Набоков сделал гроссмейстерский ход — так запутал читающую публику, что и сейчас спорить есть о чём.

* * *

      Нужна цитата.
"Если же, ради успокоения ... ханжи, редактор попробовал бы разбавить или исключить те сцены, которые при известном повороте ума могут показаться "соблазнительными" (смотри историческое решение, принятое достопочтенным судьей Джоном Вульси, 6-го декабря 1933 г., по поводу другой, значительно более откровенной книги), пришлось бы вообще отказаться от напечатания "Лолиты", ибо именно те сцены, в которых досужий бесстыдник мог бы усмотреть произвольную чувственность, представляют собой на самом деле конструкционно необходимый элемент в развитии трагической повести, неуклонно движущейся к тому, что только и можно назвать моральным апофеозом."
 
      Педофил — любящий детей.
      Сейчас так обзывают растлителей, развратников, людоедов. Да, не плоть детёнышей едят, а души, судьбы. Назвать их душеедами? О физическом уроне поспорят юристы и судмедэксперты.
      А дрогнет рука, если нам дадут дёрнуть рычаг гильотины, позволят вычеркнуть из числа живых гниду-растлителя? А малолетку, нимфета или нимфетку тоже будем казнить за эротическое баловство с половозрелым объектом? Или только отшлёпаем?
      Один странник много лет пытался научиться каяться лаконично. "Имею волю каяться, что не люблю Бога, не люблю людей, а себя люблю"...
      Духовному своему отцу он поведал, к чему пришёл. Спросите, к чему это тут? Гумберт не любил людей, даже не Ло любил, а себя только. "Лолита" — трагедия душевного мастурбанта. Он не педофил, а гумбертофил. Если бы любил людей, смог бы полюбить и Лолиту. Не пристраститься, а полюбить. Нимфетка не ощутила разницы между положением наложницы и грешной падчерицы. Самец наскучил, быть любимым хочет каждый, но Гумберт не любил, а имел. И девчонка сбежала.
 
    Ещё цитата из того же (http://lib.ru/NABOKOW/lolita.txt) источника.
"Циник скажет, что на то же претендует и профессиональный порнограф; эрудит возразит, что страстная исповедь "Г. Г." сводится к буре в пробирке, что каждый год не меньше 12% взрослых американцев мужского пола, — по скромному подсчету, ежели верить д-ру Биянке Шварцман (заимствую из частного сообщения), — проходит через тот особый опыт, который "Г. Г." описывает с таким отчаянием, и что, пойди наш безумный мемуарист в то роковое лето 1947 года к компетентному психопатологу, никакой беды бы не случилось. Все это так, — но ведь тогда не было бы этой книги."

Выводы.

"Лолита" — эротический роман. Красиво!

"Лолита" — не педофильский роман. Геронтофильский. От лица соблазнённого. Гумберт обязан был устоять, как взрослый, обязан был дожить свою жизнь без любви, раз не умеет. Смириться. Поддавшись соблазну, поплатился, но душевную кару попытался "списать" на Ло, хоть частично. Если вести с того света доходили, предстоящие в посмертии мытарства очень пугали живых. Гумберт описан, как дважды казнённый, как человек попадающий в руки мытарей дважды — и за себя, и за Лолиту. И первое мыто платил ещё до смерти.

"Лолита" — роман бесполезный для эротоманов, не включающих мозги. Только для думающих, желающих не упустить шанс семь раз отмерить, а потом... не резать ни разу.

* * *

Кино — подспорье. Книга прекрасна! Хотите растрепать душу на волоконца? Есть пособие:
«Лолита» (фильм 1962 года) — англо-американский фильм режиссёра Стэнли Кубрика. В ролях: Джеймс Мэйсон, Шелли Уинтерс, Питер Селлерс и Сью Лайон (Лолита).

Хотите посмотреть красивое цветное кино? Не пожалейте денег на DVD, поищите в ю-тубе коллекцию эпизодов, исключённых при финальном монтаже. Некоторые производят впечатление экспериментов. Почему с диска, а не трансляция? Рекламные вставки способны изгадить всё, даже "Лолиту", а финальную сцену на горе, когда мы слышим мысли Гумберта под детский смех из долины... Это лучше прокрутить несколько раз. Имею подозрение, авторы фильма в этом эпизоде прямо в лоб объяснили зрителям, зачем столько сил потратили на съёмки. Понятно, что заработать хотели, но тут не только деньги, готов спорить. Пособие:
«Лолита» (фильм 1997 года) — американо-французский фильм режиссёра Эдриана Лайна.
В ролях: Джереми Айронс, Доминик Суэйн и Мелани Гриффит.

* * *

      Не получается два слова об эротике в искусстве. Получается много слов. И дурацкая мысль: есть эротика или нет эротики, имеет ли место порно — проблема читающего или смотрящего. Зритель-читатель сам решает, быть ли ханжой или попробовать не быть.
      Кстати, а не поставить ли над этой статейкой знак "ВНИМАНИЕ! 25+ ЧИТАТЬ ТОЛЬКО С ПОЗВОЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ!" А то вдруг...

Последняя цитата.
... "неприличное" бывает зачастую равнозначаще "необычному". Великое произведение искусства всегда оригинально; оно по самой своей сущности должно потрясать и изумлять, т. е. "шокировать". У меня нет никакого желания прославлять г-на "Г. Г.". Нет сомнения в том, что он отвратителен, что он низок, что он служит ярким примером нравственной проказы, что в нем соединены свирепость и игривость, которые, может быть, и свидетельствуют о глубочайшем страдании, но не придают привлекательности некоторым его излияниям. Его чудаковатость, конечно, тяжеловата.
... Отчаянная честность, которой трепещет его исповедь, отнюдь не освобождает его от ответственности за дьявольскую изощренность. Он ненормален. Он не джентльмен. Но с каким волшебством певучая его скрипка возбуждает в нас нежное сострадание к Лолите, заставляя нас зачитываться книгой, несмотря на испытываемое нами отвращение к автору! Как описание клинического случая, /"Лолите"/, несомненно, суждено стать одним из классических произведений психиатрической литературы, и можно поручиться, что через десять лет термин "нимфетки" будет в словарях и газетах. Как художественное произведение, /"Лолита"/ далеко выходит за пределы покаянной исповеди; но гораздо более важным, чем ее научное значение и художественная ценность, мы должны признать нравственное ее воздействие на серьезного читателя, ибо этот мучительный анализ единичного случая содержит в себе и общую мораль. Беспризорная девочка, занятая собой мать, задыхающийся от похоти маньяк — все они не только красочные персонажи единственной в своем роде повести; они, кроме того, нас предупреждают об опасных уклонах; они указывают на возможные бедствия. /"Лолита"/ должна бы заставить нас всех — родителей, социальных работников, педагогов — с вящей бдительностью и проницательностью предаться делу воспитания более здорового поколения в более надежном мире.
 /Джон Рэй, д-р философии/
/Видворт, Массачусетс/
5 августа 1955 года

* * *
 
      Насладитесь волшебством Мастера. Слова Набокова об эротике в искусстве можно найти в "Послесловии к американскому изданию". Раз уж Вы дочитали до этого места, делаю подарок, от сердца отрываю.
      Это из финала "Лолиты".

Читатель! Мелодия, которую я слышал, составлялась из звуков играющих детей, только из них, и столь хрустален был воздух, что в мреющем слиянии голосов, и величественных и миниатюрных, отрешенных и вместе с тем волшебно близких, прямодушных и дивно загадочных, слух иногда различал как бы высвободившийся, почти членораздельный взрыв светлого смеха, или бряк лапты, или грохоток игрушечной тележки, но все находилось слишком далеко внизу, чтобы глаз мог заметить какое-либо движение на тонко вытравленных по меди улицах. Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов на фоне ровного рокотания, и тогда-то мне стало ясно, что пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса ее нет в этом хоре.


* * *

Послефразие

      Если бы пришлось заказывать скульптуру с лечебными словами на постаменте, поставил бы в укромном месте бронзовую беременную Ло.
      Эта выписка с последней страницы набоковского романа могла бы помочь взрослым удержаться на краю и услышать совесть, вопящую в распалённое нутро сквозь затычки и заслонки. Это место было бы не для уродов. Тут можно было бы набраться сил, решиться прочитать или перечитать роман и не стирать голоса лолит из детского хора.
      Если бы такая скульптура была... Не люблю убитые цветы! Только живые, не срезанные. Думаю, к ногам бронзовой Лолиты принёс бы не букетик, а цветущий в горшочке. А вы?