Гадом буду защищу!

Марина Руденко
      Общественная палата предложила Минобороны, Госдуме и администрации президента заменить в тексте военной присяги слово «клянусь» на «обещаю».
    -  Евангелие запрещает христианам клясться вовсе - ни небом, ни землей. С учетом религиозных взглядов и национальных особенностей значительной части военнослужащих, необходимо рассмотреть возможность замены в военной присяге слов «я клянусь» на слова «я обещаю»   - обосновывает данное решение Председатель комиссии Общественной палаты по нацбезопасности, полковник в отставке Александр Каньшин. - В основе служения в армии должно быть добровольное решение человека, которое не противоречит его внутренним убеждениям. Человек должен служить не за страх, а за совесть.
      Действующая присяга была утверждена в 1998 году законом «О воинской обязанности и военной службе».  Произнося текст, военнослужащий клянется достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. Сейчас он будет это обещать…
В принципе, изменение слов в торжественных обещаниях в истории имели место. К примеру, клятва Гиппократа, которую врачи всего мира на протяжении многих веков давали по окончании учебы,  начинается словами: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу…». В наше время и верующим и полнейшим атеистам как-то неловко и нелепо клясться богами древнегреческого пантеона. Поэтому, оставив основополагающие принципы, слова присяги, как и ее название, во многих странах поменяли. У нас это «Клятва врача России». В ней новоиспеченные доктора, независимо от запретов Евангелие, таки клянутся честно исполнять свой врачебный долг. И, наверное, Всевышним это не воспринимается как большой грех, в случае если слова клятвы в дальнейшем подтверждаются профессиональным служением на благо человека.
      Так и с присягой. Вряд ли верующие военнослужащие, поклявшись защищать народ и Отечество, поступаются своей совестью в своих отношениях с Богом. Главное, чтобы эти слова звучали от чистого сердца, и в дальнейшем не нарушались. Другой вопрос, что сегодня служба в армии многими молодыми людьми не воспринимается как «священный долг». И, наверное, нескоро наступят времена, когда в основе служения в вооруженных силах будет лежать добровольное  решение юношей. Так может быть представители общественной палаты правы, безнравственно клясться в том, что ты вынужден делать по принуждению. Возможно. Но, на мой взгляд, и слово «обещаю» как-то убого звучит в данном контексте.
 - Петенька, пообещай мне съесть за завтраком в садике манную кашу.
 - Мама, обещаю.
  - Вовочка, обещаешь больше не курить в школьном туалете?
 - Обещаю, Марь Ивановна, обещаю…
Сегодня призыв на военную службу осуществляется на основании Федерального закона «О всеобщей воинской ОБЯЗАННОСТИ и военной службе», и на мой взгляд, было бы честней и правильней заменить в присяге слово «клянусь» на «ОБЯЗУЮСЬ». А до клятвы еще предстоит дорасти духовно. Причем всему обществу…