Кофе по-турецки. И ещё два рецепта

Ульяна Аверченкова
1996 год.

- Слушай, а давай откроем кофейню?

- Боже мой, зачем тебе кофейня? Ты с ума сошла?

- Сереж, ну у меня в аренде помещение как раз для кофейни, а мне и угла хватит. Или сниму ещё комнату на втором этаже. Для фирмы нашей.

- Зачем кофейня тебе? Тебе делать нечего? Или денег тебе мало? Тебе двадцать два года, а ты уже зарабатываешь как директор оборонного завода!

- Я хочу еще кофейню!

- Да зачем? Ты же ничего в этом не понимаешь!

- Я? В кофе? В кофе я не понимаю? Да я кофе, можно сказать, с рождения пью!

- Вот дура, прости Господи… В общепите!

Мы с партнером пошли молча. Мы вообще больше молчали, и работали молча, понимали друг друга, а тут такой конфуз. Он думал о том, что я дурю, я – о кофейне…

- Понимаешь, - пустилась я в убеждения, - в городе есть кабаки, клубы, бары, рюмочные есть, заведение «У камина» с кабинетами.. а, как говорил мой бывший, не очень состоявшийся как муж, муж: приличным людям позавтракать негде… У нас помещение в саааамом центре, первый этаж, отдельный вход-выход… прямо в сквер, где прогуливается весь город, слева мэрия, справа банк, нет, целых два банка! через сквер - администрация областная, театр, филармония. Аа! у нас над головой банк опять же! Весь универ мимо ходит.. А дальше улица пешеходная, народ гуляет туда-сюда… весь город приезжает гулять! Ну, и в театр…

- Так им выпить-закусить, твоим гуляющим, надо, особенно тем, кто из театра, - он хохотнул.

Надо мной потешался, гад!

- Ничего ты не понимаешь… Летом можно на улице столики поставить… Ведь сквер прямо тут! – ткнула я рукой нам под ноги, не унимаясь, - а какое у нас помещение! Потолки-своды, дом то ли XIX, то ли вообще XVIII века.. нет, XIX все-таки… Подсобку под кухню как раз, там и вода есть!

- Да кто к тебе пойдет?

- Все пойдут, я же сказала… Ну вот ты помнишь кофейню в гостинице? Там кофе по-турецки варили… Такой там аппарат был... в песке варили. Очень он меня интересовал…

- Вспомнила… Это ж при Советском Союзе было, кроме кофейни той ничего и не было.

- Было-было! А все были в кофейне, всегда толпа, да там, чтоб ты знал, весь бомонд собирался! Мне, маленькой, часто приходилось под стойкой стоять, пока мама кофе пила, помнишь, там стойки такие по стенам были? И стульев четыре-пять… Все стоя пили кофе по-турецки… Аромат стоял еще в холле гостиницы. Меня иногда на стул сажали, когда интеллигент какой рядом оказывался… Туда в обед весь институт ходил, артисты из театра, фарца…

- Фарцовщиков больше нет, детка, - по-отечески вернул меня на землю Серёга двадцати четырех лет отроду.

- А приличные люди есть! – надулась я, - И они хотят пить кофе. С пирожными. С конфетами. И с бутербродами с сыром. Можно с колбасой. В обеденный перерыв. Или утром. Или вечером, когда с собакой гуляют по скверу…

- И собак туда же… - в негодовании выдохнул партнер. И друг. Товарищ.

- И собак! А что такого? Собака что, не человек, да? – уже кипятилась я, - С собаками вход разрешён! – так я напишу на дверях! Фотографировать можно, на скатертях записки делать можно, если чашка понравилась – за небольшие деньги забирайте, мы еще купим!

- Скатерти сама стирать будешь, чашки покупать? Взятки раздавать?

- Да кто ж меня тронет, племянницу городского и областного руководства, - засмеялась я.

- А, ну да… Узнаю твою самонадеянность.. а не станет дядек твоих?

- Так мы тогда уже денег заработаем…

- На кофе?!! – он ржал уже в голос.

Я надулась. Шла и думала, что занятный аппарат с песком найти можно, кофейные машины тоже, пирожные делают кондитерские, их можно утром забирать, а какие конфеты у хлебокомбината! в Израиль продают даже… и в Израиле есть кофейни, должны быть.. В Париже есть, я проверила, и в Берлине, и в Барселоне проверила… а в моём любимом родном городе с тех пор, как гостиницу ту кавказские купцы купили, нет..

- И как тебе вообще такая мысль в голову пришла? С кофейней этой? – пошел Серёга на примирение.

- Я на той неделе из Амстердама медную турку припёрла. Донышко такое.. ну, чтоб в песок ставить.. на блошке купила. Дёшево. А ещё подсвечник и два латунных фужера. И ботинки, ну как армейские, высокие, замшевые, на шнуровке… Хороший в Амстердаме блошиный рынок.. – грустно попрощалась я с идеей кофейни…

Через несколько лет всюду открылись кофейни. И открыты до сих пор. И пьёт народ кофе, пьет… Только кофе в песке нигде не варят…

А я в социальной сети обмениваюсь рецептами кофе с совершенно мне неизвестными, но такими родными кофеманками…

Рецепт:
Кофе по-турецки.
В медную или латунную турку положить одну-две, в зависимости от величины Вашей турки, ложки молотого кофе. Лучше свежемолотого. Сахар по вкусу. Залить водой. Я лью холодную. Ставим турку в раскалённый песок. Нет дома раскаленного песка? Странно... Тогда на небольшой огонь. Или электричество. Не уходим, ждем, пока начнёт подниматься кофейная шапка… быстро поднимаем турку! Шапка опала – опять в песок (на огонь/электричество), поднимается шапка – поднимаем турку. И еще один, последний третий раз. Не даём ему закипеть! Кто-то говорит, что надо дать ему отстояться, но я сразу переливаю в чашку. Лучше керамическую, предварительно нагретую. Я ещё молотым перцем иногда посыпаю до того, как шапка начнёт пониматься. Люблю перчинку!

И два рецепта от кофелюбительницы Ирины:

Первый. Кофе с мёдом и чесноком.
На одну чашку воды две ложки молотого кофе, одну-две чайные ложки меда, один зубчик чеснока в расчете на пять-шесть чашек. Чеснок давленный, но для пугливых сначала можно попробовать бросить целый. В джезве (она же турка, кто не знает) при постоянном помешивании все ингредиенты доводятся до хорошей пенки (можно три раза не отстаивать, а то чеснок сварится), пить горячим.

Второй. Кофе по-литовски.
Сваренный крепкий кофе перелить в керамическую чашку, добавить ложку чайную коньяку, сверху положить горкой взбитый в пену белок яйца, посыпать сахаром и запечь в духовке (микроволновке) до карамелизированной корочки. Ирина предпочитает без коньяка, а белок взбить с сахаром. Говорит, очень вкусный кофе можно попробовать, если в готовую чашку кофе сверху добавить вместо белка круто взбитый с сахаром желток (запекать при этом не надо), наслаждаться!

Вот такая теперь у меня кофейня…