Из истории с. Владимировка Новоузенского уезда

Маргарита Бирюкова
Из истории села Владимировка Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне - Краснокутского района Саратовской области) и его храма во имя Николая-Чудотворца

Деревня Владимировка появилась в Новоузенском уезде 125 лет назад — в 1888 году. Так что нынешний 2013 год для Владимировки — юбилейный. Сначала Владимировка была именно деревней, т.к. собственной церкви в ней не было. Селом Владимировка стала немного позднее — в 1898 году, когда здесь была построена и освящена церковь во имя Святителя Николая — Чудотворца. Но обо всем по порядку.

В 1909 году старший заведывающий казенными землями Новоузенского уезда Самарской губернии Григорий Иванович Колесников, хорошо знакомый с Новоузенским уездом, по специальному заказу Самарского Губернского Статистического Комитета написал очерк «Новоузенский уезд (в его прошлом и настоящем)». Этот очерк был опубликован в  «Памятной книжке Самарской губернии на 1910 год», и вот что в нем сообщалось:

«Казенные земли (в Новоузенском уезде) служили беспрерывно фондом, из которого производились отводы под заселение. Со второй половины 19-го столетия самовольное заселение края прекратилось, уступив место законному... По закону 1881 и 1889 г.г. беспрерывно отводились земли переселенцам из малоземельных губерний из расчета 8 десятин на мужскую наличную душу. Этим путем заселение продолжалось до 1904 года.  В результате действия переселенческих законов 1881-1889 г.г. в Новоузенском уезде образовалось до 35 новых селений: Киевка, Дегтяревка, Таловка, Борисоглебовка, Орловка, Ахмат, Рудня, Дьяконовка, Лебедевка, Владимировка, Журавлевка, Лавровка, Августовка, Калдино, Красавка и др. Переселенцы, приходя из Киевской, Харьковской, Черниговской, Курской, Пензенской и др. губерний, оседали в нашем уезде и скоро прочно укоренялись здесь; из всех переселившихся 75 % оседали прочно хозяйством и лишь 25 % частью разбредались в качестве рабочих по селам, частью же возвращались на родину» [1].
.

В 1890 году в Самаре был опубликован «Сборник статистических сведений по Самарской губернии», в котором можно найти подробнейшие сведения по всем существующим на тот момент селения Новоузенского уезда.  Вот что говорится о поселенцах, пришедших в на эти земли в конце 19-го столетия: «Чрезвычайно любопытное явление представляют собой новопоселенцы, которых по способу оседлости можно разделить на четыре категории: 1) поселенцы на надельных казенных землях, 2) на арендованных казенных же землях, 3) самовольно осевшихся в том или другом месте на казенных землях, 4) ведущих отчасти бродячую жизнь в ожидании нарезки земли или аренды. Большинство новопоселенцев люди мало подготовленные к тому, что и как они должны были здесь работать...  Поселенцы из крестьян явились сюда на крепкие земли из внутренних губерний или совсем обнищалые, без всякого хозяйственного инвентаря, или же снялись с таких земель, которые на родине они обрабатывали одноконной сохой и, потому, являясь сюда, не имели никакого понятия о том, что значит возделывать землю на 8-10 быках или 5-6 лошадях. Прибавьте к этому еще и то, что в последнее время, за расходом более удобных земель, казна была принуждена наделять поселенцев менее удобными и иногда совершенно безводными землями. В виду этого результаты колонизирования края такого рода поселенцами должны были получиться не совсем желательные (например, поселенцы в д.д. Курская, Олонецкая и Киевка испытали трехгодичный неурожай хлебов и все бедствуют)...
Масса поселенцев живет здесь на арендованных казенных землях; после 12-летней аренды они получают эту арендованную землю в надел, обыкновенно по 8 десятин на душу. Большинство и этих поселенцев живет незавидно, главным образом вследствие неимения под руками ни хозяйственного инвентаря, ни денежных средств. Поэтому многие из них, не успевши еще обстроиться домами и не имея возможности обработать и засеять как следует землю, из года в год получают от земства ссуду. Следующая таблица наглядно рисует хозяйственно-экономическое положение новопоселенцев на арендованных казенных землях (в настоящей статье представлена выборка только по Краснокутской волости) [2]:
Название поселка - Год поселения - Число дворов - Душ обоего пола - Голов крупного скота на дворе - Дворов без рабочего скота, %
Александровка - 1884 - 4 - 22 - 5,5 - 33,3
Ахмат - 1886 - 154 - 991 - 5,7 - 5,8
Владимировка - 1888 - 114 - 487 - 1,3 - 20
Дьяконовка - 1885 - 23 - 144 - 5,1 - 40,9
 
Про переселенцев, основавших д. Владимировку  сообщается: «Пришли в мае 1888 г. из разных губерний: Симбирской, Пензенской, Курской, Полтавской, Саратовской и Черниговской. Землю взяли в казне по 6 контрактам на 271 душу. У многих пахать нет сил, поэтому земли сдали в аренду немцу — 636 дес. От 3 руб. до 12 руб. за десятину» [2].

В этом же «Сборнике» содержатся  подробнейшие статистико-экономические таблицы, с помощью «сухих» цифр из которых можно нарисовать «картину маслом» - красочную характеристику Владимировских первопоселенцев. Вот что представляла собой деревня Владимировка через год после своего основания:
Всего в 1890 году во Владимировке было 114 домохозяйств, из них 84 — русских и 30  - малороссийских (т.е. украинских). Жителей обоего пола было соответственно 355 русских и 132 малороссийцев.
Русское население распределялось таким образом: 193 мужчины (из них в возрасте от 18 до 60 лет — 88 человек) и 162 женщины (из них в возрасте от 16 до 55 лет  - 80 человек).
Малороссийцев было: 71 мужчина (из них в возрасте от 18 до 60 лет — 33 человека) и 61 женщина (из них в возрасте от 16 до 55 лет — 37 человек).
У русских поселенцев было 55 семей с одним работником, 13 — с 2-мя работниками, 1 — с 3-мя работниками, в одной семье было более 3-х работников, и в 2-х семьях — не было работников.
У малороссийских поселенцев 25 семей имели одного работника, и 4 семьи — 2-х работников.
Грамотных было 15 русских мужчин и 3 украинца. Женщин грамотных не было.
Посевные площади распределялись таким образом:
под пшеницей — 159,7 десятин у русских, 83,4 десятин — у малороссийцев,
под рожью — 48,6 десятин у русских, 23,3 десятин — у малороссийцев,
под другими хлебами — 45,9 десятин у русских и 4 десятины — у малороссийцев.

Всего 11 дворов имели железные плуги — 8 русских и 3 малороссийских. Других усовершенствованных земледельческих орудий труда (молотилок, веялок, косилок и т.д.) у первых жителей Владимировки не было.
Из скотины они держали лошадей, коров, коз и свиней. Волов, овец и верблюдов поначалу не было. Лошадей было 80 у русских (из них 75 рабочих) и 30 у малороссийцев.
Рогатого скота у русских: 13 коров дойных, 4 полуторника, 7 мелких телят, 3 козы. У малороссийцев — 3 коровы дойных и 2 теленка.
Свиней — 3 у русских и 1 у малороссийцев.
В большинстве Владимировских хозяйств было по 1 шт. рабочего скота, и только в одном хозяйстве имелось более 4 голов рабочего скота. На 20-ти дворах рабочего скота не было (на 14 русских и 6  малороссийских).
В первый год избы имели 57 русских и 24 малороссийских надельных домохозяйств. Все они были из сырцового кирпича, т.е. саманные. 20 надельных домохозяйств (15 русских и 5 малороссийских) домов не имели, и сдавали свои наделы земли в аренду [3].

Годом раньше (в 1889 г.) в деревне Владимировке Красно-Кутской волости, при речке Солянке, насчитывалось 55 дворов, в них - 218 душ мужского пола (ревизских), а на лицо 355 душ обоего пола (переселенцы русские и малороссийские, православные). Количество наделенной земли — удобной 728 дес., неудобной — 45  дес. на правах аренды у казны [4].
Ближайшая к Владимировке деревня-спутник Журавлевка в статистических материалах за 1889-1890 г.г. еще не указывалась.


А вот в «Списке населенных мест Самарской губернии по сведениям на 1900 год» в Красно-Кутской волости при речке Солянке указаны уже и Журавлевка и Владимировка:
- д. Владимировка — бывшие государственные крестьяне русские и малороссийские, православные — 90 дворов — 444 жителей (234 муж. и 210 жен.). Количество надельной земли — удобной 1476 дес., неудобной — 8 дес. Церковь (православная).
-  д. Журавлевка — бывшие государственные крестьяне русские, православные — 48 дворов — 241 жителей (120 муж. и 121 жен.). Количество надельной земли — удобной 883 дес. Ветряная мельница [5].

К 1910 году население Журавлевки и Владимировки значительно выросло:
 — д. Владимировка — бывшие государственные крестьяне русские и малороссийские, православные — 95 дворов — 815 жителей (403 муж.пола и 412 жен.пола). (Хотя указанные цифры немного смущают — число дворов увеличилось всего на 5, а количество жителей — почти вдвое — на 371 чел. Очень странно, может, что-то напутали?). Количество надельной земли то же — удобной 1476 дес., неудобной — 8 дес. Имеются: Церковь (православная), церковно-приходская школа, ветряная мельница.
-  д. Журавлевка — бывшие государственные крестьяне русские, православные — 100 дворов — 548 жителей (272 муж.пола и 276 жен.пола). Количество надельной земли — удобной 883 дес. Имеется ветряная мельница [6].

Следующие статистические данные относятся уже к Советскому периоду  - к 1926 году, когда были получены  «Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения 1926 года по АССР Немцев Поволжья». Тогда в с. Владимировке Краснокутского кантона (Владимировский сельский совет) насчитывалось 106 домохозяйств, в т.ч. 2 немецких.  Всего в селе проживало 447 человек (212 муж. и 235 жен.) - меньше, чем в 1900 году [7]. Деревня Журавлевка в этом списке почему-то вообще не показана (???).

Итак, из представленных данных видно, что церковь в селе Владимировке была построена до 1900 года. Сейчас от нее никаких следов не осталось, как и от многих других храмов Новоузенского уезда, уничтоженных в советский период. По свидетельству некоторых старожилов эта церковь была деревянной и находилась возле сельского кладбища.
Некоторые интересные сведения о Владимировской церкви, ее служителях, благотворителях можно узнать из журнала «Самарские епархиальные ведомости», который издавался в Самаре до 1918 года.
Первое упоминание о ней относится к 1898 году: «на должность священника в с. Владимировку, Новоузенского уезда, определен бывший псаломщик Николаевского собора Василий Гусев - 18 сентября 1898 г.» [8].
Следовательно, примерно к 1898 году и была построена эта церковь. Освящена она была в честь Святителя Николая  епископа Мирликийского, которого простой народ в России называл Николай-Чудотворец или Никола-Угодник и очень любил и почитал.
В июле 1914 г. был опубликован «Список церквей и приходов по благочинническим округам на 1914 год», согласно которому Николаевская церковь села Владимировки отнесена к 5-му благочинническому округу Новоузенского уезда, в состав которого  входило 16 православных церквей из соседних сел (Красного Кута, Логиновки, Ахмата, Верхнего Еруслана, Дьяковки и др.). Всего же в Новоузенском уезде в 1914 году насчитывалось 102 православных храма, из них 15 были посвящены Николаю-Чудотворцу (в т. ч. в соседних селах  Ахмат и Дьяковка). Благочинным 5 округа в 1914 году был священник с. Красного Кута Иоанн Орлов [9].
Богослужения в сельских храмах совершались согласно расписанию, установленному Архиепископом Самарским и ставропольским в Резолюции от 16 октября 1898 г.: «Утрени в селах следует служить ни в каком случае не позже 5 часов утра, а литургии с 14 сентября по неделю св. апостола Фомы не ранее 8 часов, а в летние месяцы не ранее 7 часов, что требуется поставить в непременную обязанность по всей епархии» [10].

 В 1900 году  псаломщиком во Владимировской церкви служил некто Мисников, он за 1-ю половину 1900 г. получил жалованье  73 р. 50 к. [11].
 В 1901-1902 году священнику села Владимировки Василию Гусеву епархиальным начальством было назначено произносить в храме  Катихизические поучения [12].
В 1903 г. во Владимировке служил уже новый священник — Мегарский. Он за период с 1 января по 24 апреля 1903 г. получил жалованье 138 р.42к. [13].
Новым псаломщиком примерно в это же время стал  Николай Колоколов, но и он был уволен от должности 2 ноября 1905 года [14]. Впоследствии (23 февраля 1906 г.) Николай Колоколов был определен на вакансию псаломщика в с. Павловку, 3 окр. Бугурусланского уезда [15].
Следующим во Владимировском храме стал служить вольнонаемный псаломщик Михаил Шишков, который был  утвержден в должности 26 апреля 1906 г. [16].

В 1904 году началась тяжелая для России Русско-Японская война. В этом же году в «Самарских епархиальных ведомостях» было напечатано большое сообщение — рапорт благочинного 5-го округа Иоанна Орлова, в котором содержится масса интересных сведений из жизни Владимировки и окресных сел. Вот небольшие выдержки из него:
«В своем  рапорте от 4 февраля 1904 года и.д. Благочинного 5-го округа Новоузенского уезда, священник с. Красного Кута Иоанн Орлов сообщал о первом проповедническом собрании духовенства округа, устроенном по предложению Его Преосвященства. Собрание состоялось 3 февраля в с. Нижнем Еруслане. Собрались 7 священников из ближайших сел (остальные не приехали за дальностью расстояния и вследствие крайней распутицы). На собрании обсуждалось много разных вопросов. Во-первых —  открытие военных действий на Дальнем Востоке. Оказалось, что некоторые священники (например, В. Еруслана) об этом не знали из-за неполучения корреспонденции в течение 2-х недель.
Вторым рассматривался вопрос о проповедничестве — в частности, о живой импровизации. «Невольно было обращено внимание на живую проповедь, принятую в лютеранских церквах, где она получила вид укоренившегося  обыкновения. Но со стороны священника с. Владимировки А. Карташева, не мало вращавшегося среди лютеранского населения, было, между прочим, высказано, что он не один раз слышал лютеранские проповеди, произносимые будто «слишком из своей головы» и по содержанию не глубокие, так что он лично не увлекается вышеуказанным лютеранским обыкновением говорить проповеди от себя — экспромтом. После достаточного взаимного обмена мыслей по указанному вопросу выяснилось, что живая проповедь на самом-то деле производится каждым священником, только за прикрытием книгой. При этом единогласно было установлено. Что сельский народ с большим доверием относится к обычной по воскресным и праздничным дням проповеди, произносимой именно по книге.
Далее серьезное внимание было обращено на исповедь прихожан. В связи с этим вопросом не мало было высказано горьких сетований по адресу незаконных сожительств, более и более распространяющихся в простом народе, по примеру не только городской, но и сельской интеллигенции. Говорилось и о многих других печальных явлениях в прихожанах. Из взаимных разговоров выяснилось, что кулачные бои еще не везде вывелись. Например, в с. Владимировке они процветали во всей силе, сопровождавшиеся нередко пролитием крови и угрожающие даже убийством. Благодаря энергичным мерам священника А. Карташева, в настоящее время эти бои уничтожены.
Другой случай бдительности обнаружился на подобном же собрании, бывшем 12-го декабря 1903 года в доме священника села Дьяковки Дмитрия Покровского. Последний сообщил об изъятой им из народного обращения вреднейшей литографической революционной книжке, навязанной одним проходящим в селе Ровном дьяковскому крестьянину.
К счастью, означенная книжка была изъята вовремя: она была еще только в 1-2 домах, и содержание ее еще не успело сделаться достоянием многих. Этот случай произвел сильное и тяжелое впечатление на бывших в это время священников и показал, как зорко надо следить за приходской жизнью» [17].
Из данной записи также следует, что в 1904 году во Владимировке опять появился новый священник — А. Карташев, как видно, очень наблюдательный и деятельный человек.

В марте 1908 года в журнале «Самарские епархиальные ведомости» появилось такое сообщение:
«Преподается архипастырское благословение в грамотах:
старосте церкви с. Владимировки, Новоузенского уезда, крестьянину Платону Гречишникову за честную и усердную службу и личные пожертвования в пользу храма; церковно-приходским попечителям — крестьянам села Владимировки: Никите Чаусову, Луке Безкопыльному и крестьянину деревни Журавлевки, Леонтию Половникову, за склонение прихожан к пожертвованиям на ремонт приходского храма; крестьянке деревни Журавлевки Ксениии Городецкой за пожертвование в приходской храм престольной пелены и покровов; крестьянке той же деревни, Ксении Половниковой за пожертвование металлических хоругвей; крестьянам той же деревни — Тихону Штрыкову и Петру Аггееву за пожертвование шелкового штофа, завесы, к царским вратам» [18]. Отсюда видно, что благоукрашением своего приходского храма жители занимались «всем миром», старались, кто как мог. Иногда даже помогали жители соседних сел. Так, например, в июле 1911 г. сообщалось:
«Преподается архипастырское благословение с выдачею грамот: крестьянам с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, Ивану Чикунову и Трофиму Ефимову за пожертвование в пользу храма с. Владимировки 65 рублей на благоукрашение» [27].
В 1909 году, 11 июля, псаломщик  Михаил Шишков был перемещен на вакансию псаломщика к церкви с. Воскресенки, 5 окр. Новоузенского уезда (Воскресенка была более крупным и богатым селом) [19].
Псаломщическое место во Владимировке некоторое время оставалось свободным - «праздным», о чем и сообщили «Самарские епархиальные ведомости», при этом дали для соискателей следующую важную информацию: «Причта (во Владимироском храме)  положено быть: 1 священнику и 1 псаломщику. Казенного жалованья причт получает 600 рублей, земли 37 десятин, дома есть, прихожан 636 душ мужского пола и 614 душ женского пола» [19]. В августе 1910 г. на вакансию псаломщика к церкви села Владимировки был определен бывший псаломщик  Владимир Архангельский [21], но и он прослужил здесь немногим больше года, и уже 23 сентября 1911 г. был перемещен к церкви с. Мироновки, 1 окр. Новоузенского уезда [28]. 24 сентября 1911 г.  на вакансию псаломщика к церкви с. Владимировки был определен крестьянин Василий Тимофеев [29].
В апреле 1910 года, к празднику Святой Пасхи Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, Епископом Самарским и Ставропольским, был награжден набедренником священник села Владимировки – Алексей Карташев [20]. А уже в декабре 1910 г. Алексей Карташев был принят на службу в Орловскую епархию [22, 23]. И 17 декабря 1910г. на священническую вакансию к церкви с. Владимировки был  перемещен состоящий на вакансии диакона при церкви с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, священник Иоанн Терсиков [24].
6 ноября 1915 г. священник села Владимировки Иоанн Терсиков Епархиальным Начальством был награжден скуфьею [35].

О церковных старостах с. Владимировки  известно немного:
в 1908 году старостой был крестьянин Платон Гречишников, который  за честную и усердную службу и личные пожертвования в пользу храма получил грамоту с архипастырским благословением [18],
а в начале 1911 года  на новое трехлетие  был избран и утвержден в должности церковного старосты крестьянин Косьма Воронов [25].
Примерно к 1909 году (возможно, немного раньше) во Владимировке была открыта одноклассная церковно-приходская школа. За годы своего существования она всегда числилась среди лучших школ Новоузенского уезда.  Так, в отчете за 1909-1910 учебный год Новоузенский наблюдатель  за церковными школами сообщал: «Все школы по успешности можно разделить на 3 группы: 1) вполне удовлетворительные или хорошие, 2) удовлетворительные, 3) слабые. К 1 группе в Новоузенском уезде относятся: Верхне-Ерусланская, Нижне-Ерусланская, Владимировская, Ахматская, Красно-Кутская и др. В отчетном году наблюдалось почти по всем школам стройное пение молитв». Среди учащих Новоузенского уезда, наиболее ревностно относившихся к школьному делу,  были отмечены законоучитель с. Владимировки – о. Алек. Карташев,  и учитель   Мих. Никифоров [26].

В «Отчете о состоянии церковных школ Самарской епархии в 1911-1912 учебном году» говорилось: «В Новоузенском уезде 97 церковных школ, из них 60 школьных помещений удобных, 36 – неудобных. Вопрос о школьных помещениях и учительских квартирах особенно острый и требует настойчиво решения... Из отчета Новоузенского наблюдателя видно, что из 92 одноклассных школ – 10 имеют неудобные помещения, требующие неотложно капитального ремонта. Помещения этих школ и ветхи, и низки, и темны, и мало поместительны. Так, здание школы Влаимирской – ветхое и низкое; занятия ведутся в 2 смены» [30].  Большое внимание в церковно-приходских школах уделялось церковному пению, которое чаще всего преподавали псаломщики. Новоузенский наблюдатель писал: «В большинстве школ учащиеся поют в 1,2, реже в 3 голоса молитвы, во многих школах - песнопения всенощного бдения и литургии. Из псаломщиков потрудились следующие лица: по Ахматской – Батаев, Владимирской – Краснов, Дьяковской-Николаевской – Колпаков, Усатовской – Химов» [30]. И в 1911-1912 учебном году среди школ Новоузенского уезда, наиболее успешных по постановке русского языка, назывались Владимирская и  Краснокутская школы. Среди учащих, наиболее ревностно относящихся к школьному делу, были отмечены  учителя  Владимирской школы – М. Никифоров и А. Макаренко» [30].

В  1913-1914 учебном году в Новоузенском уезде было 99 уже церковных школ. Четырехгодичный курс обучения введен в 77 одноклассных школах Новоузенского уезда. Новоузенский Уездный наблюдатель лучшими по постановке и успешности предмета Закона Божия в уезде называл школы: Владимирскую (знания обстоятельные), Карпенскую (преподавание обстоятельное и весьма толковое), Дьяковскую-Николаевскую (знания обстоятельные и твердые), Логиновскую (предмет усвоен весьма сознательно) и др.
По церковному пению обучение по программе велось сравнительно в немногих школах, где учащиеся знакомились с нотами. В большинстве школ учащиеся поют на слух в один, два и реже в три голоса молитвы, во многих школах - и песнопения всенощного бдения и литургии. В некоторых школах пение совсем не преподавалось (по неспособности к нему учащих).
В 34-х школах Новоузенского уезда были разучены гласы, тропари воскресные и праздничные, песнопения всенощного бдения и литургии,  в т.ч. в школах - Ахматской, Владимирской, Краснокутской, Логиновской, Мало-Узенской, Салтовской, Карпенской и др. Из псаломщиков, преподававших церковное пение, среди лучших был отмечен  псаломщик Владимирской школы — Краснов. В  1913-1914 учебном году Владимировская школа была также названа среди лучших по преподаванию Церковно-славянской грамоты, Русского языка, Счисления. Среди лучших учащих Новоузенского уезда снова называли  Владимирского учителя М. Никифорова [34].
В 1912-1913 учебном году во Владимировской школе проводились чтения религиозно-нравственного характера для жителей села.  И опять Владимировская школа была названа среди лучших школ Новоузенского уезда по многим показателям [38].
В 1916 году 20 марта учитель церковно-приходской школы с. Владимировки Козьма Переверзев был рукоположен в сан диакона к Троицкой церкви г. Покровска (ныне — г. Энгельса) [36].

Прихожане Владимировской церкви активно участвовали своими пожертвованиями в различных благотворительных акциях. Так, в 1913-1914 г.г. они собрали сумму 4 р. 46 к. на построение Самарского епархиального миссионерского дома-храма, в память 300-летия Царствия Дома Романовых  - больше, чем во всех соседних селах [31]. Когда началась 1-я Мировая Война, в первые же ее дни был создан Самарский Епархиальный Комитет по оказанию помощи воинам и их семьям. В его кассу уже с 10 сентября по 23 октября 1914 г. поступили пожертвования деньгами от большинства церковных школ Новоузенского уезда, в том числе от заведующего Владимирской церковно-приходской школы - 3 рубля [32, 33].

К сожалению, автору настоящей статьи не удалось найти сохранившихся фотографий бывшего Николаевского храма с. Владимировки, но зато нашлось интересное сообщение в июльском номере журнала «Самарские епархиальные ведомости» за 1913 года «О доставлении фотографических снимков с икон Святителя Николая и храмов ему посвященных»:
   «Самарская  Духовная Консистория слушали: отношение состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Комитета по сбору пожертвований и построению во имя Св. Николая Мирликийского храма и странно-приемного дома при оном в г. Бари от 21 мая сего года за  № 308 следующего содержания: «Как известно Вашему Преосвященству, в настоящее время в г. Бари в Италии, где почивают мощи Святителя Николая, столь чтимого русским народом, воздвигается храм во славу и во имя Святителя, и при нем особая странноприемница для Барградских православных паломников. Для заведывания постройкой и вообще всем делом устроения в Бари этого православно-русского уголка Высочайшею Властью учрежден особый Барградский Комитет. От имени сего Комитета, как Председатель его, я и приемлю смелость обеспокоить Ваше Преосвященство ниже приводимыми просьбами, возможное исполнение коих значительно облегчит труды Комитета и поможет ему создать храм Святителя Николая с тем проникновенным благолепием и идейностью, какие естественно хотелось бы дать столь знаменательному храму, устрояемому среди инославного и иноплеменного народа.
 • Усерднейше прошу распоряжения вашего Преосвященства доставить мне подробный список всех храмов и приделов во имя Святителя Николая, существующих в Вашей епархии. Списки, представленные со всей России, дадут материал для целой книги, которая воочию покажет, сколь высоко чтит русский народ великого Святителя, ревнителя православной веры и милосердия
 • Хотелось бы, чтобы книга была написана в наглядных изображениях: есть мысль при входе в строющийся храм поместить фотографические изображения а) всех церквей, посвященных Святителю Николаю в России и б) всех особо чтимых и замечательных по древности и характеру письма икон Святителя Николая. В виду сего, я усерднейше прошу Ваше Преосвященство помочь Комитету в осуществлении сей мысли распоряжением всем настоятелям соответствующих церквей представить чрез благочинных и Консисторию означенные фотографические снимки.
 О решении Вашем по поводу вышеизложенного покорнейше прошу почтить меня уведомлением». На сем отношении резолюция Его Преосвященства 27 мая 1913 г. за № 7325 последовала таковая: «В Консисторию».
 Приказали: Чрез напечатание в Епархиальных Ведомостях отношения предписать настоятелям церквей доставить чрез Благочинных в консисторию требуемые сведения и, где возможно, фотографические снимки. На сем журнале резолюция Его Преосвященства 13 июня 1913 г. за № 8157 последовала таковая: «Исполнить» [37].
 Известно, что просьба Императора Николая II была выполнена, требуемые сведения и фотоснимки храмов и икон в честь святителя Николая были переданы в упомянутый Комитет, а потом и в Бар-град. А это значит, что среди них обязательно должна была находиться фотография и Владимировского храма. Возможно, ее и сегодня можно увидеть там.

Список литературы:

1. Г.И. Колесников «Новоузенский уезд (в его прошлом и настоящем).  - Колонизация последнего времени» // «Памятная книжка Самарской губернии на 1910 год», Самара, 1910г., с.50-51.
2. «Исторический очерк колонизации Новоузенского уезда. - Колонизация последнего времени» // «Сборник статистических сведений по Самарской губернии», Самара, 1890 г., т. 7 «Новоузенский уезд», часть II,  с. 12-20.
3. «Статистико-экономические таблицы Новоузенского уезда по селениям и обществам и групповые таблицы крестьянских хозяйств по рабочему скоту» // «Сборник статистических сведений по Самарской губернии», Самара, 1890 г., т. 7 «Новоузенский уезд», с. 52-61.
4. «Список населенных мест Самарской губернии по сведениям на 1889 год», с. 219, № 2199.
5. «Список населенных мест Самарской губернии по сведениям на 1900 год», с. 423, № 5282 и № 5283.
6. «Список населенных мест Самарской губернии , составлен в 1910 г. секр. Самар. губ. стат. ком. Н. Г. Подковыровым», Самара , 1910 г., с. 324, № 5116 и № 5117.
7. «Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения 1926 года по АССР Немцев Поволжья», Покровск, 1927, с. 28-83, № п/п 422. По данным сайта «Geschichte der Wolgadeutschen - История немцев Поволжья»  http://wolgadeutsche.ru/history/perepis_06.htm
8. «Самарские епархиальные ведомости» № 21 от 1 ноября 1898 года, с. 394.
9. «Самарские епархиальные ведомости» № 13 от 1 июля 1914 г., после с. 307, «Список церквей и приходов по благочинническим округам на 1914 год».
10. «Самарские епархиальные ведомости» № 24 от 15 декабря 1898 г., с. 454, «О времени совершения Богослужений в сельских и уездно-городских церквах».
11. «Самарские епархиальные ведомости» № 16 от 15 августа 1900 г., с. 205, «Об исправлениях благочиннических ведомостей на 1900 год».
12. «Самарские епархиальные ведомости» № 16 от 15 августа 1901 года,  с. 136-138, «Расписание Катихизических поучений, назначенных священнослужителям Самарской Епархии к произнесению в 1901-1902 году».
13. «Самарские епархиальные ведомости» № 15 от 1 августа 1903 г., с. 166-172, «О казенном жалованьи причтам Самарской Епархии за 1-ю половину 1903 г.».
14. «Самарские епархиальные ведомости» № 23 от 1 декабря 1905 г., с. 907.
15. «Самарские епархиальные ведомости» № 6 от 15 марта 1906 г., с. 111.
16.  «Самарские епархиальные ведомости» № 11 от 1 июня 1906 г., с. 198.
17. «Самарские епархиальные ведомости» № 7 от 1 апреля 1904 г., с. 122-129.
18. «Самарские епархиальные ведомости» № 6 от 15 марта 1908 года, с. 164.
19. «Самарские епархиальные ведомости» № 16 от 15 августа 1909 г., с. 501, с. 505.
20. «Самарские епархиальные ведомости» № 7 от 1 апреля 1910 г.
21. «Самарские епархиальные ведомости» № 15 от 1 августа 1910 г., с. 306.
22. «Самарские епархиальные ведомости» № 1 от 1 января 1911 г., с. 41
23. «Самарские епархиальные ведомости» № 2 от 15 января 1911 г., с. 68.
24. «Самарские епархиальные ведомости» № 3 от 1 февраля 1911 г., с. 76.
25. «Самарские епархиальные ведомости» № 4 от 15 февраля 1911 г., с. 146, 150.
26. «Самарские епархиальные ведомости» № 12 от 15 июня 1911 г., после с. 298 – «Отчет о состоянии церковных школ Самарской епархии за 1909-1910 учебный год».
27. «Самарские епархиальные ведомости» № 13 от 1 июля 1911 г.
28. «Самарские епархиальные ведомости» № 20 от 15 октября 1911 г., с. 565.
29. «Самарские епархиальные ведомости» № 21 от 1 ноября 1911 г., с. 579.
30. «Самарские епархиальные ведомости» № 3 от 1 февраля 1913 г., «Отчет о состоянии церковных школ Самарской епархии в 1911-1912 учебном году».
31. «Самарские епархиальные ведомости» № 2 от 15 января 1914 г., с. 22.
32. «Самарские епархиальные ведомости» № 21 от 1 ноября 1914 г.
33. «Самарские епархиальные ведомости» № 23 от 1 декабря 1914 г., с. 735-740, «Отклики войны в церковных школах Сам. Епархии».
34. «Самарские епархиальные ведомости» № 4 от 15 февраля 1915 г., после с. 68 «Отчет Самарского Епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в 1913-1914 учебном году».
35. «Самарские епархиальные ведомости» № 23 от 1 декабря 1915 г.
36. «Самарские епархиальные ведомости» № 10 от 15 мая 1916 года, с. 131.
37. «Самарские епархиальные ведомости» № 13 от 1 июля 1913 г., с. 166-167, «О доставлении фотографических снимков с икон Святителя Николая и храмов ему посвященных».
38. «Самарские епархиальные ведомости» за 1914 г., «Отчет о состоянии церковных школ Самарской епархии за 1912-1913 г.г.», с. 33, 54.