II. Среднепрусская возниженность. Канун. Проводы

Александр Штурхалёв
               
               (путевые заметки непутёвого путешественника).


              Здание, в котором я работаю, очень напоминает огромный семипалубный лайнер.Пришвартовано оно в самом центре Екатеринбурга, по правому борту, - местная «ратуша» с часами на башне,  соответствующими скульптурными группами и отдельными глубокомысленными  статуями…. С левого борта плещется «Плотинка», -  любимое место
горожан.Как полагается, на лайнере есть экипаж, и  есть пассажиры, но и они не случайны.
            Я в экипаже. И для них, да и для пассажиров тот факт, что я чего-то там рифмую, - секрет Полишинеля…  Довольно большому числу олигархов местного  разлива я расчехлял свою лиру к юбилеям. А что такого, поэты, особенно такие крупные… телом, как я , не любят быть голодными и трезвыми….
   И соответственно, мой отъезд в Европу с сугубо поэтическими целями  не прошёл незамеченным для общественности….

        Напутствий  разнообразных  было множество, но дабы не утомлять читателя,- остановлюсь на одном.  Если придерживаться корабельного устава, то этот человек на нашем судне  выполняет сразу функции БЧ-4 и БЧ-5, -  по–простому  главный связист и электромеханик. Да, и по совместительству, - безраздельный владелец  седьмой палубы.  У нас с Михаилом Фёдоровичем выработался своеобразный ритуал, - по утрам обмениваемся крепким рукопожатием и парой анекдотов. Накануне отъезда ритуал был нарушен…..

        - Ты, Александр, ходят слухи, в неметчину едешь, стихи читать? – вопросил властелин электронов.
- Ну да, Михал Фёдорыч, не стал скрывать я, - Ну, и по Европе малёха прошвырнёмся!...
- Расскажу тебе немного о стихах и немецком языке, -  задумчиво пообещал Фёдорыч.

         Глаза Михаил Фёдоровича затуманились:
                -  У нас в Сатке, посреди деревни, на холме стояла деревянная школа.
Всё бы хорошо, но пришло время изучать какой-то язык…. А выбора не было, - в деревне была только немка. За крупные формы, фронтовики, немного нахватавшись языка, прозвали  её  фрау  Pferd, что означает  лошадь…. Я сразу заявил о том, что язык я учить не буду, - отец вернулся израненный, дед погиб, я родился в 43-ем, и досыта не едал… Фрау Пферд отнеслась к моим убеждениям с пониманием, и не трогала на уроках…
Я же, как только наступали летние каникулы, выплывал на лодке в самое глубокое место на реке, и топил учебник немецкого языка, привязанный к камню!... Молодой был, горячий, и разницы между фашистами и немцами не видел.  Но чувство  было крепкое, как та верёвка, которой я обвязывал ненавистную книгу….

 - «Миша», - сказала мне  Фрау Пферд,  накануне экзамена в седьмом классе, -
«Уважаю твои убеждения, но просто так тройку поставить тебе не могу, выучи вот это стихотворение!»…..
Пришлось…   Утешало одно, в стихах были родные и знакомые слова: Ленин и Москва.
Оттарабанил на экзамене, как «Отче наш»:  «Ich habe Lenin durch der strasse gehen…», ну и так далее….
История, Саша, на этом не  заканчивается, а лишь набирает обороты, - продолжил Фёдорыч….
Оканчивал я ремесленное училище и вечернюю школу параллельно. И вот наступило время экзамена по немецкому языку за десятый класс.  В центре комиссии я с удивлением обнаружил
крепкую фигуру Фрау Пферд….
                Ковыряя ручкой в носу, я тоскливо смотрел в окно, на расшалившихся воробьёв,которым было наплевать  на все языки мира и экзамены,  и не по-детски завидовал неказистым птичкам…  Перевести без словаря предложенную абракадабру было просто не реально. Фрау Пферд прогуливалась по рядам и, будто-бы, утомившись, присела за мою парту.
           Скучающе подперев подбородок, она зашептала сквозь ладонь: «Миша, хватай ручку,пиши!», - и надиктовала перевод.  Минут через сорок, когда я сдавал бумажку с переводом, Фрау горделиво сказала остальным членам комиссии: « Хороший мальчик, - мой ученик!!!Увлекается немецкой поэзией!!! Миша, прочти что-нибудь!!!»…
- «Ich habe Lenin durch der strasse gehen…», - привычно начал я, по-маяковски расставив ноги…

                Представляешь, Александр, - продолжил Михаил Фёдорович, - что-то во мне переломилось…. Я осознал разницу между фашистами и простыми немцами, самостоятельно выучил язык для поступления в институт…. Не знаю наизусть ни одного русского стиха,а это немецкое стихотворение спустя пятьдесят с лишним лет, - помню наизусть!!!...
К чему я это, - вдруг задумался Михал Фёдорыч… А к тому, наверное, что вот так действуют стихи на человека, даже на нерусском языке!...  Немцев сильно не забижай, и успеха!!!
Я за тебя кулак держать кулак буду!.
Этот массивое образование, размером с мою голову,  вспоминал я в Ганновере….