История одного портрета в сокращении

Владимир Невярович
                (К иконографии святителя  Тихона Задонского)
Портреты и изображения преосвященного Тихона Задонского писались ещё при жизни  великого подвижника святости и благочестия земли Российской. Отчасти это было связано с высоким статусом  самого архиерейского сана, в котором пребывал святитель Тихон, а также с занимаемыми им достаточно высокими для Царской России церковными постами.  Кроме того, в большинстве своём, прижизненные портреты святителя Тихона   были обусловлены  большой любовью  и почитанием со стороны его современников, желавших иметь у себя дома его  изображение. Ведь многие  из них  сумели безошибочно узреть в образе смиренного  до непостижимых глубин самоуничижения   епископа сияние истинной святости и неземной красоты. Вместе с тем, известно, что святитель Тихон очень неохотно соглашался на позирование, в связи с чем, несколько раз художникам приходилось писать его портреты тайком; к примеру, во время трапезы Тихона Задонского, приглашённого в какой-либо дом к помещику или самому губернатору на неофициальную встречу. Несмотря на достаточно большое количество известных ныне икон и изображений святителя Тихона Задонского,  остаётся немалое количество вопросов, касательно времени их происхождения, авторства, а также  точности передачи характерных и отличительных черт святителя Тихона. Эти вопросы возникали ещё в начале ХХ века и, к сожалению, так и не были разрешены исследователями и специалистами в области иконографии и агиологии. 
Так, один из известнейших дореволюционных исследователей иконографии свт. Тихона Задонского Сергей Николаевич Введенский(1) писал в 1911 году: «В его иконных изображениях не успело установиться то однообразие, какое мы видели, например, относительно преподобного Серафима Саровского» (Воронежская Старина, Х выпуск. С. 294).Учёный также обратил внимание, что, несмотря на умножение сведений о святителе Тихоне Задонском, « от времени жизни святителя Тихона не сохранилось ни одного вполне определённо датированного портрета его» (указ. соч., там же). Введенский особенно  подчеркивал и обращал внимание на существенные различия облика Тихона Задонского в достаточно многочисленных портретных изображениях святого. Однако эти различия, как мне кажется, вполне  объяснимы, ибо писали портреты  святителя Тихона Задонского зачастую не профессиональные художники, а люди из среды его почитателей. Эти изображения умножились после земной кончины святителя, причём создавались нередко с чьих-то слов, или же по памяти, и даже по видениям во сне (к примеру, так был создан небезызвестный портрет-икона святителя Тихона, написанный со слов отставного прапорщика Якова Машонова(2))…
 
 В 1846 году, когда производилось первое вскрытие  мощей святителя Тихона, оказавшихся нетленными, было осуществлено и снятие изображения с мощей почившего святителя. Это  делалось во многом из-за имевшихся уже на тот период разногласий в изобразительной трактовке образа преосвященного Тихона Задонского. Как выразился в одном из своих писем лично присутствовавший на вскрытии мощей святителя задонский помещик Владимир Алексеевич  Викулин: «Главного самого мы не имеем, то есть верного изображения св. Тихона»(3). В ночь на 13 мая 1846 года мощи святителя Тихона были перенесены из места первоначального захоронения в теплую церковь. Ректор Воронежской семинарии о. Симеон(Авдуловский)(4), руководивший всем процессом, исполняя волю правящего архиерея арх. Антония (Смирницкого)(5), приказал мощи не разоблачать, а в таком виде специально приглашённому живописцу их быстро запечатлеть, что было и сделано…

 Полученный образ святителя Тихона хранился позже у архимандрита Симеона, а после кончины его, последовавшей в 1852 году, у его родного брата, владельца типо-литографии Ф.М Авдуловского,  в Москве. Авдуловский  по просьбе супруги В.А.Викулина Прасковьи Ивановны  и настоятеля Задонского  монастыря снял с того портрета две копии и переслал их в 1861 году указанным адресатам. Были отсняты также и копии для других лиц, желавших иметь у себя образы с нетленных мощей   святителя Тихона (Авдуловский в своём письме указывает на 15 к тому времени уже выполненных копий для частных лиц).
Однако и по поводу написания портрета-иконы с нетленных мощей свт. Тихона в 1846 году тот же Введенский сообщает   о ряде обстоятельств, которые могли существенно повлиять на качество самого изображения: «Но долг справедливости требует напомнить…, что самое подлинное изображение писалось при неудобном ночном освщении и что, наконец, совершенно неизвестно, насколько искусен был живописец, спешно приглашённый для снятия изображения в столь исключительных условиях» (Воронежская старина. Выпуск Х. С. 306).
А в 1861 году, при втором открытии святых мощей, в Задонск было привезено сразу несколько изображений новоявленного святого, причём, большей частью из Ельца.
Ряд изображений свт. Тихона к тому времени имелось и в самом Задонском монастыре. Образцом для писания образа святого был принят тогда портрет, принадлежавший жене Елецкого купца М.Д.Ходовой, перешедшей к ней от её родственника К.И. Студеникина(6). Он писался, когда святителю Тихону было около 40 лет, и он управлял Воронежской Епархией (то есть, примерно в 1764 году)…


Надо отдать должное автору книги «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, чудотворца всея России» петербургскому духовному писателю и цензору Николаю Васильевичу Елагину, который не только тщательнейшим образом собрал материалы, представленные в книге, но и сохранил для потомства ряд изображений святителя Тихона, осуществив их копирование через гравирование… 
 
Кстати известно ещё несколько весьма примечательных и даже ярких гравюр, правда более позднего времени, среди которых отметим гравюру Л.Лориса(XIX век).
Сам же оригинал («Ходовский» портрет)  подвергся ещё в 1910 году весьма неумелой реставрации, что существенно нарушило изображение, так что  портрет тот, по словам С.Н.Введенского, «утратил свой первоначальный облик»   (см. подробности.  Русская старина. Вып. Х. С. 300).
 
Кроме  вышеуказанных существовали портреты и изображения и более позднего периода жизни святителя, о чём будет подробнее сказано несколько позднее. С.Н.Введенский условно разбивает все известные ему к тому времени изображения Тихона Задонского на несколько групп:
1. Группа портретов Елецкого типа (наиболее многочисленная. Святитель Тихон, необыкновенно почитаемый ельчанами,  и сам очень любил Елец, который называл  Сионом) .
2. Группа изображений Задонского типа.
3. Группа Воронежских портретов.
4. Группа изображений, сделанных в последние годы земной жизни святителя Тихона.
5. Разные изображения святителя Тихона.
Как указывалось выше, наиболее характерным при прославлении святителя Тихона сочли портрет, подаренный им (по преданию) своему «искреннему приятелю»(8) из Ельца Кузьме Игнатьевичу Студеникину. Кузьма Студеникин состоял в Ельце ктитором Покровского храма. Он был ревностным и благочестивым христианином, всеми уважаемый и любимый за свою безупречно-правдивую жизнь.
Заслуживает внимание ряд преданий и мемуарных утверждений о других прижизненных изображениях святителя Тихона, среди которых наиболее интересными представляются:
1. Портрет, принадлежавший Воронежскому Вице- губернатору Марину(9).
2. Портрет, принадлежавший ранее Елецкому купцу Григорию Федотовичу Ростовцеву(10), одному из любимцев, свт. Тихона. Праведную жизнь Ростовцева Тихон Задонский приводил многим в пример и назидание. От Ростовцевых портрет тот перешёл к Глумовым, от которых попал к священнику Вознесенского Собора в Ельце о. Василию Гаврилову (жена которого происходила из Глумовых. О дальнейшей судьбе портрета в настоящее время ничего неизвестно.
3. Портрет в покоях настоятелей Задонского монастыря. По преданию, портрет писался тайно от святителя в то время, когда он обедал у Викулиных.
4. Особое внимание я хотел бы обратить на портрете свт. Тихона, написанном по поручению архиепископа Московского Платона(11), глубоко чтившего Тихона Задонского, художником Басовым. Этот портрет относится к позднему периоду жизни святителя Тихона. Преимущества этого образа заключается в том, что написан он не случайным живописцем, а специально присланным в Задонск из столицы художником. Кроме того, этот портрет изображает не   цветущего ещё молодостью епископа, а подвижника пожилого возраста в смиренном иноческом одеянии…


     На портрете  Басова святитель изображён в монашеском простом одеянии с чётками в правой деснице и жимолостною тростью в левой руке.  Судьба портрета в настоящее время неизвестна. Существует и   гравюра с данного портрета, помещенная, в частности, в книге свящ. А. Лебедева «Святитель Тихон Задонский»(1865 г), а также в синодальном издании творений святителя(1889 г) и в недавно вышедшем Задонском Патерике, составитель Л.А.Морев. Изд. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь , 2007. Но гравюрное изображение пунктиром несколько меняет портретный лик святителя…
 
Однако в поле зрения Введенского и других исследователей явно не попал прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, написанный его ближайшим учеником и сотаинником Никандром Бехтеевым(12). Причина  этого, казалось бы, странного обстоятельства проста. К началу серьёзных исследования изображений прославленного в лике святых Тихона Задонского, пришедшегося на 1861 год,  портрет Никандра Бехтеева находился уже в Валаамском монастыре. И, по всей видимости, информация об этом портрете, переделанном позже монахами Валаамской обители в икону,  насельниками обители не разглашалась.               




Первое упоминание о существующем прижизненном портрете святителя Тихона Задонского работы Никандра Бехтеева пришло мне ещё года полтора назад от москвички И.Г.Лильп, которая очень помогла автору этих строк по части генеалогических изысканий при работе над книгой о поэте Сергее Бехтееве, дальнем родственнике Никандра Бехтеева. Она выслала мне небольшую ссылку на дореволюционную книгу(13), где  указывалось, что среди святынь Валаамского монастыря имелся  прижизненный портрет свт. Тихона Задонского работы Никандра Бехтеева. Также кратко излагалась и сама история  появления в Валаамском монастыре этого изображения святителя: « После смерти Никандра портрет перешел к его родственнику статскому советнику Есипову, от последнего к его нянюшке и от мужа ее, башмачного мастера Михаила Никитовича Пяткина в 16.08.1861 г. пожертвован им в Валаамский монастырь".
«Итак, этот портрет находился ещё в начале ХХ века в  Валаамском монастыре. Какова же его дальнейшая судьба?» – часто размышлял я на эту тему, чувствуя неизменно и неизъяснимо какое-то душевное волнение.  Вскоре  удалось найти ещё одно упоминание о том искомом и желанном портрете, на сей раз в брошюре одного из современных авторов, в которой описывалось прошлое Валаамского монастыря и говорилось буквально следующее: « Между Успенской церковью и собором находилась (некогда) ризница. В ней хранились прижизненное изображение св. Тихона Задонского, хоругвь - вклад князя Дмитрия Пожарского, образ Казанской Божией Матери, по придании, бывший в опочивальне Императрицы Елизаветы Петровны, частицы св. мощей»(14).
При первой же возможности я занялся поисками бехтеевского портрета. 
В доступной литературе удалось узнать, что в марте 1940 году монахи Валаамского монастыря, услышав  о подписании мирного договора между Финляндией и Советским Союзом, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отходила к СССР, начали срочную эвакуацию. По договору жителям острова давалось всего несколько дней для отъезда вместе с имуществом на территорию в Финляндию. Руководил эвакуацией наместник монастыря иеромонах Иисакий. По его распоряжению монах Симфориан сделал «24 редких удара   в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей Валаамской тысячелетней обители, а иеромонах Исаакий вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…". (15) Конечно, за столь краткий период, отпущенный на эвакуацию, монахи сумели увезти с собой лишь самое ценное. Но я не допускал мысли, что насельники монастыря могли бросить на растерзание богоборцам такую святыню, как прижизненный портрет святителя Тихона. А потому сразу же написал письмо именно в Финляндию, в Нововалаамский монастырь, где хранятся и по сей день многие бесценные реликвии, спасенные некогда валаамскими монахами от почти неминуемой гибели и поругания. На удивление, вскоре был получен утвердительный ответ от архивариуса Нововалаамского монастыря монаха Исидора. Привожу текст того столь радостного для меня письменного сообщения:
«Досточтимый Владимир Константинович! Мы получили Ваше письмо и разделяем Вашу  радость. Сообщаем, что портрет святителя Тихона, писанный рукою монаха Никандра, впоследствие переделанный под икону, находится в нашем музее. Подпись на обратной стороне подтверждает, что это подлинник. Найти его не составило труда, т.к. о. игумен Сергий сразу обратил внимание на этот портрет
…………………………………………………………………………………
Исидор, монах, архивариус Н-Валаамского монастыря.9.03.09 г.»
 

 Узнав, что я являюсь директором благотворительного Бехтеевского фонда, а фонд содействует восстановительным работам по возрождению храма во имя преп. Сергия Радонежского в с. Липовке, месте, где некогда месяцами любил проживать свт. Тихон Задонский, насельники монастыря, по благословению игумена Сергия, любезно выслали мне фотокопию с того  столь  желанного для меня прижизненного портрета Тихона Задонского работы Никандра Бехтеева.
Получив по электронной почте тот портрет и взглянув на него, я буквально ахнул, - так поразил меня впервые увиденный в таком написании лик святителя Тихона. Нет, портрет – икона Тихона Задонского в исполнении Никандра Бехтеева не внес  принципиально новых, с внешних позиций,    особенностей. Лик святителя был не только узнаваем, но  и весьма схож с некоторыми иными его же изображениями (всего в моей коллекции, если можно так выразиться, применительно к образу святого, порядка  двух десятков изображений святителя Тихона; так что было с чем сравнивать). Вместе с тем,  бехтеевский Святитель Тихон отличен своей необыкновенной одухотворенностью, какой-то небесной утонченностью лика, изяществом художественного стиля живописца. На портрете любимого ученика (а Никандр Бехтеев относился именно  к таковым) святитель Тихон – весь в лучах неземной славы, святости и непередаваемой словами какой-то чистоты, христоподобности…
 
Следует отметить, что большинство из известных  ныне иконных  изображений свт. Тихона писались спустя многие годы после земной кончины Тихона Задонского. Быть может, по форме они и точно соответствовали образу первоисточника и были написаны безупречно канонично, но по духу не всегда дотягивали до той высоты, которой достиг святитель Тихон ещё на земле своей подвижнической жизнью. Кроме того, масса изображений свт.Тихона Задонского явно  выполнена художниками весьма невысокого уровня, а порой даже  чуть ли не в откровенно лубочном стиле. Это я говорю не в качестве упрека, но, имея в виду, прежде всего, те наивные простенькие иконные изображения святителя Тихона, что доводилось мне не раз видеть в ряде деревень Задонского района, а также в Воронежской области. Народная любовь творила, конечно, от души и сердца, но православная икона – это, кроме всего прочего, не только любовь, но и мастерство, а также особый дар Божий.
Надо подчеркнуть, что многим представителям рода Бехтеевых присущи были именно художественные и даже  изобразительные живописные способности и достоинства. Так,  прекрасными художниками были родной брат поэта Сергея Бехтеева(1879 -1954) Алексей(1883-1967), а также его сестра Наталья Сергеевна (1876 -1950) Бехтеевы.  Род Бехтеевых подарил России также замечательного высокопрофессионального художника Владимира Георгиевича Бехтеева (1878 -1971), имевшего мужество остаться после Октябрьской революции 1917 года в Советском Союзе. Вероятно, и Никандр Бехтеев имел незаурядные таланты к живописи, специально обучался ей, и что самое главное, он искренне и пламенно любил  своего духовного отца свт. Тихона и был даже, как свидетельствует житие,  сотаинником святителя в последние земные годы его жития. Эта сыновья духовная любовь и незаурядное мастерство, без сомнения, отразились во всей своей полноте  в  чудесно исполненном  красками на холсте портрете, переделанном позже монахами Валаамского монастыря под икону. Под словом «переделанный» (см. выше письмо монаха Исидора Ново-Валаамского монастыря), надо понимать, конечно, лишь внешнее оформление портрета: ризы, иконная рама и прочее, но, конечно же, не перерисовку образа.

По моему глубокому убеждению, из всех известных  до сего дня икон свт. Тихона Задонского, портрет Никандра Бехтеева возсиял на небосводе иконографии святителя  Тихона  как новая доселе неведомая нам  яркая звезда, явление которой есть большое утешение в наши скорбные дни.
Хочу также напомнить, что согласно  мнению, пожалуй, самого авторитетнейшего знатока иконографии свт. Тихона Задонского, Сергея Николаевича Введенского, почти все иконы святителя Тихона, некогда принятые за образец, в последствие, при неоднократном копировании и перепечатывании, существенно искажались. Это замечание Введенского относится к целому ряду иконных образов свт. Тихона, включая знаменитый ходовский , широко используемый ныне при производстве современных икон святителя Тихона Задонского.
 На сегодняшний день существуют упоминания о  хранимых в тех или иных местах якобы прижизненных изображениях святителя Тихона Задонского.
 Имеются сведения о наличие подобных портретов в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, в Белоруссии и даже в частных коллекциях. Так, в частной коллекции Подстаницких, Сергея и Татьяны, на их персональном  сайте в Интернете  значится «прижизненный портрет Тихона Задонского, написанный неизвестным художником».

 
 Происхождение этого портрета, как представляется, действительно, весьма древнее. Он интересен тем, что содержит в верхней части стихотворную надпись:
Кто Кексголма граждан при ладожских брегах
Ученми озарял, вселяя Божий страх.
В стране Воронежский блистал кто горним светом,
В телесном виде тот изображен портретом.
Он в жизни воспылал любовию ко Христу,
Призрел и победил мирскую суету.
Велик был верою, неутолим трудами,
Но кто дела его исчислит все меж нами.
Довольно слышать глас похвал ему в венец,
Был Тихон к небу свет, щедротами отец.

Но, скорее всего, портрет этот следует отнести лишь к очередной копии с ходовского раннего изображения святителя Тихона, но никак не к оригиналу, местонахождение которого ныне неизвестно.
 Итак, кроме гравюры с раннего изображения святителя Тихона Задонского (портрет хранившийся у Косьмы Студеникина) и  изображения со  святых мощей Тихона Задонского(1848 г), на сегодняшний день мы располагаем также двумя наиболее достоверными изображениями свт. Тихона, сделанными: живописцем Басовым, по поручению будущего митрополита(а тогда ещё архиепископа)  Московского Платона и иноком Никандром (Бехтеевым), учеником свят. Тихона Задонского (время написания последнего портрета неизвестно). Именно эти, а не иные изображения, а также икона, находящаяся, как и в дореволюционное время при святых мощах святого, на мой взгляд, должны стать эталоном для современных нынешних наших иконописцев, ибо отвечают совершенно как иконописным канонам, так и исторической достоверностью образа святителя Тихона Задонского.
 

Примечания
1. Введенский Сергей Николаевич (8.X.1867 – 1940) – русский учёный, краевед и церковный историк. Окончил Тамбовскую духовную семинарию(1887) и   Московскую Духовную Академию(1891). Кандидат богословия. Предметно занимался историей и краеведением Воронежской и Тамбовской епархий. В 1910–1918 гг. — инспектор народных училищ по Задонскому уезду Воронежской губернии, статский советник. Публиковался в Епархиальных Тамбовских и Воронежских изданиях, в том числе в «Воронежской старине». После 1917 года преподавал историю в Воронежском университете, заведовал фундаментальной библиотекой Воронежского университета. В 1930 году был арестован по т.н. делу краеведов и приговорен к пяти годам лагерей. В 1934 году освобождён досрочно из Свирского ИТЛ. Умер в 1940 году. Реабилитирован в 1978 году.
2. Машонов Яков - отставной прапорщик,  немало пострадавший за свою ревностную любовь к святителю Тихону. Примерно в 1788 году имел видение, после чего он заказал живописцу написать «образ святого Тихона епископа, нового чудотворца Задонского». Желал, чтобы Церковное священноначалие, не взирая на определённые каноны и требования Духовного регламента, немедленно признало сей факт. За вольнодумство подвергся суду, сначала церковному, а затем и светскому. Всё это не сломило Машонова. Последние годы жизни он жил в Задонске. После его смерти икона свт. Тихона перешла в странноприемный дом, устроенный подвижницей Матроной Наумовой в Задонске. Затем икона перешла в Скорбященский женский монастырь. Машонов не дожил до официального прославления Тихона Задонского в лике святых, но был упомянут в указе Св.Синода об открытии мощей свт. Тихона от 21 июня 1861 года добрыми словами.
3.Трунов М. Портрет Св. Тихона, писанный с мощей //Воронежская старина. Выпуск X. 1911 г.
4. Симеон(Авдуловский) архимандрит (? -1852). Ректор Воронежской семинарии  в описываемый в статье период времени(1848 г). Пользовался уважением и доверием со стороны правящего архиерея Архиепископа Антония (Смирницкого).  Известно, что в том же 1848 году он  был переведен в Богородичный Донской монастырь в Москву.
5. Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский и Задонский(1773-1846) -  правящий архиерей Воронежской Епархии с 1826 по 1846 гг . Отличался   любовью к ближним, нищелюбием, смирением, нёс непрестанно молитвенный подвиг. Современники считали его святым ещё при земной  жизни.  Причислен к лику святых 24 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ. В годы   правления свт. Антония был прославлен в лике святых святитель Митрофан Воронежский. Усилиями свт. Антония активно проводилась подготовка   к канонизации Тихона Задонского, которого он очень почитал.
6. Студеникин Косьма Игнатьевич(1729 -1802)- бывший богатый купец, во второй половине XVIII века, староста Покровской церкви в Ельце. Своё имущество роздал нуждающимся. Проводил свою жизнь келейно в посте и молитве. Жил в безбрачии. Именно у него чаще всего останавливался при посещении Ельца свт. Тихон, называвший Косьму Игнатьевича своим другом.
7.Елагин Николай Васильевич(1817-1891) –духовный писатель, с 1848 года цензор в Санкт-Петербурге, автор книги «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, чудотворца всея России», изданной в 1862 году (без указания своей фамилии) и переизданной в 1871 году для народного чтения в более сокращенном варианте (под своим именем). При сборе материалов для жития свт. Тихона обращался к задонским помещикам Викулиным, желая получить изображение копии иконы Тихона Задонского, писанной с мощей святителя в 1846 году. В изданной им книге Жития свт. Тихона Задонского, Елагин поместил изображение святителя Тихона Елецкого типа, предположительно некогда принадлежавшее  Косьме Студеникину.
8. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Том V, изд. 7.Записки о святителе Тихона его  келейников… М. Синодальная типография. 1889. С.15. 
9. Марин Никифор Михайлович (1736-1811). Представитель древнего дворянского служивого рода, давшего России плеяду блестящих военных.
В бытность свт. Тихона Задонского был Воронежским Вице-губернатором, отличаясь милосердием и благочестием. Его стараниями были, например, помилованы крестьяне, принимавшие участие в бунте Емельяна Пугачёва. В 1789 году был назначен Новгородским губернатором. Имел поместье в с. Подгорном под Воронежем, где неоднократно бывал и свт. Тихон. По семейному преданию Марииных, свт. Тихон подарил Н.М.Марину свой поясной портрет.
10. Ростовцев Григорий Фёдорович - елецкий купец, к которому особенно был расположен свт. Тихон Задонский. В записках келейника свт. Тихона Василия Ивановича Чеботарёва сказано: «Особенно благоволил он к дому Елецкого купца Григория Федоровича Ростовцева, который был муж воздержный и набожный. Преосвященный нередко говаривал о доме его точными словами: «Нам, чернецам, надобно учиться добродетельной жизни из дому Григория Федоровича Ростовцева». Сыну Ростовцева Димитрию, ведшему безбрачную благочестивую жизнь, свт Тихон поручал иногда продавать подаренные ему на рясы шелковые материи и проч., вырученные от продажи деньги шли на помощь  нуждающимся.

11. Платон, архиепископ Московский (в миру Пётр Георгиевич Лёвшин)(1737-1812). Видный иерарх РПЦ,  член Святейшего Синода, замечательный проповедник, современник свт. Тихона Задонского. С 1766 г. архимандрит Троице-Сергиевой лавры. С 1775 года  ректор Московской духовной академии. С 1787 года Митрополит Московский.

  12. Бехтеев Никандр(ок.1753 -1816). Отставной поручик, сын почитателя свт. Тихона Задонского помещика Ксизовского и Липовского Алексея Ивановича Бехтеева.  Никандр Бехтеев являлся одним из наиболее близких к святителю Тихону человеком. Вскоре  после отставки Никандр ушёл в Задонский монастырь, где пробыл около 40 лет послушником, приняв перед смертью иноческий сан.
13. Название книги: « Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.1903. Стр. 266».
14.    Чудный остров Валаам (по материалам брошюры «В помощь экскурсоводу», сост. Берташ А.В., изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Спб. 1991 г.)
http://www.orthodox.spbu.ru/Valaam.htm
15. Официальный сайт Валаамского монастыря. История обители. www.valaam.ru/ru/history/chapter.php?id=412).