Антиподы

Владимир Емельяненко
Warning:
                Ни у одного героя нет прототипа.
                Все типажи даны в сконструированных обстоятельствах.


   Говорите, у нас тут лес неправильный? Так вот лес у нас правильный! Самый что ни на
есть. Примеры? Да вот, пожалуйста.
   Возьмем антиподы. Для всякого "ЗА" есть своё "ПРОТИВ". Вот если кому-то хочется
лазать по деревьям, то папа всегда «за». Только долго будет рассказывать, какую ногу
куда поставить. А мама... та всегда «против», ну против того, чтобы ты искал свое
счастье на дереве. Она не понимает: сверху  не только лучше видно, но и лучше слышно
всякую птицу или, скажем, электричку. А бывает в этом деле и наоборот: бабушка – «ЗА».
За конфеты и сама их тебе даёт. А дедушка - против. Так и говорит: " Прошлый раз
с тобой к зубному ходил, а газету не взял. Пришлось слушать, как ты в кресле у врача
орешь. Не будет тебе конфет. Возьми яблоко, морковку  или  творог из холодильника».
   Да, в жизни всегда так. Если есть "под", то где-то рядом болтается «антипод», а если
есть "над", то обязательно присутствует «антинад». Например, в деревне. Кто из вас
бывал? Ну, у бабушки с дедушкой?  Тот, кто живал в деревне, знает: в крестьянском дворе,
особенно если по нему бегают дети, обязательно живёт корова. Стоит себе в хлеву, косит
из темноты  красноватым глазом, шумно дышит и жуёт что-то своими большими губами. Губы
тугие, как хорошо надутый мячик, только с волосками.
   А в соседнем дворе, где по хозяйству хлопочут старики, бегают козы. К старикам часто
прибегают дети, чтобы попить молока.  Детей называют внуками, а молоко - козьим. Оно
сладкое-сладкое и как-то необычно пахнет.
   Козы и коровы – тоже  антиподы. Не важно, кто кому. Друг другу... Да, вот так
правильно. Коровы любят важно гулять по лугу, это называется "пастись". Ходят величаво,
медленно, плавно переставляя поочерёдно все четыре ноги. Бока немного покачиваются
из стороны в сторону. А вечером, когда корова спешит домой, она размахивает выменем.
Как бы говорит: вот, хозяин, я постаралась на пастбище, и несу вам молоко. Хвастается
так.
   А козы любят скакать по горкам. Именно, скакать, прыгать. Отталкиваются задними
ногами и приземляются на передние. Козы могут и на лужайке попастись, но это им быстро
наскучивает, и они начинают выделываться: то опустятся на передние колени и что-то
выискивают в траве, то просто прыгают. А деревья? Да ни одна корова на дерево
не полезет, а уж если идёт через кусты, то обязательно ветки трещат. Но козы... Ни одна
коза не минует вишневое или сливовое дерево. Если найдет на что опереться передними
ногами, то обязательно всё ощиплет.
   Характеры, а что характеры? Не всякая корова бодлива. Нет, если спереди на неё
напасть, то любая даст отпор, но обычно эти «барыни» ведут себя спокойно. А козы,
наоборот. Редко какая не драчлива. Хоть сбоку подойди, хоть сзади, обязательно рогами
вперёд кинется. Не зря говорят: "Коза-дереза".
   Антиподы, в общем. Прямо стишок на ум просится: "Здорова корова, а коза - егоза".
   А? Вы спрашиваете, где лес, а где - крестьянский двор? Рядом. Вот буквально огород и…
лес. Живут ли в лесу козы? Живут, и много, козулями называются. А в самых правильных,
заповедных лесах бродят лесные коровы, их называют зубрами. Да, да правильные леса не
испорчены человеком, они остаются нетронутыми. И в этих лесах встречаются почти все
антиподы.
   Кроме одной пары.
   Впрочем, об этом позже, я не всё еще рассказал. Поговорим о крыльях.
   Идёшь мимо куста, где пищат мелкие птицы. Одно неловкое движение, и - "ф-р-р",
вспорхнули испуганные птахи и куда-то помчались, хотя за ними никто  не гонится. Это -
фрр-крылья. Нет, нет, хлоп-крыльев не бывает. Утки и лебеди хлопают крыльями о воду лишь
поначалу, а потом - или "ф-р-р", или "фух". Фух-крылья прикреплены к большим птицам.
Вот, вот, вот, чую, что догадываетесь. Кроме фрр-крыльев и фух-крыльев есть ещё уу-
крылья и жж-крылья. "Уу" - жуки, шмели. Басовито так. А жж-крылья у пчёл, мух и ос.
А есть ещё и стре-крылья. У кузнечиков и стрекоз.
   О! Вот теперь, думаю, ты  догадался, что я расскажу о стре-козе и стре-корове. Кроме
нашего леса, такой пары антиподов нигде нет.
   Все, конечно, видели, как летает стрекоза. И вперёд, и назад. Смотришь, висит в одной
точке и вдруг взмывает вертикально вверх. "Ловит, ловит стрекоза собственную тень". Это
так один японец сказал. Стрекоза легка, как ваша городская балерина. Но в нашем лесу
стрекозы умеют делать перпету... простите, сальто-мортале. Залюбуешься! Но та, о которой
пойдёт рассказ, умела ещё больше. Например, зависать в воздухе хвостом вниз, будто бы на
этот хвост опирается. Кажется, что на какой-то невидимой палке стоит. Этот пируэт
необходим, чтобы напугать нападающую птицу. Такой  фокус и называется  - "коброй",
ведь, все птицы боятся змей.
   Имён у стрекоз не бывает, но у этой было прозвище – «Балерина» (какой-то зверь это
слово из города принёс). Слово "стрекоза" не совсем верно. Звук всё же не резкий, не
стрекочет, а как бы шелестит. Правда, громко. Немножко слышны металлические нотки, но не
как у железной палки, а мелодично, колокольчиком звенит.
     Понятно, как летает стрекоза, но  "стрекорова"?.. Как может летать такое существо?
А вот как: у стрекоровы звук - "д-р-р". Словно кто-то узкой деревянной палкой
по деревянному же забору быстро ведёт. И очень громко. Стрекорова летает так
внушительно, что на этот звук все звери оборачиваются. В общем, на нашу стрекорову
оглядывались, а стрекозой-балериной любовались. Конечно, завидовали. Куда от зависти
денешься?
   Вот тут, скажу вам, и кроется самое главное. Внимание ведь разным бывает, а каждому
хочется  восхищённых глаз и аплодисментов. Завидовала стрекорова стрекозе, ох, как
завидовала. Её-то все боялись, а той любуются, испытывают радость.
   Нельзя сказать, чтобы зависть стрекоровы была особенно злобной, нет. Наша стрекорова
(кстати, Купчихой её звали) была существом скорее приветливым и щедрым, но ей так
хотелось восхищённого признания, что в груди при одной мысли об этом всё сладко
трепетало. И Купчиха нашла способ подружиться с Балериной: попросила ту об уроках
танцев. Стрекоза была существом тоже добрым. Не отказала.
   Не буду долго рассказывать о том, как и какие "па" разучивались… Если интересно,
загляните как-нибудь в хореографическое училище и поглядите, как там учатся. До кровавых
мозолей, то тяжелых болей в мышцах, до темноты в глазах! Но зато... Если вы хотя бы
месяц постояли у балетного станка перед зеркалом, глядя на других школяров и на свои
собственные движения, то обнаружили бы очень интересные вещи. Руки и ноги становятся
послушными вам, как струны арфы музыканту, а движения приобретают точность
и мелодичность.
   А если не месяц заниматься, но несколько... если год-другой-третий... О-о! Полет!
Фантастика!
   И, представьте себе, наша стрекорова научилась художественному полёту. Она перестала
быть «коровой на льду». Почувствовала свои крылья и лапы. Проявилось умение зависать на
одном месте, летать не только вперёд, но и назад. Один раз даже "мёртвая петля"
получилась, пожалуй, лучше, чем у самой неумелой из наших стрекоз. На поляну стала
собираться публика – посмотреть на летающую корову. Купчиха (а как же!) увидела
восхищённые глаза и услышала гром аплодисментов.
   Стрекозу же публика покинула. Лишь один старый балетоман, заяц Аристарх, приходил
на малую поляну любоваться полётами стареющей Балерины. Он-то знал толк в настоящем
танце!. . Даром что ли в Клубе Колхозных Зайцев вёл кружок капоэйры?!  Заяц мог видеть,
как один-единственный поворот движения поднимает дух, как натягивается всё тело
в ожидании  прыжка у Примадонны. Её танец был волшебной сказкой. А сказка есть сказка,
и никакими словами её не объяснить.

   Публика...
   А что публика? Ей всё лишь бы ярче, громче, быстрее. А истинное художественное движение 
доступно лишь истинным знатокам искусства.
  Конечно, Купчиху было всем хорошо видно.  И движения её были не грубы, не уродливы -
красивы даже. А что танцует немного деревянно, то обычной публике невдомёк. Большей
части зрителей достаточно, что громко, мощно и… непривычно. Да и сами так не умеют.
Удивляются, смотрят, даже чему-то учатся. Тоже польза.
   Но зависть к стрекозе в стрекорове все равно осталась. Занимаясь танцами, купчиха
начала понимать настоящее сценическое движение. Но сравнивала себя, когда танцевала, с
Балериной и понимала: достичь такого совершенства ей не удастся никогда. Не злословила,
Боже упаси так себя ронять. Но свои спектакли назначала чуть раньше спектаклей Балерины.
…………………………………………………….   
… Стоял один из последних тёплых дней. Стрекорова сидела в своей гримёрке неподалёку от
малой поляны. Отдыхала. Только что закончился предпоследний концерт сезона. Маленькая
часть осеннего лета подходила к концу, и стоило побеспокоиться о тёплом местечке,
о мягком пухе, о зимней «грелке». Предстояло провести холодную зиму, предаваясь снам-
воспоминаниям о чудном лете. С тем, чтобы в новом сезоне начать новые представления.
   А на малой поляне в привычном месте сидел заяц Аристарх. Он, как всегда, любовался
полётами стрекозы. У Балерины заканчивался не только сезон, но сама жизнь. В тихом
пруду, под корягой, уже закутывалась в шубу белая личинка, закручивая себя в кокон.
Весной из куколки вылетит новая стрекоза.  И ее тоже, наверно, назовут балериной. Так
будет. Новым летом.
   А старая стрекоза теперь резвилась сама для себя, отдавая все свои силы полёту. Её
радовало, что есть хотя бы один зритель, впрочем, и это было не так уж важно. Хотелось
самой – напоследок – налюбоваться на белый свет, нарадоваться своим прекрасным
и одновременно печальным движениям. И не было ни-ка-кого страха.
   Стрекорова, прячась за деревом, тоже наблюдала за полётом Балерины. Наблюдала,
оставаясь незамеченной. Она понимала силу и изящество Последнего Танца. А как может быть
иначе? Любой, кто выпестовал свой талант, то есть намыл в ручье золото, выплавил металл
в форму и отчеканил его в звонкую монету, видит и понимает силу гения - "прирождённого".
   И корова понимала, но думала:  - Что ж, голубушка, допрыгалась, долеталась! Через
неделю ты исчезнешь. Но это думалось как-то по поверхности, неглубоко. Дальше этой мысли
купчиха себя не пускала. Потому что в самой глубине пряталась зависть.

   Зависть к уходу балерины. К Лучшему Танцу Жизни!

                8.01.13 Воронеж, ул 121 стр. див.