Сочи. 2013. Предчуствие Олимпиады

Александр Коломиец2
    В Сочи завершился восьмой по счету инспекционный визит координационной комиссии Международного олимпийского комитета. В течение трех дней, с 9 по 11 октября, комиссия посетила несколько олимпийских объектов горного кластера, включая центр санного спорта, комплекс трамплинов, комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону, а также объекты прибрежного кластера. Эксперты МОК остались довольны тем, что большинство объектов уже используются или близки к завершению. «Мы отметили значительный прогресс  в строительстве олимпийских сооружений, - сказал председатель комиссии Жан-Клод Килли.   
    Естественно, предстоит еще многое сделать, но я абсолютно уверен, что все будет сделано. Мы осмотрели железнодорожный узел, трамплин для прыжков на лыжах, а также санно-бобслейную трассу. Это великолепные сооружения. Мы также обсудили вопросы сервиса во время Олимпийских игр. И здесь, не буду преувеличивать, действительно работа безукоризненная. Спортсмены будут находиться в великолепных условиях, это будут, возможно, лучшие условия во время зимних Олимпийских игр». Строительство олимпийских объектов идет по графику и уже вошло в завершающую фазу. «В этом году и в начале следующего должны быть завершены все объекты. В 2013 году останется достроить только масштабные объекты транспортной инфраструктуры и гостиницы», - заявил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.  В  следующий раз,  комиссия МОК приедет в Сочи зимой  2013 года  когда,  в горном и прибрежном кластерах,  будут проходить  тестовые соревнования  международного уровня.   
     Экспертам впервые предстоит оценивать не столько темпы строительства объектов, сколько организацию и проведение спортивных соревнований. «В зимнем сезоне Сочи примет более 20 тестовых соревнований, которые покажут, насколько город готов к Играм,– сообщил Жан-Клод Килли. – Мы будем присутствовать на всех этих соревнованиях, и оказывать поддержку организаторам. Нам еще предстоит большая задача по набору персонала, нужны десятки тысяч человек. Если мы найдем хороших людей и поставим на правильные места – нас ждет успех».
     Олимпийское строительство в Сочи вышло на финишную прямую. Ледовые арены готовятся до конца этого года принять первые тестовые соревнования. Полноценный зимний сезон проведут горнолыжные центры, трамплин и санно-бобслейная трасса. Новые отели открывают двери для первых гостей. В начале марта 2012 года состоялась гомологация трассы центра санного спорта «Санки». Комплекс получил регистрацию в международном реестре спортивных сооружений. Сейчас на трассе тренируются российские спортсмены. В то же время завершается отделка зданий спортивного и технологического назначения, а также благоустройство и инженерная защита территории. Совмещенный лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» в феврале 2012 года принял первые соревнования – этап Кубка России. В марте биатлонные мишени и лыжные трассы комплекса протестировали пара олимпийцы.
      Горнолыжный центр «Роза Хутор» оборудован подъёмниками и системой искусственного  оснежения. Для формирования снежного покрова установлено более 400 стационарных и 25 мобильных снеговых пушек. В 2012 году центр во второй раз принял тестовые соревнования. К этапам Кубков России и Европы добавились этап Кубка мира. «Роза Хутор» предложила горнолыжникам для скоростного спуска наиболее сложный маршрут с перепадом высот более 1000 метров и шестью трамплинами с «зонами полета» до 70 метров. Сегодня это единственная в России трасса, сертифицированная Международной федерацией лыжного спорта. В феврале 2012 года также на трассах экстрим-парка «Роза Хутор» впервые прошли тестовые соревнования – этап национального Кубка по сноуборду. А в марте был протестирован фристайл-центр. На его трассах состоялся  Супер континентальный Кубок по фристайлу в акробатике и могуле. В экстрим-парке «Роза Хутор» строится седьмая по счёту олимпийская трасса для трюкового катания, на которой будут проводиться соревнования по слоупстайлу.
    Комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки» также принял первых спортсменов. В феврале на большом трамплине К-125 был разыгран этап Кубка России, в июле - Континентальный кубок по прыжкам на лыжах с трамплина. В этом же месяце олимпийский комплекс испытали сильнейшие в мире двоеборцы в рамках этапа Гран-при по лыжному двоеборью.               
        В настоящее время готовятся принять эту эстафету тестовых соревнований арены прибрежного кластера. Первым испытание прошел ледовый дворец спорта «Айсберг». Здесь завершился Кубок Федерации по фигурному катанию. 34 спортсмена из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России разыграли первые в истории Олимпийского парка комплекты медалей. На сочинский лёд вышли участники и призёры европейских и мировых чемпионатов.
     Ледовый дворец для хоккея «Большой» обретает завершенный облик. В купол арены встраиваются светодиоды, которые превратят крышу в гигантский экран. Первый сегмент такого медиа фасада успешно прошёл испытания. Внутри здания смонтирован медиа куб, установлено звуковое оборудование и сидения на 12 тысяч зрителей. Готова технологическая плита главного ледового поля. Ведутся пусконаладочные работы в холодильном центре. На тренировочной арене успешно проведена первая наморозка льда.
      На декоративном фасаде ледовой арены для хоккея «Шайба» стараниями светотехников закружился «снежный вихрь». Внутри дворца смонтированы трибуны и установлены зрительские кресла. Оборудование холодильного центра уже было испытано при наморозке  льда на игровом поле еще в мае 2012 года. Завершаются прокладка сетей и чистовая отделка. Вокруг конькобежного центра «Адлер-Арена» завершается укладка брусчатки, устройство газонов и пешеходных дорожек. В самом здании ведется монтаж инженерных сетей, осуществляется настройка звукового оснащения и видеосистем. Проводятся финишные работы по созданию ледового трека. Самый маленький стадион в Олимпийском парке - кёрлинговый центр «Ледяной куб» обрел свою архитектурную форму. Завершены работы по устройству технологической плиты для наморозки льда. Самое высокое здание возвышающееся над Олимпийским парком почти на 70 метров – стадион «Фишт». Здесь еще ведутся работы по бетонированию и монтажу многотонных металлических арок будущей крыши кровли. Стадион «Фишт» станет сценой торжественных церемоний открытия и закрытия  Олимпийских Игр. Он же  примет чемпионат ФИФА в 2018 году
      В Москве на торжественной церемонии объявлены города-организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года. Право провести турнир международного уровня получили 11 российских городов и 12 спортивных площадок. Одна из них – Центральный стадион в Сочи, где в 2014 году пройдут церемонии открытия и закрытия зимних Игр. Прежде чем сделать выбор в пользу сочинской арены, комиссия Международной федерации футбольных ассоциаций неоднократно инспектировала ход строительных работ. Эксперты ФИФА увидели, как стадион «Фишт» уверенно набирает высоту. Сначала здание приняло форму «чаши» с вылитыми ступенями – рядами секторов. За счёт оригинальной кровли из крупногабаритных металлоконструкций стадион достиг максимальной проектной отметки -70 метров. После Игр олимпийский стадион трансформируют в спортивный комплекс высочайшего уровня. Для проведения футбольного турнира планируется увеличение мест для зрителей на трибунах до 45 тысяч и создание игрового поля с натуральным газоном. Сейчас арена практически обрела форму, заданную архитекторами. Прообразом стала горная вершина Фишт, покрытая искрящимся на солнце снегом. Над оригинальным проектом стадиона работали специалисты из разных стран. Это не только архитекторы, конструкторы и дизайнеры, но и специалисты по эксплуатации здания, по системам отопления и вентиляции, энергообеспечению, водоснабжению, металлоконструкциям, отделочным работам. Официальная сдача объекта Гос. корпорацией  «Олимпстрой» планируется в  2013 году.
     Строители самого южного в России вантового моста, который возводится на 25-м километре совмещенной автомобильной и железной дороги «Адлер - Красная поляна», начали устанавливать вантовые тросы. Это основной элемент моста длиной 810 метров. Проектом предусмотрено натяжение 28 пар удерживающих гибких вантов  длиной от 62 до 162 метров. Они будут устанавливаться на каждой опоре (пилоне) попарно, начиная  самыми короткими  и заканчивая самыми длинными.
      В Имеретинской низменности завершилось строительство гостиницы для представителей Международного олимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 5 звёзд. В торжественной церемонии открытия отеля принял участие вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
      По его словам, новый объект инфраструктуры, построенный по олимпийской программе, примет первых гостей уже в октябре 2012 года. «Во время национальных тестовых соревнований здесь будут жить спортсмены. Всё будет проверено. Неполадки будут устранены, чтобы во время Олимпийских игр и в постолимпийский период никаких сбоев не было», - отметил Дмитрий Козак. Вице-премьер признался, что масштабы  гостиницы превзошли все ожидания и пообещал остановиться в одном из номеров во время следующей рабочей поездки на курорт. Пятизвёздочный отель, расположенный в шаговой доступности от Олимпийского парка, возведён за полтора года. В 10-этажном здании - 500 апартаментов, включая три президентских «люкса» с террасами и 26 номеров для маломобильных групп населения. В 2014 году здесь планируется размещение представителей МОК, среди которых граф Жак Рогге, князь Монако Альберт, британская принцесса Анна - всего более 100 высокопоставленных персон со всего мира.
      Гостиница построена по «зелёным» технологиям. Она оборудована энергосберегающими стёклами, светодиодными лампочками и проходит сертификацию на соответствие требованиям международного экологического стандарта BREEAM. К отелю примыкает конгресс-центр для проведения Сессий МОК. Ответственный исполнитель строительства - ООО «Отель Строй» В целом к Олимпиаде в Сочи построят и реконструируют более 45 объектов для размещения участников и гостей Зимних игр. Во всех отелях создаётся без барьерная среда для беспрепятственного передвижения и комфортного проживания маломобильных групп населения. После Олимпиады часть номеров будет адаптирована в жилье квартирного типа. Для курорта – это богатое постолимпийское наследие, благами которого сочинцы и гости Сочи будут пользоваться, когда сами Игры станут историей.
      Это официальная  информация  Олимпстроя. Выверенная и выглаженная, заведомо  внушающая   уверенность в  успехе предстоящего мирового  спортивного действа. Но уже  с  самых  первых шагов  на  подступах к  Сочи улавливалась разница в реальной  жизни и идиллией. Как в  старом анекдоте. Все  стройки мира  одинаковы. Они начинаются с  туалетов.
     Информация о  строящихся  олимпийских  объектах оказалась недоступной  не только  в  краевом  центре - Краснодаре, но  и жители  Сочи  мало были осведомлены  об этом  и сами с  интересом слушали любые  новости о предстоящих событиях.  Официальные  издания Олимпстроя  можно было найти  только в офисе организации,   временно расположенном в музее на Курортном проспекте. Пожалуй, только гиды экскурсионных бюро свободно  оперировали  терминами- кластеры, гомологация,  наморозка, оснежение, сектор строительства, используя тот  же  источник  информации.
      Описывать  технологии строительства олимпийских объектов такое же  неблагодарное  дело, как  и поучать  строителей  как нужно строить.  Да, и   проведенное   исследование  показало  что, в  целом, озвученная  информация  об  успехах Олимпстроя, соответствует  действительности и   не  вызывает  сомнений в  проведении Зимней  Олимпиады 2014 года. Более интересным, мне  кажется,   описать свои  ощущения и восприятия   увиденного. Что я и попытаюсь  сделать.
Битва  за  олимпиаду
       Гамма чувств –от любопытства  до восторга  и  возмущения, началась  еще в  поезде Краснодар Сочи. Проводник  вагона ошарашил  новостью, что туалет  вагона  будет  закрыт на  всем шестичасовом отрезке  следования  до Сочи. Кто дал такое  указание, и кем считаются пассажиры  поезда (заплатившие  за   этот проезд)  добиться у  проводника  было невозможно. 
      Железнодорожный  вокзал Сочи  особых изменений  не имел. Разве  что, вместо асфальтированного покрытия перрон  был  выложен  плиткой, да  заметным количеством  стражей порядка в  каждом зале в  форме  полиции, частных охранников  и  ужасно красиво одетых  казачков. Меры антитеррористической  безопасности  бросались в  глаза и режимом пропуска  через установленные МИСы (магнитные  индукционные  системы) и  выборочной  проверке  документов у  отдельных представителей  кавказской  национальности. Но они же  живут здесь, на Кавказе. Наверное,  более деликатной меры проверки  неблагонадежных у руководящего чиновника  не  нашлось.
     Первое   недовольство и  возмущение мы уловили у  таксиста, которому   заплатили 300 рублей  за  два  километра  пути до второй  городской больницы. Его продолжительный  излив  души по  поводу всей   трехлетней  жизни в  Сочи  поражал   какой-то без исходной  отчаянностью. Пробки замучили, центр города никто даже  не  собирается   разгружать  наоборот, его сузили  до невероятных размеров, построив  вместо развязок  и  увеличения  автобусных стоянок  и парковок  торговые  комплексы. Шестьсот  метров выезда   с  площади железнодорожного вокзала  можно преодолеть минут за  двадцать, а  то и больше. Сегодня с  утра  он заработал только 1000 рублей. Как жить на  эти деньги? Цены  на все  продукты  очень высокие, несмотря на  благоприятные   условия  для выращивания местной  продукции.  Невозможно  ездить (для  такси  основная работа) по городу из-за  сплошных  «мигалок» и ограничений. Все  обеспечивают стройки  века. Анархия  и неразбериха  как  на войне. Практикуется строительство своих  личных  сооружений «прихватом» территории. Земляные  работы   делают  без  разрешения, рвут электрические   кабеля. Практически город отключают от электропитания  каждый  день и  по графику  и  по аварийности. Местные  жители  не  имеют  доступа к  воде. Весь  берег раскуплен  и является  собственностью или домов отдыха  или  частных лиц.
        Мы сочувственно  соглашались, еще  не   подозревая о своих эмоциях, когда спустя  неделю каких- то 20 км   от Адлера до центра  города преодолели за  2,5  часа.
   Трудно назвать причину, почему  столь широкие  жесты  по освоению Имеретинской  долины (условия строительства в болотистой   местности  потребовали  увеличения  ассигнований  на  строительство олимпийских объектов в  три раза) не  затронули   инфраструктуру   города. В самом Сочи   идет строительство параллельных дорог, железнодорожных  подъездов, но  решить  проблему  пробок  они  не  смогут. Да  и строительство их  уже  на семь месяцев  отстает от графика ( скорее всего, будет перенесено  на 2014 год). А пока город  живет  в  замедленном темпе развития и  переживает эмоциональные стрессы. Красивые слова   архитектора о «шаговой  доступности» как  о  главном достоинстве- удобстве  жизни , как-то   сильно  не  вяжутся с  реальностью. Сам город, с такой  огромной и развитой индустрией  отдыха,  уже  является вокзалом. Отдыхающие или  приезжают или  уезжают. И оставить  без внимания  развитие дорожной  сети в  самом  городе  вызывает, мягко говоря, недоумение. Пока  же  местные  жители  излучают возмущение и недовольство.
     Причин много. Прежде  всего, наличие  Бочарова  Ручья. Высшее руководство  власти страны тоже   беспокоится о  соблюдении графика  строительства. Поэтому очередной  приезд  хотя бы  одного руководителя сразу узнается  жителями  по стоящему   кораблю Пограничной  охраны  на  траверзе резиденции и  плотным перекрытием  всех  значимых дорог на  пути  движения еще  часа  за  два до самого времени следования VIP персоны. А это значит, что город стал. Правда, в  последнее время, все  чаще  используется для  передвижения  на  объекты  строительства  вертолет.
     Среди жителей  Сочи  в ходу   фраза  ,что  это  уже  не курортный  город, а  южная окраина  Москвы. Для  проживания  в Сочи недостаточно  сейчас  знать «прикуп»-нужны  еще  и деньги Скорее всего, это так. Сначала Батурина  поражала размахами строительства жилого фонда своей строительной  индустрией « Интеко», а  потом стали строить навалом- Донстрой, РЖДстрой, Кубаньстрой . Жилые квартиры раскупаются в  большей  части  жителями  стольного города. Это заметно  по  обилию  дорогих  машин с  «мигалками» и  рыкающими звуковыми сигналами. Водители таких  машин самые  «понтовые» и безапелляционные. Их  распальцованные    жесты и  фразы-«Ну чё, в  натуре» сразу  выдают принадлежность  к столичному  бомонду. Дорожные службы таких водителей не  задерживают и с ними не  борются.
     Государственная инспекция организацией   дорожного движения  не  занимаются-некогда. Стройка  главнее. Поэтому  совсем не  удивительно, когда   полицейская  машина с «мигалками», и всеми  шумовыми эффектами,   сопровождает Ладу  Калину. Едет начальник  отдела  строительства с  важным  государственным делом, а  может и на  обед.
     Речка Сочи  делит город на  две  части.  Машинные  потоки идут  по старому мосту  возле  парка Ривьера, и  построенному совсем недавно   за железнодорожной  грузовой  сортировочной  станцией, прямо  за  огромным  торговым комплексом «Моремолл».  Но этот  мост  проблему  пробок  тоже  не  решил в  связи с  тем,  что  проходной  поток  с  Адлера все  равно идет  через привокзальную  площадь.
      Мэрия города, конечно, не  поскупилась на  приведение  улиц в  районе  частного сектора   к привлекательному  виду за  счет  установки однообразных  заборов, но к расширению улиц и организации автомобильных парковок  почему- то  руки не дошли. Замена маршрутных такси отечественных  марок типа  «Газели»  на  корейские  автобусы  с  большими  габаритами дали дополнительные   причины ухудшения  проходимости  дорог. К примеру, автобусная  остановка  Спортивная. Расположение ее  на  самом перекрестке улиц, заставляет  водителей  потока  с  моста  притормаживать  и  пропускать  маршрутки для  высадки пассажиров, а  те,  в  свою очередь, с остановки поворачивают  налево, тормозят попутный  транспорт и   пропускают встречный  поток  с левым поворотом. Пробка  на  ровном  месте.
    Поездка  на  Красную поляну и экскурсия  по строящимся  объектам   дала  самые  впечатляющие  эмоции. Масштабы  стройки  поражают.  В целом олимпийские  объекты готовы, тестируются и там  проходят    крупные  соревнования. В активной  работе  строительство жилого гостиничного сектора в  Олимпийской  деревне. Каждое  утро  на  работу  выходит 60  тысяч строителей. Темпы  космические. Все  растет  прямо на  глазах. Мне впервые  пришлось  увидеть одновременно на  крыше  более сорока  работников.
    Стройка  идет с  листа. Иногда, и со слов. Вчера  закатанную в  асфальт  площадку  на  следующий  день начинают ломать. Здесь будет  совсем другой  объект. Да  и асфальт  на  моих  глазах положили  на грунтовку  при дожде. Качество таких работ покажет будущее.
        Гости и участники Зимней Олимпиады будут  прибывать  всеми  видами транспорта. Для их приема  и в  Сочи и в  Адлере  сооружаются  дополнительные  причальные  стенки с  возможностью  швартовки  пассажирских  судов   длинной  до 250 метров.
        Престиж страны  важнее. И все же  начинаешь считать и прикидывать  количество народа, собранного  на  это грандиозное  мероприятие. Только 47  тысяч  на открытии, по десять  на  других  аренах,- еще  около тридцати. Обслуживающий  персонал, волонтеры, службы  безопасности , горный  кластер, «Роза  Хутор», Бобслейный и горнолыжный  Газпромовский. В целом набирается более ста тысяч сразу. Участникам  надо  будет  показывать высокие  результаты в  спортивных дисциплинах. Им  надо будет отдыхать, общаться. Они, наверняка, захотят  побывать в  Сочи. Как это все  будет?
       Отшумит олимпиада. Участники и гости  уедут. Объекты  останутся. Фанаты зимних видов спорта и  спортсмены  буду  приезжать  в эти места. Что  только это будет стоить? Работа только одного подъемника оценивается в 57 тыс. рублей  за  световой  день, но до него еще  и доехать нужно. Вновь  начнется выбор вариантов.
Уже началось  http://bednenkiy.livejournal.com/57584.html                Коломиец Александр