Глава 43. Живое Ущелье

Рая Жигалина
Предыдущая глава здесь: http://www.proza.ru/2013/01/12/153

Мы шли бодрым шагом, но я даже успевала рассмотреть окружающие меня пейзажи так называемого Живого Ущелья. Справа была река, и почти сразу за ней круто вздымались в небо багровые неприступные стены скалистого хребта, который преграждал путь ледяным северным (или же южным? ведь справа от востока должен быть юг?) ветрам, а также закрывал от взора полярное сияние. И эти горы, к счастью, мы сумели преодолеть...

Вся же прочая местность была несколько иной. Левый берег был шире. И теперь мы брели вдоль скал другого цвета, обминая груды гладких полусферических черно-синих камней, как будто нарочно выловленных из реки и сложенных по берегу кучками. А на коричневато-жёлтой каменистой почве, кое-где покрытой песчаными проплешинами такого же цвета, встречались невысокие деревца с длинным гладким стволом сантиметров десять в диаметре, увенчанным, как беретом, приплюснутой кроной с круглыми бежевыми листьями. Здесь же, на зернистом влажном песке полянками росли ярко-жёлтые грибы-зонтики на тонких ножках.

Между тем наш извилистый путь пролёг по самой кромке берега. И я сняла рукавицу и, спустившись на пару шагов по камням, хотела зачерпнуть воды из реки и напиться. Я думала, что река, бегущая с гор, не может быть грязной, и уже протянула руку к поверхности тёмной воды, как вдруг меня резко потянул за локоть и поставил на ноги мой несносный приятель.

- Я бы не стал этого делать! – строго сказал он мне, запрещая пить воду из реки.

- Почему это?! – возмущённо воскликнула я.

- Это тёмная, дьявольская вода! – пояснил Мио.

Я скептически улыбнулась: ещё одна суеверная легенда туземцев!

- Не веришь? Смотри! – сказал Мио, и пнул ногой один из жёлтеньких грибочков.

Шляпка гриба полетела в реку, и вода вокруг неё зашипела и забулькала отвратительно-зелёной пеной, словно кислота. Правда, я не видела, что стало с грибом дальше, потому что его унесло быстрым течением и скрыло с глаз. Но пить тёмную воду мне после этого почему-то расхотелось...

- Может, это просто гриб ядовитый? – с сомнением спросила я.

- И гриб, и вода. И деревья тоже! – подтвердил Мио, устраивая привал, чтобы перекусить и утолить жажду остатками чая, который я утром так и не выпила.

- Блин! Что за мир?! Страна контрастов! – с досадой воскликнула я, усевшись на обломок скалы. – То огромный баобаб на границе голых степей и хиленьких лесочков... То Снежная Пустыня в обрамлении красных скал и деревья-веера с фиолетовыми листьями... То кислотная река, жёлтые грибы и деревья без веток... – сокрушённо перечисляла я. – Там – Долина Смерти, в которой растёт съедобный мох, и живут съедобные личинки... Тут – Ущелье Жизни, в котором течёт дьявольская река, и вообще всё ядовитое...

- Я не говорил, что это Ущелье Жизни. Я сказал: Живое Ущелье! – терпеливо и спокойно пояснил Миораш, вручая мне бутылочку с подогретым чаем и пол-лаваша с сыром.

Он опять сидел спиной на восток, и я вдруг увидела, что заря на небе будто бы начала гаснуть, а солнце почему-то так и не взошло. И я вдруг задумалась над такой странностью: если мы вблизи полярной зоны, если наступает весна, и солнце только собирается всходить, то по идее сейчас должна быть ночь!

Эта мысль меня так поразила, что я даже перестала жевать.

- На самом деле сейчас и есть полярная ночь, а не день! – услышав мои мысли, сказал Мио.

- Но... Но почему же тогда светло?! – воскликнула я.

- Потому что светит луна! – чуть насмешливо пояснил фиор.

- Какая ещё луна? – опешила я, оглядывая серо-голубой небосклон, немного тусклый по сравнению с дневным небом Земли, но всё-таки явно не ночной!

- Юма, ночное солнце. Ты опять смотришь не в ту сторону! Оглянись! – посоветовал юноша.

Я обернулась на сто восемьдесят градусов, посмотрела на западную часть неба и увидела ещё одну потрясающую, просто сногсшибательную картину!

Как-то так получалось, что мы постоянно шли на восток, да и мой взор раньше был всё время устремлён туда же. И даже когда я разглядывала с вершины скал Долину Смерти, западная часть неба оставалась невидной из-за небольшого изгиба скалистого хребта. А я, дура, по цвету неба вбила себе в голову, что здесь царит день без солнца, и даже ни разу не обратила внимание на присутствие теней...

Так вот: на западе возвышалась исполинская горная вершина, покрытая ледяной шапкой. Оттуда, вероятно, брала начало ядовитая река. И на склоне этого пика, почти возле макушки, как будто лежала (хотя, скорее – висела), прикрепившись, словно фантастический мячик, луна серо-голубого цвета, в тон небу. И только тусклое серебристое сияние позволяло различить на фоне небосклона этот громадный шар.

Юма, ночное солнце, была так огромна, что можно было бы в обычный бинокль разглядеть на её поверхности кратеры и моря... Казалось, местная «луна» не отражает солнечный свет, а светит сама, словно остывшая звезда. И, похоже, ночное светило медленно стремилось к закату, потому что через несколько мгновений её краешек скрылся за склоном горы-великана.
Мне даже на миг подумалось, что в этом мире действительно два солнца: ночное и дневное... И каждому принадлежит своя половина неба: Юма царит на западной стороне, а Лима – на восточной... (Хотя с чего это я вдруг решила, что дневное солнце называется Лимой?..)

- Дьявол! – забыв о своём обещании не упоминать Князя Тьмы, воскликнула я. – У вас что же, небесные светила не подчиняются законам физики?

- Что это ещё за законы? – спросил Мио.

- Законы, по которым устроено всё в этом мире, вся вселенная! Впрочем, забудь! Я сама не очень хорошо в них разбираюсь... – поспешила я предотвратить дальнейшие расспросы и вернулась к трапезе. – Хоть закон притяжения действует, и на том спасибо!

- Какой закон? – переспросил Миораш.

- Закон притяжения! Вот, смотри: бросаешь вверх – а падает вниз! – сказала я и продемонстрировала закон в действии, подняв и бросив в реку один из круглых камней. – И реки бегут с гор, а не наоборот!

- Ну, почему же? У нас иногда вода бежит и вверх! – забавляясь, возразил фиор.

- Да знаю я! Это под напором! Думаешь, я не знаю, что такое фонтан? – уловив мимолётный мыслеобраз юноши, насмешливо проговорила я.

- Хорош философствовать! Ешь! – усмехнулся Мио, неторопливо доедая кусок сыра с крупяной лепёшкой.

Я начала сосредоточенно жевать, но вдруг ещё одна мысль пришла в мою голову. И я спросила:

- Мио! А нормальная дорога, по которой можно проехать на лемах, тоже проходит через это ущелье?

- Ну да! – спокойно ответил сын вождя.

- А как же вы переправляетесь через ядовитую реку?

- Там построен мост через всё ущелье.

- Мост? Мост! – хмыкнула я. – Интересно получается! Народ, который умеет ковать железо, строить мосты и фонтаны, и обладает магическими способностями – не знает, что такое колесо, и как делать лук со стрелами!

Мио молчал, с любопытством поглядывая на меня.

- А знаешь... – по неизвестной причине вдруг разозлилась я. – Я думаю, что моё появление всё-таки не пройдёт бесследно! Тот же Валерий, например, сможет сам сделать сани, подобные тем, на которых мы везли Виговея. Или любой из его сыновей! А потом посмотрят, как детишки катают по полу сделанные мной погремушки и, поняв, наконец, как можно использовать подобную конструкцию, приделают к саням колесо... А Рийо сплетёт очередную корзинку для подросших котят, а потом возьмёт ветку потолще, согнёт её в дугу, выдернет из отцовского инструмента струну, натянет и... – пожалуйста, лук готов!

Мио молчал, но смотрел теперь уже скорее с удивлением.

- Ну, что ты молчишь?! – с вызовом спросила я. – Разве я не права?

- Опасный ты человек... – качнув головой, вздохнул Миораш.

Я уставилась на него с некоторым возмущением. И это всё, что он может сказать? Он бы должен возмущаться моими предположениями, доказывать, что такого не случится. Или он просто понимает, что это может произойти, но знает, что после драки кулаками не машут, а значит, ничего исправить уже нельзя?.. По крайней мере, ему это точно не под силу... У него одна задача – притащить меня на суд к мудрецам...

Я смотрела на своего спутника, но в то же время уловила краем взгляда какое-то движение у него за спиной. Но там никого не было! И я невольно почувствовала холодок на затылке...

- Не надо смотреть так, как будто у меня за спиной стоит призрак из страны предков! Там никого нет! – заявил Мио, даже не оглянувшись.

Но я точно видела движение! Мне не почудилось! И, отведя на миг взгляд, я снова глянула туда и от ужаса чуть не поперхнулась... Двигались камни! Те круглые, сине-чёрные камни, один из которых я забросила в реку – передвигались ползком! Очень медленно, но всё же заметно для взгляда. Со страху мне даже почудилось, что они двигаются в мою сторону, собираясь отомстить за утопленного в кислотной реке собрата.

Я завизжала и, вскочив, в один миг отпрыгнула на три метра назад, и опёрлась спиной о дерево, даже забыв о том, что оно ядовитое. Но дальше было ещё хуже...

Внизу, у моих ног, раздалось отвратительное чавканье и чмоканье, как если бы цапля доставала бы из болота лапу... Дерево, возле которого я стояла, вытянуло из земли свои короткие толстые корни, словно оно было лишь пиявкой, присосавшейся к телу земли... И заковыляло в сторону, словно фантастическое ластоногое...

Тут уж я заорала как резаная, не зная, куда бежать, и где спасаться! Я даже залезла бы на отвесные утёсы, если бы только могла. Но мне оставалось только заскочить на тот обломок скалы, на котором я до этого сидела, понадеявшись, что хоть он из-под меня не уползёт.

- Успокойся! Это абсолютно безобидные существа! – удивившись моей бурной реакции, говорил мне Мио, но, к счастью, не смеялся надо мной. – Они не кусаются! Честно!

- Но ведь деревья не ходят! И камни – тоже! – дрожа всем телом, воскликнула я.

- Да. Но мы же в Живом Ущелье! Или, если по-другому, в Ущелье Меняющихся Пейзажей. Здесь передвигаются и деревья, и камни, поэтому никогда не увидишь дважды одинаковое ущелье... Хотя это не камни, а живые существа, похожие на камни. Им же надо чем-то питаться! Вот они и ползают в поисках пищи.

- И ты хочешь меня убедить в том, что они безобидны?! – возмутилась я. – А я ещё и брала эту мерзость в руки... А если бы оно укусило меня за палец?!

- Ты что же, думаешь, что у них гигантские зубастые пасти? – насмешливо спросил Мио, потом безо всякого взял в руки один из камней, и даже провёл по его поверхности пальцем.

– Смотри! Никаких ртов! Они питаются мельчайшими крохами... Хотя, нюх у них наверняка есть, иначе как им находить пищу? А у нас многие используют такие камушки для уборки помещений. Очень удобно! Главное, не выпускать их на улицу, чтобы они не прижились в других местах, где и без них хватает живых организмов.

- А если они начнут ползать по столам и кроватям? – брезгливо содрогнулась я.

- Они не умеют забираться на вертикальные поверхности! – усмехнулся противный мальчишка.

– Хотя друг на дружку как-то заползают!.. Это довольно редкие существа. Кроме этого ущелья больше нигде не встретишь ни таких деревьев, ни грибов. И «камни» я сам впервые вижу в таком количестве. Возьми, не бойся! – протянул он мне «чудо-черепашку», используемую местными жителями вместо пылесосов...

Не очень-то мне хотелось разглядывать эти штуковины. Но в глазах у Мио было такое озорство, что я подумала: если откажусь – он точно воспользуется моей брезгливостью и страхом, чтобы устроить мне гадкий розыгрыш. К тому же, я ведь уже брала в руки такой «камушек»... И я взяла его за верхнюю, более выпуклую сторону. Конечно же, никакого рта у этих существ не было, равно как и ног. Были только крошечные поры, а нижняя поверхность едва заметно для глаза колебалась медленными волнообразными движениями. А сверху – камень как камень! Мне даже трудно было поверить, что внутри него теплится жизнь.

А Миораш поднял с земли ещё одно камнеподобное существо, совсем крошечного размера.

- И они что – даже растут? – в изумлении спросила я.

- Растут, конечно! На хорошем корме даже достаточно быстро. А вообще нужно много лет, чтобы вот такой маленький камушек вырос до вот такого размера... В общем-то, они очень полезные существа...  Так же, как и эти бегающие деревья, которые очищают ущелье от вредных испарений, и грибы, которые пропускают через себя весь яд. А эти крошки едят всё: листья деревьев, остатки грибов... Хочешь взять одного себе?

- Нет уж, спасибо! – едко ответила я и осторожно бросила «черепашку» на песок, потеряв интерес к этому «чуду» инопланетной природы. – Они ведь эндемики, так пусть живут там, где им предназначено! К тому же я предпочитаю более приятных питомцев – например, кошек...

Я брезгливо вытерла руку об штаны, надела рукавицу и встала. Почему-то стало противно сидеть в этом ущелье. Кислотная река, ядовитые грибы, бегающие деревья и камни-пылесосы – всё это создавало гнетущее впечатление. Да ещё и климат здесь был сырой, температура как в холодильнике... И дующий с востока ветер теперь не казался таким свежим, как на морозных просторах Снежной Пустыни.

- Догонишь! – допив последние капли чая, сказала я своему спутнику, и пошла вперёд, оставив его доедать и собирать в сумку жалкие остатки провизии.

Я шла, старательно обходя чёрно-синих черепашек, даже самых маленьких... И настороженно поглядывала на странные, безобидные с виду деревья, присосавшиеся к почве, листья которых напоминали связанные в кучу медными проволочками потускневшие от времени крупные монеты.

Потом меня догнал Миораш, и мы пошли рядом, но молчали, как будто успели обговорить всё на свете. Но это молчание всё-таки не было тягостным. Впрочем, и до этого мы больше общались невербально. И даже без мысленного общения непостижимым образом продолжали чувствовать настроение друг друга, словно два существа, связанные друг с другом невидимыми нитями.

Вскоре Мио всё чаще начал поглядывать влево, на скалы, как будто сверялся с какими-то незаметными для меня ориентирами, чтобы не прозевать тропу, ведущую в город геферов. Ведь невозможно в этом ущелье сказать что-то типа: «дойдёшь до седьмого дерева – там увидишь проход (или же ступени)», потому что камни и деревья имеют привычку постоянно изменять своё местоположение.

Но вот я увидела в скале углубление наподобие ниши – высоко, примерно на уровне груди. А Миораш, как ни странно, направился прямо туда. И я поняла, что здесь и начинается «тропа».

Сын вождя с лёгкостью запрыгнул на такую высоту, и тут же подал мне руку. Но я решила обойтись без помощи, и вскарабкалась сама. Я просто схитрила, наступив ногой на валяющийся у подножия обломок скалы, а потом подтянулась на руках, и оказалась на первой из пары десятков почти таких же высоких ступеней.

Широкие ступени шли частично в скале, скрытые от глаз любого, кто вздумал бы без дела прогуляться по ущелью. А потом лестница выныривала наружу (и хорошо, иначе бы она вся утонула во мраке), и шла вдоль отвесных стен этого скалистого хребта.

Я поняла, что эта лестница рукотворная. Но, судя по низкому своду над первыми ступенями, лестница не предназначалась для великанов. Тогда кому понадобилось делать столь высокие ступеньки? Может, это своеобразная защита от миграции камней и деревьев? Что ж, тогда в этом есть определённый смысл. И значит, не пристало жаловаться на трудности.

Но я-то в свою бытность на Земле не увлекалась ни скалолазанием, ни паркуром! И мне приходилось ой как несладко! Не везде под ногами можно было обнаружить подходящий кирпичик, но я упрямо отказывалась от помощи и сама кое-как заползала на очередную ступеньку. Да и мне проще было на что-то опираться, чем держаться  за чью-либо руку (повиснуть колбаской и прочесать пузом по ребру ступени, что ли?).

Но Мио каждый раз хватал меня за шиворот (точнее, за плечи меховой куртки) и вытягивал меня наверх.

- Как дитя! – мысленно усмехался он.

Но после восемнадцати таких подъёмов мои мучения наконец-то закончились!

Дальше мы пошли по просторному туннелю вглубь утёса. И пол туннеля снова шёл под значительным уклоном вверх. А почему же не вниз, если порода этих скал поддавалась обработке? Не знаю. Может быть, чтобы по нему не перетекали из Живого Ущелья воздушные массы с вредными испарениями?

Как бы там ни было, но скоро мы вышли из туннеля, и я увидела абсолютно новую местность.
Это была горная страна с совершенно иным климатом. Если в Живом Ущелье, отделённом от морозной ледяной пустыни высоченной цепью багровых скал, было около нуля по Цельсию, то здесь, за вторым хребтом, было ещё теплее – градусов пять-семь. И воздух был одуряюще-весенний!

Склоны гор были покрыты густыми лесами, на деревьях только-только собирались распуститься почки. А на опушках хоть местами лежал побуревший от старости снег, казавшийся прошлогодним, но кое-где уже проглядывала зелёная травка. Не хватало только весело тенькающих птичек, и могло бы показаться, что я очутилась где-нибудь в предгорьях Большого Кавказа, примерно в конце марта месяца... Или в апреле...

Теперь полюс холода у нас остался позади. Заря продолжала расцвечивать небо справа от нас. А слева возвышался всё тот же громадный снежный пик. И на небе рядом с ним, но теперь уже с другого бока, находилось ночное солнце потомков ящериц, разгоняя своим почти дневным светом тьму полярной ночи.

А прямо перед собой я увидела сначала много дымков, а потом и город, приютившийся на склоне и частично скрытый от обзора то ли туманом, то ли дымкой. Отсюда, с высоты, домики казались игрушечными, словно нарисованными талантливым пейзажистом.

Но я с облегчением осознала, что мы наконец-то достигли цели своего путешествия. Правда, эта цель не была конечной. Однако приятно, когда всё проходит без особых сбоев, и ты оказываешься в нужном месте, причём приблизительно в то же время, что и планировал.

- И это – страна геферов? – спросила я у Мио. – Геферия?

- Можно сказать и так. Но вообще-то просто Ферия, – сказал он, и зачем-то снова полез в свою сумку.

- А почему – так? – удивилась я.

- Страна Огня. По-нашему «фер» – значит огонь, а «ия» – земля, страна.

- Какая же «страна огня», если это – «страна гор и лесов»? – недоумённо спросила я.

- Раньше, очень давно, здесь было несколько... этих, как их... вулканов, то есть «огненных гор»... – пояснил Миораш, и перешёл на мысленное общение. – Ну, и поскольку местные жители научились пользоваться силой огня себе во благо, их стали называть геферами, то есть «хозяевами или повелителями огня». А вообще у слова «гефер» есть ещё одно значение: «кузнец». Геферы научились добывать руду и ковать металлы... Они – лучшие ремесленники, неплохие строители... И умеют изобретать разные штуки типа ткацких станков...

Я так увлеклась созерцанием красивой горной страны и рассказом юного фиора, что не сразу увидела, как он опять начал обматывать меня верёвками.

- Что ты делаешь? – возмущённо спросила я, а Мио лишь усмехнулся.

Но тут же я мысленно выругала себя за невнимательность: только теперь я заметила ещё один трос, по которому нам вновь предстояло спуститься со скал. Да, геферы изобрели очень даже интересный «лифт». Ну, что ж, второй раз это будет уже не столько страшно, сколько увлекательно и захватывающе!

- Значит, ещё раз полетаем? – с восторгом спросила я.

- Да! – улыбнулся фиор, и уже через пару минут мы смогли оказаться на земле.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2013/01/12/1239