Пути развития России в рамках цивилизационных зада

Владимир Малянов
                «Я другой такой страны не знаю, где так…»

Сегодняшняя обстановка в мире свидетельствует о сильнейшем социально-экономическом системном кризисе, не обошедшем стороной и нашу страну.

Прошло двадцать лет с великого геополитического события – распада СССР и социалистической системы, выросло целое поколение людей, живущих на той же территории, но в совершенно других условиях и фактически в других странах.
Срок немалый. В России появился опыт (к сожалению чаще отрицательный) многочисленных преобразований, реформ и попыток поиска целевых задач развития страны.
Вместе с тем, можно констатировать, что в России наступили весьма смутные времена - коммунизм не прошел, капитализм застрял на этапе дикости, никакие новые идеологические установки и национальные идеи не действуют (если не считать тенденции к потребительству, стяжательству и эгоизму). Создается впечатление, что наиболее подходящее определение для современного состояния страны (особенно в национальных регионах) - неофеодализм, характеризующийся полным отчуждением несменяемой властной элиты от народа и огромной социальной поляризацией населения при использовании псевдодемократических и квазилиберальных технологий и методик для управления страной.
К сожалению, приходится свыкаться с мыслью, что Россия теряет позиции великой державы. Страна превратилась в развивающееся сырьевое государство с коррумпированной чиновничье-олигархической властью и неэффективным управлением, занимающее незавидные позиции в глобальных рейтингах и прогнозах развития.
Во всех проводимых в отмеченный период социально-политических реформах прослеживается недостаток системно-аналитической проработки, стратегических прогнозных исследований, позволяющих наметить цели и задачи модернизации страны, и все более просматриваются корыстные интересы правящей «элиты» и ее стремление всеми способами сохранить власть.
И даже казалось бы наметившаяся сейчас антикоррупционная кампания напоминает скорее групповые разборки политической элиты, происходящие обычно при очередном витке раздела собственности и власти.
Уже никаким жонглированием цифрами, популизмом и перманентными обещаниями развития не удается скрыть факта стагнации России.

Современный кризисный период – удобное время задуматься о путях развития страны, о необходимых структурно-функциональных преобразованиях в стране, чтобы изменить существующую ситуацию, не дать сбыться прогнозам отдельных экспертов-политологов о деградации и неизбежном распаде России.

*
При постановке необходимых целевых задач есть смысл остановиться на отдельных системно-философских аспектах.
Если рассматривать нашу страну как систему, то можно отметить, что такие социально-технические системы высокого уровня, как и всякие системы, в своей эволюции при воздействии внешних сил и внутрисистемных взаимодействиях рождаются, живут и умирают. Похоже, что Россия вступает на нисходящую ветвь своей эволюции.
Причины такой деградации – культурно-нравственные, экономические, политические, управленческие достаточно детально исследованы. Сейчас важно наметить те структурно-функциональные преобразования в стране, которые не только бы сохранили такое великое государство, как Россия, но и вели бы его к намеченным целевым задачам. Как высказывался известный персонаж «лучше конечно помучиться» и преодолеть негативные тенденции, перевести систему на другой качественный уровень.
Пройдет некоторое время и заниматься реорганизацией страны в масштабах существующих границ будет поздно, поскольку инвестировать значительные средства в чрезвычайно богатые природными ресурсами, но обделенные вниманием власти, безжизненные, безвозвратно теряемые регионы, на которые претендуют бурно развивающиеся приграничные страны, станет нерационально и слишком рискованно.

Всякая открытая система при своем существовании имеет тенденцию к развитию, экспансии, усложнению.
Социально-технические системы в этом случае тоже не исключение, причем их развитие происходит гораздо интенсивнее, чем в природных физических системах. Это происходит из-за того, что главный элемент такой системы, человек, имеет огромный энергетический, творческий, преобразующий потенциал.
В ходе своего исторического развития человек создавал всевозможные социально-технические системы – от семьи, племени до государства, наиболее развитой к настоящему времени системы с высоким синергетическим эффектом преобразования мира. Отметим, что попытки объединения нескольких государств, а тем более создание эффективных организаций глобального масштаба, пока не приносят должного эффекта. Вместе с тем, уже сейчас явственно ощущается вектор движения к разнообразным союзам и объединениям, которые могут стать прообразом глобальной цивилизации.

Отмеченное повышение синергетики было возможно только при создании определенной организационной структуры, призванной управлять той или иной системой, решать ее истинные целевые задачи. Такая организационная структура, институт государства и есть то, что можно назвать власть, которая также обладает всеми системными атрибутами.
Надо отметить, что понятие «власть», кроме своего чисто системного назначения – управления системой, приобрело со временем сакральный характер и трактуется как нечто высшее, необходимое людям по определению – «от Бога», что в значительной степени определяет отношение народа к этому социальному институту.

Социально-техническая система прогрессивно развивается только в том случае, когда четко поставлены цели, основные задачи и направления ее развития и организовывается их выполнение. Таким образом, развитие социально-технической системы можно интерпретировать как типичный инженерный проект, характерный тем, что решается новая задача с определенным качеством, при привлечении необходимых ресурсов, в определенное время и с допустимым риском выполнения такой целевой задачи. Поэтому, и такой сложный комплексный проект, как управление государством, подчиняется всем критериям и требованиям универсальной методики управления проектами, где структура власти выступает как менеджер инженерного проекта (по аналогии с проектами в экономике). Кстати, такое положение уже становится понятным аппарату власти, поэтому засидевшиеся в своих креслах высокие чиновники нанимают для конкретного управления соответственными структурами квалифицированных топ-менеджеров, дабы не показать свою бестолковость и безграмотность во многих вопросах.
Именно в этом, в реализации истинных целевых задач страны и заключается главная функция государственной власти.

Вместе с тем, наряду с выполнением своей главной системной задачи, государство должно постоянно уделять большое внимание самому человеку, который в этом случае выступает как объект деятельности государства, предмет социально-экономической политики, бесспорно важнейшей функции государства. Такая политика защищает ценности и свободы человека, способствует раскрытию его трудового и творческого потенциала.
Однако, чисто социальное государство, которое видит свою цель только в удовлетворении потребностей и повышении жизненного уровня своих граждан, обречено на стагнацию. Бюргерская, «растительная» жизнь вряд ли устроит весь народ (в особенности русский).
Человеку в силу присущей ему творческой активности, пассионарности, честолюбия, потребности в сильных эмоциях и экстремальных ощущениях нужны вызовы, преодоление, решение важных глобальных внеличностных задач.

*
Каких же целей необходимо придерживаться России?
Ни одну систему нельзя рассматривать автономно, без учета взаимодействия с более высокой по иерархии системой. Поэтому и Россию необходимо рассматривать как неотъемлемую составную часть мировой цивилизации. Без осознания этого невозможно правильно выбрать цели развития страны и осуществить эволюционные преобразования в нужном направлении.
В мире идет трудный, но неумолимый процесс интеграции отдельных стран  в единую цивилизацию, сочетающую в себе богатство и разнообразие национальных культур. Именно глобальная цивилизация и способна указать необходимую цель для человечества, задать соответственный вселенский проект, подтолкнуть к осознанию смысла жизни отдельного человека.
Поскольку в социально-технических системах основной преобразующей силой является человек, смысл существования человека проявляется в постоянном творчестве, изменении своей окружающей среды, познании Мироздания и его преобразовании. Сущность человека – чувствовать, получать впечатления и представления о мире и, главное, творчески изменять, структурировать его вопреки тенденциям движения к хаосу.
Смысл жизни человека, как существа с одной стороны биологического, а с другой стороны социального, в том, чтобы процесс развития общества и человека проходил без помех, с высоким синергетическим эффектом.

*
Есть и еще один важнейший аспект, связанный с наступающим постиндустриальным периодом, предвещающим т.н. «технологическую сингулярность» – вызванный огромным ускорением прогресса цивилизации некоторый качественный переход (который, по мнению экспертов, может произойти уже через несколько десятилетий).

Действительно, сложность технических систем и энерговооружённость человечества постоянно растёт, происходит  конвергенция современных ключевых технологий, определяющих технический прогресс и развитие человечества. К таким технологиям в первую очередь можно отнести нанотехнологии, биотехнологии, технологии искусственного интеллекта и науки о мышлении и мозге (т.н. NBIC - nano-bio-info-cogno).
Теперь все актуальнее становится понимание того, что научно-технологические достижения, наряду с мощным производительным потенциалом, имеют «оборотную сторону медали» и все более выступают как мощнейшее оружие, причем глобального вида, способное уничтожить человеческую цивилизацию.
К достаточно вероятным геологическим, климатическим и техногенным угрозам, оружию массового поражения (которого уже в избытке на планете), добавились «знания массового поражения».
Реальны сценарии создания наноассемблеров, способных переработать любые материальные объекты в «серую слизь», неконтролируемого искусственного интеллекта, превышающего возможности человека, супервирусов, убивающих людей или изменяющих их поведение или такого изменения генома человека, что он перестанет им быть.

Главная угроза глобальной цивилизации состоит в том, что человек и общество не успевают адаптироваться к развитию потенциально опасных технологий, не способны предсказать возможные последствия многих процессов и осуществить действенный контроль над ними.
В принципе, в человеке все еще мало sapiens, но слишком много homo и живет он по алгоритму «свиньи под дубом». Сверхуверенность, консервативность мышления, амбициозность, корыстолюбие и честолюбие человека совсем не способствуют осознанию возможных угроз.
Человеческое общество также не обладает действенными структурами, способными противостоять потенциальным глобальным угрозам. Оно разобщено на отдельные национальные государства, которые гораздо больше тратят на вооружение и войны, на национальную безопасность, чем на обеспечение глобальной безопасности.
Положение осложняется еще и тем, что в мире существует масса радикальных идеологизированных, религиозных и других маргинальных организаций и даже государств, готовых в своей борьбе «камня на камне не оставить», и это при постоянно растущей доступности потенциально опасных технологий.

Если к этому добавить некомпетентность и отсутствие системного мышления многих представителей власти, а также информационную закрытость и секретность, то положение становится пугающим.
По-видимому, подходит такой исторический период, когда модель общества должна рассматриваться не в категориях демократичности, авторитарности, рыночности, а в терминах выживаемости, неуничтожимости, а политические деятели должны оцениваться с позиции их усилий в предотвращении глобальных катастроф.

Можно (а лучше сказать нужно) не верить в пресловутый конец света, периодически назначаемый пророками, но считать достаточно вероятной гибель человеческой цивилизации в обозримое время и противостоять этому процессу просто необходимо.
Весьма вероятно, что объяснением парадокса Ферми («Если жизнь и разум объективные явления в природе, то почему не видно их проявлений в космосе?») является неизбежное самоистребление цивилизаций, достигших определенного технологического уровня развития.
Вот и наша цивилизация все больше напоминает обезьяну с гранатой, которая когда-нибудь дернет за колечко.

По-видимому, основная цель человеческой цивилизации состоит в ее выживании, в сохранении перманентного развития человеческого рода и экспансии разума во Вселенной.
К сожалению, до сего времени выживание цивилизации не рассматривается обществом в качестве своей главной цели. Инстинкт самосохранения должен быть распространен от каждого отдельного человека до всего человеческого общества, а модель «обезьяны с гранатой» кардинально изменена.

*
Для устойчивого прогрессивного развития  государства необходимо, чтобы все его составные факторы – структурные образования государства, система власти и человек действовали в общем направлении, имели общий вектор их усилий. Но именно это бывает далеко не всегда.
В силу природной сущности человека, его исторического и культурного развития, заложенных традиций и менталитета, ему свойственны индивидуализм и агрессивность, алчность и стяжательство, тщеславие и честолюбие, поддержка «своих» и неприятие «чужих». Вместе с тем, человеку свойственны стремление к справедливости, свободе, счастью и любви. Не чужды ему и коллективизм, патриотизм, лидерство.
Поэтому, с системных позиций цели человека как индивидуума иногда (а точнее сказать чаще всего) не совпадают с целями государства и его аппарата власти.

Властная структура в России до сих пор не озаботилась даже тем, чтобы определить стратегическую цель развития страны, ограничиваясь невразумительными лозунгами об удвоении валового внутреннего продукта, о модернизации и «нанотехнологизации» экономики и т.д.
Конечно, правильность и актуальность некоторых направлений функционирования государственной власти, таких как отдельные социальные реформы или реструктуризация экономики на базе использования высоких технологий, не вызывают никаких сомнений (если не считать, что это чаще всего лишь популистские лозунги), но желательно все же, чтобы они были глубоко проработаны с учетом мнения народа, промоделированы и не повторяли программы типа приватизационной реформы или проекта монетаризации льгот.
Власти даже не могут предложить заслуживающий внимания план развития общества, не то что воплотить его в жизнь Существующая система управления страной представляет собой набор хаотичных мероприятий, не связанных между собой единой стратегией.
За эффективность принятых мер никто не несет ответственности. Проблемы решаются по мере их поступления, да и то по принципу «попробуем, а потом посмотрим, что из этого выйдет».
А человеку, тем более русскому человеку надо знать как жить и для чего жить, какие идеалы и ценности защищать.

Правильно поставленные цели и задачи – это уже половина решаемого вопроса. Известная мудрость толкует - «тот, кто не знает куда идет, уже сбился с пути».
Какие же цели должна преследовать страна при своем развитии?
Как уже отмечалось, всякая социально-техническая система в своем развитии стремится достигнуть определенной цели, то есть перейти от существующего состояния к какому то иному желательному состоянию. Такой процесс перехода, называемый управлением, и осуществляется специальными структурами власти.
Как и для всякой системы, цель развития государства (как, например, и в бизнесе для коммерческих организаций) обеспечить устойчивые бесперебойные процессы развития страны, осуществить экспансию по всем направлениям с превращением ее в еще более сложную систему.
Такая цель для России - быть великой процветающей державой, в которой живут свободные творческие люди, и вместе с наиболее развитыми государствами строить глобальную человеческую цивилизацию, при этом обогатив ее своими эксклюзивными культурными и экономическими направлениями развития.

Если цель отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», то задача - на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?» с тем, чтобы получить промежуточные результаты на пути к этой цели.
Наряду с отсутствием внятной цели своего развития, Россия до сих пор не имеет и соответственных задач - основных направлений такого развития.
Их определение – главная конституционная обязанность Президента (статья 80 часть 3). Он их должен представлять в ежегодном Послании Федеральному Собранию. Но согласно Конституции Президент РФ ни с кем основные направления не обязан согласовывать и ни перед кем не обязан отчитываться за их реализацию, что привело к конституционной безответственности Президента РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Послания всех трех Президентов РФ практически забывали через неделю после их озвучивания. Они представляли собой лишь политические декларации о намерениях, не подкрепленные какими-либо конкретными проектами и программами (обычно в ходу были т.н. «дорожные карты»), где были бы отмечены участники и ответственные, сроки и результаты.

*
Главная опасность для России сегодня – это власть компрадорской буржуазии, которая свою страну рассматривает как колонию западной метрополии, зону для делания денег и сливания их в те приличные страны, где можно покупать замки, учить детей и планировать там свое будущее.

На пути реализации целевых задач неизбежно возникают всевозможные препятствия, помехи и вызовы, которые иногда не позволяют изменить существующее состояние системы и могут даже отбросить ее в сторону регресса.
Такими помехами в России являются:
• повсеместное воровство и коррупция, не позволяющие проводить какие-либо реформы;
• отчуждение от народа властных структур, решающих свои собственные задачи в ущерб развитию государства и подъема преобразовательного потенциала народа;
• высокий разрыв по уровню жизни между наиболее богатой и бедной группами населения, вызывающий опасную поляризацию общества;
• неблагоприятная демографическая обстановка, проявляющаяся в недостатке трудовых ресурсов в стране;
• авторитарная централизованная власть, не способная развивать регионы страны и местное самоуправление;
• малочисленность среднего класса – гражданского общества, обеспечивающего низовое демократическое самоуправление и служащее опорой для осуществления целевых задач;
• слабая диверсификация экономики - чрезмерное ориентирование экономики на сырьевой экспорт и недостаточное развитие высокотехнологических производств;
• слабая инфраструктура, как транспортная, так и энергетическая и информационная.

Для того чтобы провести эффективные структурно-функциональные преобразования в стране в первую очередь необходимо ликвидировать, нейтрализовать или существенно ослабить влияние указанных факторов, иначе будет трудно даже сдвинуться с места (о чем свидетельствует ряд безуспешных реформ, проводившихся в последнее время).
Все усилия по решению задач модернизации государства будут тщетны, если не справиться с главными проблемами России, для чего потребуется усиление правового пространства; укрепление этических норм, нравственности народа, патриотизма, национальной гордости; восстановление доверия к власти и дальнейшее развитие демократических начал.
Первоочередные задачи реорганизации страны как раз и заключаются в развертывании работы по нейтрализации помех и преодолению отмеченных проблем.

Древняя китайская мудрость гласит, что государство существует и устойчиво развивается не тогда, когда у него сильная армия и сытый народ, а только тогда, когда у населения существует доверие к власти. Дефицит доверия к власти в России налицо. Общество в своем большинстве устало презирать свое отечество в лице властных лидеров всех уровней и зажравшихся олигархов и чиновников. Постоянные непопулярные меры правительства, решающие все проблемные вопросы за счет населения, вызывают уже открытую ненависть народа к чиновникам, к корысти, равнодушию и бестолковости высшей власти, а через это и к самой «этой» стране дураков и воров.
К сожалению, вопрос восстановления гражданского согласия находится в ведении элитных «верхов», поскольку «низы» общества, оппозиционные силы за всю многовековую историю России фактически утратили способность к организации и активному цивилизованному противостоянию произволу властей, приобрели холуйские замашки и существуют у нас даже не в зачаточном, а скорее в противозачаточном состоянии.
Безусловно, власть, не поддерживаемая народом, может быть смещена и «снизу», путем революции и силовых воздействий, но такие процессы в России  не принесут успеха ни одной из сторон, но отбросят страну от прогрессивного развития далеко назад.

Для достижения поставленной цели придется долго и упорно работать в этом направлении, поступиться определенными благами и социальными отчислениями, платить за это. В противном случае Россия не будет иметь так необходимого ей стержня развития, консолидирующего нацию, и будет обречена на постепенное угасание и превращение в ряд мелких развивающихся государств, «проедающих» свои богатые ресурсы и находящихся в услужении основных развитых стран.

*
Что же могут представлять собой структурно-функциональные преобразования (или как сейчас принято называть модернизация) страны?
Отметим, что само понятие страна предполагает тесное единство и взаимосвязь таких компонентов, как пространственное расположение - территория, народ – население, система управления – власть, социально-экономическая система, культурно-историческое пространство.

При достижении цели решается ряд задач за счет активации определенных процессов как в самой системе, так и за ее пределами. Процессы, призванные решить определенные целевые задачи, можно интерпретировать как перспективные направления (программы, проекты) достижения поставленной цели.
Постановка цели прогрессивного развития России сродни поиску национальной идеи, поскольку такая цель должна закрепиться в сознании народа.
Прежде всего, надо определиться (причем всему народу, всем его слоям и группам) с вопросами – «кто мы?» и «кем хотим стать?».
Как уже отмечалось, в настоящее время Россия находится в достаточно сложном состоянии, не позволяющем проводить эффективные структурно-функциональные преобразования. Это состояние во многом определяется тяжелым наследием предыдущих десятилетий, когда властные структуры реализовывали многие целевые задачи, далекие от прогрессивного развития государства. Образно говоря, мы имеем огромную сильно захламленную строительную площадку с небогатыми и малочисленными строителями, не имеющими ясного представления о том, что же они строят.

Перед проведением структурно-функциональных преобразований в России необходимо «расчистить рабочее место».
Для успешного проведения преобразований наряду с постановкой целевых задач надо определиться с важнейшими отправными вопросами государственно-территориального устройства, политической, экономической и социальной систем страны, которые до сих пор еще не разрешены. Это в первую очередь отношение к СССР и его распаду, к разделению его народа, к перспективам российской цивилизации.
Здесь - сплошные вопросы:
• • Является ли распад СССР закономерным событием или трагической случайностью?
С одной стороны СССР – это рывок в развитии человеческой цивилизации. Были четко показаны возможности экономики, науки, культуры, а нравственное здоровье народа было несравненно выше, чем в западных странах.
Но, с другой стороны, тоталитарный строй, созданный за счет узурпации власти и геноцида собственного народа, засилье партийно-политической номенклатуры и отсутствие реального народовластия и погубили страну.

• • Необходимо ли реанимировать экономические и социально-политические отношения с постсоветскими странами в рамках общих государственных структур или признать существующее положение и развиваться в пределах сложившихся границ, поддерживая отношения с образовавшимися государствами как и с любыми независимыми странами, исходя из собственных прагматических интересов России?
Как держава, стремящаяся к созданию собственной цивилизации, Россия должна заниматься развитием большого «русского мира».
Однако нельзя сказать, что постсоветские государства сильно стремятся к объединению, даже в экономическом и торговом плане. Видимо, центробежные силы еще превалируют, идея развода еще не полностью реализовалась. Как писал бывший лидер, «прежде чем объединяться надо хорошенько размежеваться».
Да и что Россия может предложить новоиспеченным независимым государствам? Авторитарный клептократический режим с махровой коррупцией и нестабильное социально-экономическое состояние? Народ бывших республик СССР был бы за интеграцию с Россией, но местные властные кланы, в еще большей мере обладающие перечисленными «достоинствами», вполне устраивает существующее суверенное состояние.
Более того, отдельные постсоветские республики ведут себя как неблагодарные дети или друзья в случае крупных проблем и неудач или как стайные хищники, когда вожак ослабел. Они дистанцируются от неудачника (РФ не в лучший период своего существования) и даже стараются его «поклевать», что проявляется в пересмотре общей истории, территориальных притязаниях, требованиях компенсаций за надуманный ущерб.
Так что интеграция на постсоветском пространстве видится процессом очень длительным. Страна слишком слаба и не способна эффективно проводить какую-либо имперскую политику.

• • Как относиться к неизбежному сближению постсоветских государств с сопредельными странами, часто цивилизационно отличными от России?
По-видимому, Россия не в состоянии как-то повлиять на ряд независимых постсоветских государств, ориентирующихся на более прогрессивных и близких по менталитету соседей. Удержать бы свои полусуверенные национальные республики.

• • Необходимо ли укреплять и развивать собственную российскую цивилизацию, «русский мир» или ориентироваться на существующие цивилизационные образования?
Россия, как никакая другая страна, окружена различными цивилизациями, оказывающими большое влияние на нее, но в силу своих историко-культурных традиций, огромной территории и большого населения не может быть ассимилирована ни одной из таких цивилизаций (но вполне может быть разделена).
После падения СССР и переходного смутного времени ресурсы России резко уменьшились, а геополитические задачи (и имперские амбиции) остались прежними.
Мы себя не позиционируем как «западную» цивилизацию (хотя власть России тяготеет к Западу - там у нее банковские счета, особняки и дети в школах и университетах), но и не собираемся сильно сближаться с другими  цивилизациями (такими, как исламская, китайская, японская, индийская). Россия должна строить и укреплять собственную, еще довольно молодую, цивилизацию. Глобальное предназначение России – связать все основные цивилизации и не дать возникнуть конфликтам на своих непосредственных границах. Россия обязана вернуть себе статус мирового лидера в создании глобальной цивилизации.

• • Проводить ли политику сохранения российской идентичности, русского языка, общей истории и культуры в бывших союзных республиках?

• • Сохранить ли существующее государственное устройство или строить федерацию на других принципах?
Российская Федерация, построенная на национально-территориальном принципе, нежизнеспособна, что исторически подтвердилось в ряде стран, включая СССР. При таком устройстве растет коррупционность национальных властных элит и суверенизация национальных республик, обостряются национальные и социальные проблемы.
В России давно назрел вопрос о реорганизации территориального и государственного устройства. По-видимому, неизбежен переход к федерации, построенной по территориально-экономическому принципу с сохранением культурно-национальной автономии этнических регионов, или даже создание унитарного государства.
К сильной российской цивилизации надо идти от создания унитарного государства на базе русского народа к союзу государств, объединенных культурно-исторической идентичностью и связанных экономикой и близким языком.

• Оставить ли существующее централизованное управление страной или осуществить децентрализованное региональное управление?
Существующая политика сверхцентрализации управления, когда экономика и культура страны стягивается в два мегаполиса (которые еще постоянно разрастаются за счет периферийных территорий), а региональная политика рождает депрессивные дотационные регионы, наносит большой вред развитию России. Только открытые, информационно-прозрачные, демократические общества могут создать что-то дельное.

• По каким направлениям совершенствовать существующую политическую систему, позиционированную в виде демократической президентской республики, а на деле представляющую собой авторитарную клептократию?

• Что предпринять для укрепления экономики и социальной структуры?

Это далеко не полный перечень первоочередных проблем и задач развития страны на период, который для развитых стран условно назван постиндустриальным.
Без четких ответов на такие вопросы нельзя успешно двигаться вперед, решать стратегические задачи и исправить сложившийся имидж страны, как политически непонятной, непоследовательной и непредсказуемой.

К сожалению, в настоящее время произвести какие либо заметные прогрессивные изменения в России «снизу» чрезвычайно сложно - устали все от революционных потрясений и глобальных вызовов прошедшего векового периода, поэтому решение задач реорганизации всех сфер жизни, всех составляющих социально-технической системы требует огромной работы по организации и образованию народа. Отрадно, что последний период (с осени 2011г) проходит под знаком формирования и укрепления гражданского общества и оппозиционных сил.
С другой стороны, трудно надеяться, что коррумпированная власть, владеющая огромными ресурсами, недвижимостью и преследующая свои корыстные цели, предпримет необходимые преобразования в интересах всего народа. Такие решения (стратегические, а не конъюнктурные) способны принять истинно государственные деятели, а не политиканы и заевшиеся чиновники, дорвавшиеся до синекуры.
Необходимо сформировать действительную властную элиту общества. И если эта новая элита не проявит необходимой политической воли, не победит в себе стяжательство и коррупцию, наша страна продолжит деградацию.
Пока налицо ситуация, когда «низы уже давно не хотят, а верхи их всё могут и могут!»

В решении целевых задач реорганизации России основная роль должна отводиться думающей, но не одураченной молодежи, новому постсоветскому классу образованных активных людей, не обремененных устаревшими представлениями, не обросших всевозможными регалиями и властью.
Преобразования должны проводиться постепенно и желательно конституционным путем. Вместе с тем, не стоит впадать в идеализм и жертвенность и помнить, что «светлое будущее» всегда должно быть при жизни существующего активного поколения, которое его строит.

*
Может ли Россия, традиционно считающаяся страной плохих дорог, дураков и горьких пьяниц, а нынче еще и страной воров, коррумпированных чиновников и неконтролируемой власти, стать в авангарде процесса движения к глобальной цивилизации? Хотелось бы верить, что может!
Либо мы сформируем новую российскую цивилизацию, новый центр мирового развития, либо не состоимся как страна и народ.