Страсть к рыбалке

Влад Сомов
Рыбалка - это увлечение, которое живет в душах  всех  мужчин.  Ну, если не всех,  то большинства, и  занимает там довольно значительное место. 
   Не подумайте, что не спать ночь добираясь  к месту рыбалки можно  только  руководствуясь  древним инстинктом  добычи пропитания.  Нет, вовсе не  желание наловить больше рыбы движет огромной армией рыболовов. Если хочется рыбы, то проще и  значительно дешевле  «наловить»  ее на базаре, или в супермаркете.

    Не для кого не секрет, что стоимость пойманой рыбы меркнет перед стоимостью  снастей, рыболовного обмундирования,  приманок прикормок и израсходованного бензина.
    Расходуемые на рыбалку  средства не идут ни в какое сравнеие  со стоимостью  полученного результата.  То есть, непосредственно рыбы.

   Так что же движет  огромной армией рыболовов?  Какой непобедимый инстинкт заставляет их  время от времени забывать о семье, работе  и других повседневных обязанностях и,  облачившись в специфическую одежду срываться с насиженных мест?  Что заставляет  солидных мужчин по - детски играться  с блесенками, мормышками и  спиннинговыми катушками, учиться вязать замысловатые узелки,  составлять собственные  рецепты приготовления разноцветных галушек под названием  Бойлы?
    Это все –  непобедимый инстинкт добытчика.  Инстинкт, сформировавшийся тысячелетиями и  умноженный на  чувство свободы и потребность общения с природой.

   Все рыболовы  врожденные  романтики.  Большинство их них не поет песен под гитару у костра, не закатывает к небу глаза пронзая темноту и пространство в поисках  далеких звезд, но…
   Выжидая в прохладной  ночной тиши  тот единственный и неповторимый звук колокольчика на донке,   помешивая  поспевающую на костре, уху  или слушая  рыбацкие небылицы  товарищей  ты  ощущаешь,  как улетучивается груз ежедневных забот.  Тревоги,  казавшиеся  такими важными и наболевшими,  уходят прочь,  мысли становятся поверхностными,  давая возможность  мозгам отдохнуть.   

  Что может сравниться по  красоте с просыпающейся в утреннем тумане рекой, когда солнца еще нет,  лишь только  небо на востоке  разгорается  огромным заревом, покрывая горизонт, воду и далекие деревья волшебным светом, состоящим из множества оттенков красного, малинового и оранжевого цвета.
  И, вот, огромный раскаленный диск  поднимается над горизонтом,  освещает все вокруг, и лишь  остатки ночного тумана  стелятся  над водой скрывая  тайны подводного мира. 
   Мелкие ткачики  затевают  перебранки в камыше и,  то и дело,  шумной тучкой выбирают  лучшее место.
 
   Но, как правило, всю эту красоту не видишь.  Скорей  ощущаешь ее  подсознательно.  Можно сказать  кожей,  потому,  как все внимание приковано  к снастям.   
   Это может быть поплавок,  отражающий  непонятные  действия  крючка,   или  бланк спиннинга,  четко передающий  постукивания по дну  силиконовой приманки.   А может быть, это вибрирующий  кончик  спиннинга  с   фирменным воблером,   вызывающим на бой  судака, или щуку…   

     Кто не пробовал, тот не может представить себе,  какой  захватывающий и всепоглощающий интерес может вызвать  кивок  с паутинкой лески, исчезающей в обмерзшей лунке…
     А может…   Впрочем, варианты бывает разные,  но,  их объединяет одно.  Где-то рядом обязательно есть человек, который внимательно следит за процессом.  Этот чудак  полностью  поглощен происходящим и  находится в своем  мире, мире красоты и единения с природой.   И мир этот прекрасен!   
     Нужно ли говорить,  что зараженный  рыболовной страстью  индивидуум будет всегда и везде искать  возможность  хоть не надолго снова и снова побывать в своем мире.  В мире рыбалки.
    
    Эта история произошла  в далекие студенческие годы,  когда я в составе  группы проходил  летнюю пракику в  славном городе Рига.   Мы, будущие архитекторы изучали город, делали зарисовки достопримечательностей,  как могли,  помогали  проектному институту.
       Красавица Рига!  Старый город с его узкими улочками, башнями, живописными средневековыми домами.  Запах кофе и пирожных, плывущий  между старинными фасадами.  Вросший в землю Домский собор, в котором  звучит орган, и   скучающие посетители зевая мысленно ставят галочку в списке обязательной программы  достопримечательностей.
 Блуждая по узким улочкам,  приезжие стараются найти места, где снимались известные фильмы.
      Вот здесь гулял профессор Плейшнер,   ловили преступников  Шерлок Холмс и доктор Ватсон. В Риге смался любимый с детства фильм Армия Трясогузки. И еще много известных и не очень фильмов, потому, что старинный город - это одна большая декорация. Кино можно снимать в любой точке. 
 
     Многоногочисленные маленькие кафе зазывают посетителей умопомрачительными ароматами, выплывающими из распахнутых дверей.
 Знаменитое кафе Старая рига  угощает   колоритных старушек  ароматным  кофе, приготовленным в песке и  крохотными пирожными с «барбарой»
      В Риге  восьмидесятого года  добавился  летний зной, очереди за продуктами,   спиртным, и  отголоски проходящей  в стране  олимпиады.
 
  Мой товарищ по командировке  и  сожитель по общежитию был такй же неисправимый рыбак, как и я.
 -    Ты посмотри!    Вот это да!-
      Анатолий   замер у витрины рыболовного магазина.
      Нет, ну, ты посмтри, какие  шмотки стильные!
 -    А спиннинг какой! 
Почесываясь,  он отхлебывал из бутылки Рижское  светлое.
 -     Ну скажи мне,  зачем манекену  такой  костюм?    А сапоги?   
 -     Я уже о спиннинге молчу!     Зачем ему  Лумис?    Дали бы ему в руки
 швабру,  он бы и на нее поймал эту поролоновую щуку!
        Манекен  презрительно скосил плохо нарисованные глаза, и чуть было не ответил что- то оскорбительное на латышском языке, но вовремя спохватился  и крепче сжал в руке дорогой спиннинг с болтающейся на веревке  раскрашенной   рыбой.
 -     Все!  Бросаю пить и завтра  на рыбалку!     Прямо с утра!   - Толик нервно  почесал  в кармане  джинсов.   Вот только где червей накопать?   
 -     Ты случайно не знаешь,  где лопату  найти? –

       Допив пиво  он  оставил  пустую бутылку  возле витрины  и  широко зашагал в сторону  общежития.
 Проходя по мосту в новую часть города,  Толик указал  на небольшую группу людей  на набережной. 
  -    Смотри, видшь, кучка людей толпится у парапета?   Это местные рыбаки.  Я не раз видел, что это место не пустует.  Нигде  их нет, а здесь, будьте любезны!   К воде не подберешься! 
 
      Утром  я проснулся от  бормотанья,   состоящего, в основном из междометий. 
       - Ах,  Ё….,  Вот,   Б…,
Я   понял,  что приятель мой собирается на рыбалку.   Он достал из-под кровати привезенную  из дому удочку   и  привязывал к ней  недостающие  элементы, что-то у него не получалось, и он тихонько ругался.
       Наконец,  все,  что должно  было быть привязано, привязалось,  и рыболов,  цепляясь удочкой  за все, что было на его пути  отправился  пытать счастья  в незнакомой реке.
    В отличие от него, удочки у меня не было, и я со спокойной совестью  продолжил сон.


Еще издали  в группе  местных  рыболовов  я увидел Анатолия Он был полностью поглощен процессом.
  -   Привет!  -   Коротко бросил приятель, и  снова впился глазами в большой  поплавок.
Мне было интересно,  что же они ловят, и я стал наблюдать.
           Група  рыболовов стояла на гранитной набережной повернувшись боком к воде,  прижавшись друг к другу  и выставив   руки в сторону воды.   Их удочки напоминали шпаги, а напряженные лица  свидетельствовали о важности момента.
  Мне, даже показалось, что из воды в любую минуту могут показаться гвардейцы кардинала и  завяжется  бой.   
  -    Мало места!   Вот в чем дело!  - Догадался я.   
     Иногда,  какая-нибудь  из удочек взметалась вверх и в воздухе блестела мелкая  рыбешка.   Добыча тут же исчезала  в сумке,  и процесс продолжался.
- Что им,  места мало? – Не понял я.   Жмутся друг к другу, как родственники.
Оказалось все просто.
Прямо над водой из стены торчал отрезок трубы, из которого  вытекала вода вынося  из неведомых  глубин всякий мусор.      Очевидно, он и привлекал рыбу.

   «Мушкетеры»  старались забросить удочки как можно ближе к трубе и удержать их в уловистой зоне.
 Так, как места  было мало,  рыболовы стояли вполоборота  прижимаясь друг к другу.  По неизвестной мне причине процесс протекал в полной тишине. 
      В центре,  прямо над трубой  стоял мой приятель  и поправлял ногой  пакет с пойманными  плотичками.   
  Мельком   взглянув  он  спросил -
     - Половить не хочешь?  Рука устала, но  отойти не могу,  боюсь место потерять.   
      Я уже почти согласился, но вдруг, из мутного потока вынырнул большой  белый презерватив, и повис на  полавке.   
 Толик задергал концом удочки.
  -   Вот, зараза!   Третий!  -   Он продолжал манипулировать удочкой, но, ехидное изделие и не думало покидать полюбившееся место.   Уцепившись за поплавок, оно гордо реяло в  речном потоке и было похоже на стяг боевого корабля.
Пришлось доставать снасть из воды. 
 -  Вот, Мля!   -  Процедил сквозь зубы  Анатолий  вытирая руку  штаны. 
      - Можно подумать, что эта труба  проложена из публичного дома!   
- Ну, что, уху  сегодня сварим?  -  Не отрывая  взгляд от поплавка  спросил  приятель.
 Еще один рыболов  начал борьбу с подземным сюрпризом.   
- Смотрите,  в пупырышках! Это редкость!  Наверное, дорого стоит…-      
Произнес голос с акцентом.
 
     В  сумрачной прохладе фирменной пивнушки мы наслаждались пивом.   Тихо играла музыка,  в глиняных кувшинах пенился янтарный напиток.   После застоявшейся  жары было уютно и хорошо. Как и положено, к пиву подали сыр и соленые закусочки.  Принесенная Толиком сушеная рыба отдавала нефтепродуками, и я предпочел сухарики.


                Декабрь 2011