Вагон из прошлых лет. Картины воспоминаний. Гл. 4

Михаил Гавлин
 Продолжение.               


                Импрессионизм

Мои стихи складывались, большей частью, из впечатлений: звуковых впечатлений, рожденных занятиями музыкой (я обучался игре на флейте в музыкальной школе), от соприкосновения с очень любимой мною в то время музыкой Дебюсси, Равеля, Скрябина, из зрительных впечатлений большого города, из впечатлений, полученных от картин импрессионистов.
                А в городе весна Моне и Ренуара, 
                И воздуха и зелени полна,
                И звуками старинного (разбитого) рояля
                Вас на холсте волнует тишина.

                Тревожат чернотой стволы деревьев
.                Сквозь нежной зелени мерцающий призыв.
                Летит с холста порыв воображенья –
                Весны зеленый и неслышный взрыв.

                И нежность лиц, и звонкость платьев женских,
                Чья ткань изменчива, воздушна и легка,
                Глядят на вас в упор с улыбкой детской
                С картин Тулуз-Лотрека и Дега.

Я очень увлекся художниками импрессионистами, выставки которых стали одна за другой проходить в Москве, все больше их картин стало входить в экспозицию Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Да и сама Москва, как-то стала преображаться к концу 1950-х гг., становиться тоже какой-то более импрессионистичной, теплой, человечной, более интересной по колориту. Толпа людей на центральных улицах, особенно по вечерам, стала более нарядной, яркой. У москвичей появилось больше склонности, да видимо и возможностей, вечером пройтись погулять по центру, сходить в кино и театры, в кафе и рестораны. Стало больше появляться красивых и просто шикарно по тем временам оформленных витрин универмагов и магазинов с неоновыми подсветками, красивых гостиниц, больше иллюминации, красивых фонарей на центральных улицах города – улице Горького (ныне Тверская), особенно у Центрального телеграфа, на Пушкинской площади, площади Маяковского, Театральной площади, на бульварах, на Арбате. Это было все рядом. Родные меня не слишком опекали, мать целыми днями работала, и я нередко имел возможность часами бродить вечерами по центру в полном одиночестве. Дворовые друзья к вечеру куда-то исчезали и я вечером очень часто, часов до 9-10 вечера, был предоставлен самому себе и шел гулять, особенно в хорошую погоду, по улицам. Кроме того, я занимался в музыкальной школе, которая располагалась на Пушкинской площади, во дворе около кинотеатра «Центральный», теперь снесенном. Занятия нередко шли вечерами, уже после обычной школы, и возвращался я с них, естественно, тоже не прямо домой, а делая большой круг по центральным улицам и бульварам.  Эти вечерние прогулки, особенно в теплые весенние дни, очень меня волновали в мои 15-17 лет, и конечно, будоражили мое поэтическое воображение, которое я и пытался соответствующим образом выразить.

                Апрель в столице, как премьера,
                Дебют кудесницы Весны.               
                И вновь листва зазеленела,               
                Афиши вновь обновлены.               
            
                И снова толки по столице               
                Влились в капели перезвон…               
                Так, обновленною страницей               
                В нас открывается сезон.               

                Так, начинается весенний
                Пожар, круговорот судьбы.
                Игрой апрельских увлечений
                Весь город поднят на дыбы.

                Вновь озорной и легковерный
                В душе у каждого апрель.
                И над столицею премьерной
                Кипит небесная метель.

Я, как мог, пытался передать в стихах этот живой импрессионизм, игру света, переливы красок вечерних московских улиц: свет от фонарей и витрин, нарядность женских платьев, глубину изумрудного цвета зеленых крон деревьев на улицах и городских бульварах, чарующую тайну и теплоту лиц гуляющих – все, что составляет очарование городского пейзажа, и еще что-то неуловимо артистическое, «парижское», но в московском духе, что всегда присутствовало в атмосфере московских улиц тех лет, на бульварах, или, например, в летнем саду «Эрмитаж» на Петровке. Я часто бегал из Столешникова в этот сад: то в кино, то на концерты, проходившие на открытой эстраде, то просто побродить по его зеленым аллеям, особенно вечерами.

                В лабиринтах зеленого бала,
                Там, где музыка, фонари,
                Веет нежностью Ренуара,
                Мимолетностью Самари…

Я готов был положить начало стихотворному поэтическому «импрессионизму» и представлял уже себя в мечтах родоначальником целого нового направления или течения в поэзии, чем-то вроде Клода Моне в живописи.
Несколько небольших стихотворений были целиком подчинены решению такой изобразительной задачи – создать чисто импрессионистический городской пейзаж. Таким, например, было мое стихотворение, родившееся одним летним вечером на Советской площади:

                На уютной площади,
                Сотканы из света,
                Вечера и воздуха,
                Люди – силуэты.

                Струны вместо голоса
                И певучен город,
                И последний возглас
                В воздухе расколот…

А эти четыре строки были рождены пульсирующей вечерней атмосферой улицы Горького:

                В брызгах неоновых света,
                В толчее многоцветных реклам
                Элегия есть для поэта
                Элегия звезд и стекла.

Еще одно короткое импрессионистическое стихотворение возникло на аллеях Тверского бульвара недалеко от Малой Бронной:               
               
                Город под сине-зеленым небом
                Тонет в гирляндах огней,
                Словно, окутанный облаком света,
                Сотканным из теней.

А другое – на канале около кинотеатра «Ударник»:

                Заходящее солнце в канале
                Утопило свои костры.
                Тихо сумерки в воду упали
                И безмолвные поплыли.               
             
                Луч последний вдали пробился,
                Словно красный большой петух,
                В окнах сотнями игл разбился,
                Просверкал, изнемог и потух.

В дальних сумеречных аллеях сада «Эрмитаж» рождались следующие смутные строфы: 

                Фонари запутались в листве
                Ароматных парковых аллей
                И в тенистой мягкости ветвей
                Стало небо чуточку светлей.

                Там вдали феерия огней,
                Смутное движенье голосов,
                Оттого полнее тишина
                В очертаньях белых облаков.

Очень часто все окружающее меня на вечерних московских улицах казалось мне чем-то нереальным, ненастоящим, какой-то театральной декорацией,  в которой люди, живущие эмигрантами в этом нереальном мире, подменяют театральной маской свою другую, спрятанную за этими театральными кулисами вечернего города от посторонних глаз, настоящую, но тщательно скрываемую ото всех, глубоко внутреннюю и полную необычных фантазий жизнь.

 
                Декорация

                Под сиреневым небом               
                Неподвижные кроны деревьев.         
                В фиолетовых далях               
                Неоновый ворох огней.    
          
                Это сказка,               
                Сказка, в которой ты не был.         
                Отражение города,               
                Странного города в ней.             

                В этой сказке,   
                Лишенной живой полутени,
                Театральное небо,
                Театральные люди и стены.

                Но приходят, порой,
                В золотую страну эмиграции.
                Начинают игру.
                В жизни имя ее – декорация.

               
                Продолжение следует.