Бессмертная партия Часть 2 глава 12

Хорошулин Виктор
В соавторстве с Валерием Сергеевым Орловским



         Размышления шахматной фигуры – 12
 
         Как спокойно шахматное поле битвы пред началом сражения, и как оно бурлит и бушует в ходе баталии! В начале это – тихие чёрно-белые квадратики, безмятежная гладь между двумя армиями. А в миттельшпиле – это уже рычащее и грохочущее столпотворение! Беспощадная резня!
         Убитые покидают поле битвы, оставляя его живым…
         Но, при этом… Хотя количество фигур уменьшается, но свободного места становится всё меньше!
         Парадокс? Не шахматное это слово, но очень может быть…
 

 
         Глава 12. Методы борьбы со старением
 
         «Министр здравоохранения области Владимир Вольф ответил на вопросы газеты «Вечерний трамвай» и его читателей.
         - Правда ли, что с калининградской «Скорой помощи» уволились около 70 сотрудников?
         - Несколько человек оттуда действительно ушли. Но дефицит кадров есть везде, во всех медучреждениях по всей России.
Кстати, как работает наша «Скорая помощь», я испытал на себе. У меня гостил внук, ночью температура поднялась до 40, мы вызвали «скорую». Она приехала через 10-15 минут, ребёнку не стали делать никаких инъекций, просто дали рекомендации. Утром я отправился в аптеку, купил таблетки. И всё! Я считаю - сработали быстро и профессионально».
 
         «У немцев всё аккуратно, надёжно и пунктуально, - думал Кирилл. - Этим они избавили себя от суеты, проволочек и излишней нервотрёпки. Всё у них просто: сказал – сделал… Почему же у нас всё по-другому?»
         Он не поверил, что вот так, сделав всего один звонок, можно решить проблему. Но, как оказалось, ошибся. Доктор Раух сразу перезвонил кому-то из водителей, возможно, находящихся на дежурстве, и машина, выехав откуда-то из пригорода Берлина, через полчаса уже была на месте дорожно-транспортного происшествия.
         Кирилл не сразу понял, что водитель, остановивший машину на обочине, опустивший стекло и выкрикнувший: «Doktor Iljin! Doktor Rauch!», зовёт именно его.
         Времени на улаживание различных формальностей с дорожной полицией ушло тоже совсем немного и вот, уже Ильин сидит на заднем сидении «Мерседеса», спокойный и расслабленный, и размышляет сквозь сон о несомненных достоинствах немецкой нации.
         - Циезар? Гросс-Бризен? – на всякий случай переспросил он шофёра, когда усаживался в автомобиль.
         - Ja-ja! Zum Doktor Rauch (16)! – с улыбкой ответил немец.
         «Как всё странно складывается! Случилось несчастье с Леночкой и вскоре – столь необходимое знакомство с патологоанатомом Борисовым… Неудача с Орловым, казалось бы, должна выбить меня из колеи, ан нет, тут же удалось списаться со специалистом из Германии и даже выехать к нему на переговоры! Катастрофа в поездке, но я – жив, хоть и ранен, и еду к доктору Рауху, который, по его словам, будет рад встретить меня лично! А главное – я уверен, что найдётся эта замечательная книга, удастся создать волшебный эликсир… Ладно, пусть не волшебный, пусть не совсем эликсир… А необходимое средство, которое спасёт мою дочь!»
         Иногда Кирилл погружался в дремоту, порой пробуждался ото сна и глядел на огни проплывающего справа Берлина.
         - Bitte, schlafen Sie (17)! – заботливо произнёс шофёр, видя, как его пассажир борется со сном.
         Кирилл его понял.
         И всё-таки следует выбрать тактику поведения. Нельзя сразу брать «быка за рога», иначе Раух может превратиться из доброго и отзывчивого человека в настороженного и недоверчивого хранителя семейных тайн… В цепного пса.
         Вместо этого мысли русского врача вновь замелькали вокруг размышлений о чудодейственном эликсире. Кириллу было известно, что древнейшие легенды многих народов упоминают про «эликсир бессмертия», который вкушали их божества. Во всех странах его называли по-разному. Боги древних греков употребляли дарующую вечную жизнь амброзию, индийские боги — амриту, боги иранцев — хаома, боги Древнего Египта — воду бессмертия.
         До нас дошел рецепт эликсира бессмертия, составленный личным врачом папы Бонифация VIII (18): следовало измельчить и смешать золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру…
«Ах, если бы все было так просто! – сквозь сон размышлял Кирилл. - Темнят что-то древние мудрецы… Да и как тут не темнить? Всё, что им посчастливилось создать, как и то, что не удалось, всё это должно храниться в глубочайшей тайне…».
         Сон его всё-таки сморил. Но не надолго. Ещё не начало светать, когда машина прибыла к месту назначения. Едва «Мерседес» остановился, как Кирилл тотчас пробудился. Он сразу понял, что приехал во владения доктора Рауха. Водитель вышел из машины и поздоровался с кем-то, спешащим навстречу.
         С правой стороны автомобиля открылась дверца, и в салон заглянула миловидная женщина лет пятидесяти:
         - С прибытием, доктор Ильин, - приветливо улыбаясь, произнесла дама на чистейшем русском языке. – Вольфганг Раух будет рад вас видеть!
         С большим трудом, превозмогая боль, Кирилл выбрался из машины. Тут же к нему подбежали люди, поддержали за руки.
         - Спасибо, я сам, - вымученно улыбнулся Ильин.
         Подошёл высокий, статный господин и что-то произнёс по-немецки, протягивая Кириллу свою крепкую руку. В его взгляде читалось беспокойство о состоянии гостя.
         - Это и есть доктор Раух, - пояснила женщина. – А я – его супруга Марина. Я сама - русская, поэтому я буду переводить вам слова мужа, а ему – ваши. – Она опять улыбнулась. – Вольфганг знает, что с вами случилось и постарается помочь... Давайте, пройдём внутрь дома, там для вас приготовлена комната. Все вопросы будем решать после отдыха. Вы не возражаете?
         Кирилл взглянул на Рауха. Симпатичный господин сделал знак следовать за ним. Дружелюбная улыбка не сходила с его губ. Был он немного выше Кирилла, голова его была почти полностью лысой, разве что на висках и затылке кое-где ещё серебрились остатки волос. На вид немецкому доктору можно было дать лет 65.
         Ильин осмотрелся. Машина стояла возле забора у трёхэтажного особняка. Ворота были распахнуты. Над ними красовалась вывеска с названием заведения. Марина тут же пояснила:
         - Это и есть клиника доктора Рауха и его, так сказать, штаб-квартира. Заходите, просим вас…
         За забором росли стройные туи, вымощенная плиткой дорожка, по краям которой выстроились кусты роз, вела прямо к крыльцу. Вся прилегающая к зданию территория ярко освещалась фонарями.
 
         Ближе к полудню состоялся врачебный консилиум. Состояние Кирилла пока не вызывало опасений, однако требовало определенного лечения.
         - Боюсь, мне не удастся в ближайшее время организовать вам экскурсию по моей клинике, - с сожалением произнёс доктор Раух. – Вам нужен покой, и я вам его обеспечу. Минимум нагрузок и резких движений, две недели спокойной, размеренной жизни, и вы будете в полном порядке… Подумать только, в таком состоянии вы спасали людей!….
         Марина постоянно находилась при муже. Все его высказывания она немедленно переводила Кириллу. В свои пятьдесят, а, возможно, с небольшим симпатичным «хвостиком» лет, она производила довольно приятное впечатление, и была очень внимательна, несмотря на подчеркнуто строгий и деловой вид.
         Лечение решено было провести здесь же, в клинике.
         Когда врачи удалились, Ильин, постанывая, оделся и погрузился в глубокое, но удобное кресло. В окно настойчиво «ломился» солнечный свет. В здании царила непривычная для русского уха тишина.
         Отведенная Кириллу комната больше напоминала больничную палату или, точнее, гостиничный номер. Впрочем, и то, и другое не совсем соответствовало данному описанию. Было в ней какое-то неуловимое своеобразие, которое отличало её и от палаты, и от номера. Высокие потолки с резной лепниной, роскошная люстра, возможно, из настоящего хрусталя… Широкое окно с лёгким тюлем и плотными гардинами… Огромные напольные часы, которые, кряхтя и постанывая, иногда нарушали патриархальную тишину заведения доктора Рауха. В углу справа от окна – современный телевизор, с другой стороны – компьютер. Справа от входной двери – книжный шкаф. Рядом с ним на тумбочке – музыкальный центр. На полу постелен мягкий ковёр. И – всегда к услугам – кнопочка вызова персонала.
         - Мне бы не хотелось демонстрировать свою неучтивость и загружать вас деловыми вопросами… - Раух присел в соседнее кресло. Его супруга заняла место рядом с мужем. – Последние события немного выбили вас из колеи, не правда ли?.. Впрочем, не отвечайте, я же вижу, что вам нелегко. Вам, наверное, и говорить тяжело, а я докучаю своими вопросами?
         - Нет-нет, что вы, - ответил Кирилл. – Я себя чувствую не так уж и плохо. К тому же сам имею большое желание поговорить с вами.
         - Вы, насколько я помню из вашего письма, стали свидетелем необычного… эксперимента с омоложением организма и возвращением жизненных сил… посредством применения старинного эликсира… - Кирилл кивнул. – Позвольте вам заметить, что подобные бальзамы и эликсиры – весьма распространённые в старину средства для отдаления старости и продления жизни. Но… принято считать, что их эффективность весьма и весьма преувеличена, я бы даже сказал - сомнительна… - было видно, что Раух старается не обидеть своего коллегу неверием в действенность препаратов, придуманных средневековыми алхимиками.
         Он сделал паузу, очень похожую на выжидательную. Но Ильин молчал.
         – Впрочем, я рад, что вы не перебиваете меня и не пытаетесь на повышенных тонах доказать свою правоту и моё… заблуждение, – он улыбнулся. – Мне импонируют спокойные и молчаливые люди,  - продолжал немецкий врач. -  Под такой скромной «обёрткой» обычно скрываются опыт и мудрость. Болтуны и крикуны, как правило, - бездарные и безынициативные люди, не способные на серьёзную и вдумчивую работу. На них ни в чём нельзя положиться…
         Затем доктор Раух перешёл собственно к медицине.
         - Мы, с нашими воззрениями на геронтологию, идём другим путём. Мы рекомендуем нашим пациентам заниматься лечебной физкультурой, самомассажем, аутотренингом, дыхательной гимнастикой, соблюдать диету… Кстати, собирать лечебные травы можно совершенно бесплатно в удобное время и в удобном для пациентов месте. Сочетая полезное времяпровождение с активным отдыхом и общением с природой, что тоже немаловажно. Ну, а тем, кто ленив или занят более важными делами, придется, со временем, поручить заботу о своем драгоценном здоровье фармацевтам и соответственно оплачивать их усилия. Как пишет в своей книге «Медицина и время», ваш профессор Эльштейн: «Пора перестать говорить только о праве людей на здоровье. Не может быть права без обязанностей и ответственности за его сохранение».
         - Значительное количество больных, - продолжал Раух, - не желает прилагать никаких самостоятельных усилий, чтобы улучшить собственное здоровье. Они почему-то полагают, что заботиться о нем обязан кто-то другой, на кого можно было бы при случае свалить всю ответственность за свои страдания.  Эти люди не желают понимать, что болеют они не по вине врачей, а потому, что собственной пассивностью, злоупотреблением табака и алкоголя, чрезмерным или недоброкачественным питанием, негативными эмоциями, иными словами - легкомыслием, невежеством и ленью превратили своё тело в руины, полностью восстановить которые подчас не представляется никакими методами, ни в какой стране мира и уже ни за какие деньги. Таких больных можно лечить, но практически невозможно вылечить.
         - Справедливо считается, что успехи медицины могут увеличить продолжительность жизни всего лишь на пять лет, устранение отдельных воздействий внешней среды – до семи лет, а ведение здорового образа жизни – на двадцать лет! – добавила Марина от себя лично.
         - Как видите, положение не безнадёжное, и мы способны значительно продлить жизнь нашим подопечным, если тупому созерцанию они предпочтут активные и целенаправленные действия по уменьшению скорости развития симптомов старости. Всё это лежит в основе тех методик, которые мы предлагаем нашим пациентам.
         Что же касается эликсиров, чудесным образом продлевающих жизнь и исцеляющих недуги, то их, насколько я знаю, не существует. Хотя, вполне возможно, что я и ошибаюсь…
         Он с интересом взглянул на Кирилла, пытаясь определить его реакцию. Тот же был невозмутим.
         - Месяц назад я тоже так думал, уважаемый доктор… Пока не повстречал человека, долгое время принимавшего некий эликсир… И неизвестно, как бы сложилась его судьба, если б это снадобье осталось в сохранности…
         - Стало быть, эликсира уже нет и ваш… знакомый…
         - Да, он умер два дня назад.
         - Мне очень жаль…
         - Скажите, доктор, вам о чём-нибудь говорит имя Иоганн Майбах? Не вы ли вывезли из России его «Исповедь»? Книгу - вашу семейную реликвию…
         Марина машинально перевела его слова и вдруг, словно очнувшись, вопросительно и даже как-то виновато взглянула на мужа. Мол, это он сам спросил, я только перевела…
         На некоторое время в комнате  воцарилась тишина. Люди молчали, кресла не скрипели, часы не осмеливались издать ни звука.
         - Вот вы о чём… - нарушил тягостное молчание Раух. – То-то я гляжу, что у вас к геронтологи имеется особый интерес. Нетрадиционный…
         - Если говорить начистоту, то меня волнует не столько эта отрасль медицинских знаний, сколько рецепт одного эликсира, созданного Иоганном Майбахом…  Не подумайте, что я пытаюсь извлечь какую-то выгоду лично для себя. Просто, сейчас это - единственное средство, которое может спасти мою дочь…
         Супруги Раух переглянулись. Муж словно вопрошал её о чём-то, а жена как будто молила: Да!
         - Вот оно что, - после паузы, глубоко вздохнув, произнёс немец. – Вы откуда-то узнали про чудодейственный эликсир моего предка… и решили его воссоздать для спасения вашей дочери?
         - Во-первых, результат действия этого эликсира я наблюдал собственными глазами. Человек, который его принимал, прожил почти сто тридцать лет и сохранял прекрасную память и внешний вид. Лишь утрата эликсира привела к тому, что старость взяла над ним верх,… я бы сказал: ворвалась… и уничтожила его. Во-вторых, у меня есть документальное подтверждение того, что этот эликсир был создан… Я бы мог и сам его изготовить, но меня смущает отсутствие сведений об одном из его компонентов…
         - О, это уже более предметно…
         - Марина, вас не затруднит подать мне сумку?  - обратился Кирилл к переводчице. – Мне, боюсь, не встать из этого кресла… Благодарю вас. Вот, уважаемый доктор, взгляните на эту книгу. В ней вы найдёте много интересных сведений о жизни вашей… семьи.
         Раух осторожно взял в руки старинную тетрадь, военный трофей Петра Муратова, водрузил на нос очки…
         - Поразительно! – воскликнул он, едва раскрыв рукопись. – Это та самая книга, которая пропала во время войны в Кёнигсберге! Точнее, пропали две, но одну удалось найти и вернуть!
         - Считайте, что вторая книга к вам тоже вернулась.
         Теперь пожилой немец взглянул на Кирилла не только с уважением, но, пожалуй, даже с восхищением.
         - Сам Бог послал мне вас, доктор Ильин!
         - На страницах этой рукописи вы найдёте описание эликсира. Единственное, что меня смущает, так это - упоминание о некоей матрице. Но о ней, насколько я понял, сказано в той книге, которую вы вывезли из Калининграда…
         - О, матрица! – закивал головой доктор Раух. – Да. Книга действительно к нам вернулась и она здесь… Но, прошу вас мне поверить, что это обошлось без моего участия…
         - Как это? – не понял Кирилл. – Человек, забравший раритет, назвался вашим именем, предъявил ваши документы… В противном случае, разве я сумел бы вас разыскать, как вы думаете?
         - Ну-ну, успокойтесь, - загадочно улыбнулся немецкий врач. – Согласен, дело действительно непонятное. Но я не был в России уже более десяти лет… – Марина подтвердила его слова кивком головы. – Для меня самого загадка, откуда взялась та книга… Представляете, я получил посылку от неизвестной организации,… какого-то фонда… А когда я раскрыл её, то обнаружил «Исповедь» своего предка, доктора Майбаха!.. И не спрашивайте меня, я до сих пор не знаю, кому я должен выразить свою глубочайшую признательность!
         - Так мы сможем, имея на руках обе книги, приготовить этот эликсир? – наконец, задал свой главный вопрос Кирилл.
         Ответ последовал с некоторой задержкой.
         - Я и сам пытался создать нечто подобное… Но, увы… Мне не хватало самой малости… - Раух с нежностью погладил тетрадь. – Всё-таки, мой предок был настоящим умницей… А теперь я уверен, что мы… надеюсь, и вы примете участие в этом великом… эксперименте, добьёмся настоящего результата… Мы возродим этот эликсир!


16 – да-да, к доктору Рауху (нем.)
17 – пожалуйста, спите (нем.)
18 - (1294— 1303 гг.)