Прогресс

Наталия Монахова
В наше время можно часто слышать слова о прогрессе в обществе: какой он, что для него характерно, что можно считать прогрессом, а что нет. Многое сказано также разными философами и писателями в их работах.

Так, например, Александр Герцен, русский публицист, философ и писатель, сказал в своём произведении «С того берега»: «Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью». Этими словами, я думаю, писатель хотел выразить свою мысль, что когда человек или общество развивается сознательно, а не плывя по течению, то это будет прогрессом, то есть переходом на более высокий уровень. Люди осмысленно ставят цель, отвечающую своим потребностям, и идут к ней – это и называется сознательной деятельностью. А, так как у людей постоянно возникают какие-то новые потребности, то и развитие общества не прерывается, и совокупность всего вышесказанного и можно назвать прогрессом.

Нидерландский философ и историк Йохан Хейзинг говорит же о том, если человек не добивается сам, чего хочет, не достигает поставленных вершин, а все само плывет ему в руки, то его никак нельзя считать духовно зрелым человеком, ведь он совершенно не приспособлен к жизни, совсем как ребёнок (именно такое точное сравнение приведено в высказывании философа), и считает, что все можно получить по мановению волшебной палочки. Слова Йохана Хейзинга из его трактата «В тени завтрашнего дня» ярко демонстрируют проблему инфантильности человека в современном обществе, когда некоторые люди неверно полагают, что их деньги или власть помогут им решить все проблемы и добиться всего, без их собственных усилий.

Между тем, далеко не каждая деятельность человека может считаться прогрессом, как правильно об этом написал польский писатель-сатирик Станислав Лец в своей книге «Непричёсанные мысли»: «Считать ли прогрессом, если людоед научился пользоваться ножом и вилкой?».
Действительно, ведь если деятельность человека наносит вред обществу в целом, или другому человеку в частности, невозможно воспринимать, как прогресс, такие действия, ведь они ведут не к развитию, а наоборот возвращают нас к первобытным народам, когда была широко распространена кровная месть, например, или наказания «око за око». Конечно, вред другим заключается не только в таких проявлениях, но это одно из них.
Другим примером может быть то, что есть такие мелочные подлые люди, которым в радость сделать гадость другому человеку. Вы же знаете такую фразочку из народа: «Сделал гадость – сердцу радость»? Ну, разве воспитанные, добрые люди, люди с чистым сознанием, будут опускаться до уровня таких мелких людишек?
А в высказывании Станислава Леца ясно выражена мысль о том, что даже если человек завуалировал свой плохой поступок, то хорошим он от этого не стал. Это то же самое, что в грязь поставить вазу с цветами, ведь из-за нее грязь не перестанет быть грязью, ведь правда?
А, на мой взгляд, такая вот зашифрованная «гадость» ещё хуже слов или действий, сказанных/сделанных в лицо. То, что человек сделал что-то плохое за вашей спиной, говорит не только о том, что он подлый или невоспитанный, но и о том, что он слабый, раз не может открыто выразить свои чувства, сказать словами, что его не устраивает в другом.

Если же углубиться в историю человеческого разума, как предложил нам Анри Сен-Симон в «Письмах женевского обитателя к современникам», то мы на самом деле поймём, что многие великие люди, написавшие произведения, ныне считающиеся классикой, или сделавшие великие открытия, подвергались гонениям, ссылались в ссылку.
Взять того же Пушкина – не его ли ссылали, к примеру, на Кавказ, ровно также, как и Лермонтова?
Говоря об учёных, не могу не привести в пример Галилео Галилея, которому пришлось отречься от своих научных изысканий из-за преследований католической церкви, дабы не поплатиться жизнью за свои открытия.

Анализируя все выше предложенные высказывания философов, писателей, можно сделать вывод, что прогресс невозможен без привлечения человеческого разума и сознательной деятельности человека – это не чудо, а результат каких-то действий. Это постепенное достижение определённой цели – поддержания общества, постоянно развивающимся и прогрессирующим, и никто не сможет ничего добиться, сидя на одном месте и не пытаясь сделать хоть что-нибудь.
Помимо всего вышесказанного, не могу не отметить, что, чтобы деятельность была, в конце концов, прогрессом, нужно чтобы она никому не наносила вреда и не имела такой цели, иначе это наоборот приведёт к упадку общества, возвращению к тому уровню, который был ранее, чего, я уверена, нам, конечно, не надо.
И последнее, что хочется сказать: нужно уважать память и труды предков, ведь именно тогда были сделаны важнейшие открытия, и написаны произведения, названные классикой.
Как говорят иногда: «Новое – это хорошо забытое старое».