Йав бахтало, Никола!

Светлана Еремеева
С таким пожеланием счастья  более  60-ти лет  назад  провожала большая толпа  цыган со станции Новохоперск в Москву щупленького паренька Колю Сличенко.

Сейчас  народному артисту СССР певцу, актеру, художественному руководителю знаменитого цыганского театра «Ромэн»  Николаю Сличенко 78 лет. В России его называют королем цыган и князем русского романса, японцы окрестили на свой  лад «господин «Оци Церни». В Париже после концерта в Олимпии  искушенные французы несли его на руках.

На Площади звезд в Москве заложена  его именная звезда. Именем артиста названа одна из звезд  в небе.

А начиналось всё на воронежской земле…

Был когда-то в Новохоперском  районе, недалеко от поселка Централь, хутор Дубовое. Он известен тем, что в 30-х годах здесь был организован единственный в районе цыганский колхоз. Просуществовал он не очень долго, но пользу принес большую.  Не будь  того цыганского колхоза, возможно, мир не получил бы великого артиста.

Два воспоминания

Николай Сличенко  родился  в Харькове. В войну на его глазах немцы расстреляли отца.  О том, что было после, он  рассказывает в одном из своих интервью:

- В марте 43-го мы выехали из Харькова.  Помню, как мы покидали город: ночь, наша кибитка, запряженная голодной клячей, еле тащится по разбитой дороге, а немецкие самолеты бомбят беженцев с воздуха. Из повозок все разбегаются, зарываются в снег, и только мы сидим, не двигаясь. Мама прижимает нас к себе и накрывает иконой: мол, если погибнем, то вместе.

Мама отправила меня в цыганский колхоз «Лоло Октябрь» -  был такой в Новохоперском районе Воронежской области. Надеялась, что там я хоть немного отъемся. В колхозе  жили мои родственники - не близкие, но родная все-таки кровь. В этой деревне меня приняли, приютили: в каждом доме я был, как сын, брат, -  близкий человек, одним словом. Мне давали кусок хлеба, усаживали с собой за стол. Потихонечку я там рос, помогал взрослым, был учеником кузнеца.

Шло время, война закончилась, а я по-прежнему оставался в цыганском колхозе  -  рос и, сам того не замечая, впитывал культуру своего народа. Все-таки какие бы житейские беды цыганам ни выпадали, они не унывали. Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала -  ну и я старался от остальных не отставать. Учился игре на гитаре, и чем больше взрослел, тем чаще мне почему-то говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву - есть там театр «Ромэн». Шел не то 49-й, не то 50-й год — мне уже было тогда 16 лет, и я понимал, что все это несбыточные мечты. Ну о чем разговор? Кто я такой? Где Москва, где цыганский театр?  Но мысль стать артистом запала в душу, и как-то, когда в очередной раз на эту тему возник разговор, спросил: «А как мне туда добраться? Каким образом дойти до Москвы?». И тут седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?». Колхозники ведь тогда зарплату не получали, за галочки работали. Несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Таким вот образом  меня собирали в дорогу. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в вагон. Билет был в один конец...

А вот что вспоминает жительница города Воронежа Нина Анисимовна Горшнева (в девичестве Сиднивец):

- Я родилась на хуторе Дубовое.  Он был маленьким – всего-то двенадцать двориков. И практически все жители приходились друг другу родственниками. Жили неплохо, у родителей своя мельница была, подворье. Трудились от зари до зари. А когда началось раскулачивание, почти весь хутор попал под выселение. Объявили кулаками и нашу семью. Нас уже  собирались отправить в Казахстан, но отец  написал старшему  сыну в Москву – тот служил в Кремлевских войсках. И вскоре в сельсовет пришло письмо от самого Калинина с требованием оставить в покое семью красноармейца.

Так мы остались в поселке одни. Было скучновато. Но очень скоро – веселья стало хоть отбавляй. В Дубовое переселили цыган. В поселке был образован цыганский колхоз. Он назывался «Красный Октябрь», а в скобках писали «Лоло Октябрь». В те годы советская власть вела кампанию по приобщению цыган к земледелию. Цыгане оказались порядочными людьми, вначале категорически отказались вселяться в чужие дома. Жили в своих шатрах, в яблоневых садах.  «На чужих слезах мы обосновываться не хотим!» - заявил новой власти представитель цыган Михаил Иванович Бобров.

Привыкали мы к новым соседям и их быту с опаской. Помню, мама очень волновалась, а отец ее  успокаивал: «Поживем, увидим».  По вечерам, усаживаясь пить чай из самовара, слушали цыганские романсы, бравшие за душу. Первое время я даже училась в цыганской школе, поскольку русской поблизости не было. Там мы жили на полном государственном обеспечении: ходили в форме, питались бесплатно, что тогда считалось большой редкостью. Учиться, правда, приходилось по учебнику Панкова на цыганском языке. Буквы русские, а диалект слух режет. Но цыганский язык мне давался легко. Позже я стала учительницей  в этой же цыганской школе.

Колю Сличенко я помню. Он приехал в колхоз вместе с дедушкой. Поселились харьковчане в доме не менее известного цыгана, снявшегося в фильме «Последний табор». Мальчишкой Коля был озорным и веселым, хорошо пел и танцевал. Вместе с ним и другими ребятами мы давали концерты для полеводческих бригад.

Позже я вышла замуж за военного, приехавшего в отпуск в наши края. На регистрацию пришли все.  Цыгане с танцами и плясками сопровождали нас с Сашей до самого сельсовета, где мы и расписались. А потом я уехала с мужем. А моя сестра связала свою жизнь с  цыганом, и всю жизнь они дружно прожили, хороших сыновей вырастили.

«Знаем и помним»

Нужно отметить, что новохоперский «Лоло Октябрь» продержался по сравнению с другими цыганскими колхозами достаточно долго. К 1938 году по стране было создано 52 цыганских колхоза. Но большинство из них либо быстро распались, либо были уничтожены в ходе фашистской оккупации и никогда больше не возрождались. Колхозная система сама по себе полностью противоречила цыганской ментальности. Подавляющее число кочевников не испытывало тяги к земледельческому труду, не обладало необходимыми навыками.  В Чувашии, например, история цыганского колхоза закончилась не начавшись. Цыганам только успели выделить землю, как они исчезли. В результате местный сельсовет отчитывался: «Коллектив кочующих цыган под руководством старшего Лебедева С.А. в настоящее время на территории сельсовета не находится, а где они – об этом сельсовету неизвестно».

В 50-х годах, когда началось укрупнение хозяйств, «Лоло Октябрь» в поселке Дубовое влили в другой колхоз. Цыгане стали уезжать в поселок Новохоперский. Обосновывались в Кочерге.  Дома там были дешевые и рынок рядом. Вскоре Дубовое опустело, а потом и вовсе исчезло с лица земли.

В Кочерге до сих пор живут потомки председателя цыганского колхоза Михаила Ивановича Боброва. Того самого, который отказался вселяться в чужие дома. И этому есть объяснение –  до того, как он оказался в цыганском колхозе, его семью в Богучарском районе тоже раскулачили, а их выгнали из дома. Именно Бобров приходился родственником матери Николая Сличенко. Он же, как председатель колхоза, отправлял юношу  в Москву. Рассказывает внук Михаила Ивановича - Юрий Борисович Бобров:

- Дед в цыганском колхозе был в большом почете. Цыгане, конечно, не всегда стремились работать, иногда могли сказать председателю: «Подожди, у нас свои дела». Но он следил за этим строго. Его слушались.   У многих за работу  и почетные грамоты были, и вымпелы разные. У дела было 9 детей. И Сличенко он приютил. А когда тот уезжал в Москву, отдал ему свои сапоги. Когда Сличенко учился в Москве, цыгане передавали ему гостинцы. Дед умер в 1962 году.  Похоронен в Кочерге. Конечно, он уже знал, что Сличенко достиг успеха. И радовался этому.

Михаил Иванович Бобров чуть-чуть не дожил до того дня, когда Николай Сличенко вернулся в Новохоперск и дал в клубе железнодорожников  один-единственный концерт. Было это в начале 70-х годов.  Клуб был переполнен. Воспоминания о том концерте новохоперцы хранят как легенду.

Павел Николаевич Гусаков - правнук Михаила Ивановича Боброва.  Он родился через 25 лет после того, как хутора Дубовое не стало. Но всё, что связано с цыганским колхозом, знает хорошо. Цыгане сохраняют и передают друг другу эту историю.  Павел рассказывает, что когда он учился в школе, отец возил его на место бывшего поселка Дубовое. Там оставались сады и погост, на котором лежит немало цыган.

...С тех пор прошло еще больше двадцати лет. Наверное, нет уже  в тех местах и садов. Только вечный странник ветер  разносит по округе  когда-то услышанные здесь  цыганские песни. В них все та же жажда воли, жизни и счастья. Кому следующему передаст ветер их недюжинную силу?..

КСТАТИ
Мало кто знает, что в 20-е годы прошлого столетия в России многое делалось для создания цыганской письменности и печати. В 1927 году для цыганского языка в СССР и России  была разработана письменность на базе русского алфавита. Письменность на цыганском языке, была узаконена письмом наркома просвещения А.В. Луначарского.  Главное правило этой письменности - пиши, как слышишь. Цыганский  алфавит включал 32 буквы. В нем было две буквы «г» - обычная и дополнительная буква ґ (для г-фрикативного, типа "украинского"),  а буквы щ, ъ отсутствовали.  В цыганском языке 6 падежей: нет родительного и предложного, зато есть отложительный и притяжательный.

Выходили книги и журналы  на цыганском языке. Разрабатывались специальные учебники для цыганских школ, русско-цыганские словари. У истоков  издательской деятельности цыган стоял крупнейший деятель цыганской культуры поэт и переводчик  Николай Панков (тот самый по чьим учебникам учились в новохоперском цыганском колхозе).  Панков  перевел на цыганский язык русскую и зарубежную классику  («Сказка о рыбаке и рыбке, «Капитанская дочка, «Станционный смотритель» и «Цыганы» Пушкина, отрывок из «Очарованного странника» Лескова, «Кармен» Проспера Мериме).  В  Москве был открыт первый в мире цыганский педагогический техникум.

Но уже в начале 50-х  специальным закрытым постановлением было ликвидировано преподавание цыганского языка в школах. Прекращена издательская деятельность на цыганском языке, закрыты цыганские школы и техникум. Цыганское просветительское движение было сведено на нет.