Интервью

Саша Тумп
    Матвей встал в дверях, молча глядя на меня.
    Выждав, чуть меньше положенного в таких случаях, я повернул к нему голову, давая понять, что я готов его слушать.
    – Мне надо взять у тебя интервью. К двадцатому все оформить и сдать училке. Домашнее задание на каникулы, – таково было объяснение.
    Если бы даже Матвей был первым ребенком, с которым мне пришлось познакомиться в этой жизни, то и тогда бы подобное предложение насторожило меня. Но он был не первым. Я хорошо знал его отца, дядей, тетей, братьев и двух сестер. И знал я их очень хорошо. Поэтому я осознавал, что на пороге стоит не внук, а куча проблем в его лице.
    – Дед! Что молчишь? – вывел меня из раздумий его голос.
    – Как-то этого  избежать можно? – с надеждой спросил я.
    – Вряд ли, – ответ меня не обрадовал.
    – В корреспонденты готовишься? – попытался я обратить разговор в шутку.
    – Начать полугодие хочу не с вызова папы в школу.
    Я смотрел на него и думал, что с каждым десятилетием подрастающее поколение становится все наглее и наглее.
    – Вопросы готовы? – я постарался оттянуть время первой волны неприятностей.
    – Естественно.
    За весь разговор Матвей не сменил позу.
    – Ознакомь!
     – Только с базовыми, поскольку  я должен по ходу построить древовидный диалог интервьюера с интервьюируемым.
    – Повтори ещё раз, я послушаю, – с улыбкой попросил я, в душе надеясь, что мне удастся избежать  надвигающейся процедуры.
    – Не смешно, – Матвей даже не улыбнулся.
    – Ну, давай первых два – послушаю.
Я «весь» повернулся к нему и вытянул ноги.
    – Первый! «Что  Вы хотели бы изменить в прошедшем году из произошедшего с Вами?»
    Матвей сделал паузу и стал вглядываться в меня.
    Мне стало неуютно: я стал поудобнее усаживаться в кресло. Он, видимо, понял по-своему мои телодвижения и продолжил: – Второй! «Что такое коррупция на Ваш взгляд?»
     Я вспомнил, что Матвей учится в пятом классе, и стал вспоминать себя в этом возрасте.
    – И сколько у тебя их всего? – спросил я, кивнув на листок бумаги, что он держал в руках.
    – Двенадцать?
    – Сам придумал или кто помог?
    – Сам, – он стрельнул глазами на монитор и я понял, что «врет».
    – Тогда к отцу с такими вопросами.
     Я отвернулся от него и стал смотреть на клавиатуру, вспоминая, как мы как-то, очень давно, поехали с папой зимой на озеро ловить рыбу.
    … Я шел с ящиком за спиной и нес пешню.
    К деревянной длинной ручке – черенку была привязана двухметровая бечева, за которую я обычно таскал пешню за собой волоком. Но в этот раз ветер намел на снегу барханчики, и она старалась ручкой воткнуться в снег, поэтому приходилось останавливаться приподнимать за веревку ручку, чтоб «переехать» через них.
   Мне это надоело, и я взял её в руку и, выкидывая вперед лезвие, шел, о чем-то говоря с отцом.
   Вдруг в очередной раз ложечка пешни не вонзилась в лед, а пробила его, и пешня, выпрямившись, юркнула под лед, таща мимо меня веревку, на которую я смотрел в каком-то недоумении.
    Мне казалось, что все это продолжалось очень долго.
    Папа посмотрел на меня и грустно  сказал тогда: – Бестолочь!
   Мы подошли к месту, куда она скрылась. Это оказалась старая лунка, запорошенная снегом.
    Сели на ящики. Папа достал хлеб и сало с чесноком, расстелил на колене тряпицу: – Порыбалили – можно и домой! – сказал он с усмешкой.
    …– Дед! А папа к тебе послал, – перебил мои воспоминания Матвей.
    – Зови сюда деда, – сказал я.
     Папа зашел с какой-то газетой в руках.
    – Пап! Ответь на вопросы Матвея, – попросил я, прекрасно представляя, что мне, да и всем в этом мире, сейчас «попадет по первое число».
   – Что за вопросы? – папа сел на диван.
    – Что такое коррупция на Ваш взгляд? – выпалил Матвей.
    – Коррупция? Это, брат, просто! Это потеря человеком нравственности. А проще – совести. А ещё проще – вор. И нет никакой коррупции, а есть воры и их взаимоотношения. И честный человек никогда не поймет ничего в этом. Чтоб понять это – надо быть вором.
    Что ещё?
    Матвей смотрел то на меня, то на папу.
     –  Что  Вы хотели бы изменить  в прошедшем году из произошедшего с Вами? – уже менее настырно произнес Матвей.
    – Что?.. Надо было в прошлом году драть вас всех, как «сидоровых коз» за то, что не читали «Горячий камень» Гайдара…
    …Впрочем, и в этом не поздно. …Да рука уже не та.
Мы сели все на диван и замолчали.
    Матвей прижался ко мне и опять смотрел то на меня, то на папу.
    – У внуков Аркадия Петровича тоже был проблемы, – сказал я, потрепав Матвейку по волосам.
     – У того с головой, а у этих с родителями, – буркнул папа.
     – Пап! А помнишь, когда я был с  Матвея, как я пешню утопил? – спросил я, чтоб как-то разрядить обстановку.
      – Помню! …Бестолочь! Только мне Василий её из старого торсиона отковал, а ты… Бестолочь! Один торсион, может быть, был на всю Хакасию… Бестолочь.
    …А сам-то помнишь, как окунь там брал… На блесну…
     Я кивнул.
     – О, времена были!
     …– Матвей! У мамы возьми интервью… – сказал я.
     …– Помнишь, как ложки из нержавейки появились? – продолжил папа. – Мужики втихаря купят в сельпо и раскуют её на блесны… Дорогие, черти, по тем временам были. Даже на день рождения дарили их…
    …Помню – шофер у нас был – Витька. Вот он однажды купил ложку столовую, а продавщица в сельпо возьми и скажи его жене, что «праздник ли какой? Твой-то ложку нерзавеечную купил!»
     Вот. Та и ждет подарка-то. А он расковал её на блесны.
     Подарка-то нет и нет. Она на него: – Какой такой зазнобе и где ложки дорогие даришь?..
     Погоняла она тогда его… Погоняла…
    О, времена были!
…Коррупция!..
 Дурдом! Шайку воров, как не назови, так и будет – шайка воров.
    – Дед-дед! А как это на ложку рыбу-то ловить? – Матвей ёрзал между нами.
    – Ну, и кого теперь прикажешь пороть? – грустно спросил папа, глядя на меня.
    «Меня, наверное», – подумал я – «или нас?..»