Православный брат во Христе

Василий Гапонов
"Попадает христианин в рай. Встречает его ангел, проводит по прекрасным местам и показывает где что.
"Вот тут у нас баптисты, там методисты, здесь харизматы, рядом католики, вот тут пятидесятники, вот тут..."
Тут христианин видит закрытое помещение, из которого доносятся песнопения.
"А там кто?" - удивленно вскрикивает христианин.
"Тсс! Там православные (по сути, тут может любая конфессия оказаться - прим.). Но они думают, что они здесь одни."
(христианская притча)


- Мы не будем читать ваших книг, журналов... Не будем с вами говорить о Боге... У нас другая вера...

Ситуация отнюдь нередкая. Кто-то не хочет вообще говорить на темы о Боге, а не именно с кем-то конкретно. Каждый волен веровать или не веровать - это личное право.

- Я принял решение и моем жизненное кредо нет места для Бога и вопрос закрыт.

Зачем же надоедать человеку "божественными" разговорами? Возможно в будущем еще и появятся факты, противоречащие нынешним убеждениям, но всему свое время.

Мне другое было интересно. Вот, встретились два христианина, правда из разных конфессий. Их убеждения имеют очень много общего, поскольку веруют в одного Христа, а на деле-то чаще спорят! Более того, иногда даже лучше не затрагивать темы христианства. Сразу начинаются выпады на тему: "У вас вот это не так, как у нас". Почему-то все сводится к отличиям, а не к сходству.

С одной стороны, тут все вполне объяснимо. Коль ты хочешь веровать в Бога, то и стараешься выбрать самую правильную веру. Странно было бы представить все по другому. Например, тебе нравится сыр голубой французский сыр "Бёле", а ты почему-то берешь австрийский "Моосбахер", хотя рядом лежит и твой любимый сорт. Раз я выбрал именно такую церковь, то ее я по каким-то критериям и считаю самой правильной.

Проблема проявляется в другом: я хочу всеми силами доказать ближнему, что он находится в неправильном месте. Абсолютно бесперспективная беседа! Начав с того, почему "у вас этого нет", продолжив "должно быть как у нас", все заканчивается как правило фразой "вы - еретики и никого не слушаете". Чем иметь такую "любезную" беседу, то лучше уж помолчать и не наступать друг другу на мозоли.

Как по мне, то почему бы не общаться друг с другом, позволив собеседнику остаться кем он есть? Не дергая его и не пытаясь разрушать его убеждений? Я сейчас говорю о христианах из других конфессий, которых можно считать братьями и сестрами во Христе. Лично знаю нескольких человек из числа моих знакомых, которых подпадают под этот критерий.

Одного из них зовут Николай. Очень порядочный человек и отличный электрик. Пару раз чинил у меня бытовую технику и каждый раз качество работы было на высоком уровне. Помню как мы первый раз заговорили с ним о Боге.

- Как работа? Идет все гладко? - я у него поинтересовался.

- Слава Богу!

- Вы верите в Бога?

- Конечно! - твердо ответил Николай.

- Вы христианин?

- Да, я православный... А Вы?

- Я евангельский христианин...

Редко очень бывает, чтобы дальнейший разговор потек в таком приятном ключе. Больше всего, что меня поразило в Николае, так это его искренняя вера в Бога, совершенно не ограниченная церковными традициями или обрядами. Нет, он очень добросовестен в соблюдении постов, праздников и прочих предписаний православной церкви.

Только вера в Бога для него является сутью его жизни, а не просто данью по праздникам. Николай добросовестно прочел Библию и старался законспектировать самые важные мысли. Честно, он рассуждал так, как не всякий евангельский христианин может говорить о вопросах веры после шестимесячных библейских курсов. Я это вполне авторитетно могу подтвердить, как служитель, около 20 лет занимающийся такими школами.

Библия - это Священное Писание для всех христиан и потому в нем можно найти тему для разговора представителям всех конфессий. В один раз мы беседовали о ветхозаветных патриархах и пророках. В другое время говорили о Христе и апостолах. Я вижу, что в нем на самом деле есть страх Божий, не позволяющий опускаться во все смертные грехи. Он не просто культурный человек, имеющий понятия о рамках приличия. Нет! Когда Николай не матерится или держит обещания, он так понимает жизнь по заповедям Христа.

У меня есть несогласие с определенными православными доктринами, но я категорически против использовать свое знание против него. Зачем?! Николай любит Бога, живя по "Нагорной проповеди" Христа, и какое еще нужно доказательством его истинного христианства?! Нужно всегда помнить, что даже имея одну веру в Христа, мы всегда будем иметь разномыслия друг с другом по определенным вопросам христианского вероучения.

Честно, бывает общаешься с верующими даже из своей конфессии, а не ощущаешь такого духовного комфорта, как с православным Николаем. Казалось бы, мы догматически ближе, но духовно более отдалены и принадлежность к одной церкви не всегда обеспечивает духовное единство. Все-таки, близость к Христу важнее, а не сходство доктрин. Чем ближе наши мысли к Христу, тем больше находится общего.

Мы как-то с ним беседовали о Боге в присутствии посторонних людей. Ничего не было экстраординарного в наших рассуждениях, но Николай через несколько дней с недоумением высказался:

- Представляешь?! Там сидели невольные слушатели и сказали, что мы... фанатики! Да мы же ничего оголтелого не утверждали! Не спорили... Спокойно рассуждали... С чего такие выводы?!

Ну, с чего? Если люди вообще о Боге не говорят или считают, что вне храма и имени Его упоминать нельзя, то для них все будет казаться фанатизмом. Мне то ладно, я привык, а вот ему, православному, непривычно было слышать о себе такую оценку...

Буквально перед Новым Годом Николай спрашивает:

- А как у евангельских христиан отмечают Рождество? Какие есть отличия от нас?

Вы знаете, очень мирно и спокойно спрашивает. Никакого негатива, надменности или пренебрежения. Как по мне, то с таким товарищем можно гутарить часами. Я тоже стараюсь корректно высказаться, чтобы не бросить тени на его убеждения. Спустя минут 15 разговора, Николай и говорит:

- Да когда мы все окажемся перед Богом, то Господь не будет нас делить на классы, как мы здесь на земле умудрились разделиться. Там мы все для него будет Его детьми...

Что ни говори, удивляет меня Николай! Разумеется, высказанная им истина не из заоблачной категории, но для многих христиан что-то наподобие квантовой механики для филолога. Непопулярен нынче такой взгляд! Сподобился попасть в глубокую опалу от различных маститых теологов.

В советское время конфессиональных отличия умело использовались сотрудниками КГБ для разжигания межрелигиозной вражды. Только в лагерях католики, православные и евангельские христиане быстрее находили общий язык, чем в наше время. Ведь все сидели-то за веру в одного Христа! Да, каждый верит в большую истинность своего пути, но все-таки и других признавали, а теперь миндальничать вроде и без особой надобности!

Я вспоминаю замечательный пример из книги Гартфельда "Вера вопреки КГБ", где описан опыт межконфессиональных отношений. В лагере "сидели" баптисты, пятидесятники, православные и адвентист. В присутствии верующего заключенного начальник оперативного отдела, желая настроить против других верующих, специально обронил:

- У нас здесь, в лагере, настоящий монастырь... Всякие есть... Какая неразбериха!

А глазком-то офицер внимательно следит за реакцией христианина. Когда же тот улыбнулся, то сразу разгневался:

- Что смешного?!

- Я рад, что у нас есть представители христианского народа!

- Так они же не из твоей церкви, гражданин!

И вот дальше ответ, достойный особого уважения и, главное, запоминания в качестве руководства к межцерковным отношениям:

- А это ничего не значит! Нет никакой разницы в том, какого цвета шерсть, пока есть овцы в отаре, а я один из отары Христа...

Здорово ответил! Пока верующие будут помнить Кто над ними самый главный и ради Кого нам надо искать общий язык, перспектива нахождения общего языка между представителями разных церквей будет вполне реальной...
Похожие темы:
http://www.proza.ru/2012/10/12/1822 - статья "Взаимоотношения протестантов и православных"
http://www.proza.ru/2012/10/08/1211 - статья "Почему у одного Христа много конфессий?"