Роль казаков в русской истории и культуре

Ирина Санникова
«Казачество - как лихие конники с копьями и саблями – на суше и отважные мореходы – на море, представляя передовой опыт великого славяно  -  русского племени, - писал Е.П. Савельев, - было известно под тем или другим именем  в глубокой древности … оно обитало в  тех же местах, которые занимают ныне, оно наводило страх на персов и мидян, на греков, арабов, боролось с татарскими ордами и, в конце концов осталось победителем над всеми своими многочисленными врагами на славу великих свободолюбивых предков и в назидание грядущему, несокрушимому и гордому потомству.»(80) Но казаки – не только  «природное воинство», первопроходцы и последние защитники земли, народа и традиций Руси, «опора российской государственности»(9), но и радеющие о существовании Русского государства « отцы духовные».


 В иерархии ценностей честь  со времён Древней Руси занимала  в русских  дружинах  высокое место: потеря чести - совести рождала срам, после чего и сама жизнь теряла смысл. В понятиях древнерусского человека  «умирать побежденным значило бы поступить в рабство к победителю на том  свете»( 71). К примеру,  киевский князь Святослав Игоревич (IX век), идя на битву с превосходящими силами противника, обращался к своим воинам со словами: «Не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми. Мёртвые бо сраму не имут. У нас нет обычая бегством спасаться. Станем крепко». Вдохновлённые этими словами дружинники Святослава разгромили врага. Возможно, это первое исторически и документально зафиксированное в русских летописях понятие  чести.


 С давних времён   среди казаков существуют такие истины, как любовь к Родине, к матери, к женщине. Уважение к старшим. Долг перед Отечеством, обязанность его защищать. Храбрость и беззаветная преданность своему народу. Верность высоким моральным устоям и принципам справедливости. Непримиримость к подлости, лицемерию, преступности, к предательству. Честность в делах и поступках. «Честь – превыше всего! Богу – душу! Жизнь – Отечеству, а честь – никому!»(21) А сколько выдающихся деятелей науки, культуры, спорта, героев войны и труда выросло на традициях казачьей нравственности, сформировавшейся на основе повседневной культуры.


Внутреннее нравственное благородство казаков, верность тому, что принято считать для них правильным, проявляется тогда, когда речь идет о значительных событиях российской истории. Русское средневековье - «век силы и отваги». «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Голицын при Софии ходил в Крым, осрамился, а от Палея просили пардона крымцы, и Азов взяли 4000 казаков и удержали, - тот Азов, который с таким трудом взял Пётр и потерял.» - сделал запись 4 апреля 1870 г. Л. Н. Толстой (58)


Доблесть и достоинство казаков проявлялась издревле, когда они, проживая на приграничной с Русью территории, постоянно вступали в вооруженные столкновения с  соседними племенами и государствами, отражая набеги их войск, и сами совершали походы с целью захвата трофеев.  Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда подготовленной и высоко дисциплинированной, потому что военное мастерство казаки постигали с детства, и служили все из одной станицы. Сила эта была непобедимой. Находясь на  царской службе, казаки принимали участие во всех войнах,  которые вела Россия.(54,59)


Искусные воины, казаки всегда отчаянно сражались, независимо от количества врагов, за что их частенько сравнивали с нечистой силой. Например, «Сражаясь с казаками, я столкнулся с перевоплощенным в человеческом обличье нечистым. В казаках сидит сам черт!»- заявил, спасаясь из России бегством Наполеон. (76)


Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица, по приказу императора, была оклеена пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На  карикатурных лубках они были изображены демонами, поджигавшими дома ни в чем не повинных граждан(см. приложение А,М). Вступавших в Париж казаков встречали толпы горожан, желавших посмотреть на демонов во плоти. Однако вместо чудовищ в город въехали статные наездники с безукоризненной выправкой, обладатели репутации непобедимых воинов, которые получали уважение и почет не только в народе, но и от правителей. Не случайно, у русского  народа зародилась  мечта стать похожими на казаков: «Народ казаками мечтает стать» -писал Толстой Л.Н. А сами казаки стремились достичь своего идеала- воина, обладающего личным достоинством, уважением к себе, осознающего свои права.


Каждая война рождала своих героев.  Патриотизм казаков был поразительный: во время нашествия Наполеона под знаменами встали поголовно все - от 17 до 60 лет, даже женщины. Атаман Матвей Иванович Платов наводил ужас на врага, именно его слова: «Честь дороже жизни»- стали воинским девизом.  «Дайте мне армию казаков - и я покорю весь мир!»- воскликнул Наполеон, рожденный, по оценке М. Платова, «на пагубу человечества». Казаки с доблестью вынесли тяжесть 60-летия Кавказской войны. Казаки, «глаза и уши»,-как говорил  Суворов,- русской армии - разведчики, хранили покой на походе и отдыхе(см.приложение Л).  Они принимали участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 г., Альпийском походе А.В. Суворова в 1799 г., Отечественной войне 1812 г. и др. Вид казаков «страшен и величествен»- говорил о казаках, принимавших участие с 7-летней войне немецкий священник пастор Теге.



Роль  казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Верные защитники трона, казаки  стали ассоциироваться с душителями свободы.(21) После октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.(см.приложение Б).
 

Прав был Л.Троцкий, когда утверждал: «казачество способно к самоорганизации»(82). Импульс к возрождению оно получило в годы тяжелых испытаний – в период войн 1939, 1941-1945 годов. Тогда  были сформированы десятки казачьих частей и соединений, показавших примеры мужества, доблести и героизма на всех фронтах, что вновь подтвердило верность казачества Отечеству, их патриотизм и доблесть.


Неписанный казачий кодекс чести, служащий моральной основой их жизни, оказал огромное влияние на нравственные ценности людей, живущих бок о бок с ними. Не случайно из ста воинов - зауральцев, которым было присвоено звание Героя Советского Союза, 78 являются уроженцами нашего края.(43).


Героями-воинами были и остаются казаки Томин Н. Д., Кремлев Е.К, Войлошников Г.В. и мн.др.(56,60-62); в памяти потомков останется подвиг сибирского казака Д. М. Карбышева, погибшего от жестоких пыток в фашистком лагере Маутхаузен во время  войны 1941-1945 гг. Влияние особого казачьего духа, доблести, благородства на окружающих проявилось в том, что славу Южному Зауралью принесли воспитанники шумихинской и Звериноголовской школ, первые мастера воздушных боев и первые в стране  дважды Герои Советского Союза - Грицевец С.И., Кравченко Г.П., Евстигнеев К.А.(43,45), которые получили образование и воспитывались вместе с казачьими  детьми. В историю гражданской и Великой Отечественной Войн вошло имя Героя Советского Союза, видного военачальника М.С.Шумилова – уроженца села Верхняя Теча Катайского района.


Казаки прославились своей храбростью, доблестью не только как воины, но и как первооткрыватели. «Великая эпопея заселения и освоения …, правительственная и вольнонародная колонизация с преобладанием стихийно-крестьянской» началась с похода казачьего атамана Ермака «встречь солнцу»  в  конце XVI века. Воспитанные на своих нравственных законах, сформированных всей повседневной культурой, стремившиеся к идеалу, простые русские люди двинулись на Восток «в поисках воли, от крепостного права, от начинавшегося «земельного утеснения». Это была физически крепкая, сильная духом вольница, не боявшаяся ни дикого зверя, ни «худого человека», умевшая и постоять за себя, и прокормиться, и освоиться».(45)


Именно русским землепроходцам – казакам принадлежит честь открытия Северо-Восточной Азии, огромных пространств Сибири. Издавна поморы, населявшие побережье Белого моря, отправлялись в длительные плавания на небольших парусных судах- кочах, открывали берега Заполярья, острова Северного Ледовитого океана (Грумант). Смелость, мужество и доблесть  казаков и  Ермака Тимофеевича проявилась тогда, когда они перешли Уральские горы, разгромили отряды татарского хана Кучума, начав тем самым освоение Урала и Сибири. В то время  понятие «честь» означало не только внутреннее нравственное достоинство, но и материальное основание, поэтому, признавая заслуги казаков, Иван Грозный одарил их деньгами, сукнами, камкой, а Ермаку пожаловал пару металлических доспехов. Железные латы были с медной оправой и золотым орлом на груди. Летописец, описывая  Ермака, называет его «целомудренный атаман», татары же, завоевать которых отправился Ермак, назвали его «исполин бездушный». Карамзин Н.М. сравнивал продвижение Ермака с действиями испанского конкистадора Эрнанса  Кортеса, завоевателя Мексики, и Франсиско Пизарро, покорителя Перу(22). Горстка людей, стреляя из огнестрельного оружия, побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями.(34)Именно усилиями казаков  были заложены первые сибирские города: Тобольск,  Мангазея…Русские землепроходцы — исключительно казаки и служилые люди — открыли бассейны рек Енисей и Лена, прошли с запада на восток всю Сибирь, и в 1639 году И. Ю. Москвитин достиг побережья Охотского моря. К середине XVII века К. Курочкин, М. Стадухин, И. Перфильев, И. Ребров проследили течение всех великих сибирских рек. Василий Поярков и Ерофей Хабаров в 1649-1653 годах со своими отрядами вышли на Амур. Землепроходцы обошли все северное побережье Азии, открыв полуострова Ямал, Таймыр, Чукотку. Экспедиция Федота Попова и Семена Дежнева первой прошла Беринговым проливом, разделяющим Азию и Северную Америку. В 1697-1699 годах поход Владимира Атласова на Камчатку завершил открытия русских землепроходцев в Сибири(60). Тойнби в своем труде «Постижение истории»  писал: "В России ответ на вызов времени представлял собой эволюцию нового образца жизни и новой социальной организации, что позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников и даже не просто побить их (как когда-то побил Тимур), но и достичь действительной победы, завоевав номадические земли, изменив лицо ландшафта и преобразовав в конце концов кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу, были пограничниками русского православия, противостоящими евразийским кочевникам… у казаков выработались в ходе борьбы с кочевниками степи некоторые признаки, скорее принадлежащие будущему, чем прошлому. Они поняли, что для победы в борьбе варварами необходим более высокий  уровень вооружения и опора на более совершенную материальную базу.


Казаки подавили кочевников, опираясь на развитую культуру земледелия. Казаки обезоруживали кочевников весьма оригинальным способом. Они обосновывались на реках, представлявших собой естественное препятствие для кочевых племен. Реки были серьезной преградой для кочевников-скотоводов, не имевших навыков использовать их как транспортные артерии, тогда как русский крестьянин и дровосек, издавна знакомый с традицией речного плавания, был мастером речной навигации. Следовательно, казаки, когда они выходили из русских лесов, чтобы оспорить у кочевников право на естественное обладание степью, имели все возможности с успехом применять свое древнее наследственное искусство. Научившись у кочевников верховой езде, они не позабыли  и своих исконных навыков и именно с помощью ладьи, а не коня проложили путь в Евразию.
    

 Казаки использовали реку как транспортную артерию для связи с Россией. Они осуществляли контроль по всему течению, не позволяя кочевникам даже пересекать реку. Многочисленные притоки давали казакам возможность строить удобные порты и переходить из бассейна одной реки в бассейн другой».(57 ) "Подобные подвиги изумительны, - писал Н. И. Костомаров, - если принять во внимание крайнюю суровость климата, перемены ветра при плавании, необходимость строить кочи, проходить сухопутьем по неизвестным странам и таскать на себе тяжести, зимовать в дикой пустыне, при морозе не менее сорока градусов, при недостатке средств и с малым числом людей, среди диких неизвестных племен." (25)


Среди «сотоварищей» Ермака были люди разных национальностей -  не только русские, но литовцы, немцы. Основной поток, «вольных и отчасти невольных» переселенцев из разных районов Европейской России (44), состоял из русских бродяг, гулящих и большей частью помещичьих людей», и направлялся в лесостепную и степную полосы края: на  Средний Урал и в Зауралье, в глубь Башкирии. К тому времени на территории уральских регионов, в том числе Курганской области, проживали башкиры, удмурты («вотяки»), татары. В конце XVI в. на Урале насчитывалось примерно двести тысяч русских. Заслуга казаков не только в том, что они расширили границы русского государства, но  также обогатили культуру местного населения: способствовали распространению христианства, строили новые дома, церкви, хозяйственные постройки,  быт (пища, язык), но и заимствовали местное оружие, питание, одежду.


Все поселения имели военный характер и строились с целью прикрыть территории, освоенные русским населением от набегов из степи. Они представляли собой городки, располагавшиеся в пойменных непроходимых лесах (крепе) на труднодоступных островах. В этот период казаки жили в землянках или шалашах. Занятия скотоводством и  земледелием привело к возникновению зимовников, которые с уменьшением военной угрозы превратились в хутора и станицы.(59)


Уже к началу XVII столетия на Яике (Урале) существовало до десятка укрепленных городков(37), принадлежавших независимым друг от друга казачьим общинам, численность которых составляла от нескольких десятков до 600-700 человек. Управлялась каждая такая община выборным атаманом, дьяком-писарем и двумя есаулами. Низшими организационными ячейками являлись десятки и сотни. В дальнейшем общины были преобразованы в войска. Активная колонизация и освоение русскими территории Курганской области началась после 1660-ег, когда на реке Исети  было основано еще несколько слобод.


Особый казачий дух и казачью доблесть использовало государство для защиты пограничных земель от нападений внешних врагов, предоставляя им жалованье, земли, оружие, хлеб: во время освоения Зауралья построенные казаками и крестьянами остроги заселялись не только беломестными казаками, но и черноместными («Тобольский Летописец»  1691 г.).(28)


Беломестные казаки формировались из «вольных и охочих», т.е. гулящих людей и пашенного крестьянства (не более одного человека из семьи) и являлись «соединительным звеном» между служилыми людьми(42).Вслед за казаками, привлеченные льготными годами для поселенцев, прибывали первые крестьяне. Слободчик брал поручные записи (обязательства)  «избою поселиться, землю под пашню распахать» и после льготных лет не сбежать и платить подати. Все основывалось на договорных свободных отношениях. (28).
 

В 1743-44 гг. и в 1840 г. записывали в казаки  проживающих на территории вновь выстроенных крепостей (35) белопахотных  солдат и людей военного происхождения, то есть малолеток, отставных низших чинов и служащих в гвардии, бывших солевозов и крестьян, переселенных в Илецкий район из других губерний, казенных крестьян, проживающих в черте Оренбургской линии, людей податного состояния, отставных чиновников, торговцев, вольноотпущенных и других людей «разного звания» (кроме помещичьих крестьян), татар, башкир и мещеряков, живущих между крепостями и форпостами на линии и ближе 15 верст. «Все лица какого бы звания не были, поступившие в ОКВ (Оренбургское Казачье Войско- И.К. ) с семействами и потомством, остаются навсегда в казачьем сословии и несут все обязанности»,-указывалось  в «Положении об оренбургском казачьем войске»(1840 г.).Записываться в казаки можно было как индивидуально, так и обществами. Так, когда   возникла необходимость собрать вспомогательное казачье войско для подавления восстания Е. Пугачева, крестьяне просили включить их в число «выписных казаков». Выписным казакам приходилось пахать пашню «с саблей на боку». Среди казаков царило полное равенство, и атаману - никаких привилегий, ибо выбирали лучшего, за ум, смелость, талант, знание. И это было самое демократическое правление, потому и государственную службу по охране границ России несли казаки добровольно, свободно, без принуждения.
 

Полиэтничность казаков, а также жизнь, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, приучая к выносливости и терпению, способствовали выработке особого ощущения внутренней неритуализированной, нерегламентируемой связи с Богом, Богом в себе.  В этом проявилось  благородство души и чистая совесть.(38)



Особая религиозность могла существовать только при условии устойчивой, традиционной веротерпимости, потому что  предвзятость могла вызвать распад казачьей общины.
 

Православие для большинства казаков определяло жизненный путь  с первого дня земной жизни, т.е. от крещения, до отпевания при отходе его в мир иной.   Для выходцев из казаков патриархов Гермогена и Димитрия Ростовского, которые вошли к историю и культуру России как «отцы духовные» независимость Отечества от покушений на него явных и тайных врагов была превыше всего в жизни. Им пришлось ходить в иерархах Русской Православной церкви в непростое время. Гермоген стал для потомков, для всех последующих поколений россиян образцом непреклонного идейного борца за существование Русского царства тогда, когда царству этому грозила подлинная национальная катастрофа(38,68,73). Именно по зову патриарха Гермогена обнажили свои мечи освободители Москвы — князь Дмитрий Пожарский и нижегородский гражданин Кузьма Минин, тысячи их бескорыстных соратников. Мученическая смерть вдохновителя земской рати стала лишь последним добровольным даром — дороги жизни, положенной на алтарь Отечества.


Димитрий Ростовский жил и проповедовал в Петровскую эпоху, которая предопределила будущее государства Российского, превратившегося из царства в империю. В своё время он прославился как литератор. Значимость его праведных трудов подтверждена тем, что митрополит был канонизирован Русской православной церковью.


Для  Зауралья радетелями за веру были Дмитрий Мокринский, основатель Далматовского монастыря, Яков Лепихин. А станицы Утятская, Крутиха, Гагарье были раскольничьими центрами(6).Мировоззрение и повседневную жизнь казачества во многом сформировала христианская мораль, в которой патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину.

Например, казак не приступал к делу, не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. Казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храмов, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение.


Духовенство жило одной жизнью, одними заботами с казачеством и, защищая веру, воспитывало казаков на высоких образцах патриотизма, нравственности, жертвенности, подобающего поведения(47).


Потомки казаков и люди с казачьими корнями есть в Кургане и в настоящее время. Они присущи всем слоям общества от школьников до студентов и крупных рабочих,  руководителей, от рядовых до генералов. Например: призер России, самый молодой обладатель пояса по тэквандо Дм. Емельянов, декан исторического факультета КГУ Павлуцких Г.Г., заместитель губернатора Курганской области Болтнев Н.И. и мн.др.(5, 63, 65). Подвиги казаков вдохновляли не только писателей, композиторов, скульпторов, художников, поэтов и режиссеров (см.приложение В,Г);  в недрах простого народа рождались формы народного творчества  для увековечивания  заслуг казаков перед Отечеством.


Таким образом, заслуги казачества в развитии  русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Не случайно к началу ХХ века  казачество стало символизировать Российскую империю.