Дорога в Грозный. Глава 9

Натали Самойлова
                Грозный, осень 2010
               
Натали преподавала на факультете переводчиков почти месяц, обогащая студенческие головы новыми знаниями.Английская группа постепенно вникала в хитрости английской грамматики, охотно записывала и учила бизнес- лексику и фразеологизмы.Конечно, не обошлось без двух заядлых лентяев, с которыми приходилось работать отдельно.
 В перерыве между лекциями Натали пила чай и пробовала вкуснейшие салаты в университетской кафешке, общаясь со своими коллегами, такими же преподавателями, как и она сама.
Отравлял жизнь только замдекана, хмурый мужик средних лет, который отчего- то сразу же невзлюбил Натали, часто делая ей замечания или доставая необоснованной критикой.Слава Аллаху, прямое общение с начальником было нечастым, зато декан факультета Тимур Алиханович по праву считался добрым и справедливым человеком с отменным чувством юмора, его даже за глаза называли”наш батя”.
 Девушка обычно читала лекции английского три раза в неделю, остальное время она писала статьи или делала переводы.Натали очень хотела взять интервью у известных чеченских политиков или представителей творческой элиты, но из этих планов ничего не выходило, официально она не числилась в рядах корреспондентов крупных газет и журналов, поэтому ее не воспринимали как серьезного журналиста.
Местный подход к жизни продолжал ее удивлять и поражать.
 Как- то, переступив порог центрального офиса Мегафон и увидев длинную очередь, Натали спросила молодого чеченца, кто здесь последний, на что услышала:
“Мы все первые, последних здесь нет”.
 Она вспомнила, как учитель истории полушутя- полувсерьез сказал, что она попала в чеченский капкан, который моментально захлопывается.В его словах было что- то пророческое- даже за- границей чеченцы притягивались к ней, как к магниту.Натали не забыла, как в Эмиратах она нежилась в джакузи, наслаждаясь тишиной и покоем, но блаженство длилось недолго- вскоре к ней подсел чеченец, который сразу принял ее за свою и стал выкладывать свежие новости:кто куда эммигрировал, кто где сидит и сколько еще осталось отсидеть, и т.д.включая последние сплетни про Рамзана.Ее тетя после очередной поездки племянницы обычно задавала вопрос:”А нечеченцы там были?”Что с этим делать Натали не знала, решив, что дальше видно будет.
 Когда в ее университетском графике выпадал свободный день, девушка встречалась с Исмаилом или Миланой, пару раз она сьездила на Ярославскую, чтобы повидать Валентину Степановну.Катаямские таксисты обычно держались отдельной стайкой, тихо переговариваясь друг с дружкой, сидя на полукорточках возле своих девяток.Двадцатилетние парни напоминали голодных зябликов- такие же нахохлившиеся и очень худые;темные очки скрывали бледные невыспавшиеся лица.
 Натали ужасали непрекращающиеся тезеты, мусульманские похороны.Почти каждый студент отпрашивался с занятий, чтобы почтить память дяди или брата.Чеченцы умирали от тяжелых болезней, полученных во время войны- сказывалось выживание в нечеловеческих условиях, или погибали в многочисленных перестрелках.
Один из студентов, Байкал, как немного позже узнала Натали, параллельно с учебой в университете работал в грозненском МВД.В его задачи входило планомерное уничтожение боевиков в горных лесных районах.Он рисковал собой, в любой момент парня могла прошить свинцовая пуля, его мог накрыть камнепад, оставив полным дурачком.Несмотря на жизнь, похожую на бег по острию ножа, Байкал имел жизнерадостный и легкий характер, он часто угощал Натали кремовыми пирожными во время обеденного перерыва.
 Шамсудин сдержал свое обещание, он сумел достать телефон и звонил почти каждый день.
- Буду рад, если ты сможешь навестить меня.Этой осенью Верховный Суд должен вынести окончательное решение, надеюсь, что в ближайшее время окажусь на свободе, - сказал он девушке, когда позвонил ей в очередной раз.
- Постараюсь приехать к тебе, - неуверенно откликнулась Натали.Шамс уловил ее сомнения.
- Это необязательно, я понимаю, что место не из самых приятных.Мы по- любому с тобой встретимся, когда я выйду.Если тебя сможет привезти и отвезти кто- то из близких, тогда приезжай, честно сказать, очень хочу тебя увидеть, - Шамсудин давно положил трубку, а Натали никак не могла собраться с мыслями, сидя за столиком кафе.Все, как всегда в этом мире, решил слепой случай:отец ее студентки собирался в Чернокозово, где сидел его племянник, Натали решила поехать вместе с ним.

                Чернокозово, осень 2010
                Что теперь мне смертное томленье!
                Если ты еще со мной побудешь,
                Я у Бога вымолю прощенье
                И тебе, и всем, кого ты любишь.
                / Анна Ахматова /
 Свидание проходило в специальной комнате.Шамсудин уже ждал ее, толстое стекло разделяло их друг от друга.Он поднял трубку первым.
- Привет, Ася!Ты совсем не изменилась со времени нашей встречи, и улыбка та же.., - были его первые слова.
- Ты тоже держишься молодцом, отлично выглядишь!- Натали посмотрела на него.Те же небольшие темные глаза, прямые черты лица, только на щеках появилась щетина.
- Баркал!Все здесь говорят, что мне не больше тридцати.Как ты, Ася?Как здоровье?Что студенты, хорошо себя ведут?
Он говорил быстро, немного сбивчиво, чтобы не терять ни одной минуты.
- Все нормально, только замдекана ужасно въедливый, но я не обращаю внимания.Как к тебе здесь относятся, не бьют?
- Били, только когда приговор оглашали, сейчас никто не трогает.Ты моя умница, хорошо, что приехала!
Шамс замолчал и просто смотрел на нее, от его взгляда бешено заколотилось сердце.Натали приняла делано равнодушный вид, что давалось ей с большим трудом.
- Как здесь время коротаешь?- спросила она.
- Иногда телевизор смотрю, в библиотеку хожу, там в основном ерунда, читаю больше религию.Честно говоря, в основном тоска зеленая.Ты же знаешь, мне набавили зимой срок за неподчинение, дезорганизацию и плохое влияние на заключенных.Ничего, теперь исправлюсь, буду хорошо на них влиять, - он усмехнулся, но сразу же стал серьезным.- Ася, я все сделаю, чтобы больше никогда не сесть в тюрьму.Обещаю, мы вместе уедем за- границу, здесь очень много плохих воспоминаний.
Тюремный работник зашел в комнату и предупредил, что через две минуты Натали должна покинуть помещение.
- Может, в Канаду поедем?- предложила Натали.
- Канада так Канада, там видно будет.
Шамсудин придвинулся поближе, но между ними было толстое стекло.- Я должен выйти на условно- досрочное, выясню, когда смогу получить разрешение на выезд из России.Я на связи после обеденного намаза по московскому времени.Если возникнут какие- то трудности, Майер обязательно тебе поможет!Жду, когда обниму тебя по- настоящему!У нас встреча как в фильме Побег из тюрьмы, видела?
Он попытался повернуть разговор в шутливое русло, да и времени оставалось совсем немного.
- Надеюсь, скоро мы будем снимать другие фильмы!- произнесла Натали с легким сарказмом, но на душе стало тяжело.- Веди себя осторожней, чтобы я не переживала за тебя!Жаль, что свидание такое короткое, надо идти. Целую!
- Взаимно, дорогая, крепко целую тебя!- Шамсудин положил трубку и прижал ладонь к стеклу.
Кажется, что она совсем рядом и в то же время недосягаема, как далекая планета.Он проводил ее долгим взглядом.Натали остановилась перед деревянной дверью и обернулась.Чеченец смотрел на нее.
Натали задержалась у выхода, она не могла заставить себя сразу уйти.Наконец она собралась с силами и быстро вышла в тюремный коридор.Перед глазами стояло его лицо.
Девушка попыталась перестать о нем думать .Выйдя на свежий воздух, она сразу увидела красную ауди Хизира.Внутри никого не было, мужчина еще не вернулся.Натали остановилась рядом с машиной, продолжая вспоминать недавнюю встречу.
Вышка с часовым торчала прямо за высокой оградой из колючей проволоки, тюремный забор скрывал мрачное здание Чернокозово.
 Здесь сама атмосфера отличалась от привычной, вокруг тюрьмы, наводящей страх на остальной мир, словно летали клубы ужаса и боли.
 Натали подняла глаза на серое, с редкыми голубыми просветами осеннее небо, откуда слышались крики птиц.
”Скорей бы выбраться отсюда”- подумала она.”Надо же, в Москве ходили с подружкой в клуб Зона, за посещение которого золотая молодежь выкладывает большие деньги, чтобы станцевать и подымить кальяном в импровизированной тюрьме, сфотографироваться на фоне решеток и тюремных надзирателей.Скучают люди..
Там было совсем не страшно, Натали понимала, что это всего лишь игра.здесь же реальная зона, и игры совсем другие..”

 Этой ночью Ната почти не спала, устав ворочаться под одеялом, она пошла на кухню.Натали допивала теплый чай, когда зашумела дверь и вошел Леча, сын квартирной хозяйки.Он иногда наведывался к матери, оставаясь ночевать в соседней комнате.
- О, Наташ, это ты или твой призрак- сюморил парень.- Ты чего здесь так рано сидишь, всего полпятого утра!- Он удивленно вскинул брови.
- Не могу заснуть- призналась Натали.- Хорошо, что сегодня не надо идти на лекции, днем высплюсь.
 Девушка собралась вернуться в свою комнату, но Леча не пустил ее.
- Мне сегодня надо сьездить в Ставрополь, специально будильник поставил на полпятого.Вот, завтракать собираюсь, составь мне компанию, не хочу один есть, чувствую себя, как упырь какой- то!- парень нервно загремел ложками.
- Упырь?- Натали расхохоталась.- Ты что, пересмотрелся Новолуния?А мы отличная парочка- призрак и упырь.
Ранний завтрак прошел оживленно и в веселой обстановке.
Дни летели быстро, сентябрь пролетел незаметно, 5 октября намечался праздник, день рождения КРА, президента Чечни Рамзана Кадырова.Шамсудин отмечал в этот же день свое тридцатидевятилетие, он появился на свет в один день с главой республики.
 Девушка получила законный выходной, Зарета уехала к родственникам в село, квартира принадлежала одной Натали, никто не мешал предаваться приятному ничегониделанию.Для начала Ната хорошенько выспалась, так как последние дни вставала очень рано.Неохотно выбравшись из любимой постели, она заварила кофе и достала торт из красной смородины, который вчера принесла Милана.Нежная выпечка таяла во рту, настроение уверенно поднималось.
 Поздравив Шамсудина с днем рождения, Натали отложила телефон и вышла на балкон.Грозный шумно отмечал президентский день рождения- везде развевались зелено- бело- красные стяги, соседствуя с национальным флагом Российской Федерации, люди шумными компаниями высыпали на улицу, центральные кафе были заполнены.
 Девушка не хотела выходить в город, переполненный людьми, решив посмотреть прямую трансляцию по телевизору.На экране показались высокопоставленные кремлевские чиновники, выступавшие с поздравлениями.Затем камера переключилась на чеченских политиков и депутатов.
Рамзан Кадыров приветливо замахал правой рукой, он находился в своей резиденции в окружении жены и многочисленных детей.
 Натали мысленно сравнила Чеченскую Республику с ближневосточной Сирией:там тоже по всей стране были развешены портреты, с которых смотрел Хафез аль- Ассад, покойный президент страны, и его младший сын Башар аль- Ассад, нынешний правитель Сирии.
 Чтобы отвлечься от политики, девушка включила любимые фильмы, на закуску пересмотрев Теорию большого взрыва, сериал про физиков- ядерщиков, на который ее подсадила Аня.
Вспомнив, что давно не писала подружке, Натали отправила ей смс.Нокия мгновенно зазвенела в ответ, но это было не киевское письмо.Исмаил приглашал девушку сходить с ним вместе на выставку живописи, которая открывалась в Доме Художника.
На ближайшие выходные Натали не имела конкретных планов, поэтому она охотно согласилась составить ему компанию.В последнее время они редко виделись, поездка на родину Исмаила, о которой они столько говорили летом, так и не состоялась, начальство выделило турку только неделю летнего отпуска, которую тот провел, навещая родственников.Ее отношения с Исмаилом ограничивались нечастыми встречами и посиделками в кафе.Напряженный рабочий график Исмаила исключал возможность видеться чаще, как хотелось им обоим, если выдавалась напряженная неделя, архитектор проводил выходной в офисных стенах, которые считал вторым домом.
 Но даже президент страны сможет найти свободное время для близких людей, если захочет.Натали обрадовалась, что воскресенье пройдет интересно, она с детства любила посещать картинные галереи.Среди друзей ее родителей было много творческих людей, близкий друг отца рисовал замечательные картины, его даже отметили званием заслуженного художника Украины.Натюрморты Владимира украшали стены ее киевской квартиры.
 В праздничные дни Натали часто гуляла по Андреевскому спуску, который тянулся до самого Подола.Художники стояли везде, где только можно, и рисовали все, что душе угодно:флорентийские улочки, морские пейзажи, киевские исторические места, карикатуры, портреты женщин и детей.
Натали вспомнила Владимирскую Горку, весенний Днепр, сказочный замок Ричарда Львиное Сердце.Ее охватила тоска по родному городу, захотелось снова пройтись его тесными улочками, вдохнуть запах первых майских каштанов и белой акации.
“Вот и накрыла ностальгия”- подумала девушка, взяв в руки оживший мобильный.Аня писала, что все нормально, к ней на работу зашла их общая подружка, они вместе передавали ей привет.
 Натали быстро напечатала ответ, заметив, что по оконному стеклу застучали прозрачные капли , Грозный готовился принять душ из осеннего дождя.
 Вечером приехал Мухадди, который два дня провел в чеченской столице, затем взяв курс на Аллерой, где он строил новый дом для своей семьи.
 Университетская неделя тянулась медленно, время как- будто замерло в одной точке, хотелось перевести стрелки всех часов на пару дней вперед.
 Воскресным утром Натали прихорашивалась перед зеркалом, одновременно делая набеги в шкаф, где висели нарядные вещи.Перебрав несколько костюмов и шелковых блузок, Натали остановилась на шелковой бирюзовой кофточке и белой юбке.
 Исмаил ждал возле подьезда, они решили пройтись до Дома Художника пешком, это было недалеко, всего десять минут ходьбы.Турок за полгода успел хорошо овладеть русским языком, теперь он обходился без переводчика.
 Оставив бежевое пальто в гардеробной, девушка под руку со своим спутником вошла в длинный освещенный зал, по обеим сторонам которого висели разномастные полотна.
 - Аманды Алдамов, - прочитал Исмаил надпись под картиной, на которой были изображены гроздья винограда и персики, лежащие в серебряной чаше.- Нарисовано мастерски, так и хочется взять фрукты в руки .
 Ната остановилась перед средиземноморским пейзажем.
- Исма!- позвала она.- По- моему, это Турция, узнаешь?
 Мужчина подошел к ней и внимательно присмотрелся.
- Похоже на Измир, - наконец услышала она.- Смотри, там дальше европейские города, наверно, эмигранты рисовали.
 Они услышали песню Вернисаж, которая гармонично вписывалась в этот творческий праздник.Людей было не очень много, можно было более- менее спокойно и неторопясь осматривать все новые и новые творения.
 Натали заметила, что на выставку пришли не только местные жители, среди гостей находились грузины, русские , эстонцы, даже японцы.Ее спутник тоже обратил на это внимание.
- Здесь не только чеченцы, иностранцы тоже приехали, наверно, собрали картины известных художников, - сделал он вывод, проходя мимо заснеженных вершин Кавказа.- Может, сделаем перерыв и спустимся в буфет?
Натали и сама собиралась предложить то же самое, ноги устали от долгого хождения на шпильках.
 Кафе предлагало многочисленные безалкогольные напитки, Исмаил заказал ананасовый сок и фруктовые коктейли.Немного отдохнув, они продолжили свое путешествие по творческому миру, осененному покровительством святого Луки.
Натали увидела известную чеченскую телеведущую.Асет Вацуева неспеша ходила по залу, любуясь особенно понравившимися картинами.
 Выставка действительно удалась, Исмаил вместе с Натали обошли галерею по второму кругу, переговариваясь друг с дружкой полушепотом.
 Наконец они покинули Дом Художника, после теплого помещения было не очень приятно шагать по вечерней улице, высоко подымая воротник.чтобы не так мерзнуть от атак холодного октябрьского ветра.
- Ната, может, зайдешь ко мне в гости?- предложил Исма, плотнее застегивая кожаную куртку.- Попробуешь настоящий турецкий кофе, поболтаем, заодно посмотришь, где я живу.
 Натали ненадолго задумалась, она отдавала себе отчет, что находится в мусульманской республике.Несмотря на то, что официально Чечня считалась частью Российской Федерации, такой же, как, к примеру, Ставропольский или Краснодарский край, здесь действовали местные, строгие чеченские законы.
- У нас не будет потом проблем?- спросила она.
- Не волнуйся, во- первых, время еще не позднее, а во- вторых, в моей квартире сейчас домработница убирается, будем не одни.Если честно, я и сам побаиваюсь этих чеченцев, лучше никому не говори, что была у меня, - посоветовал турецкий архитектор.- Сейчас пройдем этот проспект, повернем направо- и, считай, мы на месте.
 Желтые листья с легким шелестом опускались на их замерзшие фигуры, Исмаил пнул ногой ярко- золотистый ковер, листья поднялись в воздух разноцветным салютом.Мужчина засунул руку во внутренний карман куртки, нащупывая ключи.
 Дорогой немецкий лифт высадил их на седьмом этаже.Исмаил одним точным движением справился со сложным механизмом железного замка, массивная дубовая дверь распахнулась, приглашая войти.
 Натали первая зашла в небольшой уютный холл, где их встретила домработница.Исмаил жил в просторной двухкомнатной квартире, длинный балкон- лоджия выходил на небольшой парк, по сонным аллеям которого гуляли редкие прохожие.
 Темное небо прорезали огни фейерверка- скорей всего, кто- то праздновал день рождения.Турок неслышно подошел к ней, накинув на ее плечи свою куртку.
- Холодно, еще заболеешь, - предостерег он, грея ее ледяные руки своими теплыми ладонями.- Пойдем на кухню, я уже приготовил кофе.
Крепкий густой напиток бодрил и вливал новые силы в поникший организм, во рту чувствовался вкус ванили и кардамона.
Натали откинулась на спинку стула, наслаждаясь каждым глотком .
- А ты мастер готовить кофе, - сказала она, поставив чашку на блюдце.
 Исмаил улыбнулся в ответ на ее чистосердечный комплимент.
- Меня отец научил, наш прадед передавал старинный рецепт всем своим внукам, даже в стамбульском Мариотте не подают такой вкусный кофе, они не знают всех тонкостей.
Ната посмотрела на часы в виде летящего сокола, которые висели напротив нее.
- Оригинальные у тебя часы, - заметила девушка, - к сожалению, пора мне, скоро моя хозяйка приедет, будет звонить, переживать, где я.
 Исмаил бросил на нее по- детски умоляющий взгляд.
- Ната, дорогая моя, останься хотя бы на час, я тебя провожу куда скажешь, мы так давно не виделись, я скучал без тебя.И еще ты обещала давать мне уроки русского языка, будешь моим учителем.
Девушка засмеялась.
- По- моему, ты свободно разговариваешь, но если есть вопросы- задавай.
Они переместились в гостиную, Исмаил негромко включил музыкальный центр, по просьбе Натали показал ей распечатанные проекты грозненского бизнес- центра, затем турок вытащил коробку с нардами, и они провели несколько поединков, играя в короткие нарды.Победу одержала Натали, вовремя вспомнив, как дядя Дато в Тбилиси учил ее основным приемам этой нехитрой восточной забавы.
- The winner takes it all!- произнеся эту вечную фразу, молодой мужчина придвинулся к ней поближе и поцеловал долгим, пронизывающим все тело поцелуем.Натали хотела оттолкнуть наглого соперника, но не смогла, Исмаил умел так целовать, что сердце просило продолжения.Наконец они разомкнули страстные обьятия, но их выдержки хватило ненадолго, через минуту они снова слились в поцелуе, нежно лаская друг дружку.
За ними наблюдал только вождь мировой революции, пламенный Че Гевара, черно- красная фотография которого висела над их головами..