Дорога в Грозный. Глава 8

Натали Самойлова
Все время пребывания под крышей дома Саида Натали не покидало ощущение, что она находится в семье среднекалиберного шейха.Скромный снаружи, внутри дом поражал богатой обстановкой- в дубовых шкафах за стеклом прятались фарфоровые сервизы, хрустальные бокалы и вазочки;в громадной гостиной стоял полукруглый мраморный стол, над которым висела позолоченая люстра- цветок.Возле зеркального комода красовались большие серебряные статуэтки древних гречанок, отражавшие свет из полуоткрытого окна.занавешенного бело- золотистыми шторами.Среди всей этой восточной роскоши плазменный телевизор и кондиционер выглядели как пришельцы из мира высоких технологий.
 Положив сумки в коридоре, который тянулся в бесконечность, Ната удобно устроилась на мягком кухонном диванчике, напротив нее за столом сидел Расул, один из многочисленных сыновей Саида.Дядя имел четыре жены, две из которых суетились в маленькой кухоньке, готовля ужин.Старшей жене, матери Расула, было уже около пятидесяти, она ходила с вечно озабоченным лицом, полностью занятая домашним хозяйствам.Вторая супруга, Фатима, носила звание самой младшей жены, она была одета понарядней, в дорогой длинный пиджак с красивым узором.На вид Натали дала ей лет 25.
 Немного обалдев от непривычного, режущего европейский глаз восточного гарема, девушка на автомате перемешивала в чае сахар, ожидая новых сюрпризов.
 Наконец появился сам дядя Саид, садясь рядом с племянницей, он сделал грозное лицо.
 - Надо было тебе сразу ко мне поехать, а не жить среди чужих людей.Хорошо, что Алла помогла тебе.Это же Кавказ, девушка, без родни ты здесь никто.
 Натали принялась было оправдываться, но дядя остановил ее.
 - Ладно, все- таки первый раз видимся, выросла ты не с нами, поэтому я понимаю твой страх- хоть мы имеем общую кровь, ты совсем нас не знаешь, да и мы тебя тоже- росла ты в другой семье, среди других традиций.Нина тоже очень переживала, когда приехала в Чечню, здешний образ жизни может полностью понять только тот, кто с детства воспитывался среди нас.
 Саид сделал паузу.
 - Мне говорили, ты ищешь работу?
 Девушка утвердительно кивнула.
- Кем хочешь устроиться?
- Могу в фирме работать, в универе преподавать.
 Дядя начал листать телефонные контакты, сосредоточенно о чем- то думая, Натали напряженно наблюдала за ним.
- Хватит тебе пробивать все одной, я завтра поговорю с нужными людьми.там видно будет, что можно сделать.А теперь давай ужинать, пока доехали, наверно, проголодались.
 Фатима принесла горячий плов, и все семейство с аппетитом принялось за еду.Девушка заметила, что чеченцы вели себя за столом действительно по- царски:сидели ровно, с гордой осанкой, умело пользовались столовыми приборами, и, даже будучи сильно голодными, никогда не спешили, а ели не торопясь, с достоинством.
 После ужина к Натали подошла жена покойного Турпала, она, по просьбе девушки, решила показать ей семейные фотографии, которые высокой стопкой лежали на полке.В основном это были фото Турпала- Али, на некоторых снимках запечатлелись политические деятели.
 Одна фотография привлекла внимание Натали- команда дзюдоистов смотрела прямо на нее, на шеях ребят висели золотые и серябряные медали.
- Наши лучшие спортсмены, - пояснила Тоита, видя ее интерес, - многие из них принимали участие в боевых действиях, все погибли, никто не выжил.
- Амин, - произнесла Ната, не в силах отвести взгляд от фотографии.- А есть снимки дедушек?
- К сожалению.это все, что сохранилось после войны.
 Подошедший Мухадди взял часть фотографий, откладывая уже просмотренные.
 Девушка вытащила свой верный Canon, предложив родичам сфотографироваться на память.Все сели за длинный ониксовый стол и стали выжидательно смотреть в обьектив, Расул, широко улыбаясь, сделал знак victory.
 Уставшая от обилия впечатлений, Натали еле сдерживалась, чтобы не уснуть прямо в гостиной, Саид, исподтишка наблюдавший за родственницей, дал указание домашним проводить ее в спальню.
 За считанные минуты на большой двухспальной кровати появилось дорогое белоснежное белье с тончайшей вышивкой.Фатима легла в той же комнате, на матрасе.
 - Я уже привыкла, Наташа, - тихо ответила молодая чеченка негодующей Натали.
 «Не хотела бы я такой семейной жизни», - подумала девушка, ставя мобильный на беззвучный режим.Натали заметила пропущенные вызовы Исмаила, »надо завтра ему позвонить», - с этой мыслью она отложила телефон.
 Несмотря на пережитые волнения и море эмоций, девушка заснула сладким крепким сном, ни разу не просыпаясь.Так хорошо ей давно не спалось.
 Все последующие дни Ната провела в кругу родни, мужчины не отпускали ее одну в город, о поездках в Грозный можно было забыть.
 За это время девушка подружилась со своей кузиной, которая на днях приехала из Волгограда в гости к отцу.Разница в возрасте между ними была небольшая, поэтому девчонки легко нашли общие темы для разговоров.
 Своих дочек Саид воспитывал достаточно жестко, но любил и побаловать время от времени.Младшие дядины сыновья, приходившиеся ровесниками его внуку, обожали стрелять из игрушечного пистолета, бегая рядом со взрослыми.Чеченскому правилу, согласно которому женщина обязана вставать, когда входит мужчина, и вообще проводить почти весь день на ногах, в этом доме особенно не придерживались- можно было спокойно сидеть и отдыхать, когда хочешь.
Натали обратила внимание, что дядя иногда как- то странно отвечает на звонки, хмуря брови при разговоре и резко обрывая собеседника.
- Мой номер дорогой, одни девятки, - Саид заметил недоумение племянницы и решил все обьяснить.- Заключенные набирают такие золотые номера и просят помочь им деньгами.Меня на всех не хватит.
 Вместе с Тоитой Ната побывала на гудермесском рынке, обойдя многочисленные ряды, где продавалось все, что могло продаться- конфетные ряды соседствовали с магазинами одежды, которая привозилась из Турции и Арабских Эмиратов.Покупатель мог найти на этом базаре, все, что пожелает, даже бомбу в разобранном виде.
 Натали рассталась с иллюзиями насчет развития в Чечне туристического бизнеса- называть Грозный вторым Дубаем было рановато.Республика стремительно строилась, люди постепенно возвращались к мирной жизни, но все равно в воздухе висело тревожное напряжение.Туризм не имел пока перспектив в этой маленькой кавказской республике с удивительно красивой природой.
 Наконец решился вопрос с работой, осенью она должна была преподавать в Грозненском Университете, читая лекции по английскому языку.
 Саид провожал племянницу на местный вокзал, билеты до Ростова, а затем прямо до Киева лежали в украинском загранпаспорте.
- Ну что, Натуля, желаю тебе счастливой дороги!- дядя стал выкладывать ее сумки из багажника.- Я занимаю высокий пост в Министерстве Транспорта, должна добраться без проблем.
- Рада была нашей встрече и знакомству!- девушка обняла дядю на прощанье.- Приезжайте в Киев погостить.
- Может, когда- нибудь соберусь.Будь осторожнее и никому не верь!- мужчина сурово помахал указательным пальцем.- У тебя слишком доверчивое выражение лица, надо быть построже!
 Из синего поезда вышел кондуктор, проверяя билеты отьезжающих.
- Счастливо тебе, успехов во всем!
 Саид перекинулся парой слов с чеченским железнодорожником, тот взял поклажу девушки и понес к вагону.
 Родственник постоял немного на перроне, затем быстро развернулся и направился к автомобильной стоянке, небольшая машинка неспеша покатилась в сторону города.
 
 Девушка действительно добралась до Ростова- на- Дону без приключений.Но уже в поезде, направлявшемся в украинскую столицу ее ждали неприятности.
 Вблизи российско- украинской границы таможенник, пролистав ее паспорт и углядев штамп Внуково, догадался, что она ездила в Чечню и стал цепляться по совершенно немыслиму поводу- якобы она должна была зарегистрироваться в Республике.Натали точно знала, что на территории Российской Федерации закон разрешает украинским гражданам находиться три месяца без регистрации.Видно, российский служащий считал, что для Чеченской Республики существуют свои, неписаные законы, которым надо следовать.
 Девушка не хотела вступать в долгие споры, тем более она ехала одна, в случае чего за нее никто не вступится.
 Тысячерублевка перекочевала в карман парня, тот сразу забыл про свои угрозы высадить ее в Адлере. Заметно подобрев, мужик клятвенно пообещал обязательно выпить стопку- другую за ее здоровье.
 - Ты, Наталья, герой- из такого райончика живой вернуться, хорошо, в рабство тебя не продали.Ты же наш, славянский человек, - Михаил снова уткнулся в ее паспорт.- Наталья Левандовская, вижу, ты полмира обьездила, вот и путешествуй дальше по Кипрам и Швейцариям, а в Чечню больше не забирайся!, - произнеся свою пламенную речь, российский таможенник поспешил на разборки с остальными пассажирами.
 Облегченно вздохнув, ведь основная граница была пройдена, девушка постаралась заснуть, но, несмотря на усталость и позднее время, сон все не приходил.Соседка по купе, молодая ростовчанка, тоже проснулась, Натали угостила ее конфетами и пирожными, которые заботливые родичи накупили в большом количестве;вдвоем они проговорили почти до утра, задремав на пару часов перед рассветом.
 Киев встречал путешественников ярким солнцем и зелеными листьями каштанов.
 На перроне ждала мама, которая радостно заулыбалась, заметив дочку.Натали помахала в ответ рукой, одной из первых покидая вагон..
 Лето девушка провела вместе с родителями на даче, изредка выезжая в город по делам или на дружеские встречи.В августе Натали сьездила в трускавецкий санаторий на пару недель.Карпатские пейзажи действовали умиротворяюще;водопады, реки, еловые леса и вершины гор радовали глаз, чувствовался свежий аромат цветов и хвои, разлитый в чистом прозрачном воздухе.
 Вечерами девушка гуляла по большой территории санатория, отдыхая от насыщенной городской жизни.Она поймала себя на мысли, что впервые по- настоящему расслабляется, обычно даже в отпуске Натали все время куда- то спешила, то на экскурсии, то на магазинные распродажи.которые выматывали посильнее пеших походов по музеям и памятникам архитектуры.Когда она попадала за- границу, начиналась обычная круговерть:аэропорты- экскурсии- магазины- сувениры- музеи- парки аттракционов.Конечно, от всего этого оставались яркие впечатления, но отдохнуть по- настоящему не получалось.
 Здесь же время как будто остановилось, исчезла привычная суета.Натали пробовала вкусную гуцульскую кухню, пила крепкий кофе в маленьких уютных кофейнях, неторопливо гуляла в центре Трускавца, вечером смотрела любимые фильмы или читала.Натали вернулась в Киев посвежевшая, полная новых сил.
 Мухадди позвонил из Чечни, приближалась осень, а с ней и преподавание в Грозном.
 Девушка планировала жить в двухкомнатной квартире вместе с хозяйкой, сорокапятилетней Заретой.Мухадди знал ее семью еще до войны, поэтому не беспокоился за племянницу.
 Натали сидела в офисе Кийавиа, когда запел дуэт Ирины Билык и Сергея Зверева.Звонила Вика, подружка Натали.Они договорились встретиться на Печерске.Получив долгожданный авиабилет, Ната вышла на шумный проспект Победы, поймала нужную маршрутку и поехала на Крещатик.До встречи оставался целый час, за это время девушка успела проверить электронную почту и зайти в недавно открывшийся магазин Zara.
 В кафе, которое находилось в подземном переходе на Площади Славы, Натали появилась с фирменным пакетом.
 - Привет, Натка!- Вика встала из- за столика, целуя ее в щеку.- О, да ты успела прикупиться?
 Натали поставила синий пакет на соседний стул.
 - Не удержалась, увидела в Zara сиреневую тунику, шикарно смотрится!
 - Я помню, как в Испании запрещала тебе ходить по магазинам, все- таки на море приехали, а не на шоппинг!
 Девчонки стали вспоминать прошлогоднюю поездку на Коста- Браво, роман Вики и Саши, отдыхавшего в соседнем отеле.
 - Помнишь Port Aventura?- Ната глотнула апельсиновый сок.- Особенно классно было на качели- лодке и когда спускались с горки на желтых кругах!
 Вика улыбнулась, допивая кофе.
- Хорошо, что не добрались до башни- камикадзе.Недавно сбросила фотки на флешку, насчитала штук сто снимков.Саша все- таки женился, - неожиданно сменила тему подружка.
- На Ольге из Тюмени?- осторожно спросила Ната.Она до сих пор помнила бурный роман подруги, который развернулся на ее глазах и продолжался в Киеве.Саша даже собирался прислать Вике приглашение в Германию, где имел квартиру и вид на жительство.Его родители давно перебрались из России в Германию.Но затем отношения постепенно сошли на нет, их встречи и телефонные разговоры становились все более редкими.
- Да, на ней, недавно вернулись, провели медовый месяц во Флориде, - Вика попыталась улыбнуться.- Наташ, мне с самого начала казалось, что это все несерьезно, помнишь, я тебе говорила?
 Натали кивнула, подыскивая правильные слова:
- Не переживай, у тебя и без него хватает парней, да и на работе много свободных мужчин.Честно сказать, Саша мне не сильно нравился, - искренне призналась Ната.
- Только на работе и отвлекаюсь, все лето трудилась, надеюсь, в октябре дадут отпуск.
 Вика работала в одном из офисов МТС(он же в прошлом UMC), где был в основном молодежный коллектив.Виктория имела пару- тройку друзей из офиса, с которыми отмечала праздники или ездила на отдых.
- Давно пора сменить обстановку!- поддержала Натали.- Я скоро улетаю в Грозный, собираюсь там преподавать.
- Серьезно?Ты надолго туда?Не боишься?- Вика с интересом посмотрела на нее.
- Отбоялась свое, я же туда ездила весной.Ближе к Новому Году планирую быть дома.
- Английскому, наверно, будешь учить сепаратистов?- шутливо сказала Вика.- Или кадыровцев?Ты не пропадай, пиши, как там твои дела .
- Добренько, - поговорив еще немного, девчонки разбежались по своим делам.Натали вернулась в пустую квартиру, родители в основном жили за городом, а Костя давно имел свою семью, воспитывая с женой двоих мальчишек.
 Непривычная тишина оглушала, в квартире недавно закончился ремонт, привезли только основную мебель.Такие блага цивилизации , как телевизор, музыкальный центр и dvdпроигрыватель еще не купили, много денег ушло на покупку мебели и кухни.
 Открыв настежь широкое окно, Натали вдохнула прохладный воздух.Слева виднелась Печерская Лавра, освещенная колокольня которой выделялась на темном фоне ночного Киева.Церковный звон колоколов поднялся над Печерском, навевая мысли о вечном.Девушка задумчиво смотрела вверх, на небе рассыпались первые звезды, Большая Медведица величественно заняла свое законное место.
По дороге, освещенной фонарями, проезжали быстрые машины, увозя последних ночных путников.
Натали любила ночные города, их особый полуночный ритм.Можно было бесконечно наблюдать за родным городом, который падал в обьятия темного покрывала.открывая двери ночных клубов и круглосуточных ресторанов для светских тусовщиков.
 За спиной звякнул телефон, известив хозяйку, что надо бы прочитать смс.Писал Шамсудин, он заверил Натали, что ко времени ее приезда у него будет телефон и он выйдет на связь.”Видно, намерения его действительно серьезные, ведет себя достаточно настойчиво, интересно, будет он таким же решительным, когда выйдет на свободу?”Натали, конечно, смущало, что Шамсудин находился в местах не столь отдаленных, но она точно знала, что он не вор и не убийца, а профессиональный военный, и, сражаясь хоть на одной, хоть на второй стороне легко можно попасть в розыск по военной статье.Кавказ считался взрывоопасным регионом, в любой момент там могла начаться новая война или вспыхнуть территориальный конфликт, поэтому ей нравились планы Шамсудина выехать в Турцию или в Украину.Она вспомнила его пронизывающие глаза, хриплый смех, острый ум.Неожиданно для самой себя, Натали почувствовала, что неравнодушна к нему, она все чаще вспоминала их встречу, долгие разговоры по душам..Натали боялась по- настоящему влюбиться, она сильно обожглась в прошлый раз и не хотела, чтобы новая любовь снова ранила ее.