Театральный дебют и всё, что за ним последовало...

Лариса Пишун
               


     Январь 1983 года. Срединная Камчатка. Крепкий мороз. Поздний вечер.Полнолуние.В сельской библиотеке идёт заседание клуба любителей поэзии с чаепитием.Среди присутствующих – преимущественно сельская интеллигенция: библиотекари, учителя,редактор районной газеты, представители партийно-комсомольской элиты, мелкопоместная номенклатура и я - врач районной больницы, недавно приехавшая в село и потому никому ещё не известная.
Поэтический вечер посвящён творчеству советских поэтов. Любители поэзии, все с красными бантами на груди и в «петлицах», сидят за столом, покрытым льняной скатертью. На столе - тарелки с разнообразной снедью, самовар и красивые чайные чашки с блюдцами, красные в белый горошек. С пафосом читаются стихи поэтов гражданской войны и созидательно-восстановительного периода СССР.
Согревшись горячим чаем с брусничными и мясными (из оленины!) пирожками и
употребив немало бутербродов с красной икрой, - я как-то враз сомлела и даже чуток вздремнула в этой тёплой душевной компании. Вдруг сквозь дрёму мне послышались укоризненные чеканные строки Демьяна Бедного в декламации директора библиотеки и я,устыдившись содеянного, проснулась окончательно.
Мероприятие подошло к концу. Кто-то из учителей спросил – понравился ли мне поэтический вечер? Подумав, я ответила честно – да, понравился своим теплом, закусками и красивыми чайными чашками. Все рассмеялись, но как-то натянуто...
Тем не менее, меня пригласили на следующее заседание клуба, посвящённое лирике В.Маяковского.Следует признаться, что я очень любила и довольно хорошо знала лирику В.Маяковского и потому приняла самое активное участие в поэтическом вечере, посвящённом его творчеству,а немного погодя сама организовала и провела вечер поэзии своей сестры Л.Руденко(Шабалиной)под названием «Земную боль предотвратить хочу…».
Обо мне заговорили в селе, теперь уже не только как о враче, а вскоре даже последовало неожиданное приглашение от режиссера Быстринского народного театра на главную роль в спектакле по пьесе Л.Разумовской «Под одной крышей». Оказалось, что до режиссера дошли слухи об артистических способностях недавно приехавшего доктора. Начались ночные репетиции в РДК, частенько прерывавшиеся неурочными вызовами моей персоны, то-бишь самочинной актрисы-неофитки в больницу для оказания экстренной помощи страждущим...                Мне шёл 42-й год. Я совсем недавно покинула свою отлаженную жизнь в крупном южном приморском городе, отчаянно шагнув в неведомое, и потому всё было для меня теперь новым, незнакомым и интересным!
Через два месяца ежедневных репетиций, 27 марта 1983 года, в день театра, состоялась премьера спектакля и мой первый выход на сцену, где моя ровесница-героиня мучительно и тщетно пыталась на протяжении трёх сценических действий соединить несоединимое, либо разом оборвать всё ещё связующие призрачные нити...
Успех был полный! Зрители в зале плакали, сопереживая судьбе героини, так похожей на мою, собственную судьбу...
После спектакля я принимала поздравления за кулисами, как заправская актриса. Поздравила меня и директор районной библиотеки Н.П., добавив, что мечтает сыграть со мной в одном спектакле. Оказалось, что директор библиотеки – весьма и весьма заслуженная артистка местного народного театра и, что не участвовала она в нынешнем спектакле только лишь по причине своего отъезда на материк, в отпуск. В моей жизни никогда не было праздников. Постулат этой внутренней установки и убеждённости всецело подтвердился в день моего триумфального дебюта на подмостках сцены.
Неожиданно и больно меня обидели и унизили те, кто только что горячо поздравлял меня и восхищался спектаклем.Случилось так, что обо мне забыли, вернее, забыли - меня, не пригласив на банкет и даже не позвав сфотографироваться после спектакля вместе со всеми. После неловких попыток
напомнить о себе я ушла домой уничтоженная. Позднее, когда улеглась суета, обо мне вспомнили, даже дважды посылали гонцов с извинениями, просили вернуться, но я не вернулась...
Мне всё время вспоминалась аналогичная ситуация, случившаяся с героиней кинофильма «Проводы белых ночей», которую играла актриса Лариса Малеванная в паре с актёром Юрием Каморным. Её тоже позвали на праздник жизни, а потом просто забыли...                Ранним воскресным утром следующего дня меня разбудил осторожный стук в дверь.
Я открыла дверь – на пороге стояла Н.П., директор библиотеки. Почувствовав мою боль от перенесённого унижения, она пришла ко мне, малознакомой одинокой женщине, с просьбой о прощении, со словами сочувствия и утешения. Войдя в мой горестный дом, Н.П. на долгие годы вошла и в мою жизнь, став другом и замечательным товарищем. Часами напролёт, мы бродили вдвоём по улицам и окрестным тропинкам поселка, засиживались до глубокой ночи на моём продавленном диване и говорили,говорили взахлеб, открывая себя друг другу, радуясь единению душ и устремлений,несмотря на разные характеры, темпераменты и векторы направленности поисков смысла жизни.Нам было интересно вдвоем – мы обе любили поэзию, глубокую литературу, театр.
Моя подруга, по профессии педагог-филолог, окончившая филологический факультет Московского пединститута им. Ленина, несколько лет проработала словесником в родной школе, была педагогом-новатором и по этой причине нажила себе врагов в коллективе учителей. Заработав на ниве образования язву желудка и невротический синдром, она ушла из школы в районную библиотеку, где и трудилась успешно, сделав сие учреждение культуры образцовым, даже отмеченным дипломом ЮНЕСКО за успешную работу в области экологического просвещения. Да, моя подруга оказалась весьма пассионарной личностью - лидер по призванию, доминантный тип – по психологическому устроению, талантливый организатор – по
природе, артистка – от Бога и по характеру, любимая жена – по совокупности причин, мать троих, теперь уже взрослых, детей и бабушка многочисленных замечательных внуков.
Первые 10 лет моего пребывания на Камчатке неразрывно и тесно связаны с Н.П.
Мы были неразлучны: вместе играли в спектаклях народного театра, организовывали литературные гостиные, поэтические вечера, концерты, путешествовали по городам и весям России, спорили по мировоззренческим вопросам, обсуждали острые темы бытия. Н.П. в те времена была ярой активной коммунисткой, бойцом идеологического фронта, а я, абсолютно аполитичная личность, - тяготела к внутренней духовной жизни, неосознанно стремясь к
Богу. Несмотря на имеющие место быть разногласия, мы ценили нашу дружбу и всегда несли тяготы друг друга. Через 10 лет, в день театра, я написала стихи, посвящённые своей подруге:

        Благодарное
                Н.П.

Их было десять – долгих, трудных лет…

В тоске, безверии, с замшелою душою

Брела в потемках я – лишь сумеречный свет

Неверным проблеском дрожал передо мною.


В тот черный день, когда я жгла мосты

И память сердца с матрицы стирала,

Открылась дверь и появилась ты –

Вошла в мой дом и у порога встала

А далее… ночные разговоры,

Открытий исповедь, предчувствия пролог

И на снегу веселые узоры –

Тропинок наших странный диалог.


Но годы шли, прогулки стали реже,

Слова – короче, паузы – длинней…

Ушло волненье, вроде, мы – все те же,

Но, что ни год, - трезвее и мудрей.

Обиду давнюю, нелепую, смурную

Я отвожу и сердцем не корю -

Тебя, воительницу храбрую, шальную

За эти десять лет благодарю.               

                27 марта 1993 г.

P.S. 

В 1991 году, после перенесённого инсульта, мне пришлось навсегда оставить медицину.Последние 17 лет своего пребывания на Камчатке я проработала в библиотеке под руководством своей подруги. Не могу сказать, что работать с ней было всегда легко,но интересно - да,несомненно! Я приняла Православие, избрав путь служения Богу, потом в глухие перестроечные годы ко мне приехала давняя подруга моей юности, тоже принявшая Православие. Н.П. осталась убеждённой атеисткой и вечным бойцом на баррикадах.
И, хотя моя жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости по многим параметрам, наша дружба с ней не прерывается до сих пор, просто она обрела иной окрас...
Но это уже совсем другая история…

      09.01.2013 г.