Мемуары Молодо - не зелено!

Фания Камининене
 " Поброди на пепелище сердца моего"
Мемуары Молодо - не зелено!

Фания Камининиене 
26 ноября 2012

МОЛОДО - НЕ ЗЕЛЕНО!
Из воспоминаний
На этой старой пожелтевшей от времени  фотографии 1936 года – мои родители: отец  Газиз, мама  Хадича .в день их бракосочетания. Наверное, это было время особого расположения планет, чтобы именно отец мой встретил мою маму. Это одна из тех редких фотографий, которая по прошествии времени не затерялась в круговерти жизни.
В последний мой приезд, уже  перед смертью мамы, я по наитию выбрала несколько фотографий из маминого  кожаного бордового «ридикюля» и увезла с собой, боясь, что они могут исчезнуть – очень дороги они были для нас! Этим я и спасла архив родителей. И сейчас очень рада тому, что могу показать их своей внучке Камиле....
В этом ридикюле лежали какие-то важные документы, фотографии – он был тугим,  еле-еле закрывался, застегивался особым замком –  кнопкой-застежкой, в свое время – предмет особой гордости мамы! Она хранила в нем письма, бусы, которые впоследствии не снимала с шеи. Даже брошь у мамы была! Все, как положено молодой особе, живущей теперь в городе!
Тогда, в далекие 30-годы  мода была на стрижки, и по приезде в город, первое, что сделала мама  – сама отрезала свою косу. Как она говорила: стала городской. Даже носила красную косынку «Стахановки»! Купила и городское платье на скупке, и тряпочные туфли, которые отбеливала от случая к случаю...
Такие туфли имел и отец «на выход», а так – сапоги военные, пахнущие за километр ваксой!
- Как я боялся отпугнуть Катю! – говорил отец.
Мама рассказывала, что после разорения семейного гнезда в деревне в 1929 году, после так называемого раскулачивания, разбрелась их семья по свету, кто куда…
Отправил и ее отец, мой дед, в город. Тогда все уходили в город, дабы затеряться там...
Сначала моталась по квартирам, пока не познакомилась на работе, на пошивочной фабрике, с одной доброй, участливой женщиной. Она ее и приютила, как собственную дочь принимала, сумела и работе научить, и на машинке шить.
Шили они военную форму. Сначала ей доверяли шить только части от военной формы: воротники, рукава, позже  уже соревновались с ней – кто быстрее соберет форму! Вот  «Передовой Стахановкой» и стала! Призы получала в виде материала на платье.
По выходным квартирная хозяйка устраивала для своих многочисленных жильцов, состоящих в основном из мужчин, молодых ребят,  вечера, собирая  их в гостиной,  за чаем. Из женщин были только хозяйка и мама.
- Очень я себя неуютно чувствовала среди этой братии, – говорила мама. – Тяжело было, одна убирала за всеми, мыла полы, таскала воду из колодца, стирала. Да и приставали многие. Но я научилась размахивать кулаками, как и они, себя в обиду не давала! Отчаянной называли! Один из жильцов – такой мордатый  и рыжий – даже решил предложение мне сделать. Был настойчив, упорен, не отставал, неловко пытаясь ухаживать. Думала, представляла, какие же дети должны быть рыжие от него, конопатые! В дрожь бросало от одной этой мысли!
Отец появился среди гостей в один из праздников. Скромный,  тихий, молчаливый, худой и длинный, как жердь. Он молчал весь вечер. Взгляды их  пересеклись на раз – и все! Больше он там не появлялся.
Квартирная хозяйка была женщина строгая, в доме вольности не позволялись. Она тщательно следила за порядком в доме, была чистоплотна, требовательна! Даже хорошо помытые полы заставляла иногда перемывать по несколько раз, разбрасывая вновь все вокруг, как бы, осердясь…
Однажды она предложила маме, нежданно-негаданно, выйти замуж за нового квартиранта.
- Он на девять лет старше меня, я боюсь его! – кричала мама.
- Ну и что? – не унималась хозяйка, – мужчина должен быть старше! Он в доме хозяин! Самостоятельный он, не то, что наши здешние оболтусы! Сам себя содержит, да еще учится! Не пьет!
Это был аргумент!!!
- Молчун он! Я и голоса-то его не слышала! А я веселая, люблю посмеяться! Пошутить. Некрасивый! – упрямилась мама. 
- А ты в зеркало на себя смотрела? Щеки где? А глаза? Только что голубые....
Вот так, молча, они и поженились. Первое время молчали... А потом мама стала разрывать тишину битьем посуды. На что отец отреагировал тем, что сказал:
- Бей, Катюша! Начнем сначала, накупим много посуды, чтобы было что бить!
Что тут скажешь? Видимо, понравилась ему мама. Расписались они в загсе. Такие они повзрослевшие на этой фотографии, и в то же время, по-детски,  «лупоглазые».
Жить стали молодые опять же на квартире у родственников мамы – у старшего брата Мирсаифа . Жена его была нрава нелегкого, капризного, не любила людей, ворчала сквозь зубы, выражая недовольство, невозможно было ей угодить. Что-то она придумала к оговору и выгнала их на улицу.
Приютила их подруга Тайфя из Ягодного. Очень сблизила их дружба. Та выделила им целую комнату. Даже рожали вместе! Мама родила нашу старшую сестру Фирданию (1939 г). Правда, у них уже была годовалая Венера к тому времени. А Тайфя родила сына Ильдара! И сговорились подруги, что в будущем свяжут судьбы свои женитьбой – свадьбой детей своих!
Так и было! Но об этом позже…
Уже и война к тому времени началась. Известие о войне получили, когда убирали картошку на поле. Крику было…
Отец сутками работал на военном заводе (по слуху не был отправлен на передовую). Мама работала там же –  посудомойкой. Не голодали, хотя и было тяжело. Умерла от простуды Венера, а в 1944 году родился брат Наиль, в 1946 и Нэля родилась. Их уже и нет никого, не дожили до старости...
Правда, старшая сестра  Фирдания здравствует и поныне! Дай Бог ей здоровья! Крепкая она у нас! И досталось же ей! И корову доила, и на базаре успевала продать то молоко, и  в школу успевала добежать вовремя, и училась лучше всех! Вот так! Дети, которые родились во время войны, не выжили!
Всего народилось 9 детей, 6 – остались жить. Сейчас нас уже четверо. Многое пришлось пережить нашим родителям, особенно тяжело пришлось в годы войны. Не им одним досталось, вся страна страдала, выстрадала! Холод, голод, нужда – не пустые слова... Это для нас – они слова! А для них – жизнь!!!
И все равно верили в лучшую жизнь! В жизнь в собственном доме, но до этого – ой, как далеко!
За всю свою жизнь мама не уставала благодарить свою подругу – Тайфю! Та сумела поддержать ее в самые тяжелые годы –  годы войны! Бабушка, дед, семья из  8 человек – все нашли приют и тепло у подруги!
Мало того, та спасла ее от верной гибели, когда они однажды отправились в деревню на поиски хлеба. Тогда можно было на выходные съездить в деревню и отработать на трудодни муку. На обратной дороге, в товарном вагоне, в мороз заснула мама под стук колес от усталости. И только благодаря подруге, которая ее растолкала и избила, чтобы та проснулась,  –  осталась наша мама жива!
Есть вечные истины, повторяющиеся в веках… Мир, в котором мы живем, меняется, движется от плюса к минусу, и, наоборот. День сменяется ночью, то тут, то там происходят всякие катаклизмы, катастрофы, но, несмотря на все эти факты, в нас живет уверенность в том, что жизнь в Гармонии, Любви, Счастье, Здоровье, Благополучии и Радости существует не где-нибудь, а на Земле!


Мемуары Молодо - не зелено!
Сегодня в 19:58 -Фания Камининиене