Об узнице медного терема

Вольфганг Акунов
ABRAXAS

АргОсом /1/ правил грозный царь Акрисий,
Которому оракул предсказал,
Что смерть к нему придет с небесной выси
От рук родного внука /2/. Приказал
Акрисий свою дочь Данаю в терем
Подземный медный крепко запереть
И сторожить. Он, веря и не веря
Оракулу, боялся умереть
И потому безжалостен был к деве
Невинной, заточив её навек
Под землю, в страхе, ярости и гневе,
Чтоб не проник ни бог, ни человек
К царевне, в одиночестве на ложе
Томившейся, не зная, что и как,
Но капли ощутившей вдруг на коже
Дождя златого. Озаривший мрак
Дождь целовал ей очи, щёки, губы,
Струился по грудям к её соскам,
Лаская их...Даная, стиснув зубы,
Дугою выгибаясь, так близка
К безумию, как никогда доселе,
Кусала пересохшие уста,
Истаивая под златой капелью,
Которой заполнялась пустота
Её тонувшего в желаньях страстных грота
Так быстро, что захватывало дух...
Данае было страшно отчего-то,
Ей отказали зрение и слух,
И крики сдерживать ни мочи и ни смысла
Уж не было - низ девы живота
Волной кипящей обожгло... Неистов
Был вопль её. А дальше - темнота...

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Аргос — старинный город в Греции, на Пелопоннесском полуострове, самый древний город Европы (на протяжении всей своей истории он был заселён людьми). Аргос расположен в центре плодородной долины на вершинах холмов Аспид (Пророка Илии) и Лариса, на которых издревле находились две цитадели. Город был расположен около древнейших городов континентальной Греции - «златообильных» Микен и «крепкостенного» Тиринфа - известным по поэмам Гомера, как главные твердыни царства Агамемнона, но в историческую эпоху уже разрушенным, вследствие чего их роль, как центра Арголиды, перешла к Аргосу. Считается, что город Аргос был основан примерно в 2000 году до Рождества Христова. Главными периодами расцвета в истории Аргоса считаются Поздний Среднеэлладский, Ранний Микенский, а также Геометрический период.

Мифологическая история Аргоса тесно связана с царем Адрастом и его походами против Фив, которые стали одним из самых излюбленных сюжетов древнегреческих трагиков. Так, трагедия Эсхила «Семеро против Фив» посвящена неудачному походу древнегреческих героев на Фивы, в котором погибли все они, кроме царя Аргоса Адраста. Последовавший через поколение второй, успешный, поход на Фивы сыновей погибших героев, вошел в мифологию под названием «похода эпигонов (дословно: потомков)». Один из центральных героев «Илиады» Гомера — герой Диомед, сын Тидея, внук Адраста (по матери - Деипиле, супруге Тидея), царь Аргоса, зависимый от Агамемнона, царя Микен.

Как и весь Пелопоннес, Аргос был захвачен греками-дорийцами, пришедшими с Севера и покорившими господствовавших до того в Арголиде более культурных и цивилизованных греков-ахейцев (данайцев). При этом Аргос, вероятно, стал первым центром укрепления дорийского могущества на Пелопоннесе. После дорийского завоевания коренное ахейское (данайское) население области жило на положении неполноправных периэков. Дорийские цари Аргоса (как и цари Спарты) вели свой род от Темена, потомка Геракла. Из длинной череды правителей Аргоса особо выделяется фигура Фидона, вероятно правившего в VIII—VII вв. до Р. Х. Фидон вёл активную наступательную политику, подчинил себе всю Арголиду и остров Эгину. После него известны тираны: Перилл и Архин. Несмотря на общее дорийское происхождение, Аргос был постоянным военным соперником Спарты.

В III в. до Р. Х. Аргосом правили тираны Архин и Лафаэс, затем Аристипп I, а после Аристиппа - его сын Аристомах I. Аристомах I погиб в результате заговора в 241 г. до Р. Х. и власть над Аргосом перешла к его сыновьям, сначала к Аристиппу II, затем к Аристомаху II. Аристипп II погиб в 235 г. до Р. Х. в битве под Микенами с Аратом Сикионским, предводителем (архистратегом) Ахейского союза.

Главными достопримечательностями Аргоса в наши дни считаются:

1)Крепостной Акрополь на холме Лариса

2)Холм Пророка Илии

3)Амфитеатр. Самый большой театр, построенный на территории материковой Греции до Р.Х.

4)Агора (площадь народных собраний)

5)Археологический музей

6)Святилище богини Геры.

Город Аргос испокон веков был одним из главных культовых центров поклонения богине Гере, супруге верховного бога Зевса, главы олимпийского пантеона. Святилище Геры — Герейон - располагалось неподалеку от Аргоса, на террасе горы. Первый храм Геры, возведенный, в VIII в. до Р. Х., был одним из первых греческих храмов, построенных по схеме периптера. В храме велись списки жриц богини Геры, которые были использованы древнегреческими историками Геллаником и Фукидидом в качестве отправной точки для хронологии.

/2/ Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи, через посредство которого смерть обрушится на деда с высоты небес. Желая избежать предначертанного роком, Акрисий заключил свою дочь Данаю  в подземный медный терем, по другой версии - в медную башню, по третьей - в подземные покои из бронзы и камня. Однако полюбивший Данаю верховный бог олимпийского пантеона - Громовержец и Тучегонитель Зевс -  проник к аргосской царевне в виде золотого дождя. После этого Даная зачала и родила героя Персея. Испуганный Акрисий поместил дочь и внука в сундук и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море.

Даная и Персей спаслись, когда их сундук прибило волнами к острову Серифос.

Первоначально Персей воспитывался в доме серифского вельможи (по другой версии, рыбака) Диктиса, а затем был отправлен царем Полидектом, братом Диктиса, влюбившимся в Данаю, за головой Горгоны Медузы — крылатого чудовища с медными когтями и клыками и с ядовитыми змеями вместо волос, взгляд на которое обращал человека в камень.

Олимпийские боги Афина и Гермес помогли Персею (своему сводному брату по отцу - Зевсу Громовержцу). Нимфы подарили герою крылатую шапочку и крылатые сандалии, давшие Персею возможность летать по воздуху, а богиня Афина - волшебный щит, отполированный до зеркального блеска. По другой версии, бог Гермес одолжил Персею свой крылатый шлем и свои крылатые сандалии, а колченогий бог-кузнец Гефест — серп из адаманта (которым в свое время бог Кронос (отец Зевса) оскопил своего отца - бога Неба Урана, а Зевс. в свою очередь - самого Кроноса. Этим же серпом стоокий, или (тысячеокий) Аргос (Аргус) - олицетворение Звездного Неба - рассек пополам змеедеву Ехидну и страшного аркадского сатира Айгипана, молочного брата Зевса, выкормленного, вместе с ним, молоком божественной козы Амалфеи. Согласно третьей версии, Гермес подарил Персею свой кривой волшебный меч, способный рассечь все и вся. По четвертой версии, юный Персей стал возлюбленным Гермеса и своего собственного дяди (по отцу) - грозного бога подземного царства Аида (Гадеса, от имени которого, кстати, происходит и наше обозначение преисподней - ад) и получил от Аида в подарок волшебный шлем (не имевший крыльев, но зато способный превращать того, кто надевал его, в невидимку). По пути к логову Горгон Персей посетил гипербореев, приносящих особо почитаемому ими сребролукому богу Аполлону (еще одному сводному брату Персея) гекатомбу (жертву из ста животных) ослов.

Согласно четвертой версии мифа, герой Персей, по совету олимпийских богов, до того, как отправиться в рискованное путешествие за головой Горгоны Медузы, сначала разыскал трёх вещих старух — сестёр Грай (Граий), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у Грай зуб и глаз, которые вернул чудовищным старухам лишь в обмен на Таларии (крылатые сандалии), волшебный мешок (заплечную суму) и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к Горгонам. Гермес подарил сводному брату острый кривой нож. Персей прибыл к Горгонам, во всеоружии всех этих подарков. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, герой ухитрился отрубить голову смертной Медузе, одной из трёх сестер Горгон, глядя в отражение на блестящем щите Афины, поскольку взгляд Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в свою волшебную заплечную суму. Пока герой летел над Ливией (Африкой), капли крови Горгоны Медузы, просачиваясь через ткань заплечной сумы, капали с небес на землю, превращаясь в ядовитых змей, ставших с тех пор подлинным бичом жаркой Ливии.

Пролетая над Эфиопией, по пути домой, Персей увидел с высоты небес и спас прикованную к прибрежной скале царскую дочь Андромеду, отданную родителями на съедение морскому чудовищу. Поразив чудовище (либо огромную рыбу-кита, либо дракона) своим волшебным мечом (или же заставив чудовище окаменеть, показав ему отрубленную голову Горгоны Медузы), Персей и взял Андромеду в жёны, убив в жестокой схватке (или опять-таки обратив в камень при помощи головы Медузы) её жениха со всей его дружиной, явившихся за Андромедой на свадебный пир прямо в царский дворец. По одной из версий мифа, Персей, убив морское чудовище, омылся от пролитой крови в водоеме близ города Иоппы (Юпы, Яффы, Яфо, Иоппии, ныне - Тель-Авив в Израиле), вода в котором стала красной, как кровь.

Прибыв на Сериф, Персей застал свою мать Данаю нашедшей убежища в храме, где дочь Акрисия скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса. По одной из версий мифа, герой превратил в камень всех жителей Серифа. Этот эпизод многократно обыгрывался комическими поэтами, так как остров Сериф был очень скалистым.

Даная и Персей решили навестить Акрисия в Аргосе, но тот, помня зловещее предсказание, сулившее ему неминуемую смерть с небесной выси от руки родного внука, не впустил их на порог. Прошло много лет, и однажды на гимнастических играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и его престарелый дед Акрисий. Тяжелый бронзовый диск, взлетев высоко в небо и упав затем вниз с небесной выси, попал именно в голову аргосского царя, убив его насмерть, как Акрисию и было предсказано. Согласно древнегреческому трагику Софоклу, Персей убил Акрисия диском не с первого, а только с третьего броска.

Не желая царствовать после нечаянного (хотя и предсказанного оракулом) убийства деда, Персей оставил аргосский трон своему родичу, а сам уехал в крепкостенный град Тиринф. Став царем Тиринфа, укрепив города Мидею и Микены, Персей отдал царство Аргоса Мегапенфу. По одному из мифов, именно Персей основал Микены - считалось, что «это известно всем эллинам». Согласно разным версиям, герой основал город Микены на том месте, где потерял наконечник (микес) ножен своего меча; либо же на том месте, где нашел гриб (микес) и напился дождевой воды, собравшейся в вогнутой шляпке этого гриба. На горе Апесант близ города Немеи Персей первым принес жертву Зевсу Апесантию. Среди развалин Микен показывали подземный источник Персея.

Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей. Детей Персея звали: Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор, Электрион и Горгофона (в кратком списке детьми Персея были названы Электрион, Алкей, Сфенел; сыном Персея называли также Эрифраса). Старший из детей героя, Перс, считался родоначальником персидского народа, Алкей — отцом Амфитриона, Сфенел — отцом Еврисфея, Электрион — отцом Алкмены.

По одному из древнегреческих сказаний, бог вина Дионис вел войну с Персеем, но затем сводные братья (по отцу - Зевсу) примирились, и в Аргосе был возведен храм Диониса Критского. Рассказывают также, что Персей убил своего двоюродного деда - царя Тиринфа Прета (брата-близнеца своего родного деда Акрисия, враждовавшего с Акрисием всю жизнь, оспаривая у брата власть над Арголидой), после чего сам был убит сыном Прета героем Мегапенфом. Кстати, по одной из версий мифа о Данае, аргосская царевна зачала и родила Персея вовсе не от золотого дождя и даже не от проникшего к ней под видом золотого дождя бога Зевса, а от своего родного дяди Прета (Пройта), каким-то образом ухитрившегося изнасиловать свою пребывавшую в заточении племянницу. Если это так, то получается, что Персей, сразивший впоследствии Прета, убил в его лице не только своего двоюродного деда, но и собственного отца...

Статуи древнегреческих героев от Персея до Геракла были воздвигнуты в Дельфах. По воле богини Афины Паллады, победитель Горгоны Медузы был после смерти взят на небеса и превращен в созвездие Персея. Миф о Горгоне и Персее был изображен на щите славнейшего героя древней Греции Геракла (также сводного брата Персея по отцу - богу Зевсу). Согласно одной из версий мифа о Персее, бог Гермес считался покровителем бега в гимнасии, где не раз отличался Персей.

Внук Акрисия и сын Данаи стал главным действующим лицом трагедий Пратина и Аристия «Персей», неизвестного автора «Персей», Софокла «Андромеда», «Ларисейцы». У Акция была трагедия «Персеиды».

Особая благодарность Мило Манара за адекватную иллюстрацию.