Рождественская сказка

Матвей Корнев
ГОЛОС ДЕТСТВА – 14


          1

Они вышли из храма, перекрестились на образ Спасителя и пошли по тропинке вниз, к автомобильной стоянке. Машин было много – прихожане, торопливо рассаживались и разъезжались.
Сыпал снег, слегка пуржило… минус пять, не больше...
- Красивое нынче Рождество! – воскликнул Пётр Данилович.
- Да – сказка… - согласился Дмитрий (зять). – Бабу Клаву ждать будем?
- Нет – она останется трапезничать…
Они пробрались к своему микроавтобусу, уселись, Дмитрий завёл двигатель.
- Будешь прогревать?
- Нет – дизель долго прогревается… через минуту поедем…
- Батюшка к концу службы совсем никакой…
- Да-а-а… в таком возрасте такие нагрузки…
- Весь больной, а вида не показывает: всем улыбается, голос твёрдый…
- Да, только когда идёт видно – ноги еле держат…
- Шутка ли – с полуночи час исповедовать, а потом ещё четыре часа службу служить… и утром была Литургия до четырёх… это всем нам пример, как надо преодолевать свои немощи, и не стонать по пустякам… кстати, который теперь час?..
- Начало шестого… десять минут…
- А ты слышал, что он сказал на проповеди?
- Что Христос даже родился в нищете, в скотских яслях…
- Я про другое… он сказал, что Христос пришёл спасти нас от греха, а не карнавалы нам тут устраивать, да сказки рассказывать…
- Но это же традиция такая, пап, – радоваться Рождению Богомладенца… Ух, ты какая чебурашка!.. смотрите, на «Лексусе»… а всё говорят плохо живём…
Перед ними слева вывернул чёрный паркетник, за рулём сидела длинноволосая блондинка, успевшая уже снять платок, закурить и, видимо, пустить весёлую музыку… Дмитрий включил скорость и последовал за ней, но она уже была на прямой, а ему нужно было ещё совершить объездной манёвр, вокруг, стоявшего с правого боку и сильно выступавшего вперёд, старенького «Ауди»…
- Смотри куда едешь, чебурашка!.. снесёт в овраг, потом бегай по деревне трактор ищи, в шесть утра… - предупредил Пётр Данилович.
- Не снесёт – у меня блокировка дифференциала автоматически включается… - гордо ответил зять.
Но их действительно понесло в овраг. Дмитрий включил заднюю скорость и стал газовать, вращая руль то в одну сторону, то в другую… колёса пробуксовывали на снегу, машина медленно, но неотвратимо ползла прямо в овраг…
- Эх, это тебе не лесовозы по сухой трассе обгонять! – Пётр Данилович выскочил и стал толкать…
Подбежали ещё мужики и сообща, вытолкнули микроавтобус на безопасную прямую…


          2

Я вам уже представлялась – меня зовут Люба… Мама всем говорит, что мне шесть лет, но на самом деле – шесть с половиной… Наверное, для взрослых полгода не имеет значения, а для детей это много… полгода назад было лето и мы гостили здесь, в деревне у бабушки Клавы… весело было… Тоня тогда ещё была совсем маленькая – грудь сосала у крёстной, а теперь уже ползает сама и даже встаёт, держась за стул или диван… А Саша поймал тогда ящерицу, а она оставила хвост и убежала… А теперь зима, столько снега намело – ужас… я никогда столько снега не видела… деревья стоят, как в шубы одетые…
А Новый Год, вообще-то, мы встречали не здесь, а у бабушки Лены и дедушки Володи… они живут в коттеджном посёлке недалеко от Москвы… там очень большой и красивый дом, из кирпича… бабушка Лена деловая женщина, а дедушка Володя известный композитор… были ещё, Лиза, Рита, Денис, Гаврюша и Сонечка, а Серёжи и Машеньки в этот раз не было – они болели… взрослые показывали нам кукольные спектакли: «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», и про бабу-ягу… дедушка Володя играл на рояле и они с бабушкой Леной пели… мне очень понравилось… а потом ещё фейерверки пускали… и все соседи пускали – салютов было очень много – так красиво – вообще – обалдеть можно…
Сюда мы приехали в сочельник, после обеда… дедушка Петя, бабушка Клава и дядя Дима были в храме… остальные все дома… встретили нас хорошо… мы давно не виделись и долго приветствовались, поздравлялись и целовались… К нашему приезду, дядя Дима с мальчиками слепили во дворе огромного снеговика: нос – такая морковища, а глаза – две картошины – это им дедушка Петя подсказал, а на голове большущая кастрюля – в ней бабушка Клава обычно золу держит… а ещё дедушка Петя поменял снеговику руки – сначала это были очень маленькие веточки – дедушка Петя сказал: это что, снежный динозавр что ли – с такими ручёнками? – и вставил большие ветки: одна выгнута кверху – словно приветствует, а другая прямо в сторону – в ней снеговик метлу держит… а ещё они сделали большую горку – прямо с крыши песочницы… приставили лестницу, мы взбирались по ней на самую вершину и скатывались вниз на тюбинге – это такой баллон, надутый и обтянутый, клеёнкой… по очереди катались… даже бабушка Зина прокатилась… между прочим, на тюбинге кататься удобнее чем на ледянке – попу не больно, когда на кочках подскакиваешь…
Когда дедушка Петя, бабушка Клава и дядя Дима приехали из храма стало совсем весело и шумно – дарили друг другу подарки, потом играли в подаренные игры и хороводили вокруг ёлки… конфет было море, и никто не говорил «нельзя»…
Потом дедушка Петя, бабушка Клава и дядя Дима опять поехали в храм, а мы ещё поиграли, поиграли и легли спать… здесь дом не такой большой, как у бабушки Лены и дедушки Володи, деревянный – тесновато… я спала на диване с бабушкой Зиной в большой комнате, где ёлка… я попросила бабушку не выключать гирлянду на ёлке – лежала и смотрела как мигают разноцветные огоньки, разглядывала игрушки, бусы и вспоминала разные сказки… потом тоже уснула… а бабушка Зина сразу уснула – она очень устала – столько много готовила: и холодец, и салаты, и всё, всё, всё… крёстная и моя мама ей помогали – они тоже наверное быстро уснули – я не видела, потому что они спали в других комнатах… а вот мальчики плохо вели себя – всё бегали: то пить им давай, то писать, то апельсин им почисть – пока бабушка Зина не сказала строго: «Если сию же минуту не уймётесь, завтра подарков своих под ёлкой не найдёте!»… Потом я услышала, как пришли дедушка Петя и дядя Дима и стали разговляться… я проснулась, но сделала вид что сплю, а сама подглядывала за ними и подслушивала…


          3

- О, даже ёлка горит… - прошептал Дмитрий.
- Ещё лампу настольную включим и направим в стену, чтоб не мешать им спать…
- Не надо – так светло…
- Ну, как знаешь… но лампадку зажгу, а то образа грустят… что будем пить?..
- Я бы винца выпил…
- Винцом долго… и потом, кто по морозу вино пьёт?.. по три рюмки водки, и спать – остальное завтра, со всей честной компанией…
- Хорошо… запишите мне, как послушание…
- Записал…
На диване зашевелились.
- Петя, - хрипло прошептала Зинаида Андреевна, - возьмите там, в терраске, в маленьком судочке холодец, остальное здесь в холодильнике: салаты, колбаса, сыр, селёдка…
- Спи, Зинуля, спи – мы сами разберёмся…
Они тихонько, на цыпочках, накрыли стол, шёпотом пропели рождественский тропарь, благословили трапезу, сели, пробулькала водка…
- Ну, Дима, давай – Христос Родися!..
- Воистину Родися!..
Выпили, закусывают.
- М-м-м… холодец хорош… птичий…
- Как это, птичий?..
- Из индюшки и курицы…
- А сальца нету?.. я бы с чёрным хлебушком да с хренком…
- Есть – сейчас достанем… наливай пока…
Ещё выпили, закусывают…
- Хорошо пошла… а ты – винца… всему своё время… мы ж не испанцы, и не французы – сомелье и комильфо – не наше… мы люди серьёзные – не баловство смаковать за стол садимся…
- А оливье?
- Оливье наше… кстати, тебе положить?..
- Можно… Сало классное… своё?..
- Нет, не моё – Зинино… она подобрее…
- Юмор понял…
- Ну, раз юмор понял, значит прижилось… наливай – тема есть…
Налили, выпили, закусывают…
- Тема такая – лукавство…
- Лукавство?.. а я, признаться, не совсем понимаю, что это такое…
- А я тебе сейчас истолкую… вот к примеру, что у тебя с той «чебурашкой» вышло, когда ты чуть в овраг не угодил?..
- Ничего… а что там могло выйти – она в своей машине, я в своей?.. да ещё Вы рядом сидите, подсказываете как жить… и потом, я однолюб – я Вашу дочь люблю… до гроба…
- Ты прелюбодействовал с ней…
Дмитрий даже рот раскрыл от неожиданности…
- Вы, папа Петя, конечно, для меня авторитет непререкаемый, но в данном случае…
- Вспомни, что в Евангелии говорится: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Ну, как – вспомнил?.. И то, что ты чуть машину не угробил – тебе сигнал на осмысление… Или ты думаешь, что твоё жеребячество никому незаметно?.. Вот хотя бы взять Таньку Лёшкину – ты ж в её присутствии дурак дураком… По-мужски я тебя понимаю: осиная талия, выпуклый задок, губки бантиком – манит… Но представь себе, что будет если ты не совладаешь с собой?.. Или уже?..
- Да Вы что?!. Вот вам крест… - перекрестился на образа. – Нет, ну если так всё рассматривать, то и жить невозможно станет – свихнуться можно…
- Именно так и надо всё рассматривать – а иначе для чего Бог пострадал – крест, гвозди, копие?.. Он предупреждает нас – невозможно нарушить только одну заповедь – через одну нарушаются и все другие… Вот скажем, переспал ты с Татьяной – что получил? – эякуляцию и щекотание самолюбия – приятно – знаю… но перспективы-то никакой – только блуд-грех, поэтому в сердце: опустошение, стыд и страх – если, конечно, тебе ещё слышен голос совести… Ты, конечно, тут же дашь себе и Богу обещание, мол, этого больше не повторится, и станешь избегать её, делать хмурое лицо в её присутствии, и всё такое… но куда ты убежишь – мы же одна семья и все под Богом… и пройдёт время – немного, всего неделя – и забудется стыд, и улетучится страх, и опять семечки вскипят, и мозги затуманятся, а дорожка уже проторена… и всё повторится… и раз, и два, и три, и семь… а потом потихоньку всё это начнёт вылезать наружу – тайное начнёт проявляться: отчуждение, раздражительность, гнев… а гнев это что? – гнев – это нарушение другой заповеди – «Не убий»… Как она звучит из уст Спасителя?
- В точности затрудняюсь сказать…
- А я не затрудняюсь, потому что блудить мне уже не интересно… звучит она так: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, подлежит суду…»
- И что же Лёшка меня убьёт?..
- Не важно, кто кого убьёт… может я тебя убью… тут, Дима, важен сам факт нарушения заповеди… если мы настоящие христиане…
- А по-моему, Вы зря так драматизируете – мы не в средневековье живём – сейчас молодёжь толерантно относится к сексу…
На диване зашевелились.
- Петя, нельзя ли потише?.. – Зинаида Андреевна, приподнялась на локте, и сонными глазами смотрела на мужа. – Детей разбудите…
- Всё, Зинуля, всё…
Минуту сидели молча.
- Наливай… - прошептал Пётр Данилович.
Пробулькала водка.
- Христос Родися!..
- Воистину Родися!..
Выпили, закусывают.
- Ты правильно сказал – Воистину – то есть Истины ради – чтобы мы, дураки, вразумились…  Вот скажи мне, для чего женщина прихорашивается?.. косметика для чего?..
- Чтобы лучше выглядеть и чувствовать себя увереннее…
- Да, да… но в чём уверенность?.. не в том ли, что мы с тобой, лохи окаянные, клюнули на эту уловку и повлеклись – хоть машиной в овраг, хоть мордой об дерево… А мужская косметика для чего, скажи?.. разве это не лукавство…
- Что ж теперь, и подмышек не брить, и дезодорантом не пользоваться – ходить так вот дикарём неотёсанным – с вонючими кустами под рубахой?.. это же не культурно – это неуважение к окружающим – в этом и гигиена, и, если хотите, исполнение заповеди – «возлюби ближнего»… а хороший одеколон, а лосьон после бритья?.. нет – тут я с Вами, категорически не согласен!..
- Это всё парфюмерия – не путай… а я тебе говорю про косметику, татуаж и прочие маскировки… Ну хорошо, давай с другой стороны зайдём… скажи, только честно… и в глаза смотри… что ты сейчас защищаешь в себе?..
- У меня манера такая – не соглашаться…
- Даже если видишь, что неправ?..
- Да – такая манера!..
- А разве это не лукавство?..
На диване опять зашевелелились… теперь на спорщиков смотрели две пары глаз…
- Всё, Петя, закругляйтесь!.. надоело уже… сами не спят и другим не дают…
- Да, да – ложимся… давай ещё по одной и ложимся… я вижу, ты всё понял и мне продолжать этот разговор уже не интересно… Сколько тебе лет?
- Тридцать, в сентябре исполнилось… Вы же знаете – сами подарили мне шуруповёрт и килограмм саморезов…
Пётр Данилович затих – он вспомнил себя в этом возрасте… Он с жалостью посмотрел на зятя и подумал: «Эх, сынок – я ж люблю тебя – помогаю…», и прошептал:
- Мне не наливай – не хочу больше… я тебе только по поводу толерантности скажу: есть у меня друг – Сева Жихарев… так вот, у него дочь тоже: гуляла, гуляла – и так, и сяк, и наперекосяк… а он всё современным казаться хотел, давай, мол, доченька, отгуляй и за папку, и за мамку, и за дедку, и за бабку – мы все в неволе прожили, так хоть ты свободой насладись… Нет в этой жизни, Дима, ни одной самой маленькой мелочи, которая не имела бы самых больших последствий… Словом, пришло время ей замуж выходить – кое-как вышла… и парень вроде неплохой, неглупый, здоровый, а она забеременеть не может… а ведь тоже уже к тридцати… А он, Севка, всё хорохорится, всё толерантность свою демонстрирует – не в каменном веке, мол, живём, не дают – сами возьмём – научно-техническим суррогатом осчастливимся… А ведь ещё неизвестно чем этот суррогат человечеству обернётся… впрочем догадаться нетрудно… В целом, я вот к чему веду, Дима: ты закончил институт – так?
- Так.
- А дальше что?..
- Как что? – жить, работать, развиваться…
- В чём развиваться – в науке, в искусстве, в политике… в чём?
Дмитрий смотрел на тестя, не находя что ответить.
- Вот и все так… это потолок, Дима, – дальше вертикаль развития заканчивается – начинается плоскость кругового самопожирания… Будешь стремиться занять должность подоходнее и умножать своё имущество, менять хорошее на лучше, развлекаться рекламой, и мучиться от того, что ничего серьёзного в твоей жизни уже не происходит – никакой динамики роста… Всё человечество так живёт – элита нас никуда не ведёт – она сама не знает куда идти – нет другой идеи, как только обладать материально-энергетическими ресурсами земли и искать всё новых и новых развлечений… Потеряли вертикаль – она только в Боге, а Бог в Истине, а Истина в глубине понятий… никто по-настоящему, самоотверженно не ищет Бога… увлекаясь длинноногими «чебурашками», в Бога не войдёшь… Бог создал женщину в помощь мужчине, а никак не для руководства им – нет у человека другого руководителя кроме Бога, и не должно быть… а «чебурашки» – они ведь не дуры – они тоже свихнуты на себе – власть любят… плюс та же манера – не соглашаться, до умопомрачения отстаивая свою неправоту… Всё – ты как хочешь, а я спать ложусь…


          4

Первым проснулся Саша… сразу подбежал под ёлку и схватил не свой подарок – баба Зина ему указала, что все подарки подписаны, а он читать не умеет… а я умею – я свой подарок сама нашла… потом проснулись Витя и Даша, и тоже прибежали за подарками – они тоже умеют читать… Потом позавтракали и все вместе пошли на улицу… было очень весело… сначала с горки катались… потом пошли за калитку и взрослые катали детей по заснеженной дороге: кого на санках, кого на тюбинге, а мне ничего не досталось и дедушка Петя придумал катать меня на снеговой лопате… мы были быстрее всех, и забежали дальше всех, и дедушка Петя стал крутить лопату – как карусель – здорово! – у меня даже голова немного закружилась… потом он остановился и мы стали смотреть в лес – там было так красиво, снежно, загадочно…
- Слышишь?.. – спросил дедушка Петя.
- Что?
- Волки воют…
Я прислушалась – и вправду из леса доносился вой… Потом я обернулась, вижу, а это дедушка Петя сделал ладошки трубочкой и воет в сторону леса, а мне кажется, что оттуда звук идёт – во какие чудеса…
- Испугалась?
- Немного…
- А пойдём завтра в самую чащу, может волка встретим?.. или зайца… или рысь…
- Пойдём…
Но дедушка, наверное, забыл, что завтра мы уезжаем…
Потом все вернулись во двор и дедушка Петя объявил детский конкурс на лучшую скульптуру из снега:
- Каждый ребёнок выбирает себе в помощники одного взрослого и лепят что хотят…
 Я сразу выбрала дедушку Петю… Витя выбрал своего папу – дядю Диму, Саша – крёстную – она его мама, а Даша выбрала нашу маму… а наш папа пошёл готовить шашлык…
- Ну, что будем лепить? – спросил дедушка Петя.
- А давай бабу-ягу… - предложила я.
- Давай…
И мы слепили бабу-ягу… такая классная баба-яга получилась – обалдеть… только вместо метлы дедушка вручил ей крест, и когда бабушка Клава спросила, почему ведьма с крестом – он ответил, что это православная ведьма, она уведовала в Христа, Евангелие читает, кается в грехах, и причащается Святых Христовых Таин…
- Я вот у батюшки спрошу, можно ли так?.. А то как бы тебе саму не пришлось каяться в грехах… - сказала бабушка Клава, махнула рукой и пошла в дом. Потом обернулась и напомнила. – Вам ещё дверь надо поправить в терраске, дров натаскать и воды…
- Всему своё время, мама… - ответил дедушка Петя, и, немного погодя, они с дядей Димой пошли выполнять это поручение.

Утром бабушка Клава пошла в храм на Собор Пресвятой Богородицы, а мы все позавтракали и стали собираться домой, в Москву… бабушка Зина и дедушка Петя полезли в подпол и набрали там: картошки, моркови, свеклы, банки с огурцами и помидорами… это всё у нас на огороде выросло летом… папа и дядя Дима готовили машины к отъезду, мамы нас собирали… Одевшись мы с мамой вышли на улицу… наша мама действительно очень красивая – в своём любимом спортивном костюме – белом-белом, как снег… она у нас танцами занимается в фитнессклубе… Увидев её, дядя Дима, покраснел весь, заулыбался и стал говорить шутливым тоном:
-  Я помню чудное мгновенье – изнемогая в нетерпеньи, я весь в лирическом смятеньи, и… Ну же, девочки, подскажите мне рифму!
-  В запустеньи… - подсказала я.
- А почему в запустеньи?
- Не знаю… ну, ты же рифму просил…
- Устами младенца глаголет истина… - сказал папа, укладывавший сумки в багажник.
- Всё, Димуля, убирай свой неоплан… - весело сказала мама. – Нам пора отчаливать…
- Уно моменто, сеньора Беладонна…
- И постарайтесь не застрять, сеньор поэт…
- Абижяищь, сахырныя, у мине блякироука дюфиринцила афтуматым фключаитца…
Дядя Дима быстро открыл ворота, вскочил в свой автобус, и лихо стал подавать назад… но там обледенелая труба и он забуксовал, его снесло и ударило об воротину… он выскочил – глаза испуганные – смотрит не поцарапался ли… Подошёл мой папа и они стали решать, как выйти из положения…
- Всё – своим ходом двигаться нельзя – помнёшь бочину… – сказал мой папа.
- Давай твоим «Фардом» дёрнем в сторону… - предложил дядя Дима.
- Нельзя – тут две тонны, как минимум, а у меня коробка-автомат… давай вручную…
- У меня трос с той стороны в кармане, а чтобы туда залезть надо дверь открыть, а она зажата…
- У меня есть трос… - папа достал из багажника трос – это такая толста лента с крючками на концах, и протянул дяде Диме. – На, цепляй, а я пойду, папу позову…
Дедушка Петя выскочил в одной тельняшке без рукавов, в тренировочных, и босиком прямо на снег… мы с Дашей таким его никогда не видели, и завизжали от восторга…
- Папа Петя, Вы так застудитесь!.. – испуганно вскрикнула мама.
- В экстремальной ситуации не это страшно, Танюша… - весело ответил дедушка Петя.
- А что? – удивилась мама.
- Чтобы жидкий стул не вывалился в штаны…
- Какой Вы, папа Петя, всё-таки хулиган…
Я тоже думаю, что дедушка Петя в молодости был большой хулиган, хотя Бабушка Клава говорит, что он был очень послушный и скромный мальчик… а бабушка Зина молчит…
Мужчины тянули трос, а мама подкладывала под колесо дрова, чтобы машина не скатывалась… Когда всё было готово, и дорога освобождена, дядя Дима подошёл и, глядя на босые ноги дедушки Пети, сказал:
- Надо цепи на колёса ставить…
- Тебе эти цепи надо ставить на другое место… - почему-то сказал дедушка.
Мне стало ужас как интересно, и я хотела спросить у дедушки Пети, на какое место нужно ставить цепи дяде Диме, но папа строго скомандовал:
- Живо в машину – едем – и так, вон сколько времени потеряли!..


10.01.13
12:04