По Европе налегке... Ч. 3

Федоров Александр Георгиевич
 ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ - По Европе налегке, или мысли туриста,глядящего в автобусное окно.
Начало здесь http://www.proza.ru/2013/01/07/1322
 Не первый раз посетив Европу, я снова задумался – а чем же отличаются от нас иностранцы? Я не посещал их семьи, даже гиды зачастую были на экскурсиях выходцами из нашего отечества, или потомки эмигрантов, так, что продолжительного контакта с ними не было. Поэтому глубокого анализа этих отличий я дать не могу. У меня это просто будет взгляд всколь, скорее всего, как туриста на экскурсии или из окна туристического автобуса. Правда, тема невольно привлекла к себе и воспоминания о различных встречах с иностранцами задолго до поездок в Европу, что поделаешь, ассоциации…

  Впервые  я столкнулся с иностранцами в Москве, будучи в командировках. Тогда, в конце семидесятых на улицах этого города их встретить было трудно, их было немного, и их возили, как теперь и нас, от одного туристического объекта к другому.

  В 1976 году в связи с двухсотлетием США, в Москве, в Сокольниках, в большом круглом сборно-разборном павильоне была развернута выставка «Фотография в США». Я как раз был там в очередной командировке и выбрал время для посещения её, отстояв несколько часов в очереди. Уже по одному этому видно, какой громадный интерес был и к выставке, и к стране, ведь о США мы, кроме обычной пропаганды, да слушанья разных радио-голосов на фоне глушилок, практически ничего не знали.
   Мой двоюродный брат, который  во время второй мировой принимал в США (Сан-франциско) суда для Ленд-Лиза, на вопрос своего отца: «Какая она, Америка?» ответил: «Это нельзя рассказать словами, это надо видеть!». А запретный плод всегда сладок. В конце 60-х – начале 70-х я был преданным читателем журнал «Америка», который издавался у нас ограниченным тиражом, подписчиками которого могли быть различные советские и партийные чиновники. У которых росли и дочери…Журнал прочитывался от корки до корки непрерывно на протяжении лет шести-семи. Это было, как теперь понимаю, очень продуманно организованное Информационным агентством правительства США окно в совершенно неизвестный, привлекательный и удивительный для нас мир, красивый и удобный для жизни. Так мне тогда, по крайней мере,  казалось. Теперь мы знакомы с ним гораздо ближе, и мнение о этой стране далеко не такое однозначное…Но вернёмся к выставке.

  В персонале выставки был, естественно, не обычные, а весьма подготовленные, в некотором смысле,  люди. Позиционировались они, как обычные американские студенты, изучающие русский язык, но думаю, и различные спецслужбы приложили к комплектации персонала свои руки. Ведь во времена «холодной войны» русский язык изучался мало на Западе, а если и изучался, то часто с интерес к СССР был отнюдь не дружеским. Гиды вели себя сдержано, как люди на работе, одеты были, как теперь говорят, согласно «дресс-коду», в белые рубашки и обычные тёмные брюки. Никакой экстравагантности, джинсов, цветных маек, длинных волос-патлов, хотя как раз была эпоха хиппи. Их внешний вид мало отличался от облика советских среднестатистических граждан.
   Было множество вопросов к ним: «Сколько получает ваш отец?», «Как у вас относятся к неграм?», «Как у вас женятся люди?», «Какие фильмы вы смотрите?...»Вспыхивали и стихийные дискуссии. Помнится, один немолодой уже советский человек стал критиковать американцев за любовь к деньгам, наживе…На что американский гид ответил: «Вы вот всё время говорите о НОВОМ советском человеке, но я его лично не видел. Где он, покажите его мне». Я хотел вмешаться в этот разговор, который стал уже довольно активным и массовым. Говорящих окружила довольно большая толпа, которая с интересом не только слушала диалог, но и комментировала его и стала принимать в нём непосредственное и живое участие. Но я вовремя вспомнил свою подписку о запрещении любых контактов с иностранными гражданами. Даже посещение этой выставки были для меня нежелательным, вот поэтому и пришлось промолчать. Наверняка, среди посетителей были и сотрудники «силовых ведомств», как их теперь называют, в штатском. Жаль, не было с собой фотоаппарата, ничего не снял, и в Интернете нет почти ничего. Народ с жаром выпрашивал фирменные пакеты и круглые выставочные значки. Значок у меня долго сохранялся, я его приклеил на ручку аптечки, жаль, выкинул всё при ремонте. А пакеты, в особенности с надписями, «фирменные»,  в то время у нас практически не продавались, поэтому ценились очень высоко, часто для большей сохранности внутрь пакета вставлялись какие-нибудь тонкие сумки. Такой «double» пакет служил несколько лет. 

   Запомнился большой стенд, размером в несколько метров, на котором были наклеены тысячи фотографий американцев, молодых и старых, всех цветов кожи, так, сказать, усредненный портрет американца.

 Некоторое отступление от темы для фотографов о самой выставке, достаточно интересной и необычной для нас в то время. Запомнились впервые увиденные тогда камеры Polaroid. Уже в постсоветское время фотокамеры Polaroid имели повсеместное распространение и были известны каждому. И снискали они народную любовь не благодаря возможностям или качеству снимков, а исключительно за простоту съемки. После нажатия на клавишу «Пуск» из корпуса раскладной фотокамеры с мелодичным жужжанием появлялась толстенькая фотокарточка, формата 7.9 x 7.9 см.  Между моментом нажатия на клавишу спуска и получением готового снимка проходило ровно две минуты. Участники фотосессии собирались кругом вокруг нее и напряженно ждали результатов съемки. Казалось, что может быть технологичнее. Нажал кнопку и сразу посмотрел готовый снимок. И пускай в кассете всего десять карточек, формат небольшой, и немало они стоят, зато снимки можно посмотреть сразу, без проявки, без отдельно заказываемой печати и, самое главное, без временных проволочек. Появление цифровой фотографии убило культуру кассетных фотокамер Polaroid.

  По всему периметру круглого здания-шатра  выставки был размещён круговой экран, на который снизу автоматические проекторы с круговой кассетой непрерывно проектировали фото-слайды американской действительности. Задумано было здорово, и можно было часами смотреть на меняющие слайды в разных секторах зала. Правда, партия посетителей впускалась на определённое время, и через положенное время нам предложили покинуть территорию, и стали отсчитывать новых счастливцев.


Продолжение http://www.proza.ru/2013/01/12/1162