Сугубо личная война. Анатолий Дьяченко

Анатолий Дьяченко
Анатолий Дьяченко

Сугубо личная война
Игровая мономелодрама
 в 2-х частях
она

Первая часть.

она: Ну вот, ещё одно утро. Ещё один день....
Голос: (Перебивая). Извините, можно ещё раз. Это я. Вообще-то я сижу в зале вместе с вами, но на сцене тоже я. Меня зовут Надежда Баскакова. Такой я была в 1941 году. Не надо меня выискивать взглядом. В финале я выйду на сцену. Хочу сразу предупредить, что это моя личная, как сейчас говорят, частная жизнь.
Другие были другими, а я такой, поэтому никаких обобщений. Но поскольку это всё-таки моя жизнь и я лучше знаю, что и как было, то позволю себе некоторые комментарии по ходу. Надеюсь это не разрушит целостного восприятия. Теперь можно начинать.
Надя: Ну вот, ещё одно утро. Ещё один день. (Репродуктору). А ты говорил-война, война.
Халат купить надо. Выцвел уже.
Так. Цветы….. А где же сам даритель?
Где Шурик?
Шурик!?
Умывается что ли?
(Берёт со стола записку. Читает).
"Зайчик. Забыл предупредить. Утром мне в военкомат”.
Чёрт! Зайчик, Козлик! Хороший ты парень, Шурик, но без тебя лучше.
(Ставит пластинку).
Тоска. Время…. девять утра. Щас опять начнёт. Прямо все нервы истрепал.
(Отключает репродуктор).
И кто тебя придумал на мою голову?
О! Соседки окна клеят.
(В окно).
Эй, Вановна?! Что это ты среди лета окнами занялась?
А накрест зачем? Смотри, неровно получается.
Правый угол подними.
Эх, эстетики в тебе нет, Вановна.
Громче говори, не слышно ничего. Вишь, солдаты грохочут.
С утра разъездились. Говорила я бабке: поменяй квартиру ближе к парку.
Не послушала. Самой-то теперь царство небесное, а мне мучайся.
Умыться, что ли?
Лень.
Вода, наверное, холодная.
(Берёт чайник).
Ага, размечталась глупенькая. Чёртов Шурик всё выдул. Ишь член….. Союза композиторов.
(Берёт гитару, трынькает).
Мы на войну уходим в час восхода.
Восходим мы на пьедестал побед.
Нам ничего не жалко для народа.
В истории останется наш след.
(Бросает гитару).
Кто написал? Рыжий? Пыжился, небось, как этот патефон.
(Дёргает за ручку патефона и отрывает её).
Привет бабушке... .
Вопрос второй и главный,..
... что надеть?
А что если ничего не надевать, а так и идти?
(Вертится у зеркала).
В институте все сдохнут.
Если война закончится, как говорил Шурик, через пару дней, то я ещё успею дописать шестую главу, и переделать список литературы. На кой чёрт мне надо было связываться с этой диссертацией. Правда, если пойти некоторым товарищам навстречу, то можно спихнуть много быстрее. Профессор Кривицкий ещё, пожалуй, потянет.
Опять затопали.
(Увидела в окно).
Ой, Шурик? Шурик!
Ты как рояль в кустах!
Говорю как рояль, только что о тебе ...
Да не ты рояль.
Ай. 
Шурик! Шура! Ты куда?
Что?
Не слышу!
Ну поднимись.
Что?!
А вещи?
(Осмотрелась, никто не услышал).
Да зайди ты! Что я орать буду?
(Отходит от окна).
Несётся, аж здесь слышно.
Открыть? Или поважничать? Не будем привлекать внимание. Потом слушай соседские песенки. И так уже сочинили чёрте что.
(Открывает дверь. В проём).
Тихо.
Да не шуми ты!
Шёпотом можешь говорить?
Да, зайди!
На ухо?
(Пауза).
Понятно.
А когда вернётесь?
...
Ну давай валяй.
Конечно, я ещё с тобой в коридоре не целовалась.
Ну, беги, беги.
(Закрывает дверь).
Все мужики паникёры. Вечно им то чудится, то кажется. А анализы сдавать боятся. Стихи забыл! Ноты. Балбес. Но целуется хорошо.
Мужика бы?
(Пауза).
Вот, был же. Чего выпендрилась. Сейчас думает чёрт знает что.
Всегда так. Все мы дуры.
Идём и думаем, ну кто бы подвернулся, ну хоть урод какой. Подходит нормальный парень. Ну как… не знаю, кто за язык тянет.
(Кривляется).
На улице не знакомлюсь.
А потом идёшь и жалеешь. Бзик девичий.
(Роется в сумочке, не найдя, стучит в стенку).
Катя!
Кать!? У тебя карандаша нет?
(Пауза).
На фига мне химический, глаза подкрасить.
(В дверь).
А тебя не спрашивают, сиди себе и сопи в две дырочки. Это не принципиально, можешь сопеть хоть в четыре.
Да, я не ругаюсь, Клавдия Марковна, ну они же сами повылазили. Чего спокойно не живётся?
Ну война, и что теперь замухрышкой ходить?
Да заткнись ты, дядя.
И мужа моего не трож.
С кем хочу, с тем и буду.
Надоел... .
Спасибо, Кать.
(Закрывает дверь).
Молчать!!!
О… тишина. А то прямо жить не дают. Сами проходной двор развели, а на меня собак вешают.
Под кого бы сегодня накраситься?
Люди воспринимают нас такими, какими мы им себя преподносим. Жизненное кредо Надежды Баскаковой.
Так, по-моему кто-то подслушивает?
А?
Вмажу...
(Резко открывает дверь).
Наш почтальон где?
На войне?
... ну ладно. Похоже, что всё это не шутка. (Рассматривая письмо. Себе). И Шурик по секрету сказал, что заваруха началась и  может растянутся даже на целую неделю.
Где расписаться?
(Закрывает дверь).
Всех что ли...? Мужиков не останется. Баб тех пусть, от них толку никакого.
А там на войне сильно присматриваться некогда.
Что тут?
Шурику?
Баскаковой. Эвакуация может?
(В дверь).
Эй, Кать!
Не что, а куда! Тебе бумажку такую дали?
Да закрой ты дверь, дедушка! Без тебя разберёмся, что по чём.
Ну получила или нет?
Что молчишь?
Кто?
Женька твой?
Да, причём Женька?
Что на войне?
Да заглохни ты, дед. Кто с тобой разговаривает? Иди ты со своей империалистической!
Ну знаешь, нет?
Не знаешь- не надо.
(Захлопывает дверь).
Кошмар в этих коммуналках. Когда там явиться?
К двенадцати? Главное явиться,...
... повежливей могли бы.
Ладно приду.
Какие юбки нравятся военным?
Тогда помаду другую.
Ярко.
Пудра кончилась.
На пудру тоже нормы введут?
Времени совсем не осталось.
Солдатики подбросят.
(Переодевается).
Так… кажется, всё. Ключи есть, деньги есть, ума нет. Но его и не прибавится. 
(Уходит).
Голос: Патефон выключить забыла.
Надя: Патефон .... (Возвращается, выключает).
Голос: Военкомат как оказалось был рядом, едва ли не за углом, я даже не знала. Дверь справа.
(Надя подходит к двери, слушает).
Чего бы я плакала, спрашивается? Поплачь, поплачь, дурочка. Меньше в туалет сходишь. Запашок тут, конечно…. на анатомичку смахивает.
(Пауза).
Что-то долго.
Ни машинистки, никого.
Наверное, по штату не положено. Дверь большая, - начальник маленький. Видать, сильно на фронт не хочет.
Почему именно фронт?
А?
Может, и тебя, Наденька, ...?
Вот чёрт. Ведь каждого можно не застать дома.
Мужикам оно, конечно, поиграть, а мне все эти палаточные наслаждения у костра с комарами ещё в турпоходах не нравились.
Впрочем, форма мне всегда шла.
Они, видимо, просто не знают, что я будущее светило.
Да и что они вообще…. Ать, два левой.
Ну, в крайнем случае, правой.
Машинка! Значит можно работать секретарём. А эта по магазинам.... Советскую женщину никакой фашист не остановит.
(Садится за стол. Окинула взглядом высокую стопку бумаг).
Ого, сколько работы, а она….
Краля.... Жена офицерская....
Давно не печатала.
(Печатает).
“Военному комиссару. Прошу направить меня на фронт в связи с тем, что я хочу бить врага”.
Скромное желание.
Это кто, интересно, такая?
(Читает).
Птич-ки-на.
Ну и фамилия.
“Отказать”.
(Берёт следующий лист. Читает).
“Прошу немедленно отправить меня на фронт. Я могу сражаться не хуже мужчин. Валя Птичкина”.
Настырная. “Отказать”.
Да, Птичкина не везёт тебе. Одних вон силком.... себя имею ввиду, а ты сама ... рвёшься.
Ещё одна.
Опять Птичкина.
Рехнулась, что ли?
(Читает).
"Требую немедленно отправить меня на фронт. Если откажете, я пожалуюсь на Вас товарищу Сталину”.
 Вот тебе и Птичкина….
Что, тут за резолюция?
“Пятнадцатилетних на фронт не берём”. Справедливо. У девочки пионерская зорька .... .
Духота. Запах мужичий.
(Проходит в другую часть декорации. Читает).
"Ку-рил-ка".
Помещение здоровое, а людей нет. Или курить бросили или обед.
(Читает надписи).
"Окурки бросать только в урну. За нарушение – семь суток гауптвахты”.
(Закуривает).
Меня-то, я думаю, не посмеют. Я красивая.
(Рассматривает стены).
Все стены исписали, ну мужики.
(Читает).
“Я ушёл отсюда на фронт. Евпатий из Кривого Рога”. “ Не поминайте лихом – братья Карамазовы”. “Курить – здоровью вредить”. "Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт”. “А кто вовремя помрёт, на войну не попадёт”.
Даже в рамку взяли. Что,что?
“Эту запись сделала паскуда. Кто со мной согласен, подпишись”. Павлов, Смирнов, Владимир Козлов, Трофимов, Капишвили, Дроздовский, Серафим Козлов, Витя Смирнов, Вася, Митя из Уфы, Хурцишвили, Симоненко, Кантария, Бабаджанян, Грегор Махидзе"...
Где тут у них выключатель?
(Освещает спичкой).
Могли бы окно человеческое сделать.
(Включает свет, присвистнула). Ого! Даже на потолке!
Ё моё. Весь коридор в подписях.
Какое единодушие.
Что значит мужики. Женская солидарность проявляется в обратном.
(Берёт мел и огромными буквами пишет). 
Надежда Баскакова.
(Прислушалась, пауза).
Дверь хлопнула?! Как бы главный не смылся.
(Возвращается).
 При общем свете, оно как -то человечней.
(Читает).
"Приёмная военкома".
(На коретке машинки табличка с надписью).
 Так вот кто плакал…
(Читает табличку)
"Идёт совещание", "Ушла на фронт. В.Птичкина. По всем вопросам в первый кабинет".
Отлично! Только зачем же разбрасывать бумагу?
Можно, конечно, порвать заявления, но аккуратно бросить в корзину.
(Собрала). Внесу свой посильный вклад в разгром фашизма. (Положила в корзину).
(Стучит в дверь).
Можно?
(Открывает дверь).
 Можно?
(Пауза).
Спит.
Во, Птичкина! Довела человека.
(Входит).
Свет тебе, бедному, мешает.
(Переставляет лампу).
Птичкина, Птичкина…. Совсем товарища военкома в угол загнала.  Разбросано всё….
(Убирает со стола).
Ну-ка, ну-ка... Повестка. Журнал регистрации (Листает). Фронт…, флот. Крюков Сидор Павлович,
"…. уж если воевать, так на флот". "Согласен. Военком".
(Берёт лежащую на стуле фуражку. Примеряет. Шепотом).
Как а?
Товарищ комиссар, я вам нравлюсь?
(Пауза).
А комиссар спит и видит…. А что ты видишь, комиссар? Жену с сыном как на этой фотографии под стеклом?
Бормочешь…. Возмущаешься.
(Прислушалась).
 Куда тебя послать?
(Пауза).
 И ты туда же.
(Берёт лист. Читает).
“Рапорт. Товарищу Сталину!”
...
...
...
(Пауза).
“Отказать. Вы нужны здесь. Партии виднее”.
Неужели сам?
(Внимательно на свет и на просвет рассматривает подпись).
Э, так ты большой начальник, как я посмотрю.
(Продолжает листать журнал).
Баскакова ...
...Я.
Надежда Евгеньевна.
Куда, куда?
На лбу выступает холодный пот,  катится на затылок, стекает по спине и капает дальше -  в/ч 99266 м/с.
(Пауза).
Так. Тобой, Надя, уже распорядились.
А почему бы тебе не остаться здесь? У этого военного очень доброе лицо. М/с конечно, хорошо, но стучать на машинке и носить товарищу комиссару чай, как - то ближе к дому.
Ну что, комиссар, согласен?
Чисто убранный кабинет и приёмная будут отличной для этого заявкой. За дело, Надя. (Уходит).
Голос: Военком был непреклонен. Не сработал ни один мой приём, чары не действовали, он их вообще не воспринимал, - спал на ходу, потому что специального времни для этого у него не было уже несколько дней, и с его слов, не предвиделось до конца месяца, то есть до конца войны, как он мне об этом и проорал. Поэтому меня талантливого  лора-ухогорлоноса направили служить по специальности.
(Слышна канонада. Из дверей выходит Надя. Она в белом халате сильно забрызганном кровью. Снимет с лица заляпанную марлевую повязку).
Надя: Сотый.
Мила!!
Документы на умерших.
Мила!
Куда делась?
И откуда у человека после двух ночных смен ещё хватает сил шашни с лейтенантами крутить.
Даже у меня с подполковниками это не получается, а их гораздо меньше.
И эти хороши, только на том свете с феями летали, уже с санитарками амуры крутят.
(Закуривает).
Руки..... От усталости.
Не от страха, а как у мясника.
Всё, чему нас учили мало, применимо.Сочетанные осколочно-пулевые, колото-резаных полно после штыковых.
Обычно такие случае летальны. Но эти уже пишут рапорта на возвращение в свои воиские части. Боятся отстать от товарищей.
(Пауза).
Мне кажется, я, наконец, поняла, что мне нужно в жизни. Нужен мужик, который меня любит. Пусть у него будет масса недостатков. Главное то, что он будет.
Что Шурик, что Рыжий да мало ли их всех мастей.
Теперь я молюсь за Колю.
Интересно, за эти пол- года ты постарел или ... . Разве война молодит?
(Пауза).
Страшно возвращаться. Лёгкие кричат, а тяжёлые не могут даже этого.
(Берёт стопку документов Читает).
"Грегор Махидзе, ранение в голову". (Пишет). Скончался от ран в госпитале. (Подписывает). Мл. лейтенант м/с Баскакова Н.
(В дверной проём).
О, наконец. Ничего мне не говори. Завидую.
Готовь следующего!
(Читает). Карамазов И.Г. Ожёг, …степени, …. при транспортировке в госпиталь…, сего года, 13.30.
Ник ... Ник... Нико-лай…. Николай…, Николай (плачет) ам-пу-та-ци-я, леталь….,  Ник… Андр…, ле-та-ль …,  Ник…..
(Плачет всё сильнее и сильнее).
Голос: На войне легко найти то, что искал всю жизнь и тут же на глазах потерять. Безымянный холмик и привет с координатами от похоронной команды. Вот и вся любовь.
(Вальс. Появляется Надя, заправляя гимнастёрку).
Надя: Добрый вечер, товарищ полковник. Вы, я смотрю, очень уютно устроились за патефоном.
Поставьте фронтовой вдове….
Я пьяна…
Но лишь до такой степени, чтобы не попасть в плен на обратном пути в палатку. И поскольку, вы не можете прижать меня к себе, кстати, как руки? Не хвастаюсь, но мне скажите спасибо... то по крайней мере  притопывайте ногами.
(Заводит другую музыку, танцует. Реплики сквозь танец).
Веселей полковник! Где наша не пропадала!
Чечётке меня в школе-студии при МХАТе учили. Да, да.
Что-то и ноги у вас отнялись?!
А свистеть умеете?!
Ну так свистите!
Что вы головой машете, как лошадь?
В кавалерии у Будённого служили?
Тогда я покажу вам зубы.
Улыбается.
Осторожно! Не надо вставать. У вас, наверняка, есть какая-нибудь баба.
И семья, небось, имеется в полном комплекте с пухлой хохлушкой. Ведь ваша фамилия Степанченко…
(Кто-то ударил по пластинке).
Голос: Я свихнулась. В кино это не показывают, в книгах не пишут, потому что слабость, не героично. Меня подкосила не несчастная любовь, а горы мяса. После пятисот я перстала считать, а после посчитали меня и, как это принято у военных, комиссовали. Служить по специальности я не могла, это все видели и понимали ... Хирурги знают, как это вдруг бывает.... Да и дефицита кадров уже не было, пошёл второй год войны, стало понятно, что не последний, поэтому все окапывались. В прямом и переносном смысле. Привыкали жить на войне. Я числилась санитаркой при штабе, но выполняла обязанности телефонистки.
(Звонит  полевой телефон. Входит Надя).
Надя: Алло! Алло!
Кенор! Кенор!
Как меня слышите? Соединяю, Артур Сергеич.
Благодарю. Этот комплимент  вы уже сегодня делали.
Ничего, ничего.
Степанченко мой вообще на них не способен.
Артур Сергеевич, вы  ревнуете.
(Долбануло так, что земля посыпалась с потолка).
Алло?
Алло?
Думала провод перебило.
Слышали?
Не, у нас в три наката, как положено.
Хорошо, хорошо.
Говорите, “Кенор” на проводе.
(Печатает и озвучивает текст).
"Вчера при взятии высоты № 101 личный состав капитана Айнетдинова попал на минное поле. Вследствие чего атака захлебнулась.
Под непрерывным огнём врага поднять людей возможности не представлялось. Капитан Айнетдинов был убит осколком мины. Немецкое командование, понимая опасность нашего прорыва, согнало на поле детей  села Калина. Прикрываясь ими, немцы перешли в контратаку. Сориентировавшись в обстановке, рядовые: Павлов, Смирнов, Козлов, Трофимов, Капишвили, Дроздовский
бросились по минному полю навстречу детям.
За мужество, проявленное при выполнении воинского долга, прошу Вас представить рядовых  Павлова, Смирнова, Козлова, Трофимова, Капишвили, Дроздовского….. посмертно.
(Звонок телефона).
 "Просека 42".
 Кого?
Степанченко?
(Встаёт по стойке смирно, докладывает "как учили").
Его нет.
Никак нет. Он на передовой!
(Пауза).
Ой, это ты. А я тебя не узнала. Плохо слышно что-то, далеко, наверное.
Очень?
Ты будь осторожен. Степан, хорошо?
Разыграл меня.
А я поверила.
Да, звонил.
Опять комплемент сделал.
Какой, какой? Прежний, ты же знаешь, Артур Сергеевич делает всё время один и тот же комплемент. Ему нравятся мои волосы. А тебе?
Сам ты пакля.
Вот обижусь ....
Алло!
Алло!
Фу! Фу! Алло!
Что за чёрт?
Связь оборвало....
Связист!!
(Кладёт трубку).
Где эти бумаги на подпись?
Только видела…! А вот…
(Открывает папку).
Что такое?
(Читает).
"Дорогая Надя, я не теряю надежду",
- шо такое,
- "не теряю надежду, заслужить вашу благосклонность. Пора, наконец, заметить, сколько сил мне стоит не проявлять свои чувства к вам на глазах. Поймите, что полковник Степанченко не лучшая для вас партия. Вы достойны большего. Думаю, что это письмо останется между нами…. Дело в том, что полковник не интендант, каковым имею честь быть я. Он плохо начал войну и попал в опалу. Думаю, что и у нас он долго не продержится. Если бы не его однокашник по академии, то не видать ему погон. Несмотря на свой маленький ранг, смею вас заверить вполне компетентно, что те сведения, которые у меня есть о Степанченко, дают мне возможность проявить в отношении него политическую бдительность.
Есть люди, способные подтвердить мои сведения. Выбирайте. Жду ответа. Ваш Артур”.
(Пауза).
(Пауза).
М, да-а-а-а.
...
...
Кто бы мог подумать, что Артур Сергеевич такой тонкий подлец?
Так...
Что делать?
(Крутит ручку телефона).
Нет, нет.
Связист!
Что это я?
Связист, чёрт побери!
(Пауза).
(Кому-то за кулису).
Давай, перебило.
(Пауза).
Что я ему скажу? Что, улыбаясь, вертела задом, этому шантажисту и склочнику?
Кто бы мог подумать, что эти дурацкие цветочки и идиотские комплементы кончатся так серьёзно.
А ведь это очень серьёзно.
Господи, ну почему мне не везёт? Почему постоянно приходится выбирать.
Почему ничего нельзя решить однозначно.
Потому, что я дрянь и эгоистка.
(Пауза).
Ну что, уже думаешь как бы вылезти из этого всего сухой.
Почему?
Почему?
Ведь в твоей голове, Наденька, не возникло желания спасти любимого человека?
 А ведь он спас тебя. Он, у которого своих неприятностей невпроворот...
... ходатайствовал за тебя.
Нет, Надя…. хватит, пора стать человеком.
(Перечитывает и рассматривает, дочитывает записку).
"Жду вашего ответа до 19 часов".
19 часов.
Придёт Степан и я ему всё расскажу.
Всё, что только со мной не было на этом свете.
Пусть он меня простит. (Переодевается).
Голос: Слово в слово. Я так и думала. Это крутилось у меня в голове. Одно и то же. За укрепрайоном стоял небольшой дом и солдаты устроили его для командира, под моим руководством, конечно, вполне уютно. Во время налётов там делать было нечего, но даже несколько десятков минут другой обстановки давали силы. Создавали иллюзию.
Надя: Надо успеть переодеться. Что напялить? Трофейное? Эти вечные проблемы не отменяет даже артобстрел. Ладно, останусь в чём есть.
Только расстегну две верхние пуговицы.
Нет три.
Это привлекает.
Нет, Стёпа не оценит, скажет, что я развращена. Оставлю две.
Нет, две ему тоже не понравится, подумает неряха.
Ну что с одной что ли?
Тоже нельзя. По уставу не положено.
(Застёгивается. Прислушалась).
Идёт.
Тихо!  Повернул.
Стё-па! 
(Открывает двери).
Вы?!
(Захлопывает дверь, прижимается к ней спиной).
Что вам тут надо? Вас никто не приглашал.
(Пауза).
(Пауза).
Что вы молчите?
Впрочем, ничего хорошего вы не скажете.
Стёпа... Стёпа!???
(Распахивает дверь).
Что со Стёпой? Что с ним случилось?
Куда вы?
Постойте!
Да стойте же.
(Выбегает в двери).
Артур…. Вы сделали то, что писали мне в письме? Да?
Что вы молчите?
(Пятясь спиной).
Что?!
Убит?!
Нет?
Ну, слава Богу.
Где он?
(Пауза).
Не может быть?
Этого не может быть?!
Этого просто не может быть.
(Возвращается в комнату с бумагой).
(Пауза).
Вы лжёте.
(Пауза).
Он не мог, не мог, он не предатель.
(Пауза).
Он бы мне что-нибудь сказал.
Прочь! Прочь!
Не смейте сюда входить!
Убирайтесь!
Вы!
Вон!
(Захлопывает дверь).
Что это?! Нет…, нет не может этого быть. Степан предатель....
Да нет же, ..... Нет.
Стёпа....
(Смеётся).
Да нет, вы врёте.
Вы всё врёте.
Я не верю вам.
Стёпа.
Любимый.
Я им не верю.
Ты слышишь?
Не верю….
(Переходит в другую часть декорации, садится за стол, читает).
“ Начальнику особого отдела армии. Рапорт. Вчера в 17 часов 30 минут, находясь на переднем крае, совершил измену Родине и сдался в плен полковник Степанченко. На протяжении  двух часов артобстрела полковник Степанченко постоянно находился на КП.
Прилагаю также донесение товарища А.С. Прятина, сослуживца Степанченко, и его подчинённого. Майор интендантской службы Прятин А.С. сообщает, что вышеуказанный Степанченко –цитирую: “Неоднократно восхищался немецким оружием. Часто пытался обсуждать в разговорах действия начальников, высказывал недовольство тактикой ведения боя”.
(Телефонный звонок).
Просека 42.
Кто?
Есть, соединяю. Товарищ старлейтенант, товарищ особоупол..   , вас “Ракита”. Ивашкин.
Есть, позвонить через пять минут.
Нет, это не вам, Ивашкин, это мне перезвонить.
Говорите.
(Себе). Какой ужас. Такого не может быть. Теперь начнутся такие разборы...
(Пауза).
Как?
Как я объясню им, что любила этого человека.
А почему ты говоришь, что любила?
Э, Надя, да ты струсила….
(Пауза).
Да, это так.
Нет и нет!
(Звонит)
 Алло! Товарищ особоупол...,
... так точно… по вашему приказанию.
Есть позже.
(Звонок).
...
Не надо меня успокаивать.
Нет, вы для меня больше сделать ничего не можете. Всё, что могли, уже сделали.
Спасти меня?
От чего?
От общественного мнения?
А разве вы его знаете?
Нет, товарищ майор, вы – это ещё не общественное мнение.
Опять пугаете? Не надо, не поможет.
Я не соучастница. Я его жена….
Я не дурачусь и не разыгрываю героиню старого романа, а отвечаю за свои слова.
Да, слушаю.
Нет.
Что вы предлагаете?
Что?! Вы как себя ведёте?
На роль жены не подхожу?
Всё, конец связи…
Придёте?
Не надо сюда приходить!
(Бросет трубку).
Подлец. Поручится он за меня. Он думает, что я беззащитна….
(Пауза).
....и очень правильно думает.
А кто тебя защитит?
Тарасов?
Павленко?
Шаповал, может быть? Нет, они даже боятся смотреть в мою сторону. Я враг народа.
Я сожительствовала с врагом народа.
Госполи, кто меня оправдает?
Ты?
Со свечками здесь туго.
А авансом? Нет?
(Закуривает, заглядывает в стол. Находит букет цветов).
Он издевается надо мной.
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
(Стук в дверь).
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
(Стук в дверь).
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
(Стук в дверь).
Постойте там...
...за дверью.
Это вам...
.. не дом терпимости.
Прекратите курить.
Терпеть не могу запах табака.
(Снимает ремень, закуривает).
Что вы сопите, как ёжик, несущий арбуз?
(Тяжело вздыхает).
Как всё безразлично. Кто бы мог подумать полтора месяца назад, что так получится?
(Подходит к окну).
Весна. Гудит голова от разных мыслей.
Эй вы, Прятин, сходите за водой, не могу же я ...
Ведро за углом, в коридоре.
(Себе). Может я ошибаюсь?
Может, Прятин, хороший человек, бдительный и зря я его обвиняю?
Они что все ошибаются? Политруки, особисты, начальники всех уровней.
Наверное, я влюбилась и чего-то не видела. Ничего не видела.
Пря-тин.
(Пауза).
Нет, он подл в своих методах.
(Пауза).
Он мне гадок.
Почему же ты с ним?
Ты этим хочешь спасти Степана!
Врёшь?
Врёшь!
Врёшь!
Ты боишься этого интенданта.
Он уже пришёл. Осталось дело за малым. Решай…
...а что решать?
Степана нет.
А чего трясёшься, боишься?
Значит, что-то держит, точит.
Странно, я боюсь и Степана….
(Пауза).
Да не боюсь!
Я его просто жду!
Дура ты!
Дура.
(В дверь).
Сеанс окончен.
(Слышно как разлилось и покатилось ведро, хлопает дверью).
Всё, пошутили и хватит
(Прислушалась).
Что?
Иди к себе!!
Ага. Иди.
Только не поднимай шум, это не в твоих интересах я тут и о тебе несколько донесений отложила.
Давай, давай иди.
(Отходит от двери).
(Пауза).
(Пауза).
Пожалуй, это в первый раз? Пожалуй, да…
Надя, сегодня праздник.
По праздникам не грех!
(Достаёт флягу, наливает в стакан).
За тебя, Стёпа! Ура.
(Пьёт залпом).
Ужас! Это невозможно, фрицевский шнапс-это просто издевательство над организмом-констатирую как врач, бывший врач.
Включаем патефон.
Он не включается.
А почему?
А черт его знает?
А мы его всё равно запускаем и… ни гу-гу.
Развались!!
(Берёт гитару, поёт).
Мы все когда-нибудь умрём.
Нас всех когда – нибудь не станет
Мы, как на цыпочках уйдём
Нас кто-то мысленно помянет.
(Удар камня о стекло. Присмотрелась в окно).
Кому там делать нечего?
Какой дурак камни в окно бросает!?
(Подходит к окну).
Зина?!
Что случилось? Да говори ты громче, я ничего не слышу. Какая телеграмма?
Что?
К телефону? Иду.
(Переходит в дургую часть декорации).
Да, слушаю!
Кто?
Да!
Жду. Телефонограмма?!
Да идите вы к чёрту со своей телефонограммой! Девчонки, что некому было принять? Ну?
Для кого?
Для меня важна?
Ну, готова! Пишу.
(Записывает и проговаривает).
"Телефонограмма номер 325. Командиру части. Начальнику политического отдела. Довожу до вашего сведения, что полковник Степанченко Степан Степанович ….
(Возникает ретроспективная музыка, гаснет свет. В кругу света от ночника, поджавшись на табурете, Надя).
Стёпа, а ты хочешь, чтобы у нас были дети?
(Пауза).
После войны.
(Пауза).
Дурацкий вопрос.
Просто мне иногда, только иногда кажется, что ты безразличен ко мне. Да, наверное, и не только ко мне, а ко всему, что не касается службы. По- моему, у тебя какие-то личные счёты.
(Обернувшись).
Не щикоти. Что ты всё время ухмыляешься? Можно подумать, что знаешь наперёд.
А я хочу  у тебя спросить совершенно другое.... Ты вот никогда не рассказывал о себе. Такое впечатление, что у тебя никого нет, ты вроде один на этой планете. Ты никогда не делишься со мной ни удачами, ни бедами. Одинаково, даже подчёркнуто, строг. Ведёшь какую-то личную войну. Ты, вроде, хочешь что-то кому-то доказать.
Зачем?
(Пауза).
(Пауза).
Стёп, ты кого хочешь-мальчика или…? Нет, я сама хочу мальчика. Не возражаешь?
(Оборачивается).
Стёпа, Стёпа! Спит!
(Обрывается музыка и Надя возвращается из прошлого).
Надя: (По телефону). Да, да, успеваю, можете быстрее.
"Увидев, что часть личного состава, высадившегося на противоположном берегу, попала в окружение, скомандовал шофёру немедленно ехать через переправу. По прибытии на плацдарм, захваченный нашими войсками, полковник Степанченко возглавил командование. Сдача в плен полковника Степанченко и его шофёра при расследовании дела не подтвердилась.
Несмотря на попытки полковника Степанченко с оставшимся в живых л/с батальона отстоять занятый нами плацдарм, им это не удалось. В результате налёта авиации переправа была уничтожена, что не дало возможность отойти, вследствие чего восемьдесят процентов батальона погибло. Полковник Степанченко ранен, шофёр его машины убит, что засвидетельствовали очевидцы: Кантария и Бабаджанян. Обвинение в измене с полковника Степанченко снято.
В ходе расследования поступил рапорт от майора Прятина А.С., в котором он обвиняет Степанченко в политической близорукости. Приведены факты обсуждения приказов командования, неоднократное восхваление фашистского оружия. Следствием установлено, что полковника Степанченко, как бывшего преподавателя военной академии интересовали вопросы профессионального свойства. Однако, ВПТ счёл необходимым возбуждение дела по  фактам, изложенным м-ром Прятиным. С его слов п-к Степанченко вёл аморальный образ жизни, что несовместимо с высоким званием полковника Красной армии. После завершения лечения полковник Степанченко будет передан органам ...".
(Пауза).
(Пауза).
(Оседает).
Жив….
Мне плохо.
(В телефон).
Что?
Кто?
А-а-а-а. Передала Валентина Птичкина.
Зина!
Запиши...
Голос: Я попросилась на передовую, чтобы смыть с себя весь этот позор. Первая надпись, которую я увидела была "На Берлин". Вот по этой дороге  и пошла, согласно полученного предписания.
Надя: Машин сколько. Эх, мужики, закурить бы. Машин ... .
Голос: Наступление началось.
Надя: Мальчики, махорочки не найдётся?
Да куда тебе? И табаку не нюхал.
Порохом меня не удивишь, а вот папироской….
Да….
Ну нет, так нет.
На нет и суда нет.
Придётся свой закурить.
(Достаёт кисет).
Стёпе не хватит.
(Прячет обратно).
Или хватит?
(Взвешиват кисет в руке).
Хватит. (Развязывает). Нет. (Прячет обратно).
Слякотища. Надя, кончай хандрить. Ты на войне.
(Пауза).
Что лыбишься, контуженый что ли? Подбросил бы лучше. Да выключи матор, слов не разберёшь.
В штрафбат надо.
Сама знаю, что на передовой.
Умник! Подвезёшь?
Я знаю, что охраняют. Я к ним не в гости, а по службе.
Ну и катись. Пулю тебе в лоб. О, Господи! Прости дуру! Живи сколько сможешь. Во дура…
Всё, в наказание до передовой пешком топаю.
(Небу). Гляди, видишь, иду.
Смотри, смотри.
(Идёт на месте).
А то потом скажешь, что не видел.
Веселей, братишки!
Да, не красавица я! Красавицы дома ждут!
Ну, может, сейчас и ничего по законам военного времени.
Ты б меня до войны видел!
Я бы  правда, на тебя не посмотрела.
Эх!
...
Если честь отдал умело-
значит в бой пойдёшь ты смело!
Строевой освоил шаг-
никакой не страшен враг!
Если ты почистил бляху-
то в бою не дашь ты маху!
Хороша тебе конина?
То доскачешь до Берлина!
Коль в мишень ты попадёшь-
значит Гитлера убьёшь.
Улыбнёшься в горе, беды-
доживёшь ты до победы.
А, дожив, не будешь пить,
значит дальше будешь жить.
Если будешь так служить,
как сказал – тому и быть!
...
Стёпа ещё много чего такого сочинил... .
Воздух!
(Падает).
Голос: Первую контузию свою заработала. Очнулась-помещение, которое явно брали жестоким штурмом, но его уже попытались приспособить под кабинет. Смотрю и глазам не верю на доске краской написано "Хозяйство капитана Степанченко". Как в сказке. Очнулась, а на тебя принц смотрит и хрустальный туфель твоего размера держит. Так я толком до сих пор и не знаю, как и кто меня доставил по адресу.
Надя: Эй! Есть кто-нибудь?! Хорошее хозяйство…. Хозяина нет? Мальчики! Тишина. Валяется кто-то. (Отодвигает перевёрнутый стол).
Фриц!
Дохлый!
(Садится на край стола).
Скоро стану паровозом.
(Закуривает).
Чёрт. Фриц, у тебя спички есть?
Ну, посмотри по карманам, не ленись.
(Оборачивается, ищет спички по карманам у немца).
Да ты тёпленький ещё. Нехорошо, конечно, в чужих вещах копаться, но курить хочется, аж уши опухли. Документы. (Смотрит). Вся Германия Гансы.
И надо тебе?
Дурак. Пил бы себе пиво.
Посинел? Стыдно стало?
(Читает).
"Эве Марии Кольбэ. Дрэзден".
Отправить?
Хорошо.
Не бойся, не прочту. Что я такая гадина, как ты.
Гитлер ваш…. (Затянулась).
Одна падла, а сколько жизней исковеркал.
Мою, Стёпину, да свою возьми в конце концов. Да чего там…. У нас в полку, что придумали фюреру вашему…
(Очень громко и долго по-мужски смеётся).
Смешно, правда?
Ладно, отдыхай.
(Встаёт).
Где-то мой помолодевший до капитана Степанченко бродит.
(Пауза).
Мозги крутит, тошнит. Лёгкая контузия гарантирована.
Фриц, у кого спрашиваю? Где Степанченко?
В подвале?
Ты думаешь?
А твоих там нет?
Чего не сделаешь ради любимого человека.
(Пауза).
Смотри мне, лежи не шевелись.
Голос: Баб там, конечно, не держали, но кто-то у Стёпы учился в академии, кто-то просто уважал, а так все жили одним днём и каждый за себя.
Степан уже был дважды ранен, мог амнистироваться-получить прощение или уже получил, но там он себя чувствовал нужнее со своей тактикой, стратегией и прочей мутатенью, как он это называл. В общем пишут о штрафбатах разное, а тут на выселках всё было, как сейчас говорят по понятиям. Может и тогда так говорили... . Я уже не помню. Они же там многие из осуждённых были. Так что вполне. На меня из уважения к Стёпе закрыли глаза - завтра убьют, так никто и не узнает. Вот такой коленкор.
Мой похудел, состарился. Смотреть страшно.
Надя: Ничего, я тебя к жизни верну. Вот только есть отдельно, наверное, откажешься. Ничего, я на всех сготовлю. И на конвоиров - охранников и на штрафников. С кем не бывает. (Прислушалась). Фрицы притихли. Интересно, они знают о том, что на них прёт дисбат. (Занимается готовкой).
Дисбату песни не слагают, их в рукопашную бросают. Короткая песенка. Видать, сочинить дальше никто не успевает. Пока это пропел, уже….
Голос: Да. Ломается стержень-ломается жизнь. Но нет такого, который хотел бы умереть трусом. Остаться сломленным навсегда в глазах потомков. По-моему ничего страшнее этого нет.
В атаку они идут в полный рост. И не идут, а летят. Кажется, что они едва касаются земли. Там враг! Это он. Он когда-то испугал, а значит, унизил. Это он хотел сломать.
Надя: Они не кричат ура. Они его сипят. Они захлёбываются ветром, грязью.
Голос: Они не слышат взрывов и не чувствуют комьев земли.
Надя: Они не дерутся, а мечут, мечут, месят какую-то человекообразную массу, не замечая, как гаснет свет, не чувствуя, как гнётся и падает их тело, но отчётливо сознавая, как тверда воля, как легко душе, ведь она никуда не улетит. Она останется в памяти.
Голос: Останется память, которой достоин любой воин, убитый в бою за землю отцов. За мир своих детей.
Надя: Как непривычно звучит слово мир. Здесь все говорят – победа.
(Звонит полевой телефон).
Да, Стёпа!
(Внутренний монолог Нади-фонограмма. Надя улыбается глупой улыбкой и думает о своём).
(Стёпа, ну как дела? Ты далеко? Стёна, ты кушать хочешь? Стёп, ты наверное не выспался? Да? Знаешь, я ужасно по тебе соскучилась. Приходи быстрей. Я поджарила мясо. Есть молоко. Та корова, что в сарае ... . Чудом....  Погладила все две твои рубашки. Стирать заканчиваю. Стёпа, ты шинель не снимай, холодно ещё. А немцы не стреляют что-то. Ты не знаешь почему? А когда ты придёшь? Ты, наверное, не побрился утром, не успел? Так я тебе воду нагрела. Что? Я не тараторю, Стёпа, и не балаболка. Я женщина, Стёпа. Женщина. И спасибо тебе за это.  Дурачок. Приходи. Приходи. Жду. Целую, целую, целую. Сильно, сильно, сильно. Ага).
...
Что?!
(Пауза).
Убираться к чёртовой матери?!
Не поняла??!
А-а-а, убираться из этого квадрата к чёртовой матери???
Прости я всё прослушала, я думала о своём.
Бегу.
Бегу.
Прости я прослушала
(Артобстрел).
Голос: Вот тут я попала во второй раз и еле выбралась. Три недели тошнило как при токсикозе, но в санчасть идти отказалась. Теперь я стала бояться врачей, что спишут, отправят к чёртовоё матери в тыл и я больше никогда не увижу своего боевого друга. В голове крутился бессвязный бред, а пламя от гильзы живописало на обитых стенах очередных развалин какие-то ужасы.
Надя: (На табуретке у горящей гильзы). Стёпа, тебе хорошо со мной?
Опять ты молчишь?
(Внутренний монолог Нади-фонограмма).
(Знаешь, Стёпа, как мне было трудно... А теперь легко, оттого, что ты есть и рядом. Ведь женщины привязчивы, как собаки. Я не вижу в темноте, ты, наверное, сейчас улыбаешься. А я говорю серьёзно. Ты обратил внимание, какая я стала серьёзная. Может, это плохо? Многим мужчинам я такая уже бы не понравилась. Но это не важно. Главное, чтобы я нравилась тебе. Я тебе нравлюсь? Стёпа? Ты не спи. Поговори со мной немного. Я помню, что тебе через два часа вставать.... Все женщины эгоистки.
Знаешь? Я, наконец, тебя поняла.
Ты показал мне фото своего личного врага и мне стало всё ясно. Он не только здесь, он твой враг в науке. Ты не случайно так пристально разглядываешь его укрепления.
Стёпа, я знаю точно, ты его победишь. Ты сильнее его. Ты настоящий. Такие воины были во всех временах. Их били, но они от этого становились сильнее. Только сейчас я начала понимать, почему у тебя нет обиды на людей.
Не только потому, что у тебя благородное сердце, а потому, что ты воюешь за Родину в самом великом понимании этого слова. Ты её солдат и верный сын. Правда, смешно, что я в постели говорю на такие темы? Не улыбайся. До войны у меня было  одно кредо, .... да только теперь вот оно изменилось. А казалось, что всё незыблемо и на века, а  некоторые  успевают прожить несколько жизней).
(Звонит полевой телефон).
Младлейтмед... Бас...!
Что?
Танки!? Где!
На КП?
Степа, танки на КП! На КП танки!!
(Грохот моторов и лязг гусениц).
Голос: На этом одна война закончилась и началась другая.

Возможен антракт.

Вторая часть.
Надя: (В свете ночника). Спи, спи наш маленький, скоро придёт папа. На фотографии не получился, в жизни красивее. Ты очень на него похож. Особенно носик и губки. Ты подожди ещё чуть-чуть и он придёт. Видишь, я ведь жду. Ну, ну, не плачь. Мужчинам плакать нельзя. Мама ведь не плачет. А папа вообще плакать терпеть не мог. Ну, сосочку выплюнул.
Ай, ай, ай. Прекрати хулиганить.
Интересно, ты меня слышишь или нет?
Чудо моё. 
Надо научиться ждать. Самоцель. Смысл жизни-ждать. Это самое трудное.
Без смысла нет жизни.
Сейчас я тебе почитаю книгу?
Нет?
Спою?
Опять нет.
Расскажу тебе сказку про нашего папу?
Сказку?
Голос: Я бы не хотела больше вмешиваться, Бог мне судья.
Это безумие. Всё началось как бы сначала в той же комнате, в той же квартире, только отремонтированной и много лет спустя.
У меня было две войны.
Надя: (Постаревшая на много лет, собираясь). Артур! Когда побреешься, не забудь позвонить в архив. И я тебя очень прошу, поговори со Степаном нахватал двоек, но скрывает.
Чуть не забыла, Сергеич, за кваритиру заплати. Почту возьми, неделю не вынимали.
Почтальон жалуется.
(Пауза).
Еда в холодильнике. Я пошла.
(Ушла и тут же вернулась).
(Пауза).
Почему ты молчишь? Ты же сам говорил, что вернуть Степану доброе имя-это дело всей твоей жизни.
Прекрати молчать!
Может ты обиделся на Стёпу, так он был прав. Ты много выпил.
Я, например, когда на фронте употребляла, так вообще не думала, как это на мне потом отразится и отразится ли вообще. Ты вспомни, мы утром не знали будем ли живы вечером. Да что вечером, через несколько шагов?
Понимаешь, Артур, надо научиться прощать. Ведь я тебя .... И ты будь великодушен.
Нас целое поколение исковерканных войной. Она нас изменила. Нас, может быть, трудно понять. Может быть, мы излишне сентиментальны. Но нам есть чем оправдаться. У нас есть бессрочный талончик к врачу, от болезни, которая не излечима. Это война.
Ты заметь, как раньше мало приезжало на майские праздники. А когда осознали, что это с нами действительно было, аж сроднились.
И тогда на кургане я поняла, что из всех нас с тобой осталось двое.
Я ходила на встречи все годы. Всё верилось, что жизнь ещё впереди. А она оказалась сзади. Многие перегорали на войне, и им уже никогда не вернуть тот наивный жизненный оптимизм, который присущ Стёпе.
Для него война – это кино и немцы. Ему многое кажется  просто невероятным.
А разве мы могли поверить, что началась война? Разве могли поверить, что она продлится не пять дней, а пять лет. Что в ней погибнет не двадцать человек с приграничной радиостанции, а двадцать миллионов.
Устала.
Устала я. Столько лет безрезультатно…. Кто мог подумать тогда, что ты станешь мне близким человеком. По крайней мере, что ты будешь моим другом в этой жизни.
Когда я впервые увидела тебя столько лет спустя, я подумала, что даже Бог не смог бы наказать человека так жестоко, как это сделала война. А ведь как это не кощунственно сегодня звучит, я хотела, я желала тебе смерти всю жизнь. Прости.
Думаешь, я не понимаю, что тебе больно от всех этих разговоров. Но я не могу молчать. Ты придумал себе очень жестокое наказание.
Всё прошло. Всё списала война.
Артур! Ты куда?
Возьми ключ!
Всё равно вернёшься,...
.... чтобы не будить!!
Денег дать? Штучные ..., ликёроводочные уже закрыты.
(Пауза).
(Пауза).
Ушёл.
(Звонок телефона).
Да, слушаю. Да, квартира Степанченко.
Откуда забирать?
Опять подрался?
(Пауза).
Хорошо, хорошо заберу.
Хотя какого чёрта я должна забирать этого великовозрастного дядю.
Мне на дежурство ехать.
Что он сам дороги домой не знает?
Что говорит?
Набьёт всем морду? Да, я слышу.
Значит набьёт!
В отца.
(Надевает пальто).
Еду.
Голос: Ивините, не могу промолчать, очень тяжёлый характер. Прихожу в милицию, а он закрылся в этой камере  изнутри и сами менты его не могут оттуда достать. Смекалка, как у старшего.
Надя: Степан, открой немедленно дверь!
Ты слышишь, что я тебе говорю.
Открой немедленно.
Зачем ты заткнул дырку в двери?!
А?
Ты хоть жив там?
Всё пройдёт, всё будет нормально, сейчас пойдём домой.
Жена твоя звонила. Сказала, перезвонит.
Что?
Стёпа, ну разве так можно? Она же девушка.
Ну хорошо, я ей передам….
Да и потом, разве тебе говорят что-то по поводу драки?
Тебе говорят, что нельзя так жестоко бить даже врагов.
Скажи спасибо, что начальник милиции наш сосед.
Что?
Нет они отказались писать заявления. Им тут на рынке ещё работать.
Ты слышишь?
Открывай немедленно!
Что я тебе сказала!
В общем так! Пять минут на размышление и полная капитуляция!
Как?
(Пауза).
Хорошо, я ухожу, но дай мне слово, что ты не пойдёшь искать ту компанию.
Я тебе не для того боксом разрешила заниматься, чтоб ты людям жить не давал, а для того, чтобы себя защитить мог.
Артур Сергеич за тебя волнуется.
Давай, приходи.
Мы ждём.
Договорились?
Ну чтоб по-мужски!
Всё, пошла я.
Где вы там, товарищ сержант?
Такая перегородка высокая, вас прямо не видно.
Нет, нет! Всё будет хорошо. Он, знаете, очень спокойный мальчик. Сами видите, очень смирно сидит.
С ним по-доброму надо.
Ну, извините нас за беспокойство. До свидания.
(Уходит, но тут же возвращается).
А вообще-то, он правильно сделал.
(Подходит к двери).
Так держать!
(Переходит в другую часть декорации, снимает пальто).
Артур, что-то горит.
Нет?
Показалось. Вот тут нет.
А вот там, да.
Ты позвонил в архив? Если исчезнет надежда, вместе с нею кончусь и я, а ты как опытный интендант опять уткнулся в сковороду и ничего якобы не слышишь. По-моему, всё-таки  горит что-то.
Артур!
У тебя там ничего не горит?
Это жаркое!
Ты слышишь?!
(Идёт на кухню).
Господи! Артур!
Артур!
Что с тобой?
Артур!
(Вбегает в комнату).
О Господи.
(Звонит).
Скорая! Скорая!
Человеку плохо.
Ну как плохо.
Без сознания лежит. Быстрее, пожалуйста.
Я думаю, что с сердцем.
Вы быстрее приезжайте.
Быстрее!
По виду, ему нужна реанимация.
Мы от вас через площадь. Окна выходят...
Одна дверь в доме.
Второй...
(Кладёт трубку).
(Прислушалась).
Степан!?
Пришёл?
Быстрее на кухню, дяде Артуру плохо!
Где нитроглицерин?
Сапожник без сапог.
Стёпа, в серванте! Бегом!
(Бежит на кухню).
Вот.
Всё хорошо сейчас будет.
Потерпи, родной, потерпи, всё пройдёт.
Подожди, сейчас станет легче.
Где?
Что лежит?
Артур, что лежит?!
О, Господи!
Что лежит, Артур?
Я не могу понять.
Громче.
Что?
Вот.
Раздави.
Глотай.
(Прислушалась).
Скорая!
Стёпа, помоги врачам.
Так, я соберу ему вещи.
(Собирает вещи в пакет).
Встреть!
Спокойно.
Спокойно.
Спокойно.
Вот здесь.
Сюда.
Осторожней.
Осторожней.
Осторожней.
Это очень хороший человек. Он ветеран войны.
Аккуратней.
По ступенькам там ....
Хорошо, хорошо, не мешаю.
Не мешаю.
Тихонечко.
В какую повезёте? У нас?
Поняла.
Я там подрабатывала.
Я следом...
(Пауза).
(Пауза).
Голос: Минут двадцать не могла прийти в себя, как будто это у меня приступ случился. Неожиданно. Никогда ещё не слышала, чтобы это было как-то по другому.
(Пауза).
(Пауза).
Стёпа! Спасибо, что почту принёс?
(Пауза).
Может не будешь сегодня смотреть футбол?!
(Пауза).
(Пауза).
Сделай хотя бы звук потише! Голова раскалывается.
"Спорт" свой забери.
(Увидела конверт).
Опять отписка.
(Распечатывает, читает).
"Уважаемая Надежда Евгеньевна, сообщаем Вам, что упоминание о смерти разыскиваемого вами мужа полковника Степанченко Степана Степановича найдено. За более конкретным ответом вам необходимо обратиться по следующему адресу.....
Данные о том, что майор Степанченко похоронен в братской могиле в пригороде Поцдама, подтвердились. Серия бланка заполнения. Иметь справку… Свидетельство….
Ну вот и всё.
Теперь умер.
(Пауза).
(Пауза).
Как всё просто.
Даже плакать не хочется.
Привыкла.
Стёпа!?
(Пауза).
(Пауза).
Зачем?
Он и раньше-то не верил в то, что отец жив.
И винить нельзя.
Стёпа.
Что у тебя за манеры.
Пришёл в ботинках.
Забери свою газету, потом искать будешь.
(Бросает газету).
А это что?
(Пауза).
Записка.
(Хотела отложить, решила прочитать, передумала и снова вгляделась в текст).
Мелко как…
Стёпа! Закрой, пожалуйста, дверь, дует. По полу тянет.
Где эти очки ещё найти?
Стёпа! Ты очки мои видел?
Дождёшься от Стёпы как же.
Вот они.
(Надевает очки).
(Читает).
Надя. Только не нервничай. Звонил Степан. Твой муж. С Валаама. Он приедет 26-го вечерним. Меня он не узнал. Я сказал что сосед, временно присматриваю за квартирой. Прости, что не смог сказать сразу. Люблю. Артур.
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
Господи, ....
...мне дурно.
Что-то я отключаюсь.
Степан....
Степан...
(Перечитала ещё и ещё раз).
(Пауза).
(Пауза).
Число, какое число, какое сегодня число?!  Двадцать шестое?
Время? Время 20.00.
Он уже…. Стёпа, Стёпа…. мне плохо.
(Оседает).
Позвони Артуру!
В приёмный покой...
Я сама.
Вот тут на зеркале ...
(Набирает номер).
Алло!
Пожалуйста, я знаю, что никого из врачей не зовёте, но очень, очень надо. Я у вас там работала когда-то ... в гардеробе.
Только что к вам по скорой доставили....
Ветеран такой.
Да, да. Ветерана.
Артур, просто Артур, он не любит, когда по отчеству.
Ему лучше?
(Пауза).
(Пауза).
Степан одевайся!
Никуда, а быстро!!
Отец...
Нет, не могу, по дороге...
По дороге всё расскажу.
Не чей, твой.
...
Жив.
...
Он на Валааме живёт, там для инвалидов после войны специально оборудовали, кому некуда возвращаться или кто обременять не хотел.
...
Что ты так смотришь? Я нормальная.
Наверное, не хотел быть обузой.
Что ты смотришь?
Вот читай. Кстати прочти, а то может у меня и в правду, что-то ….
Где моё пальто?
(Одевается).
Прочитал?
Алло!
Да, да. Я у телефона. Жду.
Я просила узнать, только... скорая ....
Вы его врач?
Умер?!
(Пауза).
Как умер?
Артур умер?!
Но мне сказали, только что ...что... что... (Плачет).
(Звонок в дверь).
(Пауза).
(Пауза).
Степан!
Открой дверь, ты что не слышишь, звонят?
У меня….
...ноги.
Я не могу.
Быстрее.
Не могу встать.
Кто это, Стёпа?
Кто?!!
...
...
...
(Закрывает лицо руками, звучит её песня).

Мы все когда-нибудь умрём,
Нас всех когда-нибудь не станет
Мы как на цыпочках уйдём
Нас кто-то мысленно помянет.

На нашем месте на земле
Другой испытывает волю,
В него стреляют – он в седле,
Ты раздели с ним эту долю.

Ты в эпитафии не верь,
Мы умирали молодыми,
Бой не бывает без потерь,
не могут люди быть чужими.

Из нас обязан каждый сам
Произнести такое слово,
Пойти на смерть как на таран,
Когда оно в душе готово.

Ты в эпитафии не верь
Они написаны не нами
И разве объяснишь теперь
Всё то, что двигало сердцами.
...
Голос: (Фонограммный). Ну вот и всё. Не надо поворачивать головы, сейчас я, как и обещала, поднимусь на сцену.... Вот я здесь, иду в проходе между рядами, (её нет) теперь поднимаюсь по ступенькам..., иду поцеловать актрису...., целую и вместе с ней кланяюсь вам.
(На сцене одна исполнительница. Голос - дух. Он продолжает звучать).
Режиссёр молодец.... и отдельное спасибо автору, которому я нашептала всё это. Браво!
(Зрителям).
Не буду отвлекать на себя внимание. Ваша Надя.
(Актриса, а возможно и вышедший режиссёр прослеживают "движение Нади". Одновременно улыбаются ей, когда она будет "проходить" мимо сцены, потом почти синхронно кивнут, когда "Надя обернётся" к ним в проходе и помашут в ответ "ей" рукой перед тем, как она откроет входную дверь и выйдет, плотно прикрыв её за собой. Поклоны).

Занавес.