Затемнения. Анатолий Дьяченко

Анатолий Дьяченко
Анатолий Дьяченко
Затемнения

Игровая монобыль
 в 2-х частях

он 


От Автора.
В связи с тем, что развитие роли будет происходить в нескольких временных пластах, предлагаю для удобства обозначить их следующими деталями костюма:
поношенный пиджак в стиле 30-х прошлого века, солдатская гимнастёрка,  белая рубашка с широким воротничком послевоенного покроя, характерная роба, современный свитер грубой вязки, футболка.
Пьеса выполнена в ретро - эстетике, рекомендую сделать её чёрно-белой, однако, окончательное решение за режиссёром.
Автор.


затемнение
(Дверь, фрагмент оконной рамы, портреты, стул, столик с телефоном, вешалка с костюмами, винтовка с оптическим прицелом.
 Слышен лай собак, короткие автоматные очереди, крики на немецком и русском. Стук в дверь, голос).

он: (Из-за кулисы). Пустите, пустите меня, прошу вас, откройте! Слышите!? Откройте!
(Удар в дверь. В комнату вваливается человек в пиджаке, сапогах с пистолетом в руках, падает по инерции на пол, вскакивает и кричит.
Стоять!
(Осматривается).
Никого. Чёрт возьми!
(Хватает стол и тащит его к двери, баррикадирует вешалкой, стулом).
Хрен вам! Выкусите!
(Очередь и звон оконного стекла).
Собаки! Засекли!
(Низко пригнувшись, подбегает к окну на авансцене. Выглядывает, прижавшись спиной к стене).
Ага…. Собрались,…. Давай, давай. Плотнее. О! Давай пушку подкатывай.
(В окно).
Ты ещё, сука, авиацию вызови!!
(Очередь из автомата).
А! Чёрт прямо в руку. Чтоб ты сдох, сволочь! А болит как…Ладно, спокойно, не паникуй, хреновей было. Чёрт, ... . Всё в крови.
(Новая очередь).
Хозяевам полы не отмыть.
И так. Что мы имеем?
(Достаёт обоймы).
Шесть, да восемь, да двенадцать. Отлично. Один себе, остальные вам.
(Резко прыгает к другой стенке и стреляет в окно).
Один! Прямо по месту этому! Визжит как! Запрещённый приём. Выбирать не приходится. Сами в угол загнали. А орёт как, как орёт. Рулады выводит. Ничего, другим страшнее будет.
(В окно).
Я вас…
(Очередь, пригибается).
Я вас…
(Опять очередь. Пригибается за подоконник).
Ну гады! Я вас всех без детей оставлю…
(Метнулся к другой стене. Выстрелил в окно).
Два! Этот громче. Из хора! Мне терять нечего. Так что пеняйте на себя.
(Слышно откашливание в микрофон).
Ты смотри, матюгальник приволокли.
Голос: (С характерным акцентом предателя во втором поколении). Ахтунг, ахтунг. Вы окружены!
он: На! (Показал фигу).
Голос: Сдавайтесь, вы окружены!
он: А мне казалось, что это я взял вас в котёл.
Голос: Не валяйте дурака, ваше положение безнадёжно. (Пауза). Немецкое  командование обещает вам жизнь.
он: За дурака держишь?!
Голос: Мы даём вам на размышление 10 минут. Оставьте оружие и выходите с поднятыми руками.
он: Это много. Зачем тянуть время. Давай к делу!
А может сдаться? Сдаться не сдаться, сдаться не сдаться.
(Неожиданно стреляет).
Вот, чёрт, попал! Совсем не хотел. Честное слово.  Сдаться – не сдаться? Любит не любит? Ну куда ты крадёшься, сынок. Тебя что мама дома не ждёт? Ох, и перебежки у тебя. И чему вас только учат. Привыкли по дороге ходить в сопровождении танков. Ну извини! Откуда тебе знать, что на Ворошиловского стрелка нарвался.
(Стреляет).
Упал!
Голос: Прекратите огонь! Вам дали время подумать! Вспомните о своих родных!
он: Хорошо, хорошо. Сдаться не сдаться, сдаться не сдаться. Любит не любит.
Память так странно устроена, что показывает только моменты. А между ними как будто ничего не было-затемнение какое-то. Даже напрягаешься, а вспомнить ничего не можешь, только то, что высветилось. И так до самого конца, пока зетемнение не превратится в полную темноту.
Голос: Ваше время истекло.
он: Погоди ещё!
Голос: Ждём.
он: Врёте, окружаете.
Значит живым приказали брать.
И пушечка стволом шевелить перестала.
Да, сейчас бы тулупчик железный.
Ну что ж!
Поехали!
(Вскочил в оконный проём, с двух рук остервенело стреляет).
затемнение
(он в свитере, на стуле, отвечает на голос "ниоткуда").
Голос: (С характерным акцентом предателя во втором поколении). Вы проходите проверку на детекторе лжи.
он: Очень приятно.
Голос: Назовите вашу фамилию, имя и отчество?
он: Залонский Михаил Михайлович. Село Топово.
Отец...
Голос: Не торопитесь. Отвечайте строго на поставленные вопросы.
он: ... .
Голос: Устраиваясь к нам на работу, вы делаете осознанный выбор?
он: Да.
Голос: Любите ли вы современную музыку?
он: Да.
Голос: Ваша любимая еда?
он: Шашлык.
Голос: Кто выши родители?
он: Отец Квятковский Михаил Петрович. Родился в селе Ключи, с его слов.
На Украине.
Погиб в 1942 году.
Мать Полина Макаровна Залонская родилась в селе Краёвом.  Умерла несколько лет назад. У вас это всё есть. Похоронена здесь, в Нью-Йорке.
Голос: Вы не всё сказали о смерти отца.
он: Заметил.
Голос: Не отвлекайтесь. Кем был ваш отец?
При каких обстоятельсвах погиб?
он: Расстрелян советами.
Служил полицаем.
Голос: При каких обстоятельствах покинули СССР?
он: Выехал вместе с женой и матерью.
Голос: Что послужило поводом для имиграции?
он: Вызов отца жены.
Голос: Кто ваша жена?
Жена. Мария Георгиевна Савина. Родилась в Одессе. Проживает со мной. 
Голос: Образование ваше и вашей жены?
он: Я закончил политех, политехнический институт, жена институт культуры.
Голос: Назовите имя отца вашей жены?
он: Георгий Валентинович Савин.
Голос: Вам известно, при каких обстоятельствах попал в Соединённые Штаты господин Савин?
он: Жил под чужим именем. В 60-х бежал, прыгнул с борта теплохода в проливе Босфор.
Голос: Где проживает  господин Савин в Америке?
он: Его местонахождение мне неизвестно. Мать по приезду виделась с ним.
Встреч со мной он почему-то избегает, хотя переписывался он именно со мной, и его письма повлияли на наше решение о переезде сюда.
Голос: Под каким предлогом был оформлен вызов?
он: Дядя Гера, Георгий Валентинович написал, что разыскал нашего отца.
Что он жив.
Голос: Его слова подтвердились?
он: Нет.
Голос: Почему вы отказались  в 1985 году от сотрудничества  с фирмой "Континент"?
он: Она не то, за что себя выдаёт.
Голос: Вы надеетесь разыскать отца?
он: Хотя бы встретиться с дядей Герой.
Голос: Отвечайте на вопрос.
он: Да.
Голос: Вы служили в армии Союза?
он: Да.
Голос: В городе Свердловске?
он: Откуда вы знаете?
Голос: ... .
он: Да.
Голос: Вы желаете поступить в полицию?
он: Да. За этим и пришёл.
Голос: В связи с вашей военно-учётной специальностью вам предлагается служба в подразделении быстрого реагирования.
затемнение
(он из первой сцены, в пиджаке с нарукавной повязкой полицая, стоя перед зеркалом, зигует, примеряет форму, напевая “Дойчен золдатен, ...”).
он: Хайль!
(Зигует. Проходит по комнате, высоко поднимая ногу, копируя немецких солдат. Оторвал лист календаря, прочитал).
Одна тысяча девятьсот сорок ... (Порвал и бросил под ноги). Под мышками жмёт. Это у них специально, чтобы руку легче выбрасывать было.
(Зигует. Берёт карабин).
Карабин, конечно, девок пугать.
Трофим!
Трофим!?
Чего молчишь?! Я же знаю, что ты, курва, в шель подглядываешь.
(Рассматривая себя в зеркале).
Ничего, скотина красная, завтра тебя к стенке поставят.
(Пауза).
Пули для тебя, гниды, не пожалею.
Умней всех что ли?
Жидят зачем прятал?
Что молчишь?
(Пауза. Прошёлся, зиганул).
Ничего, гер  может ещё сегодня освободится, если Сарочка покладистая будет. А вот душу уже на тебе отведёт.
Так, ну что ты тут, паскуда, накалякал?
(Берёт со стола бумагу читает).
Я, Троф Луцевский, действительно прятал у себя на чердаке людей еврейского роду.
-Иудейского, писать надо. Башка твоя дурная.
Признаю себя в этом виноватым.
- О! Молодец! Дурак, дурак, а понимаешь, за кем сила. Ну ладно. Берёшь на себя мало. И не видно из бумаги этой, как я тебя взял, прямо из постели, когда ты с Сарочкой ... оп-па-па.
(С грохотом открывает дверь и бросает в проём бумагу с ручкой, выходит, берёт большую бутылку чернила).
На чернила, да смотри экономь. Не один ты, сволочь красная.
(Задумавшись).
Ещё на всех гадов может и не хватить.
(Садится на стул. Надевает блестящие сапоги).
И на кой чёрт тебе это отродие нужно?
Коммунистом бы был - понятно... .
А так, конюх!
Тьфу, мать твою!
Ну женился на жидовке, чего всех-то в дом тащишь?
(Встал, размял ноги в сапогах, поскрипел хорошо выделанной кожей).
А оттого, что верёвки из тебя вила, вот и будешь теперь на этой самой верёвке болтаться.
Дурак, ты... Что говорить?
(Пауза).
Что молчишь?
(Пауза).
Что молчишь, спрашиваю?
(Пауза).
Ты смотри там ручкой себе чего не сделай!
(Скрывается за дверью погреба. Раздаётся сильный удар и стон. Выходит).
Я же тебя чую!
Гада, прямо всю шею изрезала. А?!
(С грохотом захлопывает и закрывает дверь).
Ты со мной шутки не того! Не советую! Уже бы давно убил. Да вот думаю: может заплатят за удовольствия.
(Достаёт пистолет. Рисует мелом круг на двери, отходит на несколько шагов).
Ты есть руссиш  швайн.
(Стреляет).
Отлично, глазок будет.
(Подходит, осматривает, убирает шероховатости отверстия).
Чего, ус...ся?
Сволочи!
Это у тебя учебный расстрел был.
(Громко смеётся, даже до слёз).
Ох, уморился. Где там Савка лазит? Свечку что ли геру держит?
(Новый приступ смеха).
Пойду твоих жидинят гляну.
(Смотрит в окно).
А вон и Савка. Слышь, Троф, шас мы дочек твоих таво будем.
Слышь, Троф?
А?
Того….
Чего молчишь?
А потом тебе покажем, что получится.
Чего заплакал?
Такой вчера храбрый был. Куды там, а сёдня...?
(Смеётся приступом. Стук в стекло).
Шас я!
Да ты не плачь, Троф, они уже не забеременеют.
(Приступ смеха).
Ты им завтра перед расстрелом посоветуй аборт не делать.
(Со смехом уходит).
затемнение
(Входит он в свитере. Пытается, не снимая обуви, освободиться от прилипшей жвачки. Весело).
он: Ну что за город этот Нью-Йорк? Ну всё заплёвано! Мариша!?
(Громкий хлопок дверью).
О!
Сквозняки кругом.
Маришь! (Пауза). Это я.
Открой.
(Дёргает ручку).
Глупая. У нас сегодня праздник. Надо будет запомнить этот день.
(Пишет крупно на двери фломастером - 17.06).
Семнадцатое ноль шестое.
(Отошёл, полюбовался).
Мариша, я нашёл работу!
(Пауза).
(Пауза).
Почему ты не радуешься?
Да брось ты дуться. Всё позади, всё в прошлом.
И ты знаешь, приличная работа. Ха!
(Пауза).
Только сейчас подумал, что существует преемственность поколений даже в этом. Сын вора должен быть полицаем.
Я устроился в полицию.
По твоему совету.
Интуиция у тебя потрясающая.
Я коп! Представляешь?
Может быть, меня со временем назначат комиссаром?
Ты будешь мной гордиться.
Будешь?
Конечно, будешь!
(Подходит к двери).
Ну, Мариш, открывай, ну что там….
Всё отлично! У нас будут деньги!
Много денег!
Мы переедем туда, куда ты хотела. А я специально приеду сюда оштрафовать хазю. Мы оштрафуем эту скрягу!
(Копируя хозяйку и играя в лицах).
-Товагищи – господа, ви не платите мене даже тех маленьких денег, котогые сам бог велел отдавать в синагогу.
-Экскьз ми, но у нас пока нет....
-Ви же говогили, щё пгиехали за наследством?
-Но мы, к сожалению, ещё не нашли, где оно закопано.
-Но у вас умер богатый годственник.
-Он был богат духовно.
-Это не моё дело. Займите у пгезидента. Иначе мне пидётся прибегнуть к насилию.
(Пауза).
Раньше ты над этим смеялась.
(Пауза).
Мари, я получил подъёмные.
Целая куча баблосов.
Я познакомился с шефом.
Очень интересный молодой человек.
Ты была прозорлива, когда надоумила меня пойти к ним.
Самое непрятное - это дежурства, но ты быстро привыкнешь.... Да и я буду меньше путаться под ногами, наконец-то, займусь настоящей мужской работой.
(Пауза).
Перестань. Это даже некрасиво.
Имей совесть.
Выходи.
(Пауза).
В конце концов я хочу кушать.
(Садится на стул).
От глупая.
Ну хорошо. Можешь меня не пускать, но вынеси поесть.
Даже не открывай. Просунь под  дверь.
(Пауза).
(Пауза).
А-а-а! Я знаю как тебя оттуда выманить. Смотри....
(Достаёт бутылку).
По такому случаю….
(Пауза).
Мари, ну посмотри в щёлочку!
(Пауза).
Ну что ты разыгрываешь из себя?
(Пауза).
Ну всё! Моё терпение кончилось.
Я сейчас сломаю дверь.
У меня теперь денег много, могу заплатить.
Ну?!
Открой!
Считаю до трёх и выламываю.
Раз, два, три…
(Пауза).
(Пауза).
(Устало).
Это не честно.
Ты просто знаешь, как я тебя люблю и не посмею сделать и шага.
Я безволен, безынициативен ..., что там ещё?
Ну и ладно, я выпью сам.
Ты не против?
Отлично.
(Садится за стол. Открывает бутылку. Сдвигает на угол грязную посуду. Один из бокалов падает. Пауза).
А откуда здесь бокалы?
Мари?
Ты что начала пить в одиночку?
Ну так нельзя. Тебе должно быть стыдно.
(Наливает, пьёт. Ещё наливает, опять пьёт).
Чёрт! В этой стране я начал быстро пьянеть.
Когда я был….
Ух! (Прислушался к себе).
Потекло.
Хорошо!
Мари! Давай, налью.
(Пауза).
Последний раз прошу.
Сейчас сам всё прикончу.
(Себе).
На контакт не идёт.
(Пауза).
Скажите, пожалуйста, какие мы обидчивые.
Где мои сигареты?
У шефа оставил. Так нервничал....
(Пауза. Прислушался).
Так нервничал, говорю, что оставил у шефа сигареты.
А вот они.
Пардон. Что-то с драйвером.
О! Не мои.
Я такие не курю.
Ты что начала смалить эту гадость?
Совсем плохо.
Видишь у тебя тоже есть недостатки.
Я возмущён. Дома ты себе этого не позволяла.
(Ловя себя на слове).
Оп! Что я сказал?
(Пауза).
Я сказал, что дома ты себе этого не позволяла….
Вот она фрейдюлина.
Сколько не отгоняй мысли, а они прорвутся. Рано или поздно.
(Пауза).
В данном случае поздно.
(Увидел на вешалке шляпу).
А это что?
Ты купила мне шляпу?
(Меряет).
Какая ты молодец. Я всегда тайно мечтал о такой.
Правда она мне вели…. Тцчи-и-и-и!
(Прикладывает палец к губам).
Спокойно. Отличная шляпа.
(Шляпа явно велика).
Как ты угадала мой размер?! Я ведь никогда не носил шляп?
(Принюхивается, нюхает шляпу, потом сигареты).
Ты что купила её с рук?
От неё несёт табачиной.
Её где-то долго хранили. Видимо, в союзе, потому что пересыпали махоркой. (Себе).  Моль осталась, а шляпы нет.
(Пауза).
Ну ничего, это не важно. Прекрасная шляпа. Я тебе бесконечно благодарен.
(Смотрит на себя в зеркало).
Похож на ковбоя.
(Делает жест, будто стреляет).
Кх, кх, кх!
(Дует на палец, как в ствол).
А где моя лошадь? Мой мустанг?
(Прыгает на стул).
Но! Но!
(Крутится на стуле. Забрасывает ноги на стол).
Опа!
(Шляпу надевает так, чтобы она закрывала глаза. Манерно курит.  Неожиданно останавливается рука и некоторое время остаётся неподвижной. Потом медленно подносит сигарету к другой руке. Сигарета тушится о ладонь. Медленно снимает шляпу. Смотрит на неё).
Маричка… Ты… Ты….
(Комок подступает к горлу).
(Пауза).
Ты не одна?
(Решительно подбегает к двери. Но останавливается перед ней).
Как же так?
Мари?!
(В нерешительности).
Мари!?
(Пауза).
(Пауза).
(Пятясь, уходит).
затемнение
(За столом сидит он в белой рубашке. Одет подчёркнуто аккуратно. Пишет).
он: Дорогой дядя Гера. Спасибо большое за письмо. Оно для меня очень ценно. Вы даже не можете представить себе насколько. Оно поможет правильно сориентироваться в жизни. Ужасно, что  наш жестокий век  так зацепил вас и моего отца. Вы описываете некоторые случаи из вашей совместной службы. Вы были героями. А тут в институте приходится таиться. Иначе могут быть проблемы. Маришке особенно тяжело. Не знаю, как вы отнесётесь к нашему решению, но мы решили пожениться и я прошу у вас её руки. Если вы сочтёте меня достойным вашей дочери, то я обещаю вам, что буду всегда заботиться и защишать её, чего бы мне это ни стоило. У нас с ней очень много общего. С тех пор, как умерла ваша жена, и Маришка перебралась к нам, мы имели возможность хорошо узнать друг друга. Тем более, что она верующая и вынуждена вести двойную жизнь. Поверьте, ей очень трудно. Одесса сейчас другая, хотя наших много. Но мы не жалуемся. Живём сами по себе.
С мамой всё хорошо. Мы говорим с ней о вас, о том, как вы её спасли после отступления, как она у вас жила. Правда у неё слова не выудишь. Приходится прямо-таки выпытывать. Вы пишите ей. Она вас всегда слушает.
Вы спрашиваете, как Мариша отнеслась к тому, что вы пока не можете забрать нас к себе –  смиренно. Всем понятно, что вы ещё там не окрепли. Мы верим вам. Спасибо, что не оставляете нас в беде. Вот идёт мама. Я заранее передаю вам от неё привет. Обязательно напишите, что было дальше. Ну с этим Трофом и его дочерьми? Как вы и просили, письмо я ваше сжёг, хотя от перлюстрации здесь никто не застрахован, сами знаете. Но бояться уже нет сил.
Мама, конечно, не должна знать о деталях нашей переписки. Я с вами согласен, что это наши мужские дела. Заканчиваю. До свидания.
Привет от Маришки. Спасибо за джины. Ваш Майкл.
(Раздаётся дверной звонок).
Секун-ду-у-у-у!!!
(Заклеивает конверт. Бежит открывать дверь. Возвращается с сетками).
Ну мать опять рванула. На пороге оставила и дальше... .
И Мариша такая же хозяйственная. Прекрасная жена будет.
(Посмотрел на её фото).
(Пауза).
(Пауза).
Да, крутой мужик был мой батяня. Молодец!
(Подходит к фотографии отца).
Как бы он отнёсся к тому, что я комсомолец? (Пауза). Наверное, не одобрил?
(Пауза).
Раньше многого не понимал. Теперь, когда с дядь Герой наладилась связь, я, конечно, прозрел.
А в армии, батя, я был отличником боевой и политической подготовки-проскочил.
Хоть и рядовым и в стороне от того, о чём просил меня узнать дядя Гера... . Похоже,  это ему не очень-то и нужно было.... Он сам забыл о собственной просьбе раньше меня.
Вот только сейчас к слову вспомнил.
Во! Как жизнь крутит?!
Ладно тебя... Война.
А меня вон в мирное время....
(Пауза).
Мне тебя очень не хватает. Очень.
(Берёт портрет и прижимает к себе).
затемнение
(он в пиджаке с повязкой полицая, расхаживает по авансцене. Создаётся впечатление, что зрители сидят у него в хате. Игра со зрителем).
он: Дорогие односельчане! Немецкое командование приказало мне, вернее попросило меня прочитать вам, ублюдкам, лекцию.
Тема: Как надо вести себя на оккупиро… тьфу, освобождённой территории.
Начнём с того, что за неправильные действия, направленные против интересов немецкого командования, вчера были повешены Троф и его жена Сара. Дети их, как вы знаете, ввиду малого возраста по высокой милости немецкого командования расстреляны. Следующий на очереди ты, Тарас. Ещё раз увижу на опушке, так и знай: пристрелю как бешеную собаку.
Молчать!
Я знаю, что ты хочешь сказать. Жрать тебе нечего. Семья большая.
Молчать! Я сказал!
Вот я завтра половину твоей семейки к стенке поставлю и лишних ртов не будет.
Ладно, встань с колен. Прощаю пока.
Но смотри!
Аська, ко мне!
Не слышишь меня?!
(Вытаскивает из зала девушку).
Стой здесь.
Ты это, как его? Экспонат.
Понятно?
Понятно или нет?
Ты что смеёшься, дрянь?!
(Берёт дощечку с надписью "Партизан" и вешает ей на шею).
Вы все, господа освобождённые, видите человека, который оказывал помощь партизанам.
Что ждёт этого человека?
А?
Ну ты скажи?!
(Поднимает зрителя).
У тебя спрашиваю?
Чего стоишь?
Ну?
Жить хочешь?
Садись.
Правильно говоришь…(кивает другому зрителю) расстрел!
(Подходит к зрительнице на сцене).
Поняла, Аська?
(Стреляет у неё над ухом).
А!
(Заливисто, приступом смеётся).
Уписялась?! Иди!
(Кому-то из зрителей).
Чего ты там шепчешься, душа твоя гнилая? А, Юзик?
(Подносит пистолет к виску зрителя).
Расскажи, как ты на прошлой неделе прятал от господ офицеров курку?
Встать!! Когда с тобой господин старший полицай разговаривает.
(Заставляет встать).
И ты тоже.
(Обращается к соседу).
Вы все!
(Ко всему ряду).
Да вы! Встать я сказал!
Почему сидите?
Почему?
Ты, ты, ты?!
Саботаж??!!
Хорошо.
Сегодня же я доложу геру, что ты….
(Идёт на сцену записывает).
Мотька, ты, Лукач, ты, Иван, и ты, дед, созрели для того, чтобы болтаться на майдане.
А вы, кто там встал?
Имена!?
Ну? (Зрителю).
Как зовут?! (Другому).
Имя??!!
(Заставляет зрителей назвать себя).
Будете выбивать из-под них ящики. И получите за это милость майора и немецкого командования. Можете сесть.
Продолжаю. Если кто из вас будет замечен на улице больше двух человек, его ждёт тоже, что и Аську.
Асичка, ку-ку.
Ты ещё жива, потому что Савка на тебя глаз положил. Я его порадую. Душа из тебя вон. Он тебя попользует.
(Заливисто, приступом смеётся).
Мда. В ночное время гер майор приказал хаты не покидать!
Ни под каким предлогом.
Да, да, дед. На горшок перед смертью сходишь.
Говорят, что все старики перед смертью в детство впадают. Мы тебе это ускорим.
(Приступ смеха).
Дед на горшке.
(Смех).
А, дед?
(Смех).
Что улыбаетесь? Рожи ваши тошные. Вот ваша натура. Нутро.
Что смеёшься, Грыць?
Тебе же не смешно, тебе страшно.
А я смеюсь, и ты тоже.
Почему?
Не знаешь?
А я знаю!
Я знаю и вижу вас насквозь. Души ваши муторные. Умереть красиво не умеете. Сдохнуть, точнее.
Троф вчера нюни распустил. Люди добрые! Люди добрые! Да какие вы добрые?!
Я специально на вас, придурках, показал всё могущество доблестной немецкой нации. Чтоб каждый из вас понял, чего он стоит. Что никто из вас не может сказать нет. (Зиганул).
затемнение
(он  в свитере, снимает бронежилет. Бросил на пол. Устало садится на стул. Оглядывается на дверь).
он: Что? Опять спряталась?
Ты не хочешь со мной поговорить?
Кто бы мог подумать, что это произойдёт и с нами.
(Пьёт из бутылки).
День сегодня…. Чёртовы демонстранты. Даже нас бросили.
Пришлось стрелять.
(Пауза, отпил).
У меня в армии командир отделения был зверь. Требовал…, но стрелять научил белке в глаз.
Сегодня лучше всех был я. Правда, резиновой пулей.
(Подошёл к двери).
Знаешь, Мариш, я на тебя не злюсь. Вообще плевать. Я понимаю, что ты устала. Столько лет без работы. Наверно, этот парень тебе много пообещал. Да и вообще не к чему этот разговор. Я подумал и решил. Чего в жизни не бывает.
(Садится на стол).
Я признаю себя виновным.
Ты была права.
Ты как чувствовала, что не надо ехать сюда.
(Пауза).
Не хочешь поговорить?
(Пауза).
Хорошо.
И это переживём.
Мы ребята крепкие.
Мы специальные ребята и предназначены  для  уничтожения разных маразматиков и шизофреников, всяких террористов. Помнишь, как по ящику показывали? На крыше засел и палил, куда попало, почём зря.
Помнишь?
Выкурить никак не могли?
А потом с вертолёта крупнокалиберными расстреляли.
Ты ещё закричала: Ура! Его убили!
(Пауза).
Ужасно, когда в тебя летят железные болванки, да ещё и разрываются в твоём животе.
И деться некуда.
Внизу снайперы - мы то есть. А наверху штука эта длинными очередями.
Ужасно. Какой жестокий век.
(Пауза).
Давай всё забудем.
(Пауза).
Мне надоело питаться на улице. Если ты не выдашь мне аусвайс на кухню, то я могу умереть от анорексии. 
(Увидел на столе бумагу. Читает).
Как кормить, так нет, а как счёт за квартиру оплачивать, так я.
(Прислушался).
Очень хорошо.
Она ещё и музыку слушает. Это уже свинство.
(Сигнал пейджера. Посмотрел. Себе).
Понял. Еду туда.
(Подходит к двери).
Ты бы хоть проводила.
Я ведь тут утрирую. Сама, понимаешь…. Грохнут и всё.
(Пауза).
Маришь?
(Ждёт).
Не хочешь, не надо.
(Берёт снаряжение, уходит).
затемнение
(Входит он в белой рубашке с большим воротничком. Несёт таз с бельём. Ставит его на стол. Тайком выпивает из припрятанной чекушки. В оставшиеся открытыми двери).
он: Хорошо, хорошо я не буду больше пить.
Мам, у меня к тебе вопрос....
Почему ты мне ничего не рассказываешь про отца?
(Пауза).
Ты считаешь, что им нельзя гордиться?
Разве могла бы ты жить в том селе, где якобы зверствовал полицаем твой муж?
(Подходит к дверному проёму).
Давай помогу.
(Выходит в двери-возвращается).
Что сгорело?
(Возвращается обратно с новым тазом белья).
Село?
Совсем никого не осталось?
А как же ты?
Ну, да….
Хорошо, поставим вопрос по-другому.
Ведь ты не могла выйти замуж за плохого человека? Только не надо, как всегда, что мой отец не был плохим. Я знаю,...
Что ты так удивлена?
Знаю, что он вытворял.
Мне дядя Гера написал.
Ты случайно не была его жертвой?
(Тайком выпивает).
Это бы было для меня хоть каким-то оправданием.
(Пауза).
Что ты смотришь? Ты что думаешь, мне приятно жить с таким клеймом?
(Пауза).
Ну говори. Я жду. Мне страшно, но так будет легче потом. Говори!
Я тебе говорю, говори!!!
(Скрылся за дверью. Слышен звук пощёчины. Из дверей появляется он, держась за лицо).
Господи….
(Слышен хлопок дверью).
Мама!
Мама! Стой!
Мама, прости!!
(Убегает за ней).
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
(Возвращается, плачет.Становится на колени, крестится, бормочет молитву. Вдруг хватает стакан и бросет его в портрет).
Тварь!! Ненавижу!
затемнение
(Выбегает он в свитере и  бронежилете с винтовкой. Пробегает. Скрывается за кулисой. Слышна стрельба. Появляется. Прицеливается. Слышен разговор в эфире).
Голос: (С характерным акцентом предателя во втором поколении). Второй, приём.
он: Есть, второй.
Голос: Где вы?
он: Восьмой.
Голос: Попробуйте проникнуть через балкон.
он: Я вижу его.
Голос: Огонь!
он: Ушёл!
Голос: Преследуйте.
(Убегает за кулису. Стрельба усиливается. Несколько ударов в дверь. Она распахивается. По рации).
он: Я второй, никого.
Голос: Проверьте подсобные помещения. Я отправляю вам поддержку.
(Уходит за кулису, выбегает, его тошнит).
он: Я второй.
Голос: Есть?
он: Да, они повесились. Отец и дочка, видимо.
(Очередной приступ).
Голос: Что с вами?
он: Всё нормально.
Голос: Привыкните.Это у нас называется хэппи энд. Всем отбой.
он: Есть.
затемнение
(Входит он в форме полицая. Долго, задумчиво ходит по комнате. Смотрит в окно. Прислушивается).
он: Кто там?
Новый что ли кто?
(Подходит к двери).
Савка, что ли накидал?
Кто там?
Чего молчишь?
Отвечай!
(Смотрит в глазок и получает плевок).
Ну, зверёныш, ты у меня сейчас получишь!
(Открывает дверь. Стоя на пороге).
Ты что это, баба, ошалела?
(Зажигает лампу).
Кто такая? А?
Что, что ты мне свои бАмАжки суёшь.
Суёт она.
(Заливисто смеётся. Выходит на свет, читает).
Объяснительная.
Я Полина, Гната дочь шла в Сорочицу. Меня задержал дяденька и сказал, чтобы я шла за ним. Когда я поняла, что он наш, я ему рассказала, что у нас угоняют в Германию девок. Где партизаны, я не знаю. Ни от кого не слышала. Родственников и знакомых партизан нет. О чём и подписую. Полина.
(В дверь).
(Пауза).
Ты что?!
...
...
Кто синяк поставил?
Савка?
Приставал?
Да?
(Пауза).
Падла.
Сиди, помогу чем. А плевать больше не след. Если хочешь выйти.
Это тебе не милиция.
Ты меня слышишь? Мотни головой?!
Во дикая.
(Закрыл дверь).
Тихо сиди, чтоб про тебя забыли.
(Садится за стол).
Опять Савка горилку жрал. Ухлопает человека и поминки по нему справляет. Откупается перед этим...
(Посмотрел вверх).
(Увидел в окне).
А вот и он ... Ну я тебе…
(Встаёт напротив входной двери. Дверь открывается. Прямо с порога бьёт  входящего).
Добрый вечер.
Это ты?
Савка?!
Надо же.
Вставай.
Не можешь, а я предупреждал. Нажрёшься – получишь.
Ты, гнида, позоришь своим поведением великую немецкую нацию. Зик хайль! (Зигует). Проветришься, впущу.
(Закрывает дверь. Садится за стол. Пишет).
Господин майор. Доношу до вашего сведения, что Гришка Савин сиситематически употребляет при исполнии, в связи с чем позорит нашего фюрера. Я не могу мириться с этим.
Так вчера и сёдня им были оставлены двери в сарай, где содержались взятые в ночном бою партизаны и задержанная накануне  девка Полина из Сорочиц.  Понимая всю тяжесть совершённого им, мне пришлось применить наказание. Число сегодня...? (Вписал).
(Выходит в двери).
Убрался, ублюдок?
(Слышен грохот засова. Возвращается. Наливает. Себе).
Шевелитесь, идиоты, бежать не оглядываться. (Полине). И ты иди.
(Пауза).
(Пауза).
Всё!
(Стреляет в воздух).
затемнение
(Входит он в свитере. Столик, коктейль. Садится.)
он: Странно.
К чему столько обходительности?
Ни-че-го ге-ро-и-чес-ко-го.
Или со стороны я выгляжу круче других?
(Наговаривает на диктофон).
Наговариваю, чтобы потом разобраться во всём в спокойной обстановке, а если не успею, то для следователя.
Раз, два, три.
Меня интересует дядя Гера. Где господин Савин. Он вообще есть, он существует или это вымышленный персонаж?
Где он?
Что с ним?
Его нужно найти. В этом логика. Иначе нет завершённости.
Я далёк от мысли, что он работает в газете американских коммунистов.
Сбежав из СССР, можно рассчитывать только на ЦРУ.
Почему избегает встречи с дочерью? Или я чего-то не знаю?
Почему Марина не ищет с ним встречи? Странность.
Ещё одна странность.
Чего-то не хватает.
Да. Такое впечатление, что есть что-то, чего я не знаю.
Я как будто бы в безвоздушном пространстве, нет гравитации, нет матери, нет отца и не у кого спросить, кто я, зачем и куда?
Есть рациональность в больших семьях. После смерти родителей ребёнок остаётся не один.
Мама, мама. Так толком ничего и не рассказала.
С другой стороны мать своим молчанием, страхом, сделала больше, чем если бы выложила всё однозначно.
Такое впечатление, что она нарочно порождала во мне сомнения.
Она говорила, что любит отца, но и дядя Георгий любит Маришу.
Он нас практически одевал и содержал в трудные годы. В Союзе.
Сколько писем, подарков. Машина.
Забрать не окреп, а подарить машину, ..?
С другой стороны подарить машину и содержать семейство, разные деньги.
Х.., знет что. Биография неудачника.
(Стёр концовку, прослушал: "Х.., знает что", поставил на паузу).
Вот бы жизнь так останавливать в непонятные моменты.
затемнение
(он снимает свитер, оставшись в белой рубашке с большим воротничком. За окном играют цимбалы, бьют бубны, выводит скрипка).
Голоса: Горько! Горько! Горько!......
он: (Падая на пол). Мариша!
И-ди сю-да! (На коленях ползёт к дверям).
Гав!
Испугал?
Я буду твоим преданным псом.
(Вставая).
Прекрати воровать из бочки солёные огурцы, тебе ещё рано. Обжора.
Дай один….
Жадина.
(Пауза).
Как я рад, что настоял на свадьбе в деревне.
Пусть все видят, что мы не таимся, не прячемся. Хотя, от кого? Деревня уже другая.
Хочу детей! Много!
(Пауза).
Почему нет эха?!
В такие минуты в кино слышно  эхо.
Эхо!? Эхо?!
И музыка.
(Якобы увидел её в проёме).
Это у тебя….
(Повертел пальцем у виска).
Дай огурец!! Что щас будет….
(Бежит за ней в двери).
затемнение
(Загорается лампочка над входом. он в свитере и желете, протирает окуляр оптики. Полицейские сирены. Выстрелы).
Голос: (С характерным акцентом предателя во втором поколении). Внимание, всем расчётам! Даю координаты….
Второй, почему молчите?
он: Я живу в этом доме.
Голос: Не понял юмора.
он: Это русский юмор. В нём много слёз.
На этом этаже может быть моя жена. Как раз угловая квартира.
Поручите это мне.
(Пауза).
(Пауза).
Голос: По инструкции я должен тебя отстранить.
он: Это мои соседи. Его обвинили в растрате, неуплате и ещё черт знает в чём. На днях он мне что-то пытался об этом рассказать, но я боюсь неудачников.
Я уговорю его сдаться. Скомандуйте не стрелять.
(Выстрелы прекращаются).
Голос: Винтовку демонстративно отбрось. Пистолет держи наготове.
он: Вас понял.
(Шум города. он с поднятыми руками, размахивая платком. Себе).
Мариша, как же ты меня дурака, разыграла.
Этими сигаретами, выпивкой, шляпой.
Какой я дурак. Господи.
Эти бабы на что только не пойдут, чтобы вызвать ревность.
(Остановился).
(Пауза).
(Пауза).
Это я! Сосед!
Я!
Не стреляй.
Это я!
Привет!
Мне надо поговорить.
Я без оружия.
Я пустой!
(Громкий и резкий звук счелчка затвора, он машинально выхватывает пистолет, стреляет на звук.
Женский крик, который он сопровождает поворотом головы. Удар упавшего с высоты тела).
он: Мариша!?
затемнение
Возможен антракт.
затемнение
(он сидит  в свитере с лампой в лицо).
он: Извините, я вас не вижу. Нельзя ли убрать лампу?
(Спасибо. Сам поворачивает лампу от себя). Хотя бы так.
Я подготовил ответы на вопросы, которые вы мне передали.
По первому. Я стрелял на звук, поэтому не успел заметить в кого. С Люси, это соседка, я был только в дружеских отношениях. Что касается жены, то она немного ревновала, но причин для этого не было.
Где находится моя жена сейчас, не знаю. Должна быть дома.
В последнее время мы часто ссорились.
Не из-за Люси. Просто накипело.
Это она уговорила меня пойти в полицию. А в результате стала избегать.
Да. Я думал над этим. Может потому, что её отец был полицаем. Даже не знаю.
Это во время войны.
У нас.
В России.
Не знаю.
Она закрывалась и не пускала меня.
Она очень долго отходит. А тут, видимо, уже был срыв.
Но я не придаю этому большого значения. Пройдёт.
Так уже бывало.
Я вообще подумал, что убил Мари, поэтому и рассмеялся, когда узнал, что меня обвиняют в убийстве Люси? Нехорошо, конечно. Не нужно было этого делать, но я не справился с эмоциями. Извините.
Хоть смерть Люси меня и не расстроила, но я понимаю, что выполнял служебные обязанности. Это ошибка.
Я знал её мужа. Очень жаль, что с ним всё это случилось. Он действительно восхищался индивидуальным террором, но я не думал, что он способен на большее чем пьяные разговоры. Он был очень смешной. Простите.
Я уверен, что жена придёт в суд в качестве свидетеля и всё прояснится. Она подтвердит мои слова.
Что касается её отца, то я действительно некоторое время назад сделал запрос по нашим каналам о его местонахождении.
Хочу внести ясность в свою жизнь. И только.
Шефу передайте спасибо. С одной стороны ему не нужны проблемы, а с другой  меня можно засунуть в любую задницу. Я отличное пушечное мясо. Я русский.
Изменилась ли здесь моя жена?
О, да.
Она перестала верить в Бога.
затемнение
(он в пиджаке с повязкой полицая, хлыстом гоняет по комнате Полину. За стенкой храп).
Полина, чёртова девка?!
Как ты посмела жаловаться на Савку?!
На господина Савина, бес попутал.
Ты без роду, без племени?
Вылазь из-под стола!
Я тебе приказываю!
(Садится на стол).
Знаешь ли ты, душа из тебя вон. Что господин Савин очень много сделал для нашего рейха?
Да куда тебе об этом знать.
С сегодняшнего дня ты должна оказывать ему почёт и уважение.
И запомни, что Великая Германия может гордиться своими воинами и просто так ...
(Берёт лист).
На, читай!
А, безграмотная.
Его высокоблагородие назначен исполнять обязанности начальника тутошнего концентрационного лагеря. Кто ж знал, что он таких кровей.
(Прислушивается к храпу за стеной).
Ты слышишь этот божественный голос души Георгия нашего Валентиновича? Он говорит о спокойствии духа. Запомни это, раба.
Раз бог даёт такой спокойный сон, значит всё в его руках, на все его воля.
Но за свои слова, девка, ты всё равно получишь. Сказать герру майору, что я к тебе добр, что я заступаюсь за ближнего. Дура!!
Убей ближнего, убей дальнего, ибо дальний, приблизившись, убьёт тебя.
Что-то я много тебе сказал.
(Прислушался. Достал из рукава тулупа варежки и бросил под стол).
В общем так, Полина, как тебя там по батюшке….
Завтра на рассвете тебя повесим.
(Жестами показывает, чтобы бежала).
Помолись своему Богу.
(Ещё раз показывает, чтобы бежала).
Захочешь исповедаться, позовёшь господина, исполняющего обязанности начальника... .
(Наливает).
Прислушался.
За победу Великой Германии! За Гитлера!
(Выпивает).
Ура! Вернее, хай!
(Подходит к двери, чёкается с дверью).
За твоё повышение, Георгий Валентиныч. Кто бы мог подумать….
Кто…
(Пауза).
Кто… бы думать.
(Пауза).
Вот.
Полина!
Горилки!
Горилки, я сказал! Труп ходячий.
Два трупа.
Да.
Два.
(Громко смеётся, но не так как в первой части, а сквозь слёзы).
Дойчен золдатен,... как там дальше?
Как.
(Притворно падает спиной на стол, сбив лампу и потушив её. Театрально храпит. Хлопок дверью).
затемнение
(он в свитере входит в свою квартиру).
он: (Осмотрелся).
А коридор хорошо забелили. Только гарью пованивает.
(Пауза).
Ну, конечно. Дверь как всегда....
На что ещё можно рассчитывать, если ты не удосужилась прийти в суд.
Благодарю.
Видимо, действительно был прав адвокат. Всё меняется в этом мире. Подстраиваются, перестраиваются, а значит становятся другими.
Как всегда тебя это не коснулось.
Эй?
(Постучал по двери).
Нет, нет, я ломать не буду.
Я уже догадался, зачем ты устраиваешь мне эту провокацию.
Сказать?
Ты хочешь, чтобы я выломал и мне выпишут не приближаться к тебе ближе 200 метров.
Точно?
Точно, точно.
Я не поддамся.
Сиди там до апокалипсиса.
Для меня он уже закончился.
Шеф неожиданно всё замял.
(Достаёт чемодан).
Есть новость. Но я её тебе не скажу.
Нет, то, что мы разводимся, это не новость.
Вернее, новость, но не очень для нас обоих важная. Не прийти ни на одно заседание. Ни на одно свидание. Так может поступить только очень подлый и низкий человек.
(Прислушивается).
Выключи музыку! Чёрт тебя побери!
(Пинает дверь).
Это свинство. Ты ещё пока моя жена!
У меня было время подумать, и я понял, почему ты не хотела ехать сюда. Ты знала о своём отце всё. Твой папуля не тебя хотел сюда перетащить, а меня.
Ему бы за это хорошо заплатили, если бы смогли завербовать, но я отказался иметь дело с этой фирмой.
Тогда вступает в игру родная дочь.
(Кривляясь).
Пригрейте сиротку.
Гадюку на груди пригрели!  А отец твой тут никто. Подстилка цээрушная. Он лижет зады ублюдкам.
Нас сблизила не любовь, нас сблизило горе.
Когда твой отец полицай ...ты сам чувствуешь себя продажной шкурой.
Я приехал услышать от твоего отца - "нет".
Что так гадко не могло быть!! А оказалось могло. Было. Будет. Будет теперь навсегда!
(Пауза).
Я уезжаю. Мне ничего от тебя не надо. Я уезжаю за тем, зачем приехал.
(Достаёт пистолет).
Да, если я случайно встречу твоего отца, что ему передать?
(Себе).
А я его встречу.
(Пауза).
(Пауза).
Ну я так примерно и думал.
(Пауза).
Значит я прав.
Как я не противился, а это стало делом и моей жизни.
Либо-либо.
Середины нет!
Прощай.
Через неделю кончится мой отпуск, начнутся розыски. Ты можешь  заработать, как и твой папочка-герой второй мировой.
(Уходит, но спотыкается о жилет).
Шит!
(Берёт жилет, винтовку. Уходит).
затемнение
(он в пиджаке).
он: Легенда. Я Квятковский Михал Михалыч. Задача внедриться в качестве полицая в районе Сорочиц. Знание немецкого языка не обнаруживать. Связь через партизан. Положительный ответ - "варежки".
(Бросает на стол варежки, которые до этого отдал Полине).
Задача по внедрению. Узнать действительно ли немцы под прикрытием концентрационного лагеря хотят создать спецшколу. Где? Когда? Кто назначен руководителм? Собрать агентурные данные.
Самовольно в задание никого не посвящать. Действовать по обстановке.
 Товарищ подполковник, я запомнил, можно больше не повторять. Разрешите отдыхать?
(Снимает пиджак, остаётся в гимнастёрке, ложится на стол, укрывшись пиджаком. Не успевает).

затемнение
(В это же мгновение с грохотом распахиватся дверь, слышен звон стекла. Крики со всех сторон. Хенде хох! Руки! Руки! Лай собак. он поднимается со стола, ёжась от ворвавшегося холодного воздуха. Закрывает глаза ладонью от электрических фонариков, светящих на него со всех сторон. Медленно поднимает руки).
затемнение
(Лампочка в лицо . Допрос).
он: Гер майор, разрешите согреться. Холодно. (Надевает пиджак с повязкой полицая). Оправдаете меня, а я уже больной,  к службе негодный. Повздорили мы с Савкой, бабу не поделили, вот и всё. Я, господин майор, верой и правдой ..., на ваши порядки не жалуюсь. Их и поддерживаю.
Разве есть у вас более исполнительный помощник чем я?
Нету.
Мало ли какой там партизан в меня пальцем тыкать будет. Да пусть он трижды пыток ваших не вынесет. Кто ему дал право меня-то порочить? Он же специально и обвинил. Сам - гад, шкура жизнь спасает. А варежки эти, кому мне их посылать, когда вы партизан всех перевешали. Даже тех, которых господин Савка выпустил месяц назад. Город далеко, не дойти, фронт ещё дальше. Посудите….Девка эта украла во время побега.
Можно ли, гер майор, слушать всякую красную тварь?
Что это?
(Берёт листок с фотографией).
Чей агент?
... убил...
Тут написано, что я его убил?
Я?
Полная чушь!
Не верьте.
При имитации выстрелов вверх?
Но это же….
Как можно стрелять вверх и попасть впереди?
Вы же военный человек, пуля так не летит.
Ну это клевета.
Вы меня проверяете?
Я могу доказать, что предан Гитлеру и Германии.
Из вашего пистолета. Хоть ... Любого.
(Высвечивается пистолет).
Спасибо за доверие.
(Берёт пистолет).
Какая честь. Кого прикажете?
(Высвечиваются варежки на двери).
(Пауза).
Гер майор, но я знаю, кто за дверью...
Убивать того, кто за ней, нет смысла. Это к бабке не ходи, как у нас .... Нет, если вы настаиваете…..
(Внутренний монолог вслух).
Когда приговор зачитан и не подлежит обжалованию. Всё равно, кто убьёт. Они или я….
он: Хорошо. Я готов.....
(Отходит на несколько шагов, поднимает руку, прицеливается, неожиданно бросает пистолет в лампу. Звон стекла).
затемнение
(он в свитере на стуле, выключает магнитофон).
он: Ты всё слышала?
Это говорил твой отец. Такую же кассету я отправил в посольство.
Есть и ещё кое-что интересное из жизни вашей семьи. Непосредственно тебя касается.
(Пауза).
Открой!
Я не понял?!
Ты думаешь, что со мной можно в эту игру играть бесконечно?
(Пауза).
Ты сильно ошибаешься. Если ты стала другой, то и я тоже.
Моё терпение кончилось! Открываешь или нет?!
(Разбегается и выбивает ногой дверь. Громко играет музыка, диктор рассказывает новости на собачьем языке. Выходит с запиской. Читает).
Я ушла. Марина. 17…, семнадцатое?
(Смотрит на надпись на двери. Вдруг рычит, топает, словно бежит на месте. Долго. По радио передают поп-музыку и он по-клоунски выполняет упражнения из аэробики, стреляя в такт из пистолета. Внезапно падает и с его падением наступает полная тишина, в которой раздаётся телефонный звонок).
(Пауза).
(Пауза).
(Пауза).
(Берёт трубку).
Алло?
А?
Как раз о тебе думал.
Да. Лежу вот и думаю о тебе.
С семнадцатого, не вставая. Как упал в обморок, так и лежу.
Где же это ты так долго пропадала?
У одного человека?
Ты говоришь с поминок папы?
Уже знаешь?
Догадалась?
Да я и не скрываю.
Конечно,...
Я сошёл с ума?
Ты так считаешь?
Кто ещё?
Мой шеф?
Едет сюда?
Весь отдел?
Да, я тут немного нашумел.
Ты его просила?
Очень трогательно. Спасибо. А откуда ты его знаешь?
(Пауза).
Не понял?
Ещё раз.
Ты ушла к нему?!
(Пауза).
Подожди, дай осмыслить.
(Пауза).
Ты у него? Под прикрытием по защите свидетелей?
Нет?
А как?
Давно.
Не понял. Проясни.
Может меня и в полицию по его рекомендации взяли?
Да?!
Ты шутишь?
Нет.
То есть ты завела любовника и при его помощи устроила мою жизнь?
Ну и о своей не забыла.
Что?
Я должен спасаться.
Это ты должна спасаться. Ты?!
Советуешь отрицать убийство?
Шеф рекомендует?
Как мило.
Любовник помогает бывшему мужу своей потаскухи.
(Пауза).
Всё! У твоего отца, да кстати, он тебе не отец, тебя удочерили для прикрытия. Мою мать он шантажировал, заставлял на себя работать.
Собственно, теперь это уже не имеет никакого значения.
Он был в пансионе для престарелых. У  него пулевое ранение в голову из моего табельного оружия, так что расследовать тут нечего.
(Посмотрел на пистолет и поцеловал его).
А чего это ты так за меня...?
Не важно?
Ты как всегда....
Всё.
Не хочу тебя слышать.
(Кладёт трубку).
(Пауза).
Легко дышится.
Давно так не было легко.
Никогда не было.
Впервые.
Сейчас приедет телевидение. Мою фотографию покажут крупным планом. Женщины и дети будут в экстазе визжать у экранов, а потом, словно их любимая команда забила гол, заорут:
-Ура! Его убили!
(Звонок телефона, но он медленно надевает жилет. Перезаряжает винтовку, потом берёт трубку).
Да.
Я.
(Пауза).
(Пауза).
Начинайте.
(Пауза).
Мне некого вспоминать.
(Бросил трубку).
Любит не любит, любит не любит? Сдаться не сдаться? Сдаться не сдаться? Любит не любит?
Память так странно устроена, что открывает только моменты. А между ними как будто затемнения. Даже напрягаешься, а вспомнить ничего не можешь, только то, что высветилось. И так до самого конца, пока зетемнения не превратятся в полную темноту.
(Издалека приближается рокот двигателей вертолёта, заглушая собой смысл его жизни).
затемнение
он: ( В робе).
Голос: (С характерным акцентом предателя во втором поколении). Залонский Михаил Михайлович.
он: Да.
Голос: Проверки по вашему делу длились 20 лет. На все апелляции вы получили отказ.
он: Да.
Голос: Вы совершили преступление в нашем штате и по закону  штата приговариваетесь  ...
затемнение
..  электри...
 
затемнение

... ческом стуле...
затемнение
У вас ...
затемнение


... есть ...?
затемнение
он: Нет.

темнота
(с известным звуком мощного рубильника).

Второй финал.

(На сцену выходит он в футболке, джинсах и кроссовках).
он: Добрый вечер, соотечественники. (Поправил стойку микрофона).
 Я Майк.
 (Аплодисменты).
 Спасибо.
 Я специально закончил школу сценаристов и актёров (здесь), в Нью-Йорке, чтобы написать и показать вам эту историю, рассказанную мне отцом во время нескольких разрешённых свиданий в тюрьме незадолго до его смерти.
Я написал об этом с благословения моей мамы.
(Пауза).
(Пауза).
Спектакль....
(Пауза).
Пьеса.... о том, что наша память всё скрывает в затемнениях.
(Пауза).
Ведь...
... так...
.... хочется ... всё забыть.
затемнение
(В темноте). Благодарю за внимание, спасибо, что пришли. 
(Открываются двери в зале и зрители выходят на свет).