Первая книга царств

Александр Анайкин
Первая книга царств библии открывает абсолютно новую страницу жизни евреев. Дело в том, что эта книга отображает жизнь евреев не как кочевого племени, но как осёдлого народа, у которого имеются качественно иное управление обществом. Если во время кочевий у евреев во главе общества стояли судьи, то теперь в правителях цари. В чём разница между судьями и царями? Судьи это уважаемые люди, которые хотя и управляли обществом, но, вместе с тем, вели такую же жизнь, как и остальные люди. Во время военных действий судьи становились, как правило, военачальниками.

А что такое царь? Это уже не просто лучший, среди равных. Это человек, который имеет помимо рабов ещё и администрацию из своего же народа. То есть в книгах царств мы воочию видим зарождение дворянства. Я уже не говорю про роскошь. Дворец это не шатёр кочевника.

Так о чём же повествует первая книга царств?
Я лично сразу же обратил внимание на пролетарский лозунг, столь широко используемый коммунистами – кто был никем, тот станет всем. Во второй главе этой книги утверждается то же самое. Вот как об этом повествует библия.
- Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол главы даёт им в наследие.

Именно так у нас в России и случилось в 1917 году. Только есть небольшое отличие – вельмож мы вообще истребили. Уничтожение классов. Но, истребив вельмож, тут же взрастили своих вельмож коммунистических. Конечно, разве товарищ Сталин, к примеру, не стал вельможей. Жил в той же роскоши. Масса обслуги, превосходное питание, не смотря на всеобщую скудость жизни в СССР, где в определённые годы люди от голода помирали, младенцы появлялись на свет без ногтей и волос от скудного питания матерей. Да всё это довольно красочно описал Илья Эренбург.

В этой первой книге царств тоже много войн, вообще кровавых событий.
В библии же вышеприведённое изречение исходит из  уст женщины по имени Анна, которая была долго бесплодна, но всё же родила. Этому ребёнку, которого она назвала Самуилом, суждено было стать великим пророком. Вообще этот Самуил воспитывался при храме, потому что его матушка дала обет Богу, что если у неё будет ребёнок, то она отдаст его на воспитание в храм. Так и поступила.
Но вернёмся к её сыну Самуилу. Чем более всего прославился этот пророк? Да тем, что возвёл на престол первого еврейского царя, которого звали Саул.

А почему именно Саула выбрал в цари Самуил? Да, конечно, ему повелел сделать данный выбор Господь. Но давайте всё же посмотрим, чем именно выделялся среди прочего народа этот первый царь иудейский по имени Саул. Да тем, что был очень высокого роста и очень красив собой. В данном случае решающую роль сыграли внешние данные. Именно поэтому многие близко знавшие Саула вначале не признали его царём. Саулу пришлось доказывать, насколько он хорош как правитель. Но, так как время было суровое и постоянно приходилось воевать с иноверцами, то, осуществляя успешную войну, можно было достичь всеобщего признания, уважения и любви.

Чтобы показать, насколько суровы были в то время нравы, достаточно привести лишь один пример. Решили жители приграничного городка Иавис заключить союз с ближайшим соседом, Наасом Аммонитянином. И какие условия мира предложил этот Наас? А вот как об этом говорится в книге.
- я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля.
Такое простецкое условие.  Меня бесхитростная простота древних просто поражает.

А Саул в данном случае спас людей. Что он сделал? Для начала он объявил всеобщую мобилизацию. Интересен сам метод, каким Саул объявил мобилизацию. Вот как об этом сказано в библии.
- И взял он пару волов, и рассёк их на части, и послал во все пределы Израильские через тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдёт вслед Саула и Самуила.
Вполне веский аргумент. Выступили все как один. А дальше была обычная бойня. Мало кому из Аммонитян удалось спастись.

В общем-то, Самуил сделал правильный выбор, поставив царём Саула. Недаром Самуил провёл собеседование с кандидатом на царский престол, не без пользы.
Саул в самом деле был весьма неглуп. Например, он организовал постоянное войско, личную гвардию, куда отбирал самых лучших воинов.

Кстати, в этой первой книге царств есть интересный сюжет, напоминающий сюжет нашей русской сказки о царевне лягушке. Вспомним, что сказала лягушка Ивану. Не надо трогать мою шкуру до поры до времени. Ослушался Ваня. То же самое произошло и с Саулом, который ослушался своего протеже. Дело в том, что когда на евреев пошли войной Филистимляне, то пророк Самуил приказал Саулу не начинать военных действий пока он не прибудет к нему в стан. Но, Саул, начал возносить преждевременно жертвы животными. А что из этого вышло? Вот как об этом говорится в библии.
- И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твоё над Израилем навсегда.
А после ослушания, естественно, нет. Вот такие суровые последствия за ослушание.

Кстати, у Израильтян с Филистимлянами были такие же экономические отношения, как и у СССР с Германией перед началом Великой отечественной войны.
Дело в том, что «во всей земле Израильской» не было мастеров, умеющих работать с металлом. Израильтяне даже свои заступы и топоры затачивали у Филистимлян. Но, как ни странно, Израильтяне побеждали.

Хотя, надо сказать, что в те времена сильны были психологические факторы. Война то шла врукопашную. Вспомним стихотворение Юлии Друниной о рукопашной схватке.
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз – во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Именно поэтому уверенные, удачные действия всего лишь одного воина могли зачастую сломить моральный дух целой армии.
Например, когда Ионафан, сын Саула, напал в одиночку на отряд Филистимлян, которые располагались на возвышенности, и убил двадцать человек, то всё войско пришло в смятение и обратилось в бегство. Вот как об этом говорится в библии.
- И начал восходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали Филистимляне пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним.

Жестокость времени и, в частности, действий израильтян хорошо показаны в главе пятнадцатой книги.
Вот что говорит Самуил устами Бога своему первому царю Саулу:
- Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа, до жены, от отрока до грудного младенца, от вола, до овцы, от верблюда, до осла.

В общем, тотальное уничтожение целого народа. И если вспомнить, что товарищ Сталин учился в семинарии, то станет понятна и его жестокость. Не знаю, чему он там хорошему научился, но истреблять народы от мала до велика, «от отрока до грудного младенца» умел хорошо. Не знаю, как другие предметы, но библию он явно знал. Вспомним, что в СССР было депортировано на дикие, необжитые территории шестьдесят одна народность вместе с грудными детьми, которые, как правило, на новом месте поселения, если только выдерживали нечеловеческие условия дороги, просто умирали.

А вспомним про Казахстан, про Малый октябрь. Помимо людей там было уничтожено и подавляющее количество домашнего скота. Верблюды, к примеру, были уничтожены практически полностью. Это понятно, ведь верблюд в степи, всё равно, что автомобиль. А многие казахи стремились уйти за границу: в Китай, Пакистан, куда угодно, лишь бы спасти себя и свои семьи. Но уйти удалось за рубеж лишь очень немногим. Менее миллиона спаслось бегством.

Кстати, то, что можно себе ставить памятники при жизни, товарищ Сталин тоже взял из библии. Ведь это именно Саул, первый царь евреев, поставил себе при жизни памятник. Причём не своим слугам, рабам поручил строительство, но лично возглавил сооружение монумента. Вот как об этом говорится в библии.
- Саул ходил на Кармил, и там поставил себе памятник.
Мне лично вспоминаются не те памятники Сталину в нашей Самаре, которые я видел и помню, а те, которые я знаю лишь по кинохроникам, это памятники, поставленные заключёнными. Разумеется, люди ставили такие памятники не из любви к людоеду, но по приказу лагерного начальства, которые таким образом стремились хоть на мгновение попасть в поле зрения вождя, проявив раболепие, повиновение, покорность.

Кстати, и в этой книге очень восхваляется и послушание, и повиновение. Вот как об этом сказано в библии.
- Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.
А фраза эта была сказана в связи с тем, что Саул не послушался приказа Господа и многие ценности не стал уничтожать, а взял как добычу. В частности, не убил он и царя Агага. Это уже было вообще чудовищное преступление в глазах Бога. Настолько чудовищное, что наш пророк Самуил лично порубал на куски этого Агага пред Господом в Галгале, не доверив это святое дело ослушнику.

В общем, за свою мягкотелость, за то, что не произвёл полного истребления, как было ему приказано, Саул лишился расположения Бога, который приказал Самуилу назначить для народа нового царя.
В этот раз выбор на царскую должность пал на молодого пастуха и отличного музыканта Давида, прабабкой которого была та самая Руфь, которой в библии посвящена целая книга. Давид тоже имел великолепные внешние данные. Вот его словесный портрет, который дан в главе шестнадцатой.
- он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом.
Несколько не типичная для евреев внешность. Но зато этот парень был весьма неглупый и к тому же отнюдь не трус. Этот Давид в одиночку ходил и на медведя и на льва вполне успешно.

Но у Давида с царской должностью получилось не столь скоро, как у Саула. Ведь этот Саул оставался царём, пусть от него и отошёл Бог. Немилость Бога проявилась в том, что у Саула возникли проблемы с психикой. Как, например, у нашего писателя Аркадия Гайдара, который в советских психушках провёл в общей сложности несколько лет. Аркадию всё мерещились те мирные люди, которых он загонял в озёра, да реки и там топил, словно слепых котят. Ведь он тоже очищал землю от нетрудовых классов. Хотя мне эти рассуждения о превосходстве одного класса, одной социальной группы над другими людьми кажутся большой глупостью. Это всё равно, что объявлять главным органом человеческого тела печёнку или сердце, или даже правую ногу, левую руку, а всё остальное не существенным, не гегемоном. А Гайдар, наверное, экономил на патронах во время своих очищающих от вредных людей земли акциях. Но не будем отвлекаться, вернёмся к библии.

Вот и у Саула тоже вконец психика расстроилась. А так как в те времена сумасшествие лечили не психотропными средствами, не какими-нибудь депрессантами и, уж тем более, не шоковой электротерапией, то и призвали в качестве лекаря Давида. Пусть, мол, играет царю на гуслях, когда у того приступы начинаются и крыша ехать начинает.

Так Давид попал во дворец. Но, однако, недолго ему пришлось быть придворным музыкантом. Дело в том, что эти беспокойные соседи Филистимляне вновь пошли на евреев войной. А Давид, как самый младший из братьев, не был призван в армию и пошёл вновь пасти своих овец. А так как войска располагались недалече, то Давид снабжал своих братьев, служивших в армии, провизией. Ну, не было у Саула начальника по тылу.
И вот раз прибыл Давид к братьям в войско. Братишкам он привёз зерна и хлеба, а их командиру аж десять больших круглых сыров. Не только в нашей армии начальство взятки получает.
А во время этого визита Давида в израильское войско, от Филистимлян выступил один верзила по имени Голиаф. Ходит вдоль войска и по-всякому хамит евреям, вы, мол, и такие и сякие и вообще говнюки. Конечно, обидно это евреям, но никто против этого бычары не решается в одиночку выступить.
А Давид посмотрел, послушал этого грубияна и спрашивает у солдат: «А какая награда будет тому, кто этого каланчу уложит?».
Никакого, конечно, патриотизма, чисто прагматический интерес.
Ну, народ ему пояснил, что такому герою царь обещал руку своей дочери. Вернее не только руку, но вообще всю дочь. Разумеется, и хорошее богатство в придачу, да и родичи его будут пользоваться в государстве великими привилегиями. Как видим, не только в СССР народ получал льготы от государства.

Давид подумал, подумал и пошёл к Саулу, всё-таки недаром он у царя в музыкантах состоял. Пришёл к Саулу и говорит: «Раб твой пойдёт, и сразится».
Саул ему говорит:
- Да, ты что? Ты ещё молод на такие подвиги.
Давид ему вполне резонно возражает, что если он одолевал и льва и медведя в одиночку, то и этого верзилу одолеет.
Всё логично, конечно. Саул не стал возражать и выдал пареньку военные доспехи. Давид надел доспехи, походил в них немного и говорит: «Нет, я в таком коконе не могу биться. Я уж лучше в своём». Скинул доспехи, оделся снова в своё, положил в пастушескую сумку пять увесистых голышей и пошёл на бой, не забыв прихватить и свой посох.

А Голиаф идёт как танк, весь в доспехах, впереди семенит его оруженосец. А тут какой-то паренёк с палкой. Очень это возмутило Голиафа.
- Ты, что на меня, как на собаку с палкой идёшь?
А Давид, ни слова не говоря, вытащил из сумки камушек, положил его в пращу и запустил в лобешник великану.
Потом, пока тот не очухался, выхватил у поверженного Филистимлянина из ножен меч и, не мешкая отсёк тому башку.
Ну, тут уже всё войско евреев бросилось в атаку, а агрессор бросился наутёк. Но ноги их не спали. Началась обыкновенная бойня и грабёж.

Но, после боя Давида всё же привели к царю, который, как ни странно, не узнал своего придворного музыканта и начал расспрашивать того о семье. А Давид что, отложил в сторонку голову Голиафа, которую принёс с собой и рассказал царю свою родословную. И пока он вёл беседу с царём, успел за это время подружиться с сыном царя по имени Ионафан. Тем самым, который один бросился на целое войско. Ионафан тут же подарил кучу одежды из своего гардероба и личное оружие новому другану. А Саул сделал Давида сразу «начальником над военными людьми». В общем, как в нашу революцию, когда люди с двумя классами образования становились сразу командующими армиями.

Но, не долго Давид оставался в фаворе у царя. Дело в том, что когда они возвращались с войны, то женщины повсюду их приветствовали такими словами:
- Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч.
В общем:
- с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида.
Совсем как Никита Хрущёв на маршала Жукова.

Да что там Никита, Саул то был более решителен, да и темпераментом более вспыльчив. К тому же, не надо забывать и про больную психику царя.
В общем, однажды, когда Давид мирно играл на гуслях, упокаивая нервишки его Величества, неблагодарный Саул метнул в своего генерала и музыканта копьё. Но у Давида была отличная реакция, он уклонился от копья. Саул вновь метнул в Давида копьё и вновь не попал.

Тут уж Саул вообще запсиховал и выгнал Давида из дворца. Но, так как Давид всё же герой войны, то царь его лишь понизил в должности. И стал Давид тысячником. Ну, наверное, это командир полка или даже дивизии по современным меркам.

А психика у Саула вообще расшаталась. Он уже Давида стал постоянно бояться. И поэтому решил он выдать за своего молодого генерала одну из своих дочерей. А для чего? А хотел он послать своего зятя на опасное задание, чтобы того убили, но при этом перед всем честным народом выглядеть неповинным в смерти Давида. Кто же своих зятьёв уничтожает? Вот как об этом сказано в библии.
- пусть не моя рука будет на нём, но рука Филистимлян.
Вот такой коварный план.

 А Давид, толи скромный был, толи просто не понравилась ему эта девица, отнекивается.
- кто я, и что жизнь моя и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?
В общем, отдали девицу за другого. Да ведь у Саула дочка не одна. И дочка, которую звали Мелхола, влюбилась в Давида.
Давид опять на попятную. Тогда ему Саул говорит: «Ладно, раз ты считаешь, что совершил мало подвигов, то соверши ещё один очень достойный, сделай обрезание для сотни Филистимлян и по рукам».
Давид согласился, что данный подвиг вполне достоин зятя царя и пошёл со своими людьми на дело. Убили они не сто, а двести Филистимлян и сделали им обрезание. Так сказать, посмертно обратили их в свою веру.
Как видим, перевыполнение обязательств в те времена тоже почиталось, как и у нас в СССР.

И когда Давид принёс Саулу двести кусочков плоти от половых членов столь ненавистных Филистимлян, то царь хоть породнился с Давидом, но бояться стал своего зятя пуще прежнего. Такая мания преследования. Ионафан насилу уговорил своего папашку не убивать Давида. Ведь это не просто родственник, но ещё и весьма успешный воин. Война то продолжается и Давид побеждает в битвах.
Но Саулу что в башку втемяшется, то уже ничем не выбьешь. Параноик, чего с него взять.

В общем, Саул начал настоящую травлю своего зятя. Пришлось Давиду спасаться бегством. А помогла ему бежать его жена Мелхола. Да и Ионафан тоже помогал Давиду. И начались скитания у Давида. Даже пришлось одно время симулировать сумасшествие при одном царском дворе. Вот откуда Шекспир сюжет то взял.

А вокруг беглого Давида постепенно образовалась целая шайка таких же беглых. А Давид был у них вроде Робин Гуда, так как помогал своим соотечественникам, спасая их от набегов Филистимлян. Но даже эти благородные действия не смягчили сердце Саула. Однажды Саул даже ,в городе Номва, казнил всех священников за то, что помогали беглому Давиду. А заодно Саул и сам город уничтожил полностью, при этом истребив не только всё население в нём, но даже домашних животных придав смерти.

Мы тоже в революцию уничтожали и священников и заложников. Недаром же говорят, что новое, это хорошо забытое старое. Хотя, навряд ли товарищ Сталин забывал когда-либо содержание библии.

Впрочем, Саулу всё же представилась возможность убедиться в верности Давида. Произошло это довольно таки забавным образом. Во время своей карательной экспедиции против ненавистного зятя Саул в лесу зашёл посрать в пещеру, в которой находился случайно Давид со своими людьми. Разумеется, Давид мог легко прикончить царя, но он лишь отрезал край у плаща Саула, так что тот и ничего не почуял в темноте пещеры. А вот когда царь, сделав нужду, вышел из пещеры, то Давид, когда войско экспедиционного корпуса удалилось, вышел из пещеры и показал Саулу обрезанный им кусок плаща. И разошлись тогда царь и Давид мирно каждый своим путём. Причём Давид пообещал не мстить родственникам Саула, когда станет царём.

А пока Давид продолжал вести ставший уже для него привычным образ жизни, то есть жил как предводитель нескольких сот преданных ему людей. Более того, Давид даже женился, причём сразу на двух женщинах: на Авигее, которая снабжала всю шайку тайно провизией и на Ахиноаме из Изрееля.

Совсем почувствовал себя в безопасности Давид, после того, как дал спокойно посрать в пещере царю. Но, дело то в том, что Саул просто параноик. Он опять принялся преследовать своего зятя.

И вновь Давид весьма наглядно доказывает царю свою лояльность. В то время, когда карательная экспедиция Саула расположилась станом на отдых, Давид ночь пришёл в лагерь преследователей и украл личное копьё тестя, а так же кувшин царский. А выйдя из стана врага, поднялся на гору и оттуда разбудил тестя криком. Потом предъявил доказательство своего пребывания в шатре Саула. И вновь царь усовестился, и вновь они разошлись мирно в разные стороны.

Но Давид уже стал более осторожен. Он уже не доверяет слову царскому. Давид эмигрирует к царю Анхусу, который был Филистимлянин. Ну, а раз убежал к врагу евреев, то вынужден был делать набеги на своих сородичей. Причём набеги эти отличались крайней жестокостью. Давид не оставлял свидетелей своей деятельности. Вот как об этом сказано в библии:
- И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчин, ни женщин, и забирал овец и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался и приходил к Анхусу.
А в это время в Израиле умер пророк Самуил. В стране был всеобщий траур. Саул тоже пребывал в горе великом. Он даже решил выгнать из страны всех волшебников и гадателей. Что значит решил? Так и сделал. Что значит гадалка по сравнению с пророком? Даже сравнивать смешно.

Так бы и служил Давид одному из царей Филистимлянских, если бы те не пошли войной на евреев. Но, Давид он уже стал как генерал Власов, тоже со своим войском пошёл против Израиля. Так бы и воевал на стороне Филистимлян, да князья Филистимские взбунтовались. Нельзя, говорят Анхусу, доверять евреям, если мы идём воевать против евреев же. В общем, вынужден был Давид возвратиться в город Секелаг, где он у Анхуса проживал со всем своим войском и где он был как бы мэром города. Только пока Давид отсутствовал со своим войском, город разграбили Амаликитяне. Такое уж было время неспокойное. Захватчики город разграбили полностью, а всех жителей погнали с собой в качестве рабов. Взяты были в плен и жёны Давида. Воины Давида, стоя возле пепелища, стали стенать и плакать, а потом, поплакав и порыдав, решили забить камнями своего предводителя Давида. Но Давид остановил их. Стойте, говорит, дайте я посоветуюсь с Богом. Посоветовался и тот ему порекомендовал идти в погоню за Амаликитянами.

А что в это время делал Саул? А он, увидев, какое войско идёт на его страну, очень испугался и захотелось ему узнать результат этого нашествия. А как узнаешь, если пророк умер? Тогда Саул решил обратится к гадалке, хотя он и объявил всех предсказателе вне закона. А дальше начинаются шекспировские страсти, ибо царь попросил у волшебницы ни много ни мало, как вызвать дух своего дворцового пророка Самуила.
Волшебница Саулу попрекнула, что мол, мне сети расставляешь, сам же приказал объявить людей моей профессии вне закона. Я же вижу, кто ты, хотя ты и в простой одежде.
Но Саул успокоил волшебницу и приказал ей всё же дать ему возможность поговорить с духом Самуила.
Самуил сказал царю всю нелицеприятную правду, предсказал всю его судьбу, объяснив при этом и причины его будущего падения. Потом Самуил сказал царю:
- До скорой встречи, Ваше Величество.
С тем они и расстались. Женщина же накормила Саула и его людей перед дорогой телятиной. И Саул ушёл от волшебницы в ту же ночь.

А что же Давид, который погнался в погоню за Амаликитянами? Тот продолжал преследование, пока не достиг реки.
А когда подошли к речке, то из всех людей Давида, которые уже были измотаны погоней, через реку сумели переправиться лишь четыреста человек. Двести остались при обозе.

Четыреста воинов продолжили погоню. По пути они поймали египтянина, допросили его, пообещав не трогать ни его самого, ни его близких, если укажет, куда двинулись Амаликитяне. А куда деваться египтянину? Тот не только указал, но и лично привёл Давида к стану захватчиков. И опять началась бойня. Вот как об этом повествует библия.
- И поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырёх сот юношей, которые сели на верблюдов и убежали.
- И отнял Давид всё, что взяли Амаликитяне, и обеих жён своих отнял Давид.
- И не пропало у них ничего, ни малого, ни большого, ни из сыновей, ни из дочерей, ни из добычи, ни из всего, что Амаликитяне взяли у них; всё возвратил Давид.
Но Давид не только всё возвратил, но ещё и с прибылью. Поэтому в стане Давида возник спор, стоит ли делиться добычей с теми, кто оставался при обозе. Но тут Давид вмешался в спор и сказал, что делёж должен быть поровну произведён между всеми. Более того, Давид не только устранил это частное разногласие в своём войске, но и установил всеобщий закон, как впредь делить награбленное. Закон должен быть везде.

Ну, а что же в это время происходило в Израиле. А там Филистимляне истребляли евреев. Саул терпел поражение за поражением. Наконец, израненный вражескими стрелами, он, чтобы не быть захваченным необрезанными, покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Его оруженосец сделал то же самое. Сыновья же Саула все до единого пали в бою. А далее Филистимляне обезглавили тела Саула и его сыновей и в таком укороченном виде повесили на стене Беф-сана. Преданные же Саулу израильтяне ночью сняли тела царя и его сыновей и отнесли в город Иавис, сожгли их там, а пепел и то, что не сгорело, погребли под могучим дубом.
Вот так оканчивается, полное войн и приключений, повествование первой книги царств, где первый царь иудеев погибает, а следующий ещё не воцарился.