Записки сумасшедшей учительницы. Продолжение

Любовь Папкова-Заболотская
Пройдя курсы турорганизаторов и совершив учебный поход на 100 километров, старательная учительница ведёт ребят по тропам Аркадия Гайдара в Хакасии. Юный Аркадий Голиков служил в отряде ЧОНа (Чрезвычайного назначения) и гонялся за бандой Соловьёва. Существовала легенда, что псевдоним «Гайдар» он принял после впечатлений этого периода жизни. «Хай дар!» – то ли приветствовали, то ли его спрашивали: «Куда идёшь?»- местные жители, а ему казалось, что так называют героя.

  В поход согласились идти четыре девочки шестиклассницы и три мальчика-восьмиклассника. По всем правилам (полученным на курсах) она провела инструктаж: как укладывать рюкзаки, что можно брать с собой, как вести дневник путешествия и рисовать карту.
Доехали до районного центра Шира, посетили местный музей и тронулись в путь по шоссе до первого населённого пункта, где снимался фильм про Гайдара.

  Шли по 45 минут, 15 минут отдыхали,  обед варили у ручья, отойдя с дороги сто метров. Кругом бескрайняя степь, залитая жарким июльским солнцем. Только далеко, на горизонте, проглядывают горы, отроги родного Кузнецкого Алатау. Вечером прикинули по карте и столбам электропередач (они их считали и заносили в карту), что прошли 20 километров. А нужно на значок «Турист СССР» пройти 100 км.
Дежурные накормили ужином, и в двух палатках улеглись ребятишки со своей руководительницей спать. Уснули быстро: устали. А она слушала, как стрекочут в траве кузнечики и гудят по недалёкому шоссе редкие машины. И тут ей стало страшно. Если вдруг остановится какая-нибудь машина с дурными людьми, что она  может сделать в защиту своих детей? Чем могут помочь ей тринадцатилетние мальчишки? Надругаются над ней, над девочками! Боже! Зачем она пошла в этот поход?

  Машина остановилась около них на следующий день во время обеда. Шофёр и его напарник набрали воды из ручья, присели у костра, отведали предложенный  рисовый суп, расспросили:
- Какой Гайдар здесь ходил? Тот, писатель? Не знали.
  Ребята наперебой рассказывали о банде Соловьёва, о селе Ивановка и прииске Коммунар.
-  О! Да это далеко! Давайте мы вас подвезём до ближайшего села.
- Нет,- сказала строгая учительница,- нам нужно пройти пешком для значка.
- Давайте поедем! Ну, немножко! Кто же узнает?
- Ну, давайте! – с мольбой просили  девчушки, от которых из-за рюкзака видны были сзади по две тоненькие ножки.
Правильная учительница колебалась. Но ночевать опять около дороги!!
- Хорошо! – сдалась, наконец, она. И ребятишки с визгом кинулись собирать вещи и прыгать в кузов машины.
 Ещё четыре дня путешествия они ночевали в посёлках, у добрых сельчан в летних кухнях, потом в школе, расстояние между населёнными пунктами укладывалось в день пути. Купались в горной речушке, смотрели на другой берег, на пещеру и воображали артиста Ростоцкого, который играл Гайдара, около этой пещеры. Это она рассказывала ребятам про фильм.
Она сочинила для них походную песню:
 Опять скрипит потёртая спина
И заливает пот глаза и спину.
Куда меня закинула судьба?
Зачем я тёплый, добрый дом покинул?
И мальчишки громко орали, подражая Боярскому, лёжа на тёплых камнях, пока девочки заносили песню в дневник путешествия.

В посёлке Ивановка облазили брошенный дом золотопромышленника Иваницкого, где потом была школа, тоже разрушенная. Но сохранился балкончик в мезонине, где, по рассказам одной старушки, прятался Гайдар, чтобы в лицо увидеть Соловьёва. Село занимали то бандиты, то чоновцы. Дождавшись подкрепления, красноармейцы выручили юного бесшабашного командира с его наблюдательного пункта.
 А совсем не юная, но бесшабашная учительница думала позже: «В какое замечательное время  мы жили, когда никто никого не боялся, когда люди помогали друг другу. И только воспоминание о банде Соловьёва косвенным образом вызвало страх. А собираясь, планируя поход, она ничего не боялась. И родители с лёгким сердцем отпустили детей в поход в другую область, в незнакомые места, с молодой женщиной, без надёжной охраны».