Сказ о Деве-Руси и князе Славене. Предания

Любовь Сушко
СКАЗАНИЕ О ДЕВЕ РУСИ  И КНЯЗЕ СЛАВЕНЕ


У князя Руса дочь родИлась Русь,
И так была прекрасна эта дева,
Что Ния сразу охватила грусть,
Кащея вовсе горесть одолела.
И вот тогда к себе в подземный мир
Заполучить ту деву захотели
Два древних бога, наступил тот миг,
Когда за девой вороны летели.

А Русь  еще не ведая о том,
В лесу священном радостно бродила,
С Ягою говорила и котом,
И звездный  мир,  и Солнце так любила.
- Кащей рычит, - сказал однажды кот,
Красавице спастись теперь едва ли,
-Все будет так, но молодец придет,
Они княжон всегда везде спасали.

- Кащей и Ний не так слабы, увы,
И молодца спасти потом придется,
Вот так,  бредя в лесу среди листвы
Опавшей, все порою познается.
Смеялась Русь, увидев вдруг цветок.
-Не рви его, - визжал Баюн устало.
- Ну что ты, кот, на что тебе, на что?
А мне сгодится,  в замке света мало.

- Там света меньше, хоть и Пекло там…
Но сорвала цветок  она, не слыша.
С девицами одна беда котам,
И грозный Ний навстречу Руси вышел.
- Пошли со мной, теперь уж ты моя,
И никому я не отдам, не бойся.
Идет туда, о милости ль моля,
От гордости светла, во власти бога.

Князь Рус грустил, он все узнал потом,
И дочь искать не стал-ведь все напрасно.
Но иногда он говорил с котом,
О том цветке, о деве той прекрасной.
- Она Кащея отвергает вновь,
А грозный Ний не ждет ее отказа.
-А что там в Пекле? –В Пекле вечно ночь,
И Солнце не поднимется ни разу.

- Как дочь моя?- Да просто Люта ждет?
-Кого-кого? - Да князя удалого,
Она его Славеном назовет,
И станет птицей огненною снова…
Не понял Рус мудрёных тех речей,
Пошел в сраженье и убит был вскоре,
А Ний с Кащеем в темноте своей
О деве о прекрасной вечно спорят.

- Она моя, - твердит упрямо Ний.
- Нет, мне принадлежит всегда девица.
Пойду в тот мир, и я расправляюсь с ним,
И вот тогда она мне покорится.
И он ходил, и мир морозил вновь.
Но вечно находился кто-то правый,
Перун и Велес бились за любовь.
Купала, Коляда… Старик лукавый

Повержен был, и снова жар весны,
Над миром Руса просыпался, знаю.
А Руси снились радостные сны,
Ее опять  герои защищали…
Выходит кто-то сильный и родной,
Ее выводит к звездам и смеется,
Жар-птица над спасенною страной,
В печали и любви  встречает Солнце.

2

Услышал Волох- бог войны,  про Русь,
С небес решил до Пекла он добраться.
- Я буду там, спасу ее, женюсь,
Пусть торжествует и любовь и братство.
А Лада улыбнулась свысока,
- О, бедный сын, не для тебя девица,
Она во тьме останется века,
Тебе на ней Кащей не даст жениться.

- Вот и посмотрим много ли Кащей
Имеет сил, я справлюсь, буду с нею.
И чем судьба суровей, тем сильней,
Готов сражаться бог войны, немея.
Выходит он в тот темный мир теней,
Идет он к Нию, страхи отвергая,
- Я буду с Русью, я останусь с ней,
Мне не нужна, и не спасет другая.

Русь улыбнулась:- Ты не мой герой,
Богиня Леля о тебе тоскует,
Иди туда на землю, бог с тобой.
- А как же ты? – Я здесь перезимую.
Гордец  ушел за Лелею свой,
Ушел Кащей, чтоб землю заморозить,
А что же Русь, что нынче стало с ней?
Она во тьме, и день там станет ночью.

Но ждет того, кто  алым огоньком,
Осветит душу и гореть заставит.
- О ком ты снова,  -спросит Ний.
- О том, кто не боится тьмы и не лукавит.
-Едва ль его дождаться. – Буду ждать,
И Пекло раем станет если завтра
Он явится, чтобы с тобой сражаться
С веселой силой и немым азартом…

3.
Князь Лют был зол этот  на белый свет,
Сам гордый Велес сладить с ним не мог,
Он много дней и много-много  лет
В их мир из вечной  тьмы искал дорогу,
А Русь укрылась в  темном Пекле там,
Лишь вьюги и метели, мрак  и тьма.
И только слышно, слышно, как взлетал,
Там черный ворон, и порой  сама

Красавица в плену у злобной  тьмы,
Могла ли перед ним опять  предстать,
Кащей хрипел: - Нет, не  бывать  весны,
И солнцу больше в небе  не сиять.
Схватите Люта, и сюда,   на цепь
Вы посадите, други,  в грозный час,
Чтобы ни пить, ни есть, ни спать , ни петь
Не смог он больше воевать  средь нас.

Буран –медведь тогда  за ним пришел,
- Пошли, мой князь,  тебя зовет Кащей,
И хорошо, что я тебя  нашел,
Тебя сгубила бы во мгле  Метель.
И вот они вдвоем идут во тьме,
Бредут в тиши  неведомо куда.
- Ну, Карачун, ступай теперь  ко мне,
Привел, Старик,  я пленника сюда.

А старый бог был зол, печален,  сед,
Его опять отвергла Дева - Русь,
Среди падений, гнева  и побед
Страдал, да так, что  одолела грусть.
В долинах жизнь  остыла в этот час,
Она увидела, как там,  в тиши.
 Лют  брел  во тьме: - Так значит ты у нас.
Я отвлеку их,  к свету  поспеши.

Твоя погибель нынче  не к чему,
Мы вместе одолеем лютый  плен.
Прильнула дева  радостно к нему,
И в ожиданье  дивных  перемен
Суровый князь тогда  рванулся прочь,
Туда, где только  стылая земля,
И вечный  холод-   не кончалась   ночь,
Все это  спесь подземного царя.

- Спасла ли ты его? – спросил Кащей,
Он так над Русью бледной хохотал.
- Да там погибнет он еще  скорей,
Оставшись белой  глыбой среди скал.
И не мечтай, от нас  он не уйдет,
От нашей стужи вечной, нашей тьмы.
Смотри,  как князь твой  молча упадет,
И как над ним  восстанем снова  мы.

Но Дева - Русь, толкнув его во тьму,
Рванулась к князю, тот вернул  назад.
И Карачуну- брату  самому,  твердит:
- Ну что молчишь, ты  видно даже рад?
- Да, люта  зависть может быть страшна,
Но не погубишь Люта, знаю, ты.
И встрепенулась дерзко  вдруг она,
И пламя – пламя  – алые цветы.

Согрели землю там, вдали  над ним,
- Не замерзай, -просила Русь,-живи,
И завоюй наш мир  мечом своим,
Тот дивный мир -  владения любви.
Князь леденел во тьме, не стало сил,
Вдруг диво -  померещилось тепло,
И встрепенулся Лют, и вновь  ожил,
Двум злобным старикам ожил  назло.

И продолжал во тьме  огонь пылать,
И там, во мгле,  оттаяла земля,
И можно было  снова  воевать,
Ведь Русь сгорела дивная  не зря.
Кащей  туда отчаянно спешил,
Чтобы весны  остановить  приход,
Но князь Славен его легко  сразил,
Так Люта назовет потом  народ.

- И пусть моя сияет снова  Русь,
Жар птицей дивной вдруг  оборотясь,
И душу не коснется больше  грусть.
Победный пир, но мрачен светлый  князь.
С ним девы нет, но где-то  в небесах
Жар-птицы – Руси  остается  след,
И одолев и боль, и гнев,  и страх,
Пирует Лют - Славен , и мед побед

Его дружина снова в гридне  пьет,

Преодолев и боль , и тьму, и грусть.
Он после пира  землю назовет
Тем именем волшебным светлым – Русь.
И первый сын его, прослыв  Волхвом,
Предстанет в этом мире грез и  снов,
С ним Русь навеки, помня о былом
Споет Боян наш дивный песню вновь.

И пусть он длится, шумный  княжий пир,
Мы позабудем боль, и тьму,  и грусть,
Никто не будет нем, печален,   сир
Пока есть в мире нашем Дева - Русь.
Пока Жар- птица вьется в небесах,
Пока Славен прекрасный нас хранит,
Славяне мы,  и верим в чудеса,
Нас Русь от бед и плена защитит…