Силуэты Вадима Фалилеева

Наташа Лазарева
          Силуэты Вадима Фалилеева
Сведения в глобальной сети и каталоге выставки работ Вадима Дмитриевича Фалилеева, проходившей в 1971г. в Государственном Русском музее в Ленинграде, почти идентичны. Для меня силуэты Вадима Дмитриевича стали открытием – в ту минуту, когда я раскрыла каталог выставки, порекомендованный мне продавцом в магазине старой книги на Большой Московской.
          Всего несколько силуэтов, и я уже вижу рядом Кругликову и Остроумову-Лебедеву, начинаю читать – да, вот оно, художники были знакомы!

          Художник родился в селе Маисе Городищенского уезда Пензенской губернии, в имении отца, 31 декабря (по старому стилю) 1878 года.
          В 1893 окончил Пензенское городское училище, в 1899 поступил в Пензенское художественное училище.
          В 1902 году несколько месяцев пров1л в Санкт-Петербурге, затем поступил в Киевскую художественную школу.
          После этого были долгие годы учёбы среди известных художников, в знаменитых мастерских и первое путешествие за границу: Берлин, Вена, Париж, Мюнхен.
          2 ноября 2010 г. Фалилееву присвоено звание художника и через три месяца предоставлена заграничная командировка: Рим, Флоренция, Венеция, Неаполь, о. Капри.
          Через год, в январе 1912, Фалилеев выигрывает конкурс гравюр и получает командировку с поездкой в Париж и Италию.
          В 1913г. художник поселяется в Петербурге и плодотворно работает для журналов, издательств, исполняет иллюстрации и обложки к детским книжкам.
          В 1917г. переезжает в Москву, становится деканом графического факультета и профессором литографии и композиции во ВХУТЕМАСе в 1918г.  До 1920г. преподаёт в Московском политехникуме.
          С 1921 года Фалилеев работает в Пролеткульте, увлекается литографией, офортом и силуэтом.

          В 1924 году, сопровождая выставку графики, Вадим Фалилеев выехал с женой в Стокгольм. В Советский Союз не возвратился. В течение двух лет работал плакатистом в Стокгольме. В 1926 переехал в Берлин, в 1928 окончательно осел в Риме. Вместе с женой провел ряд выставок в Стокгольме, Берлине, Бреслау, Милане, Риме.
          В 1924–1925 произведения Фалилеева экспонировались на Передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. В 1925 был удостоен золотой медали на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В 1927 принял участие в выставке «Искусство книги» в Лейпциге. Работы мастера продолжали появляться и на выставках в СССР. Жиавя и работая за границей, Вадим Дмитриевич сохранял российское гражданство. Его работы хранятся и в Третьяковской галерее, и в Русском музее, и высоко котируются на антикварном рынке.
          Многочисленные силуэтные портреты работы Фалилеева оказались незаслуженно обойдёнными вниманием историками советской графики. Чем это вызвано? Возможно, тем, что в двадцатые годы была известна как  силуэтист-портретист Елизавета Кругликова, рисовавшая и вырезавшая сотни работ. А искусство Вадима Фалилеева считается высшим достижением русской цветной линогравюры.
          А. П. Остроумова-Лебедева писала известному знатоку русского и зарубежного искусства Н. И. Романову: «Я очень рада, что Вы устраиваете выставку Фалилеева. Покойный Василий Васильевич Матэ когда-то просил меня принять его ученика и показать ему мои гравюры и способы их печатания. Это было зимой в 1905-1906гг., тогда я только с ним познакомилась и тогда уже было видно, что он очень талантлив. Побльше бы таких гравёров, тогда можно было бы быть спокойным за судьбу гравюры как свободного и большого искусства».



На фото: страница из каталога выставки 1971г. Силуэт из чёрной бумаги под названием "НАСТУПЛЕНИЕ НА БУХГАЛТЕРА ГОСИЗДАТА М. И. БЫКОВА ХУДОЖНИКОВ В.Д. ФАЛИЛЕЕВА, А.И. КРАВЧЕНКО, В.А. ВАТАГИНА И И.Н. ПАВЛОВА"