Балаклава. Наследие Холодной войны. Часть 9

Юрий Литвак
                Б А Л А К Л А В А  -  9
           (На фото: Противоатомный подземный завод по ремонту подводных лодок)


                http://www.youtube.com/watch?v=dv0eKrdcUIE
                (ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ССЫЛКУ)


     В 2004 году Балаклава праздновала своё 2500-летие, сейчас Балаклаве - 2509 лет. Балаклавский район состоит  из  двух  городов  Балаклава и Инкерман и  тридцатидвух  посёлков.  Балаклава  находится  в 15 км  от  Севастополя  на  берегу  Балаклавской  бухты  длинной  всего  полтора  километра, шириной – до 425 метров  и  глубиной от пяти до тридцатишести метров. Главный порт – набережная  Назукина. Главная  площадь 1 Мая – центр исторической  части  Балаклавы.

     Балаклава – это маленькая Венеция в Крыму. Через  Балаклаву  нельзя  проехать  как  через Ялту, Алупку, Алушту  и  ехать  дальше. В  неё  можно только – приехать.  Впереди лишь море, а кругом непроходимые горы и скалы – дальше ехать некуда! Только, - обратно или - в море.

     Всё началось  с  выступления  премьера  Великобритании -  Уинстона Черчилля: «Коммунистические партии  всюду  представляют  собой  угрозу  христианской  цивилизации».
     И, началась безумная гонка вооружений: НАТО, Варшавский договор, войны – в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Кубинская революция, Берлинская стена.  Карибский кризис, Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры, убежища, заводы…

     В начале 50-х годов  лично  Сталин рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте в горе Таврос единственного в своём роде подземного завода по ремонту подводных лодок. Началось строительство в 1954 году, а в самый разгар «Холодной войны» с 1957 года – работа уже шла полным ходом. Очень велика была в мире угроза атомного нападения. (Смотри ссылку в начале).

     В 1950-1960 годы под Балаклавой на секретных военных объектах проходят первые в СССР испытания ракетного и торпедного оружия.  С 1951 года  в  Балаклавской бухте базируется  21-я  дивизия  подводных лодок.

     Вход на строящийся на западном берегу Балаклавской бухты - подземный завод, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что он не просматривался доже с близкого расстояния.

     За время строительства завода было вывезено в карьерные отвалы и, частично, в море более 120 тысяч тонн породы, в том числе 25 тысяч кубометров чистого скального грунта. Площадь всех помещений завода составляет более 10000 квадратных метров, а площадь водной поверхности под землёй – 3000 кв.м. Внутренняя высота сооружений завода достигает 146 метров.  Толщина породы над головой – 126 метров. Прорыт канал 602 метра, соединяющий бухту с выходом в открытое море. Длина сухого дока – 110 метров.

     Сооружение запирается воротами – батопорт, весом 120 тонн,  способными выдержать ядерный удар мощностью до 100 килотонн,- это в пять раз больше, чем мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Объекту присвоили кодовое название  № 825 ГТС (Городская телефонная станция – для конспирации).

     Объект – это противоатомное фортификационное сооружение для  укрытия и ремонта подводных лодок. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный  в толще горы Таврос.  Протяженность самого канала – 500 метров, глубина 8 метров.  Завод имеет подземный сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка.  На заводе одновременно могло находиться  семь средних лодок или девять малых.  После ремонта и обслуживания, субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы в подводном или надводном положении,- в открытое море.

     В состав завода по ремонту подводных лодок входило: подземный резервуар топлива ёмкостью до пяти тысяч тонн, ремонтные цеха, подземный водный канал - 500 метров, сухой док – 110 метров,  арсенал вооружения подводных лодок, шкиперские помещения.  Мощная фильтровентиляционная установка, котельная, метеослужба, казарма  и большая столовая.  Вход подводных лодок в ремонтные цеха подземного завода, и  выход отремонтированных и оборудованных подводных  лодок в Чёрное море. Всей работой военного объекта руководили с командных пунктов, оборудованных самой передовой радио и электроникой.

     Комплекс полностью изолирован от внешнего мира и мог существовать в автономном режиме тридцать суток, укрывая и ремонтируя подводные лодки и содержать несколько тысяч человек населения Балаклавы.

     Это уникальное сооружение работало вплоть до распада Советского Союза.  Вывод базы подводных лодок и ядерных боеприпасов из бухты начался в 1991 году. Дальше завод уже нельзя было использовать, так как новые субмарины были совсем других размеров.


     В феврале 1989 года советские войска вышли из Афганистана, в ноябре того же года – рухнула Берлинская стена…»Холодная война» - завершилась!  В 1991 году скончался СССР, но объект работал до 1994 года, пока не ушла с прощальными гудками последняя Российская подводная лодка и его не передали Украине.  Сразу была  снята охрана объекта – в 1995 году.

     С этого момента  подземный  завод  начали  безнаказанно грабить. Вырезался  весь металл и сдавался в металлолом,  демонтировалось и  вывозилось  сложнейшее  дорогое  оборудование. Срезались  километры проводов и кабелей.  Материальные ценности несколько лет вывозились КАМАЗами и всё тут же распродавалось.  На растаскивании материальных ценностей из подземного завода создавались целые предприятия, которые работали круглосуточно. Все ворота и двери были открыты, а хозяина – не стало.  И, сейчас с набережной видна «Чёрная дыра» заброшенного входного лодочного тоннеля.

     Сейчас здесь расположен музей – уникальный памятник военной истории, техники и фортификации. Балаклавское  наследие  «Холодной войны».    (ВНИМАТЕЛЬНО  ПОСМОТРИТЕ  ССЫЛКУ!).


     Группу туристов из Москвы погрузили на два  самоходных бота, и они вошли в главные, давно уже не закрывающиеся противоатомные  ворота, бывшего подземного завода подводных лодок.

     Лодки с туристами прошли по всему  пятисотметровому подземному каналу и незамеченными вышли в открытое море.  По ходу движения, туристов ознакомили с работой батопорта сухого дока, показали минно-торпедное вооружение, якорные мины. Туристы ознакомились с экспозицией  ВМС ВС Украины.

     Больше часа в подземелье, когда над головой толща скалы высотой около 150 метров – это впечатляет!

     Мотоботы вернули туристов на главную набережную Назукина  Балаклавской бухты. Первые минуты, земля  под ногами  качалась.  Группа  «десантировалась» на  твёрдый  берег  и  почти  пьяной  походкой направилась в отель «Даккар».  Предстоит долгожданная встреча с Давидом – бывшим капитаном парохода «Дмитрий Фурманов», его женой – красавицей Рахиль и их сыном Фимой.

     Через  несколько  минут, группа  подошла  к  отелю, на  крыльце  которого  стояли: Автор, Давид  с неизменной  трубкой  во  рту  и  дорогие  одесситы  Рахиль  и  Фима.

     Какая была  встреча!!!  Эта группа  авторов «Проза. Ру» в полном составе, провела  вместе с одесситами двадцать дней на пароходе в круизе по Волге и неделю в Одессе на свадьбе Давида и Рахиль. Почти тридцать дней сплошного юмора и веселья.  Туристы на пароходе  сосватали Давида и Рахиль, а позже ездили к ним в  Одессу на свадьбу.  Там же, на Волге туристы решили судьбу шеф-повара парохода Семёна и одесситки Ады, обручив их.  И, сегодня вновь все в сборе.  Завтра свадьба Семёна и Ады! «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались!» (Олег Митяев).  Больше всех радуется Автор.  Ведь, это он всё придумал!  Столько хороших людей нашёл и объединил. Соединил в одну компанию сотни единомышленников с Прозы!  Свадьба завтра, а у Автора уже спрашивают – куда дальше поедем?

   - Они сегодня переночуют с нами в отеле,- сообщил Автор,- позже соберёмся и всё обсудим.  Сейчас отдыхайте, а после обеда со свежими мыслями по проведению свадьбы, встретимся в зале заседаний на первом этаже. Готовьте конкретные предложения, чтоб свадьба получилась не хуже, чем у Давида с Рахиль. А, сейчас – «по каютам!».

     В зале заседаний отеля  «Даккар» собрались все участники завтрашней свадьбы.  Тамада – семейная пара Олег и Ольга с большим опытом работы по ведению свадеб. Михаил Алвайс  – новый капитан парохода «Дмитрий Фурманов» (от экипажа будет четыре человека). Давид с женой Рахиль и её сыном Фимой. Эвелина – мать невесты, Михаил Михайлович Каплан – отец жениха. Автор и группа туристов в составе тридцатишести человек.  Итого, за столами разместятся  сороквосемь человек.

     Ведущие ознакомили гостей со сценарием проведения свадьбы.  Всё расписано по минутам. Уточняются детали для тамады (имена, должности и родство выступающих и их порядок выступлений). На свадьбе будет раввин из Евпатории (первое слово ему). Обряд бракосочетания, битьё фужера, одевание кольца.

     Выступают родители молодых.  Потом Давид с семьёй. Затем тост от экипажа – Михаил Алвайс. Автор произносит  речь с тостом, а подарки и конверт вручают – члены группы. Завершают официальные выступления – работники кухни с тортом (в конце свадьбы). Официальных тостов насчитали шесть.
     Между ними: песни, танцы, игры, скетчи, анекдоты, конкурсы и т.д.  Весь вечер играет оркестр, который подыграет любой песне.  Оркестру платить не надо,  за всё оплачено. Чтоб все знали, тамаду, то есть Олега и Ольгу, а также - оркестр нанял отель за свой счёт – это свадебный подарок нашему шеф-повару  ресторана «Даккар» - Семёну Каплан.  Кроме того –аренда зала и торт от ресторана,- тоже бесплатно.

     Оперативно были решены все организационные вопросы.  Ведущих отпустили. Все занялись каждыйсвоим делом.  Впереди свободный вечер вместе с друзьями.  Конечно, спать в номера никто не пошёл!
     Автор ещё раз уточнил про раввина, про транспорт, про громоздкие подарки.  Татьяна «Стюардесса»составляет  список  песен и  переписывает слова.  Ей тоже показалось, что к  свадьбе  всё  и  все  готовы.




                (Читайте продолжение часть 10)

     http://www.proza.ru/2013/01/09/1880