Б А Л А К Л А В А - 9
(На фото: Противоатомный подземный завод по ремонту подводных лодок)
http://www.youtube.com/watch?v=dv0eKrdcUIE
(ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ССЫЛКУ)
В 2004 году Балаклава праздновала своё 2500-летие, сейчас Балаклаве - 2509 лет. Балаклавский район состоит из двух городов Балаклава и Инкерман и тридцатидвух посёлков. Балаклава находится в 15 км от Севастополя на берегу Балаклавской бухты длинной всего полтора километра, шириной – до 425 метров и глубиной от пяти до тридцатишести метров. Главный порт – набережная Назукина. Главная площадь 1 Мая – центр исторической части Балаклавы.
Балаклава – это маленькая Венеция в Крыму. Через Балаклаву нельзя проехать как через Ялту, Алупку, Алушту и ехать дальше. В неё можно только – приехать. Впереди лишь море, а кругом непроходимые горы и скалы – дальше ехать некуда! Только, - обратно или - в море.
Всё началось с выступления премьера Великобритании - Уинстона Черчилля: «Коммунистические партии всюду представляют собой угрозу христианской цивилизации».
И, началась безумная гонка вооружений: НАТО, Варшавский договор, войны – в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Кубинская революция, Берлинская стена. Карибский кризис, Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры, убежища, заводы…
В начале 50-х годов лично Сталин рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте в горе Таврос единственного в своём роде подземного завода по ремонту подводных лодок. Началось строительство в 1954 году, а в самый разгар «Холодной войны» с 1957 года – работа уже шла полным ходом. Очень велика была в мире угроза атомного нападения. (Смотри ссылку в начале).
В 1950-1960 годы под Балаклавой на секретных военных объектах проходят первые в СССР испытания ракетного и торпедного оружия. С 1951 года в Балаклавской бухте базируется 21-я дивизия подводных лодок.
Вход на строящийся на западном берегу Балаклавской бухты - подземный завод, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что он не просматривался доже с близкого расстояния.
За время строительства завода было вывезено в карьерные отвалы и, частично, в море более 120 тысяч тонн породы, в том числе 25 тысяч кубометров чистого скального грунта. Площадь всех помещений завода составляет более 10000 квадратных метров, а площадь водной поверхности под землёй – 3000 кв.м. Внутренняя высота сооружений завода достигает 146 метров. Толщина породы над головой – 126 метров. Прорыт канал 602 метра, соединяющий бухту с выходом в открытое море. Длина сухого дока – 110 метров.
Сооружение запирается воротами – батопорт, весом 120 тонн, способными выдержать ядерный удар мощностью до 100 килотонн,- это в пять раз больше, чем мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Объекту присвоили кодовое название № 825 ГТС (Городская телефонная станция – для конспирации).
Объект – это противоатомное фортификационное сооружение для укрытия и ремонта подводных лодок. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный в толще горы Таврос. Протяженность самого канала – 500 метров, глубина 8 метров. Завод имеет подземный сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка. На заводе одновременно могло находиться семь средних лодок или девять малых. После ремонта и обслуживания, субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы в подводном или надводном положении,- в открытое море.
В состав завода по ремонту подводных лодок входило: подземный резервуар топлива ёмкостью до пяти тысяч тонн, ремонтные цеха, подземный водный канал - 500 метров, сухой док – 110 метров, арсенал вооружения подводных лодок, шкиперские помещения. Мощная фильтровентиляционная установка, котельная, метеослужба, казарма и большая столовая. Вход подводных лодок в ремонтные цеха подземного завода, и выход отремонтированных и оборудованных подводных лодок в Чёрное море. Всей работой военного объекта руководили с командных пунктов, оборудованных самой передовой радио и электроникой.
Комплекс полностью изолирован от внешнего мира и мог существовать в автономном режиме тридцать суток, укрывая и ремонтируя подводные лодки и содержать несколько тысяч человек населения Балаклавы.
Это уникальное сооружение работало вплоть до распада Советского Союза. Вывод базы подводных лодок и ядерных боеприпасов из бухты начался в 1991 году. Дальше завод уже нельзя было использовать, так как новые субмарины были совсем других размеров.
В феврале 1989 года советские войска вышли из Афганистана, в ноябре того же года – рухнула Берлинская стена…»Холодная война» - завершилась! В 1991 году скончался СССР, но объект работал до 1994 года, пока не ушла с прощальными гудками последняя Российская подводная лодка и его не передали Украине. Сразу была снята охрана объекта – в 1995 году.
С этого момента подземный завод начали безнаказанно грабить. Вырезался весь металл и сдавался в металлолом, демонтировалось и вывозилось сложнейшее дорогое оборудование. Срезались километры проводов и кабелей. Материальные ценности несколько лет вывозились КАМАЗами и всё тут же распродавалось. На растаскивании материальных ценностей из подземного завода создавались целые предприятия, которые работали круглосуточно. Все ворота и двери были открыты, а хозяина – не стало. И, сейчас с набережной видна «Чёрная дыра» заброшенного входного лодочного тоннеля.
Сейчас здесь расположен музей – уникальный памятник военной истории, техники и фортификации. Балаклавское наследие «Холодной войны». (ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ССЫЛКУ!).
Группу туристов из Москвы погрузили на два самоходных бота, и они вошли в главные, давно уже не закрывающиеся противоатомные ворота, бывшего подземного завода подводных лодок.
Лодки с туристами прошли по всему пятисотметровому подземному каналу и незамеченными вышли в открытое море. По ходу движения, туристов ознакомили с работой батопорта сухого дока, показали минно-торпедное вооружение, якорные мины. Туристы ознакомились с экспозицией ВМС ВС Украины.
Больше часа в подземелье, когда над головой толща скалы высотой около 150 метров – это впечатляет!
Мотоботы вернули туристов на главную набережную Назукина Балаклавской бухты. Первые минуты, земля под ногами качалась. Группа «десантировалась» на твёрдый берег и почти пьяной походкой направилась в отель «Даккар». Предстоит долгожданная встреча с Давидом – бывшим капитаном парохода «Дмитрий Фурманов», его женой – красавицей Рахиль и их сыном Фимой.
Через несколько минут, группа подошла к отелю, на крыльце которого стояли: Автор, Давид с неизменной трубкой во рту и дорогие одесситы Рахиль и Фима.
Какая была встреча!!! Эта группа авторов «Проза. Ру» в полном составе, провела вместе с одесситами двадцать дней на пароходе в круизе по Волге и неделю в Одессе на свадьбе Давида и Рахиль. Почти тридцать дней сплошного юмора и веселья. Туристы на пароходе сосватали Давида и Рахиль, а позже ездили к ним в Одессу на свадьбу. Там же, на Волге туристы решили судьбу шеф-повара парохода Семёна и одесситки Ады, обручив их. И, сегодня вновь все в сборе. Завтра свадьба Семёна и Ады! «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались!» (Олег Митяев). Больше всех радуется Автор. Ведь, это он всё придумал! Столько хороших людей нашёл и объединил. Соединил в одну компанию сотни единомышленников с Прозы! Свадьба завтра, а у Автора уже спрашивают – куда дальше поедем?
- Они сегодня переночуют с нами в отеле,- сообщил Автор,- позже соберёмся и всё обсудим. Сейчас отдыхайте, а после обеда со свежими мыслями по проведению свадьбы, встретимся в зале заседаний на первом этаже. Готовьте конкретные предложения, чтоб свадьба получилась не хуже, чем у Давида с Рахиль. А, сейчас – «по каютам!».
В зале заседаний отеля «Даккар» собрались все участники завтрашней свадьбы. Тамада – семейная пара Олег и Ольга с большим опытом работы по ведению свадеб. Михаил Алвайс – новый капитан парохода «Дмитрий Фурманов» (от экипажа будет четыре человека). Давид с женой Рахиль и её сыном Фимой. Эвелина – мать невесты, Михаил Михайлович Каплан – отец жениха. Автор и группа туристов в составе тридцатишести человек. Итого, за столами разместятся сороквосемь человек.
Ведущие ознакомили гостей со сценарием проведения свадьбы. Всё расписано по минутам. Уточняются детали для тамады (имена, должности и родство выступающих и их порядок выступлений). На свадьбе будет раввин из Евпатории (первое слово ему). Обряд бракосочетания, битьё фужера, одевание кольца.
Выступают родители молодых. Потом Давид с семьёй. Затем тост от экипажа – Михаил Алвайс. Автор произносит речь с тостом, а подарки и конверт вручают – члены группы. Завершают официальные выступления – работники кухни с тортом (в конце свадьбы). Официальных тостов насчитали шесть.
Между ними: песни, танцы, игры, скетчи, анекдоты, конкурсы и т.д. Весь вечер играет оркестр, который подыграет любой песне. Оркестру платить не надо, за всё оплачено. Чтоб все знали, тамаду, то есть Олега и Ольгу, а также - оркестр нанял отель за свой счёт – это свадебный подарок нашему шеф-повару ресторана «Даккар» - Семёну Каплан. Кроме того –аренда зала и торт от ресторана,- тоже бесплатно.
Оперативно были решены все организационные вопросы. Ведущих отпустили. Все занялись каждыйсвоим делом. Впереди свободный вечер вместе с друзьями. Конечно, спать в номера никто не пошёл!
Автор ещё раз уточнил про раввина, про транспорт, про громоздкие подарки. Татьяна «Стюардесса»составляет список песен и переписывает слова. Ей тоже показалось, что к свадьбе всё и все готовы.
(Читайте продолжение часть 10)
http://www.proza.ru/2013/01/09/1880