Оксана 116-117

Виктор Шель
116.
Виталию Марковичу не нравилась работа в Совнархозе. Его непосредственный начальник Иван Алексеевич Курганцев специально взял его, зная работоспособность Будницкого. Он хотел с взвалить практически все свои обязанности на Виталия Марковича. В этом случае, если более высокому начальству не понравится то или иное решение отдела, то всегда можно сослаться, что это не он принял решение, это  Виталий Маркович виноват. С другой стороны, так как станкостроение требовало кооперации с поставщиками комплектующих, Курганцев надеялся использовать связи Будницкого для обеспечения бесперебойного снабжения промышленности района. А вот это как раз и не нравилось Будницкому. Он не хотел заниматься снабжением. В этом деле одними связями не обойдёшься, а в область уголовного права Виталий Маркович не хотел быть вмешанным.
Виталий Маркович отказался от своей должности в Совнархозе и перешёл работать в созданное им СКБ начальником технологического отдела. Технологический отдел СКБ отличался по своим функциям от соответствующего отдела на заводе. Заводской технологический отдел разрабатывал технологию изготовления продукции. Это была очень важная работа. Она определяла, где и как изготовить детали станков, как собирать и испытывать станки. Дополнительно к чисто технологическим вопросам необходимо было оценить стоимость каждого этапа работ.
Технологический отдел СКБ был фактически отделом приёма заказов на разработку специальных станков. Заказчик привозил техническое задание на необходимый ему станок. Технологический отдел СКБ оценивал это задание с точки зрения возможности его выполнения, используя заводскую базовую модель. Любое задание могло быть отклонено по причине несоответствия профилю завода. Второе и наиболее важное дело, которое решал технологический отдел СКБ, а точнее начальник этого отдела, было формирование плана производства специальных станков. В условиях дефицита, который всегда есть в социалистической экономике, утверждённых технических заданий всегда больше, чем специальных станков, которые завод был в состоянии произвести. В руках Виталия Марковича было право выбрать те задания, которые будут включены в план завода и те, которые в план завода никогда не попадут. Это было очень сильное оружие. Богатые заказчики могли выделить из своего фонда то, что требовалось заводу для выполнения плана: металл, детали, электрооборудование. Все его сделки были в пределах закона: «ты мне, я тебе». При этом сам Виталий Маркович материально ничего не выигрывал и с уголовным кодексом дел не имел. Виталий Маркович договаривался всегда устно. Дело снабженцев было превратить этот договор в товар необходимый заводу. Хотя снабженцы тоже пользовались принципом: «ты мне, я тебе», им часто этого было недостаточно, требовалось давать взятки. Без этого снабжение не работало. Снабженцы всегда балансировали над пропастью закона, как акробаты в цирке, рискуя своей свободой.
Виталий Маркович был очень доволен своей новой работой. Все его уважали и на заводе и в СКБ. Для завода он был очень полезен. Формируя план спецстанков, он учитывал возможности завода. Директор завода Кушко отлично понимал роль Будницкого. Он всячески поддерживал авторитет Виталия Марковича на заводе. В СКБ Нимченко, который фактически руководил бюро, тоже относился к Будницкому с большим уважением.

Андрей Ступин кончал институт. Перед окончанием зимней сессии пятого курса в деканате вывесили темы дипломных работ. Андрей выбрал тему: «Технологические возможности специальных станков для профильной шлифовки». Руководил этой темой инженер Ткачук из СКБ шлифовальных станков. На кафедре утвердили эту тему и направили Андрея на преддипломную практику в СКБ шлифовальных станков. Андрей был очень доволен до тех пор, пока он узнал, что папа хочет везти его на практику на своей служебной машине. Придётся очень рано вставать. Папа приезжал на завод к половине восьмого, а СКБ начинало работать с половины девятого. Ну что делать целый час до начала работы СКБ? Правда если добираться трамваем, нужно выйти из дома приблизительно в то же время, что выходит папа. На машине дорога занимала десять минут, а трамваями около часа. Папа настаивал на машине, так как он боялся, что Андрей будет опаздывать в СКБ. Сергей не хотел, чтобы его сына считали недисциплинированным. Андрею было всё равно, опоздает он или нет. Времена, когда опоздание приравнивалось к уголовному преступлению, прошли, да к тому же Андрей был практикант, а не работник СКБ.
В первый же день преддипломной практики инженер Ткачук показал Андрею его рабочее место в технологическом отделе СКБ и познакомил со всеми сотрудниками отдела. Потом он повёл Андрея к начальнику отдела Будницкому.
- Виталий Маркович. Это практикант Ступин. Он будет проходить преддипломную практику в нашем отделе.
- Ступин? Вы имеете отношение к Сергею Романовичу?
- Он мой отец.
- Великая традиция нашего завода. У нас работают целыми семьями. Исаак Иосифович, - обратился к Ткачуку Будницкий, - вы познакомьте его с заводом. Кто его знает, возможно, он после окончания института будет работать у нас.
- Я его обязательно повожу по заводу.
- С вашего разрешения, Исаак Иосифович, я загружу его работой по составлению каталога спецстанков.
- Никакого возражения.
- Тогда оставьте его со мной. Я объясню ему, что надо делать.
Ткачук ушёл, оставив Андрея наедине с Виталием Марковичем.
- Как вас зовут?
- Андрей.
- Послушайте Андрей Сергеевич задание. Вам необходимо в архиве взять все технические задания на станки, которые мы уже сделали. Выписать все данные и составить каталог. Необходимо сгруппировать все станки по профилю поверхности, точности обработки. Работа не очень большая, но очень важная. Нашим технологам будет легче искать прототип при утверждении задания.
- Буду рад выполнить ваше поручение.
- Молодец. Передай маме привет от меня.
Ткачук повёл Андрея по заводу показать цеха и собираемые станки. Андрей с любопытством осмотрел всё, что ему показывали. Зашли и в помещение расточников.
- Это Станислав Георгиевич Полтарчук, – почтительно представил Ткачук. –  Он у нас самый знаменитый рабочий. Золотые руки. Без него завод пропадёт. Он член Обкома партии и депутат Верховного Совета Украины.
- Что-то знакомая физиономия? – сказал Полтарчук. – Никак Андрюша? Я тебя по рыжим волосам распознал. В войну твои родители были нашими соседями в Стерлитамаке.
- А я вас не помню.
- Ты был маленький. А я тебя узнал. Ты на маму свою похож.
-  Я здесь на практике. Кончаю институт.
- Время летит. Передай привет маме от меня и моей супруги.

117.
Гриша работал над схемой нового станка. Был конец рабочего дня. В зале раздался телефонный звонок. Сидевшая около телефона копировщица Литвак позвала Гришу к телефону. В трубке раздался голос Кушко. Он спросил, не может ли Рашевский прийти к нему поговорить. Директор говорил очень вежливо, что было совершенно необычно. Хотя Гриша работал не на заводе, а в СКБ, он не мог отказать директору в его просьбе. Позвонив жене, что он, возможно, задержится, Гриша направился к зданию заводоуправления. Секретарь провела Гришу в кабинет директора и попросила пару минут подождать. Алексей Иванович задерживается в парткоме.
- Не хотите ли вы чашечку кофе? – спросила секретарша.
Вопрос был необычный. В Советском Союзе директора предприятий не угощали кофе простых служащих. Гриша хотел по скромности отказаться, но кофе был редким угощением, одним из особо дефицитных товаров в стране.
- Не откажусь, - ответил Гриша.
Секретарша скрылась за занавеской. Буквально через минуту она вынесла на подносе чашку ароматного кофе. Поставив поднос на стол, секретарь вышла из кабинета. Гриша насыпал сахар в кофе, помешал ложечкой и с удовольствием глотнул напиток. Пока он наслаждался кофе, дверь кабинета открылась, и решительным шагом прошёл к своему креслу Кушко.
- Григорий Яковлевич, - начал Кушко, - я вас пригласил не как директор завода, а как Алексей Кушко, ваш ровесник, и ваш потенциальный друг. Я человек простой, и люблю говорить всё напрямую. В нашей стране диплом кандидата наук будет цениться всё выше и выше. Скоро продвижение по лестнице вверх будет зависеть от наличия такого диплома. Мне он нужен позарез. Но я очень занят по работе. Я тяну этот воз как ломовая лошадь. В этих условиях просто физически невозможно заниматься наукой. А диплом нужен. Я пригласил вас, чтобы договориться с вами. Вы делаете диссертацию для меня, а я вам организую трёхкомнатную квартиру в заводском доме.
- Алексей Иванович, предложение заманчивое, но ведь нужно ещё сдать кандидатский минимум, найти руководителя, оппонентов. И со всеми ими нужно общаться, показав глубокое знание материала.
- Григорий Яковлевич, дорогой, я же не мальчик. Я всё это обдумал.
Кушко вытащил из ящика письменного стола три бумаги. Это были документы о сдаче экзаменов на кандидатский минимум. Все три экзамена были сданы.
- Я солдат. За трёхкомнатную квартиру ваша диссертация будет написана в срок около года.
- Договорились, – сказал Кушко. - Предлагаю пойти обмыть наш договор. Конечно за мой счёт. Ресторан в Лондонской вас устроит?
- Устроит.
Кушко по телефону вызвал шофёра, велев ему ждать у заводоуправления.
- Я был уверен, что мы договоримся. Мне сказали, что вы очень толковый. Чем могу быть я полезен вам ещё, кроме квартиры?
- Я затрудняюсь даже сказать. У меня всё есть.
- Вижу, что вы скромный. Я скажу Нимченко, чтобы он вам повысил зарплату. Мы тут задумали, козыряя вашим изобретением, преобразовать завод. А вы скромненько даже повышения зарплаты не попросили. Вы мне положительно нравитесь.
Они спустились на улицу и сели в машину. Кушко даже не сказал шофёру, куда нужно ехать, шофёр видимо знал. Он повёз их на Приморский бульвар. В ресторане гостиницы «Одесса» тоже знали и повели их к столику, заранее подготовленному для Кушко. Официант принёс закуски и две бутылки коньяка. Налил коньяк в рюмки и скромно отошёл в сторону. Кушко одним махом проглотил рюмку. Гриша отпил из своей рюмки глоток.
- Сразу виден интеллигент, - сказал Кушко, - и в номенклатуру вы не годитесь. Там пить надо как лошадь. Я привёл вас сюда познакомить с нашим будущим товарищем по вопросам науки. Он будет обеспечивать связь с институтом. Всяких там оппонентов, консультантов и кто ещё понадобится.
Гриша удивился, когда к столику подошёл его бывший сокурсник Костя Полынин.
- Я не опоздал, Алексей Иванович? – спросил Костя, подсаживаясь к столику.
- Точны вы как швейцарские часы. Я хочу вас познакомить с Григорием Яковлевичем. Это тот человек, с которым вам нужно работать.
- Гриша, ты? Я сразу и не узнал, – слукавил Полынин, который прекрасно узнал Гришу.
- Здравствуй Костя, – скромно сказал Гриша.
- Оказывается, вы знакомы. Ну и прекрасно. Выпьем за встречу старых знакомых, – Кушко налил коньяк в бокалы. Гриша опять отпил маленький глоток. Кушко и Полынин выпили свои рюмки до дна. – Берите пример, Григорий Яковлевич, вот доцент Полынин может претендовать на номенклатурную должность. Закусывай Полынин. Теперь слушай меня внимательно. Я не имею времени на все эти формальности. Должен быть на заводе через полчаса. Григорий Яковлевич будет решать все вопросы моей диссертации. Если у тебя будут замечания к тем материалам, которые Григорий Яковлевич будет тебе представлять, решай с ним. Помогай, не мешай. Я буду дело иметь только с Григорием Яковлевичем. Мне не звони. Понятно? Ну, я пошёл. Кушайте на здоровье. На прощанье выпью с вами ещё по рюмочке. Да, ты к Григорию Яковлевичу с выпивкой не приставай, он интеллигент и не пьёт. Не волнуйтесь, за всё заплачено.
Гриша остался с Костей за столиком. Он не знал о чем с ним говорить. За прошедшие после окончания института годы они практически не разговаривали друг с другом.
- Значит, ты будешь над этим работать? – спросил Костя. – Ты хоть тему знаешь?  Не знаешь. Это потому, что я ещё не решил какую тему ему дать. Я буду научным руководителем.
- Очень приятно. Только тему ты не давай. На твою тему я не смогу написать ничего. Придётся тебе руководить темой, которую я дам. Тема должна быть связана с нашим производством.
- А что ты понимаешь в диссертациях?
- После того, что я защитил свою, я кое, что начал понимать.
- Ты защитил диссертацию?
- Представь себе.
- Тогда шпарь, как понимаешь. Я палки в колёса вставлять не буду. Впишу тебя вторым оппонентом. У меня уже назначен срок на ноябрь 1962-го. Успеешь?
- Постараюсь.
Гриша подумал: «Интересно, что посулил тебе Кушко. Квартиру посулить не мог. Так что же?» Он только подумал, но спрашивать не стал. Такие вещи не спрашивают. Ясно было, что Кушко в руках держал все необходимые нити. Видно это большая сила – номенклатура!