Серёдка

Юлия Жемчужникова
(Сказка для среднего сына)

Жили-были, как водится, старик со старухою. И как говорится в сказках (да и в жизни бывает не реже) было у них три сына. Жили они в деревне Смайловке.
Звали первого - Старшой, звали младшего – Малец, а среднего звали Серёдка.
Старшой серьёзный был, домовитый. Отец его уважал, на всякую работу брал, мать слова лишнего сказать ему побаивалась.
Малец – весельчак был, любимчик общий. Дурачился день-деньской. Все его ругали и все прощали.
А Серёдка никак решить не мог – какой он. И так и так ему не нравилось. То со взрослыми в поле увяжется, да серьёзную работу ему делать не дают, то с малышней на речку убежит дурачиться, но надоедает быстро... То с матерью дома останется и книжку день-деньской читает.

Вот жили они, дружили, иногда, конечно и ссорились, иногда и тужили, но не по многу, по мелочи.
Шёл как-то мимо их дома Старичок. Шёл-шёл... да и завернул на огонёк. Мать его борщом да кашей накормила. Стали чай пить, да расспрашивать, потому как раньше телевизоров не было и новости люди от странников узнавали.
Рассказал Старичок честь по чести про всё. И как живут люди в столице и на окраинах, и какие в мире герои и разбойники, и где какие живут красавицы... Послушали, поудивлялись, а Малец возьми да и спроси:
- А чудеса бывают ли на свете, дедушка?
Улыбнулся, Старик, бороду поглаживая.
- Отчего ж не бывать, по всюду они водятся. Каждому человеку русскому по одному положено, только и надобно, что желание крепкое.
Помолчали все. Стали спать укладываться, потушили свет.
А Старшому не спиться. Ворочался, ворочался, да и пошёл тихонько к лавке, где дед спал.
- Слышь, Дедушка! Ты правду сказал про желание?
- А чего мне врать. – Отвечает ему Старичок. – Говори, если спать не даёт.
- Я, Дедушка, Силу хочу иметь богатырскую. Умную силу, не злобную, чтоб на всё её хватало хорошее, чтоб успеть за жизнь сделать многое...
Отвечает Дед:
- Не плохое желанье, хорошее. Таким желаньям Мир радуется и всегда на них откликается.
Больше ничего не сказал, отвернулся на другой бок к стенке лицом, мол «разговор окончен».
Посидел Старшой, пошёл спать...
Утром ни свет не заря поднялся Малец. На лавочке посидел да и пошёл на цыпочках к Деду старому.
- Хочу я богатства несметные. Чтобы сам я и родные мои нужды никогда не знали. Чтобы машины купить лётные. Корабли построить быстрые, сады посадить диковинные... – много чего говорил ещё.
Дед послушал всё, отвечает.
- Есть такие богатства на свете и такого как ты бойкого дожидаются.
Больше не сказал ничего, пошёл к роднику умываться.

Вот закипел чайник. Сели всей семьёй позавтракали, стали всяк по своим делам собираться. Стал и Старик откланиваться, благодарить за ночлег и угощение.
Положил на лавочку мешок свой заплечный, достает:
- Вот, хозяйка, не обидь, возьми тебе пузырек с настойкой целебной трав летних, почти волшебной. Знаю, я об одном ты Богу молишься – чтоб здоровы все были. Вот, Хозяин, возьми, не обессудь, за малый подарочек – книжку старинную. Слышал я, как ты всё приговариваешь «эх, откуда бы ума взять...».
Поблагодарили гостя родители, а сыновья всё у двери мнутся, аж уши у них вытянулись от любопытства и ожидания. Старшой уж было и на порог шагнул, а Дед его окликает:
- Слышь, Старшой. Вот тебе росточек дубовый. Не простой он – с Алатырь-горы. Посади его в особом месте: на крыльце дома встань в День рождения Солнца нового в полдень повернись к нему лицом и отмеряй семь по семь шагов. Там и сажай. А как станет тот дуб расти, с каждым листиком, с каждой веточкой будет расти твоя сила богатырская.
Хмыкнул Старшой, вроде как не верит, но росточек взял и «благодарю» сказал.
- Ну, Малец, тебе самое важное, - говорит Старик. Достает из шапки листок старый потрепанный. – Это карта старинная с отметками, где лежат сокровища несметные. Разобраться правда в ней – помучаться надо, да и не близко это. Но у тебя время есть.
- Ох, спасибо, Дедушка!- Схватил Малец карту и побежал во двор, на дерево залез любоваться.
Глянул Дед на Серёдку. А тот сидит, ножиком палочку затачивает, вроде ему и дел нет. Только ушами чуть заметно пошевеливает.
Попрощался Стрик и пошёл своей дорогой.
 Вышел уже за околицу. А тут его Серёдка догоняет. Догнал, отдышался, прошёлся рядом молча немного. И Старик молчит, на парня не смотрит.
Не выдержал наконец Серёдка:
- А мне-то чего-нибудь есть у Вас?
Усмехнулся Старик.
- Может и есть. Только как знать, что тебе надо-то...
Идут дальше. Молчат. Каждый свою думку думает. Долго шли.
Наконец Серёдка говорит:
- Я хочу счастливым быть... И чтоб загадки мог любые разгадывать... И чтоб желания мог исполнять свои и чужие.
Ещё пошагали молча. А тут глядь – пришли на хутор. Стоит на краю поля, на краю леса домик аккуратный, а рядом с домиком – пасека.
- Пошли, - говорит Старик. – Солнце уж за горизонт уходит. Тут заночуем – утро вечера мудренее. Тут мой друг старый живёт. Может, он чем поможет...
Остались они у Пасечника на ночь. Старики весь вечер чай с мёдом пили и о чем-то своём стариковском беседы беседовали.
Серёдка поскучал, поскучал, книжку про пчёл полистал и уснул. Чуть только повернулась Земля нашим боком к Солнышку, разбудили старики Серёдку.
- Вставай, паренёк. Медку откушай, да домой беги. Волнуются там небось. Вот тебе коробочка, в ней тебе на твоё желание – исполнение. Да книжку, что листал вчера – прихвати, может пригодиться.
Вскочил Серёдка. Молока выпил, мёда ложку съел, спасибо оставил. Схватил коробок с полведёрка и домой.
Дома, знамо дело его мать отругала, отец да Старшой пару подзатыльников отвесили, Малец поиздевался, да сам получил... Но не то суть. Стал Серёдка разбираться....

Нет. Не годиться так. Надо по порядку.
Сначала про Старшого. Старшой росток дубовый сперва в укромном месте прикопал. Потом снежного декабрьского Рождества Солнечного дождался, отмерил как было велено шагов, да место в сугробе колом отметил. По весне пошёл, глянул – а там ... свалка. Что делать? Пришлось после всей прочей работы, а то наоборот, встав засветло, место чистить, яму большую копать, да хоронить всё. Потом землю таскать засыпать. Потом родник нашёл, валунами большими заваленный – тоже почистил, да обустроил. Дубок, чтоб уютнее ему было, другими деревьями обсадил. Ну и так далее. Хорошо всё сделал. Дерево его расти взялось быстро и весело. А с ним росла у Старшого Сила богатырская. И хорошая надо вам сказать выросла.

Ладно, теперь давайте на Мальца перепрыгнем.
Помните, Старик ему карту дал, где лежат сокровища несметные. Ну, помучился он с этой картой! Сначала понять надо было, где какая сторона и сколько в сантиметре километров. Потом с морями, странами разобраться. Года через три ушёл тихонько из дому и пропал надолго. Пришлось матери погоревать (телефонов то сотовых тогда не было). А ему пришлось выучить языки иностранные, разобраться в ветрах и теченьях, узнать обычаи и нравы заморские, найти себе верных товарищей. И добыл он себе сокровища несметные и исполнил желание заветное.

Ну, горбушки съели, теперь про Серёдку опять.
В коробочке то ему Старик пчёлок дал, наверное догадались вы. Да небось догадались, что не простых, а самых лучших - волшебных то есть. Пришлось Серёдке в лес бежать, колоду искать, тащить, да дом им мастерить. Потом ухаживать по книжке... дело увлекательным оказалось, а пчёлы весёлыми да разговорчивыми. О чём он с ними только не беседовал. Научили они Серёдку вниманию и терпению, научили тишину слушать и всякого зверя и птицу понимать... и при том ещё поверите нет ли – мёд ему давали, да пыльцой делились.

Ну, сказка не сказка без принцессы. Так ведь? Будет и у нас она.
Принцесса наша тем временем подросла уже, девушкой стала замечательной. У отца с матерью (царя с царицею) одна она была. Ей с  сёстрами не повезло, однако, хотелось ей, чтоб не только она, но и её из других выбрали. И вот что придумала. Взяла она своих двух подружек лучших, да уговорила отца-царя поехать с ними по стране путешествовать.
Поехали. Много посмотрели всего интересного и людей конечно тоже. Но никто в сердце принцессы не пробивался. А главное, договорились они, что принцессой наряжалась и называлась одна из подружек её. И всякий жених к наряду и короне старался посвататься...
И вот приехал царь с девушками в нашу Смайловку.
Тут по этому поводу устроили большой праздник с кострами и хороводами. Ели, пили, пели, плясали, а как звёзды засветились - сели загадки загадывать. Потихоньку все разошлись. Остались только девушки, да Серёдка наш. И что не загадают, любую загадку он разгадывает...
А как соловьи распелись у реки в роще, так взял Серёдка Принцессу (настоящую, неподдельную) за руку и стал просить, быть его невестою. Засветилась Принцесса, стал и он ей люб, и спрашивает:
- Ты как меня выбрал, почему? И как ты любые загадки разгадываешь?
Улыбнулся наш Серёдка:
- Загадки я потому разгадываю, что каждый день мёд волшебный ем. А пчёлы, что его делают, научили меня терпению и вниманию, секретам разным. Видел я, как у тебя глаза искрятся, слышал как душа поёт, да о том, какая ты хорошая целый день кузнечики стрекотали, устал  от них отмахиваться... – Тут ему соловей на плечо сел и вроде как шепнул что-то. – Во! Оказывается ты ещё и принцесса настоящая!
Посмеялась Принцесса и спрашивает:
- А что за имя у тебя странное – Серёдка?
Отвечает парень наш.
- Может кто и любит горбушки, шкурки, да хвостики.... Да только согласись, у всякой вещи самая суть в серёдке. Не даром люди и глаза, и ноги ценят, но сердцем клянутся...

Ну, понятное дело, влюблённые так до утра и потом до вечера проворковать могут. Что ж нам тут всё пересказывать? Нам закругляться уж надо.

Поженились. Зажили счастливо-пресчастливо. Стал в своё время Серёдка царем и, понятное дело, желанья его умные, а то и весёлые, все как одно исполнялись. Детишек они с жёнушкой нарожали, вырастили, состарились.
Как возмужал у Серёдки старший сын, поставил он его на царствие, а сам оделся попроще и пошёл на старости лет по родной земле побродить. Бродил, да всякому желания помогал исполнять.
Кому не надоело – сначала читайте. А мы на том откланяемся, и спать пойдем.

Милое, янв 2010