Коммунисты умирают стоя

Владимир Калуцкий
Новый год начался с лёгкого оживления в кругах районных оракулов. Дескать, днями старый глава района уходит восвояси, а новый впустит свежего ветра в наши авгиевы конюшни.
Как говорится, хотелось бы верить. Хотя – что такое «старый глава района» по областным меркам? Наш красногвардейский венчает районное тулово, дай Бог памяти – аж с 1994 года – ещё из прошлого тысячелетия. Давно ли это? А вы у алексеевцев спросите, их уездный начальник ходит в главах ещё дольше. А в Новый Оскол загляните!.. Тоже король с нафталиновым налётом из прошлого века
Да что я всё о грустном. Может – это даже здорОво, когда несменяемый аятолла правит улусом со времен Владимира Крестителя? Вон, Путин и закон принял о том, чтобы им, кормильцам, подняли возрастную планку до 70 лет. Так и записал : поскольку ценные кадры, и разбазариваться ими не по хозяйски.
Поэтому я и говорю: не верю. Никуда наш районный глава не денется, потому что к телу нашему общему прирос намертво. Это вместе с ним за прошедшие почти двадцать лет мы сами изменили лицо района до неузнаваемости. Давайте загибать пальцы в перечень наших славных дел. Если пальцев не хватит – перейдем на костяные счёты. Не забыли ещё сей колхозный компьютер времен становления наших славных руководителей?
Так вот. По всему району там и сям натыкано около двух десятков свинокомплексов. Правда – району от их наличия – как от козла молока. Спросите у любого, кроме засекреченных специалистов – кто хозяин сих живых закромов? Нет ответа. Зато есть постоянная вонь и миграция непонятной рабочей силы, завозимой на эти комплексы с завидной военной организованностью.
Если вы думаете, что от обилия сего свинства в районе свинина дешевле, чем в каком-нибудь лишённом зоологической жизни Кызыл-куме - так вы ошибаетесь. Никаких привилегий жителям района от воткнутых на окраины их сел навозных гнойников нет. Гонят её, свинину, трейлерами по наши большакам в неведомые дали – только пятаки поросячьи в отдушинах фур мелькают. Может – в этот Кызыл-кум и везут – кто ж скажет?
Вот это и запишем первым достижением последних лет.
Второе. Загнём один палец сразу на два святых дела : открытие церквей и ремонт домов культуры.
Тут поражает необъяснимый размах. Людей в сёлах всё меньше, а церквей всё больше. Особенно мощно выглядит храм Сергия Радонежского на Лимане. Его удосужились поставить так, что от ближайших населенных пунктов он отрезан. Из Алексеевского района сюда добираться далеко, а малобыковцам нет хода через строго охраняемую зону «школы менеджмента «Бирюч». Зачем строили? А президент Медведев приезжал. Надо было поразить его воображение. И отчитаться о потраченных на встречу высокого гостя деньгах.
Не знаю – поразили ли, но храм наверняка влетел в копеечку! А вы попробуйте на лугу возвести каменный колосс. Это ж какие миллионы надо только в бут вбухать, извините за каламбур!
Так вот и создается впечатление, что все эти церкви и дома культуры есть удобный способ записать на бумагу любую цифирь расходов. Знакомый священник (называть храм не буду, человек ни при чём) на прошедшее Рождество жаловался: в советские годы прихожан было больше, чем теперь. Как же так, спрашиваю – везде трубят о возрождении православия? Мудрый протоиерей горько усмехнулся в белую бороду: мода на церкви прошла, а с нею умерли почти все бабушки, что теплили тут свечку веры.
Ещё загнём палец. Фермеры и частные предприниматели. Ну – тут кругом беда. Сим барашкам не дают обрасти шерстью сразу законы, банки и чиновники. Опять-таки называть никого не буду, чтобы не будить лиха в отношении сих безропотных трудяг. Один только пример. В высокой административной инстанции комиссия «рассматривает дело» предпринимательницы, которая «не по назначению» использовала аж…58 тысяч рублей. Оказывается – у государства такса такая для первичной организации бизнеса. И за эту сумму, которую женщине выплачивать ещё несколько лет, её судят чиновники, чья месячная зарплата выше этого кредита.
Воистину – один с сошкой, а семеро с ложкой…
Впрочем, дальше загибать пальцы не будем. Тут за что ни возьмись – всюду сплошные достижения. Однако происходящее – это прямое следствие медленного, но верного разрушения страны. И можно сказать, что районные власти в сем деле совершенно не виноваты.
Но есть и недостатки. И вот они – следствие работы именно своих, доморощенных тарелкиных. А когда узнаешь, что штат их контор давно ушел за пределы здравого смысла, то уже не удивляешься хотя бы такому кульбиту: за последние двадцать лет в районе закрыты около двух десятков школ, но райнаробраз не только не сократился, но и превратился в Управление образования. Видимо, когда в районе исчезнет последняя школа, взамен мы получим районный департамент образования. То же и с культурой. Около десяти лет ,ломая чиновничьи палки в колесах собственного упорства, местный поэт собирал и проводил поэтические фестивали. В последние годы «Ведрусский посох» стал уже международным, он разносил славу Бирюча, как творческого и культурного города.
Но вот не хватило поэта – и никто в кругах полномочной культуры не шелохнулся. Умерли в забвении два профессиональных художника. В столице сейчас в Президентском хоре и в ансамбле имени Пятницкого поют две замечательные бирючанки. Но ни разу им не организовали ни одной творческой встречи. Зато на праздники приглашаются дорогущие безголосые «звезды», и это позорище длится годами. И тоже начинаешь подозревать, что так и задумано: не случайно наш отдел культуры волшебным образом превратился в районное Управление культуры.
За эти же годы на селе исчезли, растворились на карте сельхозугодий 18 колхозов и два совхоза. Плохи ли, хороши ли были коллективные хозяйства – вопрос другой. Но они держали уклад, они были тем, что именовалось – КРЕСТЬЯНСКАЯ РОССИЯ. И в годы правления нынешнего главы из этой России выпал целый район…
Нет, я знаю, что так происходит повсюду. Но я-то веду речь не о «повсюду», а о своём многострадальном районе. А историю вопроса я знаю. И могу точно сказать вам, что в начале ХХ века в Бирюченском уезде проживало 203 тысячи человек (190 тыс. – уезд, и 13 тыс. – город (Ефрон-Брокгауз,1907 г).
Сейчас в Красногвардейском районе со скрипом насчитывают 40 тысяч человек. Мне скажут: войны прошли, революции, разукрупнения районов, изменения административных границ. Пусть так . Но вот как выглядел район ещё пятьдесят лет назад, к моменту последней реорганизации. Заметьте – с тех пор ни чумы, ни революции не было. : «1965 г. 7 мая. Вновь образованный Красногвардейский район утверждён в новых границах. Он занимает площадь в 171 138 га.Население 65 тысяч человек. В районе 15 сельских советов, 21 колхоз и один совхоз. Имеется техникум и 98 школ, 51 клубное учреждении культуры ( в том числе три Дома культуры), 24 библиотеки, работает 71 киноустановка. К услугам населения 3 больницы, 22 медпункта, 11 родильных домов и 4 аптеки». Это данные из моей книги «Бирюч-Красногвардейское». Три века на карте Родины». Книга осталась в рукописи, потому что денег на её издание мне не дали. Вместо неё выпустили гигантский фолиант «Бирюч. 300 лет», где нет ни ссылок на документы, ни библиографии. Зато вписанная в редколлегию фолианта почти целиком районная администрация так же целиком перенесена и в центральный раздел фолианта : «Гордость и слава района». На собственную славу деньги нашлись, на исследовательскую работу – дулюшки…
Но дело не в моем самолюбии, как вы можете подумать . Моя книга есть в интернете, и , как автор, я вполне доволен её судьбой. А дело в том, что все двадцать лет правления нашего главы район медленно и мучительно вымирает. В год населения края уменьшается приблизительно на тысячу человек. Если так дальше пойдёт – в середине века от нашего района останется только книга с его «Гордостью и славой». Создается впечатление, что край вымарывается нарочно. Буквально на глазах изумленных горожан разрушен, варварски разбит превосходный хлебозавод. Выведены из района Сбербанк, санэпидемстанция, низведен до уровня рядового отделения связи районный почтамт… И конца этим нововведениям не видно. Несколько затормозил агонию угасания президент Путин, вернувший Бирючу статус города и историческое имя. Деньги на это дело позволили поправить дороги, построить стадион и в обратном порядке Дом культуры превратить в соборный храм.
Мне, точно, будут пенять, что тут нет особой вины нашего главы. Да я и не настаиваю на том. Просто ему досталось время перемен, и он не смог противостоять ему. Я даже уверен, что при любом ином главе дела не пошли бы по иному руслу. Мы не можем в одиночку выжить в тисках железобетонной области, как область обречена разделить судьбу России.
Но все это лишь укрепляет меня в мысли, что нынешних глав-старожилов менять никто не будет. Остался же президент, никто не заменил губернатора. Так именно за такое положение дел и боролись наши главы, обеспечивая нужный процент голосов на выборах.
Они свое бессмертие заслужили! И пусть пока оно простирается до 70 лет, но кто запретит Путину, спустя нужное время, подписать закон о 80-летнеим пороге для верных чиновников? А там и до настоящего бессмертия – рукой подать.
Вот так они и поуходят из жизни разом –наши обезлюдевшие районы и их незаменимые главы. Что тут до середины века осталось!