Самара и окрестности рубаха-парень Депардье

Сергей Хазов
Фотка одетого в русскую рубаху, получающего российский паспорт Жерара Депардье обошла весь мир. Человечество разделилось на два лагеря: одобряющих и осуждающих. Министр культуры Франции просит киноактера образумиться. Россияне окунулись в мир политического искусства, наблюдая над историей Жерара, выбравшего российский паспорт среди прочих предложений о гражданстве.

Депардье для меня остается прежде всего актером. Гениальным актером, каким бы политическим флёром не пытались обернуть Жерара сейчас назойливые как мухи комментаторы. Депардье блистательно сыграл молодого подонка, бунтаря и хулигана, ищущего приключений в фильме 1974 года «Вальсирующие». Его герой был «мудаком, крутящим яйца», - написал в одноименной книге её автор, Бертран Блие.

Оставим в стороне политические условности. – Что, если Жерар, как блестящий актер, просто работает над новой ролью? И его российское подданство, это просто спектакль, погружение в роль, изучение страны перед новым фильмом? Масштаб российского сценария куда грандиознее самых лучших сценариев компании Gaumont. Любой кинопродюсер позавидует российскому экшну.

И потому у нас Депардье. Потому он с нами, в России. А вояж по стране, что ж – звезда может себе позволить поездить по огромной Руси, чтобы оценить её величие и масштаб. Соизмерить свое, депардьевское величие с величием новой Родины. В сравнении с которой Франция – как маленький уютный виноградник. Он уже не тот патлатый угловатый верзила, смущенно-развратный с героиней Изабель Юппер. Он – член бомонда, вхожий не только в Европейскую киноакадемию, но и в Европарламент. И при этом – продолжающий шокировать и провоцировать. В том числе – и российским гражданством, ведь это, как отмечают западные журналы: «эмиграция в никуда».

Есть отличный фильм про Джеймса Бонда: «Из ниоткуда с любовью». Депардье, как Бонд, приехал в Россию. Он не воспринимается, как посланник Европы. Нина Берберова говорила про первую волну русской эмиграции: «мы – не в изгнаньи, мы – в посланьи». Про Жерара так не скажешь. Он сам выбрал свою эмиграцию, ступив, сам того не желая, на политическую стезю. И теперь, даже если Жерара возьмут на роль продавца профитролей в Гарлеме, европейцы будут говорить: «о, этот Жерар, он – друг президента Путина». Политика никуда не денется от Депардье. И Жерар это знает. Он искренен в симпатии к России, он не играет её.

Говорят, что лицо любого актера состоит из морщин сыгранных ролей. Когда Депардье улыбался, получая российский паспорт, на его лице не было морщин. Он не играл, он жил эмоциями. Ему действительно нравится внимание, он искренне восхищен русской рубахе и тому приему, что устроили в честь него.

А если в Россию переберутся другие французские звезды? Брижит Бардо, Жан Рено, Кристиан Клавье? С Пьером Ришаром Депардье вполне мог бы сыграть в римейке «Папаш». Получился бы кино-террикон. Кино-симфоджаз. Политический ансамбль с киношным уклоном. Тогда бы люди снова пошли в киношку, посмотреть на старо-парижских звезд, ставших новорусскими помещиками…

Забронзовеет ли в России Депардье? Превратится ли в закормленного и обласканного партией власти «мажора»? Но, позвольте, - «мажором» он был и во Франции…

Сценарий Депардье пишет для себя сам, и возможно, ему надоест амплуа романтического героя, и он станет трагиком. Или - рискнет повторить успех «Вальсирующих», которые в премьерном показе назывались, как и книга Бертрана Блие: «Похождения мудаков»?