Ко дню учителя. Ich weiss nicht

Валентина Колбина
               
  Васильевская школа всегда была на хорошем счету в районе. Выпускники поступали в высшие учебные заведения, программа «Самообеспечение» выполнялась на все сто процентов. Правда, тогда такой программы не было, просто в школе был сад, где выращивались овощи и росли яблони и ягодные кустарники, а на хозяйственном дворе находился большой хлев, где держали свиней. Таким образом, школьники были полностью обеспечены всем необходимым: мясом, картофелем, овощами, фруктами. На зиму варили варенье и делали разные овощные заготовки.

  Учительский состав был сильным, несмотря на то, что в школе было много молодых учителей в возрасте до тридцати лет.
Самому директору было тогда всего двадцать четыре года. Всю учебную работу взяла на себя завуч, женщина строгая и требовательная. Директор в основном занимался решением хозяйственных вопросов. Молодым учителям строились квартиры, в школе был построен спортзал, а потом – мастерская. Хозяйственной сноровке молодого директора можно было только позавидовать.

  Случались и проверки, но, как правило, грубых замечаний не было, и в школу время от времени приезжали учителя из других школ. То секция учителей истории приедет поучиться у Капитолины Алексеевны, то биологи приедут перенимать опыт Тамары Васильевны.  Нередко на базе школы проводились семинары директоров.
Это теперь я знаю, что такое семинар директоров, как к нему готовятся, и как его проводят. Учителя заранее знают, к кому пойдут директора, готовятся сами и готовят учеников, чтобы те не подвели учителя перед гостями.

  Когда стало известно, что в школу приедут директора всего района, завуч сообщила за день до этого события и объявила, кто будет давать открытые уроки. Я должна была показать урок немецкого языка в 7"Б", где было много мальчишек, которым немецкий язык не нравился, и учились они кое-как. Я старалась по всем правилам методики развить у них коммуникативные навыки и умения, объясняла, что если они не знают что-то, должны сказать по-немецки: «ich weiss nicht», то есть, «я не знаю». Вот эту фразу мальчишки усвоили хорошо.

  Когда приехали директора, им предложили на выбор несколько классов и учебных предметов. Это были история, биология, математика, география и немецкий язык. 
Ко мне на урок пришли человек пять. Все - маститые директора с большим стажем и опытом административной работы. Не знаю, что их привлекло на урок иностранного языка, ведь они по специальности были явно не иностранноведы. 

  Я старалась сосредоточиться на учебном материале, работала с учениками по учебнику, по картинам. Пока читали текст, проблем не возникало. Но как только перешли к обсуждению прочитанного, мальчишек на разговор вызвать не удавалось. На все мои вопросы у них был один ответ: "ich weiss nicht".
  Вопросы ученикам задавались на протяжении урока, но правильно отвечали только девочки. Может быть, не столько правильно, даже с ошибками, но разнообразно. Я исправляла их, и девочки отвечали еще раз. А исправлять мальчишек не надо было, потому что они без ошибок твердили одно и то же: "ich weiss nicht".   
  Я уже не лезла к ним в душу. Принцип коммуникативности сохранялся - и хорошо. На свои вопросы я получала правильные ответы учеников, которые не могли ответить, потому что не знали.

  Когда директора уехали, завуч пригласила в учительскую всех учителей, чтобы подвести итоги. Она сообщила мнения гостей о том, что они увидели на открытых уроках. Как правило, серьезных замечаний не было. Когда речь зашла о моем уроке, завуч сказала, что директора были приятно удивлены тем, как отвечают ученики.
Особенно поразило то, что даже мальчики на протяжении всего урока говорили только на немецком языке.
  Если бы знали директора, что говорили мальчишки только одну фразу: «я не знаю».