Вопросы к коллоквиуму по предмету «Политическая Экономика». (2012/13 у.г.)
Примечание: все ответы необходимо давать на конкретном материале своей страны и эпохи, ответы, основанные на абстрактном определении понятий (как «должно быть») признаются неудовлетворительными.
Раздел 3. «Классовая теория и многоукладность».
27. К какому укладу (родо-племенному, рабовладельческому, феодальному...) относятся отношения «крышевания»? Имеются ли различия в зависимости от типа «крышуемого» бизнеса (индивидуальное предпринимательство, малый, средний, большой бизнес)?
28. Какой уклад способствовал многолетнему успеху сицилийском мафии?
29. Ваш автомобиль останавливает сержант с полосатым жезлом. Обвиняет Вас в нарушении. За нарушение полагается большой штраф. Он намекает, что можно откупиться. Элементы каких укладов прослеживаются в Ваших отношениях с сержантом? Обоснуйте.
30. Что такое «распил денег» с точки зрения классовой теории?
31. Вы – сотрудник научного института. Элементы каких укладов прослеживаются в Ваших отношениях с дирекцией?
32. Вы сотрудник мэрии. Тот же вопрос относительно Ваших отношений с а) выборным мэром, б) начальником отдела, в котором Вы работаете, с) дядей Гришей.
33. Вы – депутат. Укажите основные типы классовых отношений, в которых Вы вовлечены. Какие особенности необходимо учитывать, если а) Вы депутат большинства, б) меньшинства.
34. Аналогичный вопрос относительно сотрудников банка: а) кассира, б) директора. Что можно сказать о хозяине банка? О его акционерах?
35. Вы – известный писатель, публично борющийся за изменение политического строя в своей стране. Что можно сказать о Вас в этом случае?
36. Вас послали одного в космическую экспедицию. Предполагаемая продолжительность - Ваша жизнь. Можно ли утверждать, что вы больше не состоите ни в каких отношениях, которые можно назвать классовыми?
От издателя. К сожалению, в наши руки попал только один листок из полного списка вопросов к коллоквиуму. Надеемся, что в дальнейшем этот небезинтересный список удастся пополнить. Другой повод выразить сожаление – то, что нам не удалось ознакомится с предполагаемыми ответами, ни «каноническими», которые ожидают преподаватели, ни хотя бы несовершенными студенческими. Впрочем, заинтересованные читатели могут предложить свои собственные в рамках дискуссии к этой публикации, если таковая возникнет.